Главные вкладки

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС
    план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

    Подрядчикова Светлана Владимировна

    Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА  ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

    Учитель Подрядчикова Светлана Владимировна
    Цель урока: выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг.

    Задачи:
    - обучающие: составить представление о причинах и проявлениях кризиса, закрепить знания о структуре общественно-политического движения; сформировать представление об эволюции идеологии и тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; его результатов;
    - развивающие: развивать навыки выявления причинно-следственных связей, умение выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать
     проблемы;
    - воспитательные: дать нравственную оценку тактике революционного террора.

    Тип урока: урок изучения нового (комбинированный)

    План:

    1. Отказ правительства от либерального курса.
    2. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.
    3. Убийство Александра II.
    4. Правительство и общество при Александре II.

    Оборудование: учебник Пчелова «История России», мультимедийный проектор, презентация.

    Домашнее задание: § 35,вопросы на стр. 202.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Время

    1

    Организаци-онный момент

    Здравствуйте! Сегодня мы с вами снова обращаемся к эпохе Александра II, являющейся переломной в российской истории.

    Учащиеся готовятся отвечать на вопросы.

     

    0,5 мин.

    2

    Проверка домашнего задания, а также

    знаний и умений

    обучающихся

    для подготовки

    к новой теме

    Беседа с учащимися для актуализации знаний:

     - Чем же запомнилась современникам эта эпоха?

    Если взглянуть на развитие российского общества при Александре II, то мы видим, что вначале тон в общественных дискуссиях задавали гуманисты и либералы, такие как Белинский, Герцен, Хомяков.

    Однако довольно быстро, уже с начала 60-х гг., выделились три основных направления.

    - Какие?

    - Каковы были требования либерально-оппозиционного движения после реформы?

    - Каковы были причины радикализации части общественного движения?

    Учащиеся называют либеральные реформы.

    Учащиеся называют революционно-демократическое, либеральное и консервативное (охранительное). 

    Учащиеся отвечают (несмотря на отсутствие единства в либеральном движении, одним из основных требований было продолжение peформ и введение конституции и центрального всесословного представительного учреждения;

    либеральные реформы 70 — 80 гг. обнаружили свою половинчатость: к введению конституции правительство не приступало, крестьянская реформа многими воспринималась, как грабительская, «хождение в народ» закончилось неудачей; казалось, что тактика террора может устрашить правительство, дезорганизовать его; nравительcmвo станет слабым и с ним будет легко бороться.)

    2 мин

    3

    Постановка

    цели занятия

    Сообщение: К 70-80 гг. стала окончательно ясна непосильность выкупных платежей для крестьян (за 20 лет после отмены крепостного права недоимки составили 84% к годовой сумме выкупных платежей). Возросло количество крестьянских волнений: 1875-79 гг. — 152 волнения, 1880-84 — 325.

    Деревня жила слухами о близком «черном переделе земли», во время которого вся земля будет отобрана у помещиков и роздана крестьянам. Подобные слухи были настолько сильны, что Александр II поручил министру внутренних дел опубликовать официальное заявление о необоснованности крестьянских надежд на передел.

    Беседа с учащимися для актуализации знаний:

    - Вспомните, когда было совершено первое покушение на Александра II? Каковы были его последствия?

    — Вспомните основные идеи консерваторов того времени?

    — Какие события в доказательство своей правоты могли приводить консерваторы?

    - Какой же путь избрало правительство Александра II?

    Итог: Волнения в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, рост оппозиционно-либерального движения, активизация террористической деятельности народников — привели к кризису политики самодержавия в 70—80-е годы XIX в. Это и будет темой нашего урока (Слайд 1), цели, которые мы ставим (Слайд 2), и мы с вами уже раскрыли первый пункт плана. Ваша задача – по ходу рассказа раскрыть второй (Слайд 3).

    Учащиеся отвечают (в апреле 1866 года Д. В. Каракозов стрелял в Александра II в Летнем саду. Покушение привело к отказу от продолжения реформ. Из правительства были удалены почти все либеральные министры. Был закрыт журнал «Современник». По стране прокатилась волна арестов людей, вызывавших малейшие подозрения властей.)

    Учащиеся отвечают (доказательство губительности либеральных и тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции.)

    Учащиеся отвечают (покушения на императора Александра II.)

    Учащиеся отвечают (отказалось от либерального курса)

    Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с планом, записывают первые пункты.

    5 мин.

    4

    Организация

    восприятия

    и осмысления

    новой

    информации,

    т.е. усвоение

    исходных

    знаний

    творческое

    применение и

    добывание

    знаний,

    освоение

    способа

    деятельности

    путем

    решения

    проблемных

    задач,

    построенных на

    основе ранее

    усвоенных

    знаний и умений

    Сообщение: С одной стороны необходимо было продолжение реформ, с другой — в борьбе с терроризмом применялись суровые репрессии к участникам революционного движения и дальнейшее продолжение реформ откладывалось.

    В феврале 1880 г. после очередного покушения Александр II создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе был поставлен активный участник русско-турецкой войны, харьковский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов, который получил неограниченные полномочия. В задачу Верховной распорядительной комиссии входило прекращение террористических актов, усовершенствование полицейских органов, которые показали свою неэффективность в борьбе с участниками революционного движения.

    — Можно ли было навести порядок в стране исключительно карательными мерами?

    Лорис-Меликов полагал, что против революционеров нужно действовать жесткими репрессиями, однако они не должны затрагивать невиновных. По предложению Лорис-Меликова было ликвидировано III Отделение, которое показало свою несостоятельность в новых условиях. Отныне наведением порядка в стране должен был заниматься Департамент полиции, который входил в состав Министерства внутренних дел.

    Однако, по мнению Лорис-Меликова, наводить порядок в стране нужно не только карательными мерами. Произошел ряд важных кадровых перестановок. Вместо министров-консерваторов назначались либеральные сановники. Был снят с поста министра народного просвещения (он же обер-прокурор Синода) консерватор Д. А. Толстой. Цензурный устав был значительно смягчен, прекратилось давление на земства. Наоборот, Лорис-Меликов старался привлечь к сотрудничеству с правительством земства, иные общественные организации, журналистов, т. е. все либеральные силы России. Началась разработка проекта новых реформ, которые предусматривали снижение выкупных платежей, отмену подушной подати.

    Лорис-Меликов предоставил на рассмотрение Александру II проект, предусматривавший создание двух комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования  губернского управления, пересмотра земского и городового положений. Далее предлагалось выдвинуть 10 — 15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения этих законопроектов в Государственном Совете. Этот проект получил название «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова. I7 февраля предложения Лорис-Меликова были одобрены Александром II.

    Проверьте свои записи (Слайд 4).

    Беседа с учащимися

    - Можно ли назвать проект Лорис-Меликова предложением о введении центрального представительного учреждения и ограничении монархии?

    - Почему либералами правление М. Т. Лорис-Меликова было названо «диктатурой сердца»?

    - Вспомните, когда возникла организация «Народная воля»?

    - Работая по вариантам с документами 1 и 2, с.203-204, определите - каковы были ее социальный состав, цели и методы?

    Слайд 5

    Таким образом, цели народовольцев были благородны. Но можно ли благородной цели добиваться, используя терроризм? Давайте поразмышляем над этим вместе с вашими одноклассниками, которые покажут вам сейчас небольшой спектакль (Слайд 6).

    Инсценировка «Ах, зачем вы убили Александра Второго…»  Приложение, презентация, слайды 7-17.

    Учащиеся записывают в тетради:

    М Т. Лорис-Меликов — глава Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями.

    Учащиеся отвечают (нет. Беспорядки, подъем революционного движения были во многом обусловлены объективными причинами — время показало недостаточность, половинчатость проведенных реформ. Самый сложный вопрос — крестьянский — не получил должного разрешения.)

    Учащиеся записывают в тетради:

    Учреждение Департамента полиции при МВД. 

    Учащиеся записывают в тетради:

    Либеральные кадровые перестановки.

    Учащиеся записывают в тетради:

    Смягчение цензуры, прекращение давления на земства, привлечение их к разработке новых реформ.

    Учащиеся записывают в тетради:

    Проект «Конституции» Лорис-Меликова.

    Учащиеся сверяют свои записи со слайдом.

    Учащиеся отвечают (На самом деле предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения выборных представителей. 10 — 15 человек от всей России - это очень мало. При этом они не наделялись законодательными полномочиями, а лишь должны были обсудить проекты в Государственном Совете.)

    Учащиеся отвечают (Диктатура — поскольку сам он был облечен диктаторскими полномочиями. Но также потому, что он был сторонником жесткой политики в отношении революционеров. Но одновременно он старался установить контакт и привлечь к сотрудничеству все умеренно-демократические силы в страны.)

    Учащиеся отвечают (в 1879 году после раскола народнической организации «Земля и воля».)

    Учащиеся работают с документами и говорят, что организация состояла из недоучившихся студентов, основной целью была организация революционного движения в народе. Для ее достижения народовольцы использовали пропагандистскую и агитационную деятельность, совершали террористические акты)

    Учащиеся делают запись в тетради:

    1 марта 1881 года — убийство Александра II.

    Учащиеся смотрят инсценировку, сопровождаемую презентацией.

    25 мин

    6

    Обобщение

    изучаемого

    на уроке

    и введение

    его в

    систему ранее

    усвоенных

    знаний

    Беседа после просмотра:

    — Добились ли народовольцы убийством Александра II своей цели?

    — Подумайте, почему император, прозванный «Освободителем», который отменил крепостное право, провел либеральные реформы в стране, был убит?

    Чтобы узнать, как приняло российское общество гибель императора, прочтите документ на стр. 204 и ответьте на вопросы к нему.

    - В начале урока мы говорили с вами о том, что в начале реформ тон в обществе задавали либералы и гуманисты.

    В чем же главная причина того, что общественное мнение стало быстро «леветь» — в нем стали преобладать сторонники не только революции, но и террористических методов?

     - Пошел ли России впрок урок, который преподали ей «первомартовцы» и Александр II – своей гибелью?

    Учащиеся отвечают (нет. Убийство императора принесло только ужесточение политического режима, появился новый император.

    Возможно, это связано с тем, что Великие реформы были проведены поздно и не в полном объеме, как того требовало историческое развитие. Власть боялась кардинальных изменений, которые, по ее мнению, обязательно приведут к революции. Но, как показало время, отсутствие необходимых перемен также грозит волнениями и в конечном итоге все той же революцией.)

    Учащиеся работают с воспоминаниями Чичерина и отвечают на вопросы (общество было шокировано, сбито с толку слухами и притихло; царь оставил по себе добрую память в народе, прежде всего как царь — Освободитель). 

    Учащиеся отвечают (нерешительность в проведении правительством демократических реформ. Представители этих течений не хотели идти на диалог с правительством, намеревались силой заставить его пойти на более решительные преобразования или вообще взять власть в свои руки.

    Характерной для России, в сравнении с европейскими странами, была слабость либерального, умеренного движения. Правительство и лично царь Александр II были во многом сами виноваты в том, что развитие общества пошло именно по такому пути.

    Да, потому что революционные организации пошли в итоге другим путем. Нет, потому что российская революция была очень кровавой.)

    10 мин

    7

    Подведение

    итогов

    урока

    Итак, мы с вами теперь можем сказать, что сделало эпоху Александра II такой значительной в российской истории – не только реформы, двинувшие страну вперед, но и то, что она поставила перед обществом вопрос цены прогресса.

    Ответьте теперь на вопрос: что лично вам дал этот урок?

    Учащиеся письменно рефлексируют свои впечатления

    2 мин

    8

    Оценка

    знаний, домашнее

    задание

    Выставление оценок за урок.

    Запишите домашнее задание к следующему уроку (Слайд 18).

    Учащиеся записывают домашнее задание

    0,5 мин



    Предварительный просмотр:

         Приложение. «Ах, зачем вы убили Александра Второго…»

    (сценарий театрализованной вставки в урок «Кризис внутренней политики самодержавия в 70-80 гг.», 8 класс)

    Действующие лица:

    Александр II

    А.И.Желябов

    С.Л.Перовская  

    Н.И.Кибальчич

    Н.И.Рысаков

    И.И.Гриневицкий

    Е.М.Юрьевская-Долгорукова

    М.Т.Лорис-Меликов

    Александр III

    Начальник охраны, он же Ведущий

    Мальчик

    Оборудование: презентация с петербургскими видами, реквизит, костюмы.

                                                Пролог (тихо звучит музыка)

       Ведущий: В 1855 г. на престол вступил император Александр II, прозванный в народе «Освободителем» (Слайд 7). Он освободил народ русский не только от крепостного права, но и от полицейского режима собственного отца. Страна изменилась, рванулась вперед — и остановилась... Но поскольку реформы позволили расцвести всем политическим объединениям, царь в итоге оказался между двух огней — консерваторов, негодовавших на него за подрыв основ самодержавия - и революционеров, требовавших ускорить реформы... Император колебался. Выбирал. Не мог решиться ни на что. Медлил, медлил... А в это время революционная молодежь, не терпящая медлительности и полумер, уже вынесла ему приговор... Средоточием революционного террора стала организация «Народная воля» (Слайд 8).

      Мы попытаемся сейчас вместе с вами - не проникнуться, не посочувствовать - а сопережить несколько эпизодов исторической драмы, в который раз перевернувшей историю России... И объектом нашего внимания будут не политические проекты, не анализ исторической ситуации — а просто люди... их жизнь и их смерть... Позвольте представить вам
    участников
    (представление актеров в их ролях, каждый кратко говорит «о себе» заранее подготовленную характеристику персонажа). 

      Большинство из них скоро будут мертвы... Оставшиеся в живых — вряд ли когда-нибудь в
    своей жизни будут счастливы... Но пока они живы — вглядитесь в них. Выслушайте их — и
    постарайтесь понять, что события этих нескольких дней значили для нашей страны...

    Сцена 1. 4 февр 1881,7 ч веч. Заседание комитета «Народной воли». Присутствуют Желябов, Перовская, Кибальчич, Рысаков, Гриневицкий (Слайд 9).

     Желябов:

    ...В восстании что главное — начать! А там разберемся... Наша задача — открыть ящик Пандоры, выпустить на волю ураганы и бури, которые сметут все, нам ненавистное. Взрыв монарха — есть лишь приспособление, отмычка, чтобы сорвать крыши! Это мы берем на себя.
          Кибальчич:

    Не слишком ли много мы берем на себя? Неужели опять — «для народа, но без народа»?

    Желябов:

    А крестьяне и рабочие вступят в дело потом: они будут исполнять роль бури. Вот что у нас есть на сегодня. Соня, расскажи.

    Рысаков:

    -  Да-да! Тиран должен погибнуть! Россия нас поймет, Россия с нами!.. Так - кто, когда, как?

    Перовская:

    Можно, я все-таки расскажу? Мы решили подрыв с подкопом.  Вспомните, Каракозов и Соловьев стреляли почти в упор и — промахнулись. Когда пытались в Александровке взорвать поезд, мина не сработала, потому что исполнители были далеко. Поэтому надо быть близко...

    Кибальчич:

    Между прочим, тогда неизбежны жертвы. И наши, и случайные...
    Гриневицкий:

    Каждый уже решил это для себя! Мы давно к этому готовы!
    Перовская (после паузы):

     — Коля, это бомба. Ты лучше, чем кто-либо, это знаешь.

    Кибальчич (сухо):

     — Конечно, ведь я их делаю...

    Перовская:

    Так вот. Перемещения царя нам трудно предсказать. Но есть место, где он является регулярно — развод городских караулов в Манеже на Садовой.  Возвращается в Зимний дворец по Невскому, на проспект выезжает по Малой Садовой. (Показывает на схеме (Слайд 10). Улица узкая, поэтому подкоп через нее будет нам посилен. Исполнители повернут детонатор в момент проезда царя.

    Рысаков:

    Он может изменить маршрут... (Показывает на схеме). В Зимний можно попасть и через Итальянскую.

    Перовская:

    На этот случай у нас разработан второй вариант. Схема обычная: бомбисты на пути движения кареты. На Малой Садовой с января уже работают Аня и Петр.

    Желябов:

    — Судя по всему, подкоп будет готов в конце февраля... Все, расходимся как обычно, по очереди.

    Гриневицкий:

    А кто... кто метальщики?!

    Перовская:

    Игнатий, вы будете точно.

                                    Перовская уходит провожать гостей.

    Кибальчич (Желябову):

    — Ты заметил, что наши женщины более жестоки, чем — мужчины? Проблема уличных жертв, неизбежных при бомбистских актах... Они от нее отмахиваются...

    Желябов:

    Ты плохо разбираешься в женщинах, Коля. Это не жестокость, а страстность и само-отречение...

                     Сцена 2. 22 ч веч. Желябов и Перовская одни. Нежно берутся за руки.

    Желябов:

    Соня... Я почти не сомневаюсь, что в феврале тебе придется взять все на себя...

    Перовская:

    Ты... ты думаешь...

    Желябов:

    Да. Со дня на день. По любой случайности. Я чувствую затылком слежку... Помни, чем бы ни закончилось, главное — выполнить наше дело.

    Перовская:

    Андрей...

    Желябов:

    Мы ведь оба знали, на что шли... Я верю в тебя.

    Перовская:

    Я все сделаю...

                        Сцена 3. 28 февр. 16ч веч. Александр II и граф М.Т. Лорис-Меликов (Слайд 11).

    Александр П:

    ...Неужели арестован?! Вождь террористов?! Прекрасно! Наконец-то кончится мой «карантин»!

    Лорис-Меликов:

    Ваше величество, арест Желябова не снимает опасности. Группа злоумышленников пока на свободе и есть сведения, что они готовы на отчаянные действия.

    Александр II:

    Михаил Тариэлович, не надо меня пугать. Я уже согласен завтра официально подписать (смеется) вашу конституцию!

    Лорис-Меликов:

    Ваше величество, вы же знаете, что это вздорное название никак не соответствует сути тех законопроектов о выборных людях, которые вы имеете в виду!

    Александр II:

    Я пошутил, граф, я знаю это. Но, если быть серьезным, во-первых, я пережил пока только шесть покушений, а гадалка нагадала мне семь — одно есть в запасе. А во-вторых... вопрос созрел. Нельзя, граф, идти поперек истории... Даже царю...

                                Сцена 4. 1 марта.9.30 утра. Александр II и княгиня Юрьевская (Слайд 12). 

    Юрьевская:

    — ...Саша, ты ведь помнишь мою просьбу?
          Александр II:

     — Любовь моя, никогда твоих просьб не забывал; все сделаю.

    Юрьевская:

    Слава богу! Так не поедешь сегодня в Манеж?
         Александр II:

     — Ах, это? Катя, но нельзя же, у племянника Дмитрия нынче первый развод, он будет в новом мундире. Мальчик очень расстроится, ежели меня не будет.

    Юрьевская:

    — Саша! Сашенька! А фотография, помнишь, давеча, твой портрет разбился?! А орел на крыше...

    Александр П (мягко перебивает): 

    — И голуби на подоконнике померли. Катенька, я  все-таки, если ты помнишь, российский император. Мне неловко бояться своей столицы.

    Юрьевская:

    —  Саша, но, ради бога, хоть не поезжай по Малой Садовой! Я прошу!
          Александр II:

    Конечно, Катенька. Всегда твои просьбы помню. Жди меня к обеду.

         Сцена 5. 1 м.13 ч. (Слайд 13).  В левом углу сцены Гриневицкий, в правом Рысаков. Нервничают, ходят туда-сюда, в руках — свертки-бомбы. В центре ближе левому углу - Перовская, смотрит в зал, в руках платок. Фонограмма — цокот копыт. Перовская взмахивает платком и медленно уходит. В противоход ей из угла идет-бежит Мальчик-посыльный. Рысаков бросает бомбу, взрыв (Слайд 14). Мальчишка падает, стонет, кричит, катается по земле. Со ступенек «кареты» выскакивает Александр II. Рысаков хватается за лицо — неудача! Александр II идет к мальчику, трогает его, крестится, закрывает ему глаза.

    Александр II (разгибается, идет к Рысакову):

    Кто таков?
          Рысаков:

    Мещанин Николай Рысаков...

    Начальник охраны (кричит из-за сцены): 

    — Ваше величество, вы живы?!

    Начинает движение Гриневицкий, навстречу Александр II. Смотрят друг на друга зачарованно. Александр II (смотрит на Гриневицкого, но отвечает голосу за сценой):

    —  Слава богу, жив! Мальчик вот...

    Рысаков (злорадно): — Еще слава ли богу?!

    Гриневицкий и Александр II медленно, в рапиде, сходятся. Гриневицкий медленно замахивается, Александр П медленно поднимает руку на уровень лица.  Взрыв (Слайд 14-2)! Оба застыли в последних позах. Секунда тишины. После оба медленно бесшумно спускаются: Гриневицкий навзничь, Александр II цепляется рукой за «парапет канала», садится, прислоняясь к стене, вытянув ноги вперед. Ноги — неподвижны.

    Перовская (в зал):

    Андрей, я это сделала...

    Александр II:

    Больно... Больно... Во дворец ...умереть там...

          Сцена 6. 9 марта.10 ч утра. Александр III в траурной повязке и Лорис-Меликов (Слайд 15).

    Александр III:

    ...Таким образом, граф, в ваших услугах я более не нуждаюсь.
    Лорис-Меликов:

    Ваше величество, дело не в моей личной судьбе. Ваш покойный батюшка, прозванный в народе Александром Освободителем, говорил мне, что нельзя идти поперек истории.

    Александр III:

    История, как видите, уже распорядилась его судьбой... Вот, извольте видеть, прислал мне... граф Толстой, сочинитель. (Читает с насмешкой). «Преодолейте чувство справедливой сыновней мести! Казненные цареубийцы — мученики, за которыми потянется народ, цареубийцы, прощенные вами, — доказательство милосердия власти, доказательство ее человечности. А народ русский потянется к милосердию и человечности»... Вот так! Я должен
    простить убийц отца!

    Лорис-Меликов:

    Толстой — властелин дум, и справедливо. Вам, императору, не должно руководствоваться чувствами. И о мнении народном верно...

    Александр III:

    Бред! Я не о вас, граф, об сочинителе этом... Они будут казнены! (Слайд 16).
    Лорис-Меликов:

    Ваше величество, за последние полвека правительство много брало у народа и дало ему очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Это может случиться в царствование уже вашего сына...
          Александр III:

    Не смею долее задерживать, граф...

                                                                Эпилог (Слайд 17)

         Фонограмма - песня А. Городницкого «Ах, зачем вы убили Александра Второго...» В это время все участники по одному медленно выходят на сцену и стоят со склоненными головами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

    Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

    Презентация к уроку в 11 классе по истории на тему: "Россия в начале XX века. Внешняя и внутренняя политика самодержавия".

    Материал подготовлен к учебнику Левандовского А.А., Щетинова Ю.А., Мироненко С.В. ( базовый уровень)....

    Презентация к уроку истории в 11 классе "Внешняя и внутренняя политика самодержавия"

    Основные особенности внешней и внутренней политики самодержавия. Личность Николая II....

    Презентация к уроку «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

    Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....

    Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствие для страны

    Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствие для страныПолитика России во второй четверти XIX века отличалась стремлением к продолжению гегемонии России в Европе. Россия ак...

    Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны.

    Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны....

    Конспект урока на тему "Внутренняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс.

    Разработка содержит конспект урока, задания учителя для учеников с расчетом времени, презентация. Материал подготовлен к учебнику Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России 8 класс»...