Докурсовое задание для учителей истории и обществознания от ИРО и ПК РС (Я), 2013 год
материал по истории по теме

Самсонова Розалия Владимировна

Задание для слушателей фундаментальных курсов, содержащее группы заданий по ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokursovoe_zadanie.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ УО «Верхневилюйский улус (район)»

МБОУ Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева

Самсонова Розалия Владимировна

учитель истории и обществознания

Докурсовое задание по истории и обществознанию

для слушателей фундаментальных курсов учителей истории и обществознания

Хоро - 2013

Раздел «История»

  1. Словарь основных понятий ЕГЭ:

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов. ЕГЭ является основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы признают результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.

Участник ЕГЭ – обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации (далее — выпускники текущего года);

- обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ;

- выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ о среднем (полном) общем, начальном профессиональном или среднем профессиональном образовании, в том числе лица, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек;

- граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

Кодификатор – это кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ – один из документов, регламентирующих разработку КИМ. Он представляет собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базового и профильного уровней по каждому предмету.

Демонстрационный вариант – это варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена, которые находятся в открытом доступе и предназначены для тренировки будущих участников ЕГЭ. Задания, включенные в демоверсию, никогда не использовались и не будут использованы на ЕГЭ, но они аналогичным заданиям экзамена. Они созданы и опубликованы специально для того, чтобы  дать возможность любому участнику ЕГЭ составить представление о структуре и содержании будущих экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности.

Спецификация – это документ, определяющий структуру и содержание КИМ по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы.

Контрольный измерительный материал (КИМ) – это экзаменационные материалы различных видов (тексты, задания и др.), которые выдаются участникам ЕГЭ на экзамене. КИМы разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Разработкой КИМ занимаются специалисты ФГНУ ФИПИ.

Первичный балл – это предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 6. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам колеблется от 37 до 80. Первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования.

Тестовый балл – это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года. Тестовые баллы отличаются от первичных баллов.

Минимальное количество баллов ЕГЭ – это количество тестовых баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Получение результата не ниже минимального количества тестовых баллов по каждому сданному экзамену означает, что участник ЕГЭ успешно освоил программу среднего (полного) общего образования и может использовать полученные результаты вступительных экзаменов для продолжения образования в вузах и ссузах.

Свидетельство о результатах ЕГЭ – это документ, который выдается лицам, участвовавшим в ЕГЭ. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым участник экзамена набрал количество баллов не ниже минимального. Данные обо всех выданных свидетельствах хранятся в ФБД и ФБС.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) – это учреждение, отвечающее за организацию разработки контрольных измерительных материалов ЕГЭ.

  1. Тематическое планирование по одному из разделов (не менее 5 тем) школьного курса истории  России в 9 или 10 - 11 классе.

Название учебного пособия, авторы: учебник Данилов А.А. История России. 9 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  –М.: Просвещение, 2008.

урока

Тема урока

§ учебника

Код(ы) элемента(ов) содержания

(разд. 1 «Кодификатора…»)

Раздел:  Россия 1917-1927 гг.

1

Россия революционная.

§13

3.1.1.Революция 1917 г. Временное правительство и Советы

3.1.2 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное

собрание

2

Начало гражданской войны

§ 14

3.1.3* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика

«военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

3

Гражданская война: основные события, организаторы действий

§15

3.1.3* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика

«военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

4

Экономическая политика в годы войны.

§16 - 17

3.1.3* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика

«военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

5

Социально-политический и экономический кризис 1920-1921 гг. Переход к НЭП.

§18

3.1.4.Переход к новой экономической политике

3.Подборка заданий в формате ЕГЭ (часть 1 и часть 2)

Тема курса «Смутное время»

Текст задания

Код контролируемого элемента содержания

(разд. 1 Кодификатора)

Код требования к уровню подготовки выпускников

(разд. 2 Кодификатора)

Часть 1 (А)

1

Что явилось одной из причин Смутного времени?

1.4.6.

1.1.

1.4.

1.5.

2

Что было последствием Смутного времени?

1.4.7.

1.1.

1.4.

1.5.

Часть 2 (В)

3

Расположите в хронологической последовательности деятельность исторических лиц:

1. Б.Шереметев

2. Г.Отрепьев

3. А Курбский

4. Патриарх Филарет

2.1.2.

1.4.6.

1.4.3.

1.4.7.

1.1., 1.2.

4

Какие три из перечисленных положений относятся к Смутному времени?

1.Восстание И.И.Болотникова

2.Ливонская война

3.Назначение Филарета ростовским митрополитом

4.Введение «заповедных лет»

5. Народное ополчение

1.4.6.

1.4.7.

1.1., 1.2., 2.6.

5

Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями:

А.Борис Годунов

Б. Лжедмитрий 1

В. Лжедмитрий 2

Г.Василий Шуйский

1.подавление восстания И.Болотникова

2. открытая интервенция поляков летом 1609г.

3.учреждение патриаршества

4.прибытие в Москву 2000 поляков.

1.4.6.

1.1.

1.2.

2.6.

6

Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) Смутного времени: 1) польская интервенция 2) опричнина 3) первое и второе народные ополчения 4) «тушинский вор» 5) пресечение династии

1.4.6.

1.1.

2.3.

7

Напишите пропущенное слово:

Период истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом называется _________________.

1.4.6.

1.1.

8

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в

приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

дата

участник

Избрание Б.Годунова на царство

Земский Собор

Восстание И.Болотникова

1606

1611

К.Минин, Д.Пожарский

  1. 1606 – 1612
  2. Первое ополчение
  3. 3 сентября 1598г.
  4. В.Шуйский
  5. А.Телятевский, Г.Шаховской
  6. 2-е ополчение

1.4.6.

1.1

1.2.

1.4.

2.3.

9

«…Самозванец скоро охладил к себе и любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и в обхождении с знатными Ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных Россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься пред иконами; не велел также благословлять и кропить Святою водою Царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкою. Не менее соблазнялись Россияне и благовлением его к Иезуитам, коим он в священной ограде Кремлевской дал лучший дом и позволил служить Латинскую Обедню. Страстный к обычаям иноземным, ветреный ____ не думал следовать Русским: желал во всем уподобляться Ляху, в одежде и в прическе, в походке и в телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством; не мог терпеть бани и никогда не ложился спать после обеда (как издревле делали все Россияне от Венценосца до мещанина), но любил в сие время гулять: украдкою выходил из дворца, один или сам-друг; бегал из места в место, к художникам, золотарям, аптекарям; а Царедворцы, не зная, где Царь, везде искали его с беспокойством и спрашивали о нем на улицах: чему дивились Москвитяне, дотоле видав Государей только в пышности, окруженных на каждом шагу толпою знатных сановников. Все забавы и склонности ______ казались странными: он любил ездить верхом на диких бешеных жеребцах и собственною рукою, в присутствии двора и народа, бить медведей; сам испытывал новые пушки и стрелял из них в цель с редкою меткостию; сам учил воинов, строил, брал приступом земляные крепости, кидался в свалку и терпел, что иногда толкали его небережно, сшибали с ног, давили - то есть, хвалился искусством всадника, зверолова, пушкаря, бойца, забывая достоинство Монарха….»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. События происходили в конце XY века;
  2. Речь в тексте идет о Лжедмитрии 1;
  3. Автор текста осуждает действия героя текста
  4. Народу нравился такой царь
  5. Этот царь правил Россией долго и плодотворно
  6. Время правления этого царя вошло в историю под названием Смутного времени

1.4.6.

1.1.

1.2.

1.3

2.1

2.2.

2.3.

2.5.

2.6.

4. Проблемные задания (задания С5) к пяти урокам школьного курса истории России основной школы (6−9 классы).

Класс

Тема урока

Целевая установка урока

Формулировка

проблемы урока

(проблемное задание)

7

Предпосылки петровских реформ

Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков. 

В исторической науке существует мнение о том, что  «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,

военных и культурных достижений стран Западной Европы». Так ли это, мы узнаем на сегодняшнем уроке и попытаемся найти аргументы в пользу и против этого высказывания.

7

Реформы Петра 1

Осмыслить значение петровских реформ;
Обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах.

Петр 1 - «царь – просветитель» или «злодей, деспот, тиран». Сформировать аргументы в пользу этих двух оценок. Были ли необходимостью реформы, проводимые Петром 1 на данном историческом этапе?

8

Александр 1. Начало правления.

Получить представление о личности нового императора; познакомить учащихся с преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям; охарактеризовать основные направления во внешней политике в начале царствования Александра.    

«дней Александровых прекрасное начало…» докажите, почему так охарактеризовано начало правления Александра 1.

9

Кризис власти: 1916 – февраль 1917г.

Охарактеризовать положение России в годы Первой мировой войны и сложившуюся общественно – политическую, экономическую ситуацию в России в 1916 – нач.1917г.

Вспомните, к каким последствиям  приводило поражение государства в войне? Докажите, что в 1916г. – феврале 1917 г. в России сложился кризис власти.

9

Начало гражданской войны и развитие белого движения

Дать представление о гражданской войне как великой трагедии русского народа

«…А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других».

Почему автор выражает сочувствие обеим сторонам? Приведите аргументы, защищающие позиции обеих сторон.

Задание 5.

Лжедмитрий I

(30 июля 1605г. – 17 мая 1606г.)

        Направления политики царя:

1.Реформы управления:

- Боярская Дума преобразована в Сенат, на заседаниях Сената сам присутствовал, разбирал дела;

- создание единого кодекса законов;

- удвоение жалованья служилым людям, запрет на взятки;

- отказ от сыска беглых крестьян, отмена потомственной кабалы.

Царь  принимал челобитные и всем предоставлялась возможность объясниться с ним. Вместо давней русской традиции укладываться спать после сытного обеда, царь ходил пешком по городу, запросто заглядывая в разные мастерские, где беседовал с мастеровыми людьми. На улицах свободно общался со встречными поданными. В беседах с боярами убеждал их в необходимости дать народу образование, самим путешествовать по Европе, посылать туда учиться своих детей. Его отношение к подданным было непонятно, неприятно для большего числа бояр. Его привычки встречали осуждение, его манеры критиковались.

2. Экономические реформы:

- развитие торговли с иностранными государствами;

- разрешение всем заниматься промыслами и торговлей.

Всем подданным царь предоставил возможность свободно заниматься промыслами и торговлей. Были уничтожены все ограничения на выезд и въезд в государство. "Я никого не хочу стеснять, - говорил царь, - пусть мои владения будут во всем свободны. Я обогащу торговлей свое государство".

Царь, казалось, всей душой хотел блага своей земле, но все это было для россиян как-то неожиданно и поспешно. Многие бояре и сановники весьма недоверчиво встречали его новшества, приписывая их молодости, неопытности и легкомыслию. Им не нравились образ жизни и привычки молодого царя. Они осуждали его за то, что он ведет себя с подданными слишком просто, не по-царски; вводит в соборную церковь  иноверных; смеется над суевериями набожных россиян; не крестится перед иконами; не велит кропить святой водой царские палаты; не думает следовать русским обычаям; садится за обед не с молитвой, а с музыкой; любит ездить верхом на диких жеребцах и т.п.

Его преобразования не успели реализоваться, так как в борьбе за власть с В.Шуйским он потерпел поражение. Его также невзлюбили за неуважение к традициям и национальному самосознанию. Был убит.

Раздел «Обществознание»

Развернутые ответы

«Виды знаний»

  1. Понятие знания
  2. Многозначность термина «знание»
  1.  знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
  2. знание как познавательно-значимая информация;
  3. знание как отношение человека к действительности.
  1. Виды знаний

3.1.   Обыденное знание

3.2.   Народная мудрость

3.3.   Научные знания

3.4.   Паранаучные знания

3.5.   Мифологические знания

3.6.  Познание посредством искусства

 «Проблема познаваемости мира»

  1. Роль познания в жизни человека и человечества
  2. Познаваемость мира как философская проблема
  1. Гносеология
  2. Агностицизм
  1. Ступени познания
  1. Чувственное познание
  2. Рациональное познание
  1. Причины непознаваемости мира

«Знание – сокровищница, но ключ к ней - практика». (Т. Фуллер)

        Высказывание Томаса Фуллера можно понимать двояко. Во – первых, знания можно получить с помощью практики, во – вторых – это высказывание, возможно, дает приоритет практическому критерию постижения истинного знания.  

Знание – это проверенный практикой результат познания.  Как получить достоверное знание, как постичь истину? Эта проблема затрагивала умы многих ученых, философов в течение нескольких столетий и сейчас является объектом споров, теорий, суждений. Автор считает, что получить знания можно путем практической проверки тех или иных явлений. Этому доказательством служат многие эксперименты, которые привели к открытиям в науке. Чтобы получить достоверное знание, необходимо проверить его практически.

        Также, автор в этом высказывании утверждает ценность, значимость знаний.

Сегодняшнее образование нацелено на деятельностный подход, на практические методы обучения, то есть на основе практики у детей развиваются соответствующие компетенции. Меньше говорить, больше делать –  значит, получишь больше знаний.

Если какое либо явление требует доказательства, можно провести эксперимент. Например, в данное время не доказано существование инопланетного разума, если люди когда – нибудь  реально пообщаются с инопланетянами, войдут с ними во взаимодействие, тогда можно будет доказать их существование или то, что земля круглая, доказано кругосветным путешествием.

В педагогике практика является чуть ли не главным в освоении знаний. Урок в музее с экспонатами даст больше результата, чем в просто классе.

Таким образом, практика действительно является путем к знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы РМО учителей истории и обществознания на 2012-2013 уч.г.

графический план работы учителей истории и обществознания на 2012-2013 уч.г....

Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

Портфолио учителя истории и обществознания Янкавцевой Ю.А. - 2013 год

В моем портфолио - итоги работы в школе № 24 за 2009 - 2013 учебные года...

Краткий отчет учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год

Сводный отчёт учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год...

Сводная информация учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год

Отчёт учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год...

Отчет методического объединения учителей истории и обществознания за 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДГБОУ СОШ № 591города Москвы...

Отчет методического объединения учителей истории и обществознания за 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДГБОУ СОШ № 591города Москвы...