Доклад об исследовательской деятельности учащейся 11а класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево Тазетдиновой Регины на тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.» Автор: Нугуманова Раушания Кадимовна Учитель истори
статья по истории по теме

 на  тему: «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nugumanova.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад об исследовательской деятельности учащейся 11а класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево  Тазетдиновой Регины на  тему:

«Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.»

Автор: Нугуманова Раушания Кадимовна

Учитель истории - Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия №2

Nurgalievark@yandex.ru

     Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

           ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Работа называется «Трудовой и ратный подвиг учителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Целью исследования было: изучить  вклад учительства в победу в Великой Отечественной войне.

Задачи исследования:

  1. Изучение литературы по вопросу, встретиться с участниками ВОВ и современниками этих событий, взять интервью у учителей нашей школы – детей войны.
  2. Поработать  с материалами районного и школьного краеведческого музея.
  3. Сделать вывод о том, как с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, не смотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались.

                                Этапы работы над научным исследованием.

  1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
  2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
  3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
  4. На основе изученных материалов, написать анализ собственного изучения темы.
  5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

  • наименование учебного заведения, где выполнена работа;
  • фамилию, имя и отчество автора;
  • тему научной работы;
  • фамилию, имя и отчество научного руководителя;
  • город и год.

Оглавление

Включает:

  • наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц)

Содержит:

  • оценку современного состояния решаемой проблемы;
  • обоснование необходимости проведения работы.

Основная часть

(не более 10 страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

  1. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

                     Требования к содержанию исследовательской работы.

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

  • титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
  • текст работы должен быть пронумерован;
  • работа должна иметь оглавление;
  • основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
  • если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
  • работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
  • к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

         Приложение 1.

Трудовой и ратный подвиг учителей в годы

Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Новые задачи и условия работы школы во время Отечественной войны.

22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину, как на фронте, так и в тылу.

Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.

С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.

Из многих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл.

Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем.

В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились.

         

                                      Учебно-воспитательная работа школы.

Общественно полезный труд школьников. Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был придан практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители ученических бригад. Учащиеся овладевали технологией производства и соответствующими трудовыми навыками, учителям удавалось связывать работу на предприятиях с занятиями по физике и химии. Как правило, учителя констатировали, что производительный труд учащихся (2—3 часа в день) благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал более осмысленному и глубокому усвоению знаний.

Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников ни полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общеобразовательный кругозор. Эффективность труда учащихся высоко оценивалась рядом краевых и областных исполкомов Советов трудящихся. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной Армии, активно помогали госпиталям, семьям фронтовиков.

В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНК РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Российской .Федерации были разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках (с учетом особенностей их быта и культуры).

«Правила для учащихся» способствовали укреплению воспитательной работы в школе. «Правила» изучались учащимися. Однако, в ряде мест, к этому изучению подходили формально. Учащиеся бойко отвечали правила, но не всегда руководствовались ими в жизни.

Определенный положительный эффект в воспитательной работе давали те школы, где применительно к конкретным условиям учителя, включая учащихся в общественно полезный труд, руководствовались опытом А. С. Макаренко и опирались на коллектив.

Но, несмотря на то, что учительство под руководством партии активно трудилось, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа школ все же страдала существенными недостатками.

Преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным. Знания учащихся были часто формальными; они не умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни. Война в ряде случаев показала недостаточную практическую подготовку окончивших школу. В школе широко было развито социалистическое соревнование в учебной работе. Желание иметь высокие показатели в соревновании приводило к завышению отметок, к искажению действительного положения вещей. Поэтому соцсоревнование в учебной работе, механически перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся.

В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости — оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу. Это постановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний.

В связи с тем, что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.

Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые задачи.

Борьба за реализацию обязательного всеобщего обучения в военной обстановке.

Война затормозила осуществление обязательного всеобщего семилетнего обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр.

Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени... Никаких ссылок на военную обстановку».

Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся.

Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство.

В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей.

В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в

тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных зданий. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся.

С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток).

Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы.

                                                                                                                              Приложение 2.

Материалы школьного краеведческого музея использованные

                              ученицей в ходе работы

Володина Октябрина Федоровна

Родилась 10.09.1927г. мать Володина Анисья Семеновна, г.р. 1900 рабочая, в годы войны работала грузчицей.   Отец - Володин Федор Степанович, г.р. 1898, служащий, член Коммунистической партии, организатор сельскохозяйственных коммун, руководитель профсоюза рабочих торфпредприятий, Брянской области, управляющий Орловской области страховой кассы. I В начале войны участвовал в формировании народных ополчений из трудящихся г. Брянске и Орла. Погиб в сентябре 1941 года при защите города Орла.

Из воспоминаний Октябрины Федоровны: «Никогда не забуду день 22 июня 1941 года. Стояло чудесное лето. Шли каникулы. Мне было 13 лет. Я закончила 6 класс. Ничто, казалось, не могло нарушить нашего счастья, мира и покоя. Наша семья (мама, старшая сестра, брат и я) жили тогда в рабочем поселке Пальцо Брянской области. В этот день мама работала, сестра и брат ушли к товарищам. Я дома одна, убираю квартиру, слушая радио. И вдруг в12 часов дня по радио Министр иностранных дел Вячеслав Михайлович Молобов сообщает о вероломном направление на нашу страну фашисткой Германии. Война! С этим словом полным страха и ужаса, я побежала по соседним квартирам. Мужчины поняли, что надо собирать рюкзаки в дорогу, а женщины оцепенели от неожиданной вести. Началась самая жестокая в истории человечества война. Врач шел вперед, используя превосходящую в несколько раз боевую технику как на земле, и так в воздухе.

С первых дней войны наша армия вела оборонительные операции. На помощь ей формировались народные ополчения. В июле отец прислал нам письмо, в котором советовал срочно выехать в Тамбов к бабушке. Брянск уже бомбили немцы, а сестра - комсомолка была на оборонительных работах. Ждали ее с тревогой и надеждой. Товарные вагоны для эвакуации уже были поданы. Мы начали грузиться. Скоро в путь. А сестры все нет. И только перед самой отправкой прибежала сестра, худая, бледная, в царапинах. Они, мальчики и девочки 16-17-ти лет, попали под бомбежку в лесу под Брянском, разбежались кто куда. Дорогу домой нашли с трудом. Город Брянск горел, когда мы покидали его, наш товарный поезд тронулся. Мы уезжали от войны, но и в пути она настигала нас. Как только появлялся немецкий самолет, поезд останавливался, и мы выбегали из вагона, скатывались с насыпки вниз, в кусты, канавы, подальше от железнодорожного пути. С самолетов летели листовки, призывающие убивать евреев, коммунистов...

Иногда наш состав загоняли в тупик на целые сутки, чтобы пропустить военные эшелоны. Мы вовремя уехали. 6 августа мы доехали до ст. Обловка Тамбовской области, где и жила наша бабуля. Ее звали Устинья. До сих пор мы чтили память о ней, бываем на ее могилке, когда приезжаем на родину мамы. В годы войны она учила нас всеобъемлющей любви к людям. В ее маленьком домике под соломенной крышей поместилось 8 человек: она тетей Леной младшей дочерью бабули, нас четверо и двое эвакуированных из Киева. Он приехали с военным заводом, который разместили в железнодорожном депо, где раньше ремонтировали только паровозы, а теперь военное оборудование.

Как мы жили во время войны? Нас кормили плодородная тамбовская

      земля. Эвакуированным давали по 30 сотых земли для огорода. Много! Но

как обработать? Ни тракторы, ни лошади, ни коровы нет. Но выход нашли! Сохранения плуг, он-то и помог. Приделали к плугу оглобли, а к ним привязали веревки.г коня встал Алеша из Киева, мама за плуг, а мы, дети и подруги по школе, тянем за веревки...

... военруком у нас был офицер, раненный потерявший руку на войне, он пришел в школу в 1943 году и научил нас разбирать и собирать винтовку, автомат, ходить строем, пользоваться противогазом, взбираться быстро и тихо на косогоры, быстро выполнять команды. Особенно это пригодилось мальчикам. Их после 8 класса забрали в военные училище. 10 класс заканчивали одни девочки.

Жили, надеждой на Победу ждали долго, и этот день настал 9 мая 1945 года. Как только диктор Всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан прочитал приказ Верховного Главнокомандующего о Победе над Германией, все жители Обловки выбежали из своих домов, школ, учреждений, больниц, вокзала.

Слезы радости, объятия, плач, причитания, крики, заиграли гармоны, запели частушки, заплясали все ликовали и плакали.

Родина! Ты победила! Но сколько полегло на полях сражения боевых сыновей и дочерей. Сколько разрушено, сожжено, искалечено. Какой ты вышла из этой войны? Поэт К Симонов представил тебя в образе женщины матери. Думаю, такой же запомнили Родину люди, пережившие войну. Мы видим ее:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдены,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала, - запомнил я Родину.

И вижу ее, накануне победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанный,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

На окраине нашего села Бураево стоит скромный памятник женщине-матери, скорбь, беда и боль застыли в этом облике, напоминая о невосполнимой утрате в годы войны. Принося сюда цветы и возлагая их к памятнику, мы выражаем свою благодарность матерям, воспитавшим сыновей и дочерей патриотами, отдавшими свою жизнь за Великую победу в Отечественной войне 1941-1945г.г.

Закончилась война, но последствия ее, еще дольше годы ощущались в каждой семье, в каждом городе и деревне, во всей стране. Сражение продолжалось на мирном фронте за возвращение к жизни, к труду, к учебе, к счастью.,, и к восстановлению народного хозяйства.

В 1945 г. я закончила школу вместе с сестрой и поступила в Тамбовский пединститут. Общежитие разместили в бывшем госпитале, первокурсникам дали огромную комнату, где был спортзал. В нем поместили 100 человек студентов с разных факультетов, а в читальном зале 75 человек. В других комнатах шел ремонт. В течение года нас переселили в комнаты поменьше (по 15 человек). Печное отопление. Топили сами торфяными брикетами. С пяти утра дежурные затапливали печи и шли в подвальное помещение в очередь за хлебом (500гр.на человека). К Новому году мы по талонам смогли купить себе пальто из голубого сукна и брезентовые туфли на каблучке. Были рады.

Институт тоже нуждался в нашей помощи. Для котельной топливо заготавливали в лесу. Выкорчевывали они и на барже переправляли через реку Цну. Институт расположен у берег этой реки.

После окончания Педагогического института 10 человек были направлены на работу в ашкирию. В Уфе в Министерстве Просвещения нас распределили по школам. Мне дали равление в Бураевскую среднюю школу №2 Здесь я проработала 34 года».

Искандарова Алия Зиевна

«Вставай страна огромная Вставай на смертный бой»

Я, Искандарова Алия Зиевна, родилась 17 декабря 1932 года. В 1940 г. пошла в 1-ый класс 22 июня 1941 года, когда я заканчивала 1-ый класс, Гитлер объявил войну СССР. Немцы захватили Советский Союз, они стреляли, вешали, пытали в концлагерях наших людей. В такое тяжелое время все люди в тылу: дети, женщины, деды, бабушки объединялись. Не покладая рук, старались приблизить День Победы. Для фронта делалось все: пахали землю, сеяли обеспечивали фронт хлебом. Бабушки вязали теплые носки, варежки, шарфы для наших солдат. Сушили картошку и отправляли на фронт. Было очень тяжело. Конечно, эти дела без нас (без детей) не делались. Несмотря на то, что мы были маленькие, все это мы уже делать умели. А с войны почти каждый день приходили известия о смерти отцов и братьев. Несмотря ни на что, мы старались жить. Не было даже хлеба, и нам приходилось есть картошку, но и она заканчивалась. Из-за голода многие дети умирали от голода. Мы продолжали учиться. Приходили утром в школу, обсуждали кого нет и кто умер от голода. Пусть этих тяжелых лет больше никто не увидит! За 1 учебный год давали 1 тетрадь, писали мелко, чтобы хватило до конца учебного года. Учебников у учеников не было, только у учителей. Издавать книги времени не было, нужны были самолеты, винтовки и др.вещи для фронта. И все таки, я не помню, чтобы кто-нибудь сказал, что «Я не училась - книг не было, я не писал - тетради не было». Это было стыдно для нас. Приходя из школы, мы кушали и сразу отправлялись на поле работать.

Мои одноклассники тоже приходили в школу с вестями о смерти родителей, братьев. Им было тяжело, они плакали, но учебу не пропускали. У моей учительницы (Шэргыя апа) тоже умер муж. Мы это узнали из-за того, что она опоздала на урок на 5 минут (если опаздывали на 10 минут, то это был уже прогул). У нее были заплаканные глаза. Но мы у нее не спрашивали, мы сразу все поняли. Ко многим женщинам приходили такие новости, но жизнь продолжалась. В школе было очень холодно, топить нечем. Все еще помню, как с санями за 4 км. из нашей деревни ходили в лес за дровами. Так и выживали. Победа нам не легко далась. Сколько жизней унесла это война... Все жители нашего района которые отправлялись на войну, уходили через нашу деревню. И наверное, из-за этого следы войны все еще остались у меня в памяти, как женщины, дети провожали на войну своих отцов, мужей, братьев. Но Победа настала! 9 мая жители деревни разделились на 2 части. У кого умерли близкие, родные, они плакали, а у кого вернулись живые, они радовались. Были митинги. На одном из таких митингов выступила моя учительница (Музафарова Хоснинур апа) у нее погиб муж, она сказала: «Живые вернутся ждите! А вот те кто ...», - она не смогла закончить свою речь и упала бессознания. Как можно это забыть?!

В годы ВОВ весь народ был един, они как можно быстрее старались приблизить День Победы. И им это удалось! Как трудно не было, нужно было выполнить свой долг перед Родиной, защитить её и стараться продолжать жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока мужества, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

    День  Победы – один из самых знаменательных дней   в истории Великого русского Государства.  Это день  памяти и скорби всех участников   Великой...

События, предшествовавшие Великой отечественной войне 1941-1945г.

События, предшествовавшие Великой отечественной войне 1941-1945г.Началом Второй мировой войны стало нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Война начинала бушевать то в одном, то в другом г...

Мой дед, Комаров Иван Егорович, участник Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г.

В материалах содержатся наградные листы,  воинский путь сельского паренька от  1940г. до1946г....

Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»

Цель: - знать и понимать события отечественной истории;            - воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.Задачи:...

Социально-патриотический проект «Подарок ветерану», посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Наше время – время бурных социальных и экономических перемен. Оно требует от каждого человека активной гражданской позиции. Сила Российского государства прежде всего зависит от творческого и интеллект...

Исследовательская работа «История памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»

Исследовательская работа «История памятника  погибшим  воинам  в годы Великой Отечественной войны  1941 – 1945г. в селе Нижний Суэтук»...

Окружной конкурс «Великая Отечественная война 1941-1945г.г. в истории моей семьи»

Окружной  конкурс  «Великая Отечественная война 1941-1945г.г. в истории моей семьи» (Профсоюзная организация сотрудников)...