План-конспект урока истории на тему "Александр II - реформатор и освободитель"
план-конспект урока по истории по теме

Есина Елена Васильевна

Подробный план-конспект урока истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока истории34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Александр II- реформатор и освободитель»

Цели урока:

 познакомить учащихся с реформами 6070 гг., показать их либеральный характер с одной стороны и ограниченность с другой;
 развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать исторические источники и иллюстративный материал;
 на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше.

Оборудование урока: раздаточный материал – документы, характеризующие либеральные реформы 6070 гг.Х IХ века;  видеофильм, компьютер, проектор, иллюстрации.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя . Оргмомент.
  2. Отрывок фильма «АлександрII ».  События какого века мы изучаем? (середина 19 в.);  о правлении какого императоре мы сегодня будем говорить? Назовите годы его правления?

Записать слова, которые помогут ответить на вопрос «Что я знаю об Александре II»

Александр II

(император, реформатор, освободитель)

Сформулируйте  тему сегодняшнего урока?

(Работа с иллюстрациями на доске) Как вы думаете, почему у нас две фотографии Александра 2, но одна цветная, другая черно-белая? (сложность, двойственность и противоречивость реформ, были плюсы и минусы) .

Какую первую реформу провёл Александр II? (просмотр видеофильма, задание на доске).

Переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная реформой, которую Александр 2 провел первой

  1. 1168 (1861 год)
  2. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)
  3. ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)
  4. КУПВЫ (ВЫКУП)
  5. СВОАДБО (СВОБОДА)

Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.
(Ученики работают в парах: один называет термины, другой даёт определения). (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, личная свобода, мировой посредник, уставная грамота и т.д.).

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг.

Давайте спланируем цели урока

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о преобразованиях, проведённых Александром Освободителем в 6070 гг.
Мы должны с ними познакомиться и дать им характеристику, выявив положительные и отрицательные стороны.

Реформы 60-70 гг. получили название либеральных. Как вы думаете почему?

  1. Работа в группах,  по документам
  1. человека у компьютера: указать плюсы и минусы реформ.
  • Земская реформа
  • Городская реформа
  • Военная реформа
  • Судебная реформа
  • Реформа в области просвещения


Какие же вопросы решали земства?
Учащиеся работают с документом1. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утверждённое 1 января 1864 г".(Извлечение)
1.Для заведования делами ,относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда ,образуются губернские и уездные земские учреждения…
2. Дела ,подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I .Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II .Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения , содержимых на счёт земства.
III .Меры обеспечения народного продовольствия.
IY. Заведование земскими благотворительными заведениями.
Y. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
YI .Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
YII .Участие ...в попечении о народном образовании ,о народном здравии и тюрьмах.
YIII .Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений...
7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел...
8. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...

Вопросы к документу для обсуждения с учащимися:

1.Какие дела находились в ведении земств?
2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?
3. Какие вопросы не решали земства? ( политические )
4.В чём сильные и слабые стороны земской реформы?
5. Где не было земств? Почему?


По такому же принципу разбирается городская реформа. Учащиеся работают с извлечением из Городового положения от 16 июня 1870 г.:
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану ;заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров ,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб , каналов ,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах ,законом указанных...об сохранении народного здравия ,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности ,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...
г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях ,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек ,музеев и других подобного рода учреждений;
д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...

Вопросы к документу:

1. Какие проблемы городской жизни решало городское общественное управление?
2. Сравните земскую и городскую реформы. В чём значение этих реформ?

Самая последовательная реформа – судебная (1864 г.)

Учащиеся разбирают извлечение из
Учреждения судебных установлений, Высочайше утверждённое 20 ноября 1864 г.:

1. Власть судебная принадлежит:
мировым судьям,
окружным судам,
судебным палатам и
Правительствующему Сенату –
в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных , коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.
3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...
4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях ,означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.

Вопросы к документу:

1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?
2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?
3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?

Учитель комментирует ответы учащихся, при необходимости дополняет их. Коллективно составляется схема "Судебная система по реформе 1864 г.". В заключении этой части урока учитель объясняет новые принципы судопроизводства: состязательность, выборность мирового судьи и присяжных, независимость судей , гласность.
Учащиеся делают вывод о достоинствах и недостатках проведённой реформы.

Судебная реформа 1864 года. Основное содержание

ЗАДАНИЕ №1.

Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом и ответьте на вопросы:

1. Когда была проведена судебная реформа Александра II?
2. В каких документах излагались нормы нового судопроизводства и судоустройства?
3. В чем заключались важнейшие нововведения судебной реформы? Каковы её главнейшие принципы?

«За десять лет до судебной реформы славянофил А. С. Хомяков с горькой обидой за Россию писал:

В судах черна неправдой черной,
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести, лжи тлетворной,
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.

Для искоренения этой мерзости государству требовалась сильная судебная власть, которую не просто следовало отделить от власти административной, но создать практически заново. Чтобы «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», «возвысить судебную власть» и утвердить в народе «то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего»1,— Александр II 20 ноября 1864 года утвердил четыре судебных устава: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На фундаменте этих законов развилась оригинальная и самая эффективная в нашей истории система правосудия.
Суд, наконец, отделился от административной власти, да так последовательно, что даже абсолютный монарх — самодержец всероссийский — с 1860-х годов уже не решался непосредственно вторгаться в дела правосудия и был вынужден при необходимости искать окольные пути давления на суд либо ограничивать его самостоятельность новыми законами. В результате реформы вводился гласный, состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура. Законодательство о суде впервые в отечественной истории установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменила свободная оценка их судом. Сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемы по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений».

Ильин А.В. Морозова С.А. Из истории права.

Важнейшим нововведением реформы являлось учреждение  суда присяжных, обеспечившего реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Однако составители судебных уставов, позаимствовав на Западе этот демократический институт, постарались приспособить его к условиям самодержавной монархии. В результате дела о государственных преступлениях, о многих должностных правонарушениях и тому подобные изначально оказались неподсудны суду присяжных в России. А чтобы усилить в суде влияние бюрократии был введен служебный ценз: несмотря на имущественный ценз, выборные служащие сословных самоуправлений и все чиновники вплоть до V2 класса включались в списки присяжных заседателей, как бы бедны они ни были.

ЗАДАНИЕ №2.

Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы к нему, приведенные ниже.

Извлечения: Учреждение судебных установлений // Российское законодательство X—XX веков. Т. 8

81. Присяжные Заседатели избираются из местных обывателей всех сословий:

во-1-х, состоящих в русском подданстве;
во-2-х, имеющих не менее двадцати пяти и не более семидесяти лет отроду и,
в-3-х, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.

82. Присяжными Заседателями не могут быть:

1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или... более строгому наказанию...
2) исключенные из службы по суду, или... же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекою за расточительность;
5) слепые, глухие, немые и лишенные рассудка и
6) не знающие русского языка.

84. В общие списки Присяжных Заседателей вносятся:

1) Почетные Мировые Судьи.
2) Все состоящие в государственной гражданской службе, по определению от Правительства, в должностях пятого и ниже классов, за исключением:

а) членов судебных мест, участковых Мировых Судей, Обер-Секретарей и Секретных судебных мест, Судебных Приставов и Нотариусов;
б) лиц прокурорского надзора при судебных местах;
в) Вице-Губернаторов;
г) чиновников, занимающих должности Казначеев, а также Лесничих казенных лесов, и
д) чиновников полиции вообще;

3) Все состоящие на местной службе по выборам дворянских и губернских обществ, кроме Городских Голов.
4) Крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов или в добросовестные волостных и сельских расправ и равных с ними сельских судов, а также занимавшие беспорочно не менее трех лет должности волостных старшин, голов, сельских старост или другие соответствующие сим должности в общественном управлении сельских обывателей разных наименований, или бывшие церковными старостами.
5) Все прочие лица, владеющие землею в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах не менее двух тысяч рублей, в губернских городах и градоначальствах не менее тысячи, а в прочих местах не менее пятисот рублей или же получающие жалование или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах не менее пятисот, а в прочих местах не менее двухсот рублей в год.

85. Не подлежат внесению в списки Присяжных Заседателей:

1) Священнослужители и монашествующие;
2) все военные чины, состоящие в действительной военносухопутной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военносудной части в военном и морском ведомствах,— и
3) учителя народных школ.

86. В списки Присяжных Заседателей не могут также быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц <т. е. все наемные работники, включая рабочих>.

Вопросы к документу

1. В чем состоят требования к кандидатам в присяжные заседатели? Сколько цензов (ограничений) предусмотрел законодатель для замещения этой почетной должности?
2. В каких статьях (частях статей, пунктах) содержатся нормы о

— цензе гражданства;
— возрастном цензе;
— цензе неопороченности по суду;
— сословном цензе;
— должностном цензе;
— цензе вменяемости;
— имущественном цензе? Какие другие цензы предусмотрены Учреждением? Насколько логичны эти ограничения? Способствуют ли они правосудию?

3. Демократичен ли состав присяжных, предусмотренный Учреждением судебных установлений:

— для России XIX века;
— для современной России? В чем преимущество цензовой системы по сравнению с принципом избрания в списки присяжных?

4. Какие из цензов, установленных для присяжных в 1864 году, следовало бы, по вашему мнению, сохранить для современных судов? Почему?

ЗАДАНИЕ №3.

Ответьте на вопросы.

1. Определите положительные и отрицательные стороны суда присяжных.
2. Какой вердикт выносил суд присяжных?
3. Сколько человек входило в коллегию суда присяжных?

Труды присяжных заседателей оплачивались весьма скромно, а крестьянам за их участие в суде не платили вовсе, поскольку для них это было «присяжной повинностью». Чтобы не умереть от голода, некоторые заседатели-крестьяне в перерыве между судебными заседаниями нанимались на поденные работы, а иные даже кормились Христовым именем, т. е. нищенствовали.

Противники суда присяжных окрестили его «судом улицы», имея в виду демократический состав скамьи присяжных, относительную мягкость назначаемых им наказаний по ряду преступлений и чрезмерное будто бы количество оправданных приговоров. Однако именно то, что суд присяжных не был заражен канцелярским формализмом, характерным для всех бюрократических учреждений царской России, составляло его главное достоинство.

Извлечения: Казанцев С. М. «Судебная республика» царской России // Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864—1917 годов

На основе списков присяжных заседателей специальная комиссия составляла очередные списки, которые публиковались в газетах. В очередные списки вносились лица, подлежащие призыву в суд в течение будущего года. Так, например, в 1908 году в С.-Петербурге в очередные списки было включено 4200 лиц. Никто не мог быть призываем в качестве присяжного чаще одного раза в два года. Для участия в сессиях окружного суда приглашения присяжным рассылались председателем суда. В суд к открытию сессии приглашалось 30 присяжных заседателей. Обвинение и подсудимые имели право мотивированного и немотивированного отвода шести присяжных. После отвода путем жеребьевки из оставшегося числа выбиралась коллегия присяжных судей из двенадцати основных и двух запасных заседателей, которая и участвовала в рассмотрении дел. После сформирования состава присяжные избирали своего старшину.

Присяжные в зале судебных заседаний располагались отдельно от состава коронных судей. Они имели право на осмотр следов преступления и других вещественных доказательств, а также право задавать вопросы допрашиваемым лицам через председателя суда. Они могли просить у председателя суда разъяснений по всем обстоятельствам дела и «вообще всего для них непонятного».

Присяжным запрещалось во время судебного заседания общаться с кем бы то ни было, кроме членов суда, под угрозой штрафа. Они должны были сохранять тайну совещательной комнаты и за обнародование итогов голосования также подвергались штрафу.

По окончании прений защиты и обвинения председатель суда обращался к присяжным с напутственной речью (резюме) и вручал их старшине вопросный лист для вынесения вердикта. На каждый вопрос судьи присяжные заседатели могли ответить только «да» или «нет»: виновен или невиновен; если виновен, то заслуживает ли снисхождения.
Если голоса присяжных разделялись поровну, закон считал подсудимого оправданным. Оправдательный приговор нельзя было оспорить при условии, что судебное заседание происходило с соблюдением всех оговоренных формальностей. Если же присяжные выносили вердикт о виновности человека, которого судьи единогласно признавали невиновным, то дело могло передаваться на рассмотрение нового состава присяжных.

ЗАДАНИЕ №4.

Ответьте на вопросы.

1. Почему мировой суд и адвокатуру можно назвать демократическими судебными органами?
2.Чем отличались присяжные поверенные от частных?

«Другим демократическим судебным органом, появившимся в результате реформы 1864 года, был мировой суд, в котором без волокиты и излишних формальностей рассматривались дела о незначительных правонарушениях и гражданско-правовых спорах. Впоследствии ни о каком другом учреждении, упраздненном Октябрьской революцией, не вспоминали в народе с такой теплотой, как о мировых судах.
Из всех учреждений пореформенного суда в России лишь одно пережило социальный катаклизм 1917—1921 годов, а именно адвокатура. По судебным уставам адвокаты именовались поверенными и делились на две категории — высшую (присяжные поверенные) и низшую (частные поверенные). Присяжные поверенные имели собственную корпоративную организацию, которая и ведала пополнением их рядов из числа лиц, имеющих высшее образование, стаж работы по специальности более пяти лет, несудимых и не моложе 25 лет от роду. Чтобы приобрести необходимую квалификацию и соответствующий стаж, многие адвокаты поначалу работали помощниками присяжных поверенных. Присяжные поверенные защищали своих клиентов в любых судах, тогда как частные поверенные могли заниматься практикой лишь при том суде, в котором они выдержали квалификационный экзамен. Хотя для частных поверенных юридическое образование было необязательным, зато и дела им позволялось вести только малозначительные.
Нельзя сказать, что дореволюционная русская адвокатура была идеальной. Но лучшие адвокаты России, такие как Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович, Н. П. Карабчевский, прославили свою профессию, защищая справедливость, истину, закон».

Ильин А.В. Морозова С.А. Из истории права.

Домашнее задание.  &15, выучить записи в тетради(фрагмент урока из Преподавание истории и обществознания . Пенягина Наталья Викторовна, )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

План -конспект открытого мероприятия Тема: «Пётр I – великий реформатор или тиран… »

Петр первый был самым противоречивым правителем в русской истории. С одной стороны он сделал очень много полезного, а с другой его сложный характер известен всем. Попробуем разобраться, кем ...