конспект урока на тему:«Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Аскерова Людмила Геннадьевна

Тема: «Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева»

 цель: изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг., познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать причины участия казахов  в этой войне.

Задачи:

·        Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, узнать  о причинах участия казахов в этой войне

·        Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками:  историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом. Развивать критическое мышление, через  установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Активизировать развитие познавательного интереса, через использование ярких видео - образов, позволяющих погружение в эпоху.

·         Воспитательная – способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

 Тип  урока: комбинированный

Метод: словесный ,групповой 

Приёмы: фишбоун

Ход урока

I Организационный момент.

II Постановка цели урока

 Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему: участие казахов в  крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война». Какие цели и задачи мы определим  на урок?

-Учащиеся предлагают свои варианты…

III Изучение нового материала.

Учащиеся заранее сели по группам.

Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1775 гг. пугачевщиной.

Оценки Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии?

А) в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник, злодей. Единственный человек,  по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин.

Б) В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой.

В) В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война – разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших.

Г) В настоящее время более лояльная точка зрения: - Крестьянская война 1773-1775 годов – народное движение мы попробуем определить: кто он народный герой, заступник крестьян или разбойник, злодей. Ставится проблема.

Просмотр видеоролика «Начало восстания»

Учитель: кто же такой Емельян Пугачев. Краткая биография

Сообщение  ученика:

 Пугачев Емельян Иванович (1740/или 1742/ – 1775), донской казак, хорунжий, предводитель восстания 1773–1775, ранее участник Семилетней (1756–1763) и русско-турецкой (1768–1774) войн. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов на на Дону. В годы Семилетней войны и русско – турецкой войн он храбро сражался и за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на Яик и объявил себя «Чудесно спасшимся» императором :  Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.

     Характеристики Е.И.Пугачева.

"Сам наперед, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как "в порядке артиллерию содержать” и как "правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.

Его называли "извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. "Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”.

Учитель. Почему народ ему поверил? Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах.

Создается ситуация погружения в историю.

МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ
О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ
ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ,

Самодержавного императора, нашего великого государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам.

Я, великий государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Учащиеся читают обращение Е. Пугачева народу, так называемые «прелестные письма.»

Учитель: Почему эти письма называются «прелестными». Какова цель этих писем? Под влиянием  этих писем крестьяне поднимают восстание. Вспомним, с  чего мы начинаем разбирать восстание.

Рассмотрим причины: учащиеся рассматривают в группах причины цели и движущие силы восстания, заполняют таблицу

  Причины

1.     Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян

2.     Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

                 3.  Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья, Казахстана.

      Цели

1.     Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов

2.     Объявление всех участников восстания свободными казаками

3.     Равенство народов и вер

4.     Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III»

5.     (Е. Пугачева)

Движущие силы

1.     Казаки

2.     Крестьяне

3.     Работные люди

Учитель: восстание  проходило в 3 этапа.

1этап.17.09.73-апрель1774 г. 5октября Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его вскоре к нему подошли башкиры во главе с С. Юлаевым. Вскоре повстанцы разбили отряд генерала Кара.  В марте 1774 г. к Оренбургу подошел ген.А.Бибиков. После 6-часового сражения восставшие были разбиты и Пугачев с небольшим отрядом бежал на Урал.

2 этап. Апрель-июль 1774 г. На Урале армия Пугачева пополнилась за счет местных рабочих. Они привезли с собой пушки. Пугачев двинулся в Поволжье, где к нему начали примыкать отряды местных народов. В июле восставшие овладели посадом Казани и осадили ее Кремль. Екатерина II направила под Казань армию ген. Михельсона. Он разбил пугачевцев и остатки их отрядов переправились через Волгу.

3 этап. Июль-сентябрь 1774 г. 31 июля Пугачев в своем указе объявил об освобождении крестьян и уничтожении дворян и чиновников. К нему примкнули тысячи крестьян. Восставшие подошли к Царицину, но взять город не смогли и вскоре у Черного Яра они потерпели сокрушительное поражение. Пугачев попытался скрыться на Яике, но 12 сентября был арестован старшиной и выдан властям. Но восстание продолжалось еще в течение почти целого года.

Работа со схемой, ход восстания.

Задания для групп: Работа с учебником читаем и находим причины участия казахов в восстании Е.Пугачева

 Ответы:

1.     Нехватка пастбищных угодий.

2.     Протест против строительства военных укрепленных линий.

3.     Грабеж казахских аулов.

4.     Постоянные приграничные конфликты.

Учитель :основываясь на текст учебника определите положительные и отрицательные стороны данного восстания.

Ответы учащихся.обсуждение

IV.закрепление

1.Приём фишбоун.

2.тест

Д.з прочитать параграф ,выучить даты

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева»

 цель: изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг., познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать причины участия казахов  в этой войне.

Задачи:

        Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачева, узнать  о причинах участия казахов в этой войне

        Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками:  историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией, интерактивной доской, Интернетом. Развивать критическое мышление, через  установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Активизировать развитие познавательного интереса, через использование ярких видео - образов, позволяющих погружение в эпоху.

         Воспитательная – способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, задавать вопросы, работать в паре, группе. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

 Тип  урока: комбинированный

Метод: словесный ,групповой 

Приёмы: фишбоун

Ход урока

I Организационный момент.

II Постановка цели урока

 Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему: участие казахов в  крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачёва. Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война». Какие цели и задачи мы определим  на урок?

-Учащиеся предлагают свои варианты…

III Изучение нового материала.

Учащиеся заранее сели по группам.

Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1775 гг. пугачевщиной.

Оценки Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии?

А) в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник, злодей. Единственный человек,  по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин.

Б) В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой.

В) В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война – разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших.

Г) В настоящее время более лояльная точка зрения: - Крестьянская война 1773-1775 годов – народное движение мы попробуем определить: кто он народный герой, заступник крестьян или разбойник, злодей. Ставится проблема.

Просмотр видеоролика «Начало восстания»

Учитель: кто же такой Емельян Пугачев. Краткая биография

Сообщение  ученика:

 Пугачев Емельян Иванович (1740/или 1742/ – 1775), донской казак, хорунжий, предводитель восстания 1773–1775, ранее участник Семилетней (1756–1763) и русско-турецкой (1768–1774) войн. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов на на Дону. В годы Семилетней войны и русско – турецкой войн он храбро сражался и за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на Яик и объявил себя «Чудесно спасшимся» императором :  Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.

     Характеристики Е.И.Пугачева.

"Сам наперед, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как "в порядке артиллерию содержать” и как "правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.

Его называли "извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. "Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”.

Учитель. Почему народ ему поверил? Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах.

Создается ситуация погружения в историю.

МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ
О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ
ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ,

Самодержавного императора, нашего великого государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам.

Я, великий государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Учащиеся читают обращение Е. Пугачева народу, так называемые «прелестные письма.»

Учитель: Почему эти письма называются «прелестными». Какова цель этих писем? Под влиянием  этих писем крестьяне поднимают восстание. Вспомним, с  чего мы начинаем разбирать восстание.

Рассмотрим причины: учащиеся рассматривают в группах причины цели и движущие силы восстания, заполняют таблицу

  Причины

1.     Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян

2.     Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

  1. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья, Казахстана.

      Цели

1.     Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов

2.     Объявление всех участников восстания свободными казаками

3.     Равенство народов и вер

4.     Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III»

5.     (Е. Пугачева)

Движущие силы

1.     Казаки

2.     Крестьяне

3.     Работные люди

Учитель: восстание  проходило в 3 этапа.

1этап.17.09.73-апрель1774 г. 5октября Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его вскоре к нему подошли башкиры во главе с С. Юлаевым. Вскоре повстанцы разбили отряд генерала Кара.  В марте 1774 г. к Оренбургу подошел ген.А.Бибиков. После 6-часового сражения восставшие были разбиты и Пугачев с небольшим отрядом бежал на Урал.

2 этап. Апрель-июль 1774 г. На Урале армия Пугачева пополнилась за счет местных рабочих. Они привезли с собой пушки. Пугачев двинулся в Поволжье, где к нему начали примыкать отряды местных народов. В июле восставшие овладели посадом Казани и осадили ее Кремль. Екатерина II направила под Казань армию ген. Михельсона. Он разбил пугачевцев и остатки их отрядов переправились через Волгу.

3 этап. Июль-сентябрь 1774 г. 31 июля Пугачев в своем указе объявил об освобождении крестьян и уничтожении дворян и чиновников. К нему примкнули тысячи крестьян. Восставшие подошли к Царицину, но взять город не смогли и вскоре у Черного Яра они потерпели сокрушительное поражение. Пугачев попытался скрыться на Яике, но 12 сентября был арестован старшиной и выдан властям. Но восстание продолжалось еще в течение почти целого года.

Работа со схемой, ход восстания.

Задания для групп: Работа с учебником читаем и находим причины участия казахов в восстании Е.Пугачева

 Ответы:

1.     Нехватка пастбищных угодий.

2.     Протест против строительства военных укрепленных линий.

3.     Грабеж казахских аулов.

4.     Постоянные приграничные конфликты.

Учитель :основываясь на текст учебника определите положительные и отрицательные стороны данного восстания.

Ответы учащихся.обсуждение

IV.закрепление

Приём фишбоун.

Д.з прочитать параграф ,выучить даты

1. Годы восстания Е.Пугачева:
A) 1772-1775 гг.
В) 1773-1775 гг.
C) 1773-1776 г.
D) 1774-1776 гг.
E) 1775-1778 гг.
2. Казахи каких жузов принимали участие в восстании Пугачева?
A) Старший и Средний жузы.
В) Старший и Младший жузы.
C) Младший и Средний жузы.
D) Весь Казахстан.
E) Нет правильного ответа.
3. Найдите ошибку в перечне причин участия казахов в восстании Пугачева?
A) Обострение земельного вопроса.
В) Нападение и насильственный грабеж Яицких казаков казахских аулов.
C) Строительство казачьих крепостей.
D) Введение новых военных налогов.*
E) Изъятие плодородных кочевий казахов
4. Где находилась ставка Е.Пугачева?
A) На берегу р. Урал.
В) На берегу р. Эмба.
C) На берегу Каспийского моря.
D) На берегу р. Усиха.*
E) Нигде на встречался.
5. Кто был ханом Младшего жуза в годы восстания Пугачева?
A) Абылай.
В) Нуралы.*
C) Ералы.
D) Досалы.
E) Есим
6. Когда было распространен Манифест Пугачева по казахским аулам, с обращением утолить «земельный голод»?
A) 1773 году 18 ноября.*
В) 1772 году 15 октября.
C) 1773 году 20 сентября.
D) 1773 году 17 ноября.
E) 1773 году 10 октября.
7. Сколько казахских джигитов приняло участие в осаде Оренбурга?
A) 1000.
В) 2000.*
C) 3000.
D) 500.
E) 10000.
8. При взятии какой крепости казахские отряды были основной ударной силой Пугачева?
A) Пресногорьковской.
В) Троицкой.
C) Гагарьевской.
D) Кулагинской.*
E) Оренбургской.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Разработка открытого урока по истории России в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством И. Пугачева"...

разработка урока в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

На урок используется краеведческий материал. Учащимися были составлены проекты по темам, а также были использованы другие виды творческих работ (рисунки, сочинения, разыгрывание сценки из "Капитанской...

Крестьянская война под предводительством И. Пугачева

- самое крупное народное выступление в России-восстание не улучшило положение крестьян в стране-впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от котор...

конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

План-конспект урока Истории в 7 классе "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева"

План-конспект урока истории в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством Е.  Пугачева...

Конспект урока истории "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева"

Конспект предполагает использование активных методов обучения на уроке истории в 8 классе....