Гатчинское отречение
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Конспект урока истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_rossii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок по истории России.         10 класс

Тема урока: Гатчинское отречение ( глава 4. Октябрьский переворот 1917 г.)

Тип урок: Урок изучения нового материала

   Цели урока: 1)Проследить действия антибольшевистских сил

2)Дать оценку политическому лидеру 1917 года – А.Ф. Керенскому

3) Формирование полного представления об основных исторических фактах.

4) Развитие умения самостоятельно делать выводы и обобщения

   Задача: Повышение мотивации и наглядности в усвоении нового материала с использованием ЦОР.

Использование ИКТ и цель использования: ЦОР диск

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
  2. План изучения нового материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

                                                      Ход урока

1.Изучение нового материала.

- Историю создают выдающиеся люди.

- Историю творят массы, их энергия, творчество.

2 точки зрения, но почти всегда они подкреплялись убедительными примерами.

 Истина?

Историю создают отдельные люди, которые оставляют после себя какой-то след. След может быть маленьким или большим, добрым или злым, но достаточно заметным, чтобы повлиять на движение и развитие истории.

  - Какой след в истории оставил А.Ф.Керенский?

  - Что он за человек?

Проследим политическую карьеру Керенского и ее итог «Гатчинское отречение»

Точки зрения:

1. Вина его не в том, что он вел Россию по неправильному пути, а в том, что он недостаточно энергично вел по правильному»  

                                                                                     Ф Степун

2.В его натуре была стихийность, порывистость, случайность, импрессионизм, беспокойное искательство. Керенский терзался потребностью веровать в себя, и то обретал, то терял эту веру, для поддержания ее нуждаясь в преклонении окружающих…

                                                                   В. Чернов      

3.  Керенский – революционер, но пустомеля, лгунишка, обманщик рабочих.                    

                                                                                     

                                                                                     В.Ленин

4.У Керенского была сверхъестественная энергия, изумительная работоспособность, настоящий темперамент. Но у Керенского не было ни надлежащей государственной головы, ни настоящей политической школы…увы, тяжкое бремя история возложила на слабые плечи.

                                                                                      Н.Суханов

  - Какая из точек зрения кажется вам наиболее точной и справедливой?

Но сначала вспомним, как складывалась политическая судьба Александра Федоровича до 25 октября 1917 года?

В «Истории моего дневника» Гиппиус можно прочитать: «Последний акт, молнии выстрелов на черном октябрьском небе. Мы их видели с балкона…Это обстрел Зимнего. И мы знали, что стреляют в людей, беспомощно запершихся там, покинутых всеми - даже главой своим- Керенским».

 - Диск  Россия  20 век. Февральская революция 1917 год. От февраля к октябрю.

 - Где же Керенский?

Утром 25 октября он в спешке покинул Зимний. Два автомобиля отъехали от Зимнего, никто их не задерживал. ВУ одной из машин сидел Керенский. Он едет в направлении Пскова, чтобы встретить войска с Северного фронта, идущих для подавления большевиков в Петрограде.

Керенский ожидал встретить войска в пути, но…главнокомандующий фронтом генерал Черемисов отменил отправку войск.

- Почему занял гибельную позицию для Временного правительства?

Точки зрения:

  1. подозревали в приверженности большевикам.
  2. опасался разлагающего воздействия столичного гарнизона. Не было желания вмешиваться в «Петроградскую передрягу».

Керенский , который приехал в подавленном состиянии, не вызывал никаких симпатий у генерала Черемисова. Чтобы освободиться от неожиданного гостя, генерал доказывал Керенскому, что тому необходимо попытаться сформировать новое правительство. Человеком, который переломил настроение Керенского был меньшевик Войтинский. В обход Черемисова он предпринимает  лихорадочные усилия по розыску генерала, готового двинуть военные части к столице. Им оказался генерал Краснов. Петра Николаевича Краснова убедили, что имеется возможность не только собрать все части корпуса воедино, но и усилить другими частями (700 казаков).

26 октября «поход Керенского-Краснова» начался. Днем казачьи сотни Краснова двинулись на Петроград. К вечеру они были уже в Луге, 27 октября захватили Гатчину, а 28 – Царское село. И хотя в отряде Краснова, как он впоследствии писал в мемуарах, все сильнее ощущались элементы «разложения»,главным образом из-за отсутствия подкреплений, над большевистским Петроградом нависла серьезная угроза: только что образованный Совнарком еще не имел прочных средств обороны, противостоящие ему политические силы к утру 27 объединились в «Комитет спасения Родины и революции». Комитет установил связь с Гатчиной, где находился Керенский, т.о. власть большевиков оказалась перед тяжелой перспективой согласованного удара противников как извне, так и изнутри.

-Кто входил в состав комитета?

Депутаты фракции меньшевиков и эсеров, кадеты.

-Основой их программы было создание некоего нового «демократического правительства». Какова в этом правительстве будет  роль лично Керенского - никто не думал. Известно было, что он во главе фронтовых частей идет к Петрограду. К этому времени военный штаб, сформировавшийся при «Комитете спасения», готовил антибольшевистское выступление. 29 октября юнкерские отряды успешно захватили телефонную станцию, банк. Большевистские власти уже принимали энергичные меры. Юнкерские училища были блокированы, а на подступах к Петрограду шли ожесточенные бои.

По рекомендации Ленина был создан единый штаб обороны города в составе: В.Антонова-Овсеенко, П.Вальдена, К.Еремеева. Около 20 тыс. человек вышли на рытье окопов. К 30 сентября в районе Пулкова было сосредоточено 10 тыс. бойцов. В бою под Пулковом Краснов был разбит и отвел свои части в Гатчину.

 - Почему войска Краснова были разбиты?

Делегаты от казаков сообщили о желании начать переговоры. В Гатчину прибывают большевистские матросы во главе с Дыбенко. Керенскому все представляется как странный сон. Он лежал на кушетке в комнате верхнего этажа Гатчинского дворца, а внизу шли переговоры. Керенский уже знал, на чем они сошлись: его выдадут в Петроград в обмен на пропуск казаков на Дон с оружием и лошадьми. Позднее в мемуарах Керенский писал, что он решил покончить жизнь самоубийством. Но самоубийства не произошло. Решено было бежать. На листе бумаги спешно написал: «Слагаю с себя звание министра-председателя, передаю все права и обязанности по этой должности в распоряжение Временного правительства». «Отречение» Керенского было передано А.Демьянову, возглавлявшему «подпольное» временное правительство.

Листочек бумаги – печальный конец политической карьеры.

- Мог ли быть иной исход?

  1. Оценка деятельности А.Ф.Керенского. Обсуждение в классе, используя точки зрения ( см. выше)

  1. Подведение итогов.

 Россия вошла в 21 век. Самое время оглянуться, бросить взгляд на то, как она входила в 20 век, как его пережила, к чему пришла? От царизма к реформам, от реформ к революции, от революций к сталинизму и снова к реформам. Какую цену заплатила Россия за все общественные потрясения, сколькими человеческими жизнями пожертвовала – теперь это хорошо известно. Но по-прежнему без ясных ответов остаются все те же «проклятые» российские вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценка. "Отречение Наполеона от власти".

Мы решили показать сценку  «Взятие Парижа «, т.к. это  завершающее сражение Наполеоновской кампании 1814 года, после которого император Наполеон отрекся от престола. Автор сценария -...

Программа "Одаренные дети" МБОУ Гатчинская СОШ№1

В сентябре 2015 учебного года в школе была начата работа работа по программе "Одаренные дети". В материале представлен отчет за первое полугодие 2015-2016 уч.года....

Усадьба-дворец Елизаветино в Гатчинском районе. Фрагменты экскурсии.

Фрагменты экскурсии в восстановленную усадьбу "Елизаветино" в Гатчинском районе Ленинградской области. Дворец в Дылицах был «охотничьим домиком» и строился для Елизаветы Петровны...

Маршрут похода выходного дня "Гатчинские гейзеры"

Гатчинские гейзеры — одна из малоизвестных и в то же время одна из самых красивых достопримечательностей Ленинградской области. Находится неподалеку от деревни Корпиково под Гатчиной. Гатчинские...