УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Калиниченко Светлана Вячеславовна

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_dlya_6_klassa_udelnyy_period_rusi.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 6 «а», «б».

Тема: «Удельный период русской истории» урок № 1, в разделе «Русские земли в 12 – начале 13 века»

Тип  урока: урок - изучение нового материала

Цель:

Образовательная: Выявить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности, характерные черты удельного периода.

Развивающая: продолжить формирование умений на основе анализа текста выделять причинно-следственные связи и положительные и отрицательные итоги явлений.

Воспитательная: продолжать воспитывать уважение к истории своей страны.

Структура  и  хронометраж урока:

  1. Организационный  момент – 2  минуты.
  2. Вызов – 10  минут.
  3. Осмысление – 26  минут.
  4. Рефлексия – 5  минуты.
  5. Домашнее  задание – 2  минута.

План урока (для учеников)

1. Понятие "феодальная раздробленность"

2. Причины раздробленности

3. Плюсы и минусу удельного периода.

Оборудование: схема фишбоуна - на доску, атласы по истории России, учебные тексты.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент (2 мин.)

1) тематический 2) дисциплинарный

  1. Вызов. (10 мин.)

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Организация самостоятельной работы учащихся с картами.

Ответьте на вопросы: Какие изменения произошли? Мы сталкивались с похожим процессом при изучении средневековой Европы. Как мы можем назвать данный период истории?

Прием "Понятийное колесо"

Чтобы разобраться с понятием, давайте подберем к нему синонимы, ассоциации.

Опираясь на данные карты и синонимы которые вы подобрали, сформулируйте определение раздробленности.

Мы выделили тему. Какие вопросы мы можем к ней поставить? Давайте составим таблицу "Толстые и тонкие вопросы".

                                       

Работа с историческими картами:

Сравните территорию древнерусского государства первой половины XI века и русские земли второй половины XII века.

Период феодальной раздробленности.

Фронтальная работа. Подбирают синонимы и ассоциации, учитель на доске записывает их в виде колеса. Феодальная раздробленность: распад, отделение земель, разложение, разобщенность, раскол, разъединение, разрозненность, обособление.

Формулировка ключевого понятия.

Политическая (удельная) раздробленность – распад единого Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

Индивидуальная работа: составление таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что такое феодальная раздробленность?

Когда она началась и сколько продолжалась?

Сколько самостоятельных княжеств образовалось?

Какие княжества образовались в удельный период, какие из них - самые сильные?

Почему началась феодальная раздробленность?

Что положительного можно выделить в раздробленности?

Какие минусы в удельном периоде?

Можно ли считать, что Русь полностью утратила свое единство?

По цепочке учащиеся называют свои вопросы (не повторяясь), если кто-то пропустил важный вопрос - он дописывает таблицу. Какой вопрос на ваш взгляд самый важный?

Формулировка целей урока.

Каковы наши цели урока? Ответить на вопросы – познавательные. А что нам необходимо сделать, чтобы их достигнуть? Поработать с текстом, картой – тоже наши цели.

  1. Осмысление (26 мин.) 

Мы выделили главный вопрос - главную проблему: Причины феодальной раздробленности. В парах поработайте с учебным текстом "Причины феодальной раздробленности" и составьте фишбоун. Схема фишбоуна на доске. Один человек из пары должен выбрать причины раздробленность, второй к каждой причине подобрать факт, ее иллюстрирующий. Вывод сделайте совместно.

Чтение и анализ текста => составление фишбоуна.

Политическая:

Стремление феодалов к самостоятельности, независимости от Киева  

Социальная: усложнение социальной структуры

Благоприятная внешнеполитическая обстановка

Натуральное хозяйство

феодальная раздробленность была неизбежной

Перестали делиться доходами с Киевом

Появились новые сословия: дворяне

Зародились крупные вотчины бояр

Отсутствие серьезных врагов

Коллективный разбор фишбоунов.

Элемент дискуссии:

Как мы можем оценить феодальную раздробленность? С положительной или отрицательной стороны? Класс делится на 2 группы и выдвигает аргументы. В более слабом классе можно предложить использовать учебник.

Положительные последствия

Отрицательные последствия

- рост экономики княжеств

- обогащение культуры княжеств

- рост городов

- ослабление военной мощи страны

- нападения кочевников

-усобицы между князьями

По итогам дискуссии составляется таблица:

  1. Рефлексия (5 минут)

Посмотрим еще раз на понятийное колесо и определение, которое мы дали. Как мы можем его дополнить?

Исторический период в истории Руси XII - XV  вв., который характеризуется тем, что формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества обособляются от Киева.

Возвращаемся к тонким и толстым вопросам.

На какие вопросы мы сегодня ответили? Насколько полно мы их осветили?

Что еще осталось нам неизвестно?

Домашнее  задание (2 мин.)

Для всех: параграф 13, контурные карты.

По желанию: написать рассказ о раздробленности от человека, который жил в удельный период истории (князя, боярина, дворянина, киевского князя)

Приложение (учебный текст)

Причины феодальной раздробленности.

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и действовало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств.

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства.  Главной причиной стала политическая. С течением времени удельные князья, а также местная феодальная знать в лице боярства, своими самостоятельными действиями начали подрывать основу единства государства. Удельные князья, почувствовав слабость центра - Киева, теперь не желали делиться своими доходами с центром, а местные бояре активно поддерживали их в этом.

Следующей причиной феодальной раздробленности стала социальная. К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские низы. Это были новые, активно развивающиеся слои населения. К тому же зарождалось дворянство, служившее князю в обмен на земельное пожалование. Усложняющаяся социальная структура общества также способствовала обособленности земель.

Существенную роль в распаде государства сыграла и экономическая причина. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения боярства, монастырей и церкви. Натуральный характер хозяйства предоставлял правителям каждого региона возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.
      В XII в. способствовала феодальной раздробленности и спокойная внешнеполитическая обстановка. Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ.
    Вначале феодальная раздробленность способствовала подъёму земледелия во всех русских землях, расцвету ремесла, росту городов, бурному развитию торговли. Но со временем постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Разобщенность и постоянная вражда друг с другом привели к исчезновению многих княжеств, но главное, - стали причиной необычайных тягот для народа в период монголо-татарского нашествия.
     Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были
Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни.

Калиниченко Светлана Вячеславовна, учитель истории и обществознания, МОАУ СОШ № 4 г. Орска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периоды русской истории в географии России.

Территория России в разные периоды истории, основные занятия населения, политическое устройство, изменение границ....

Урок по истории на тему "Русская культура XIV-XV веков"

Даны основные аспекты развития русской культуры XIV-XV веков....

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...

УРОК – ИГРА «ЧТО ГДЕ КОГДА – РУССКАЯ ИСТОРИЯ!»

УРОК – ИГРА: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? – РУССКАЯ ИСТОРИЯ!»...

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс

Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс...

Презентация к уроку истории «Удельный период русской истории»

Презентация к уроку истории «Удельный период русской истории» (6 класс)...