Внеурочное мероприятие по истории "Афганистан болит в моей душе..."
методическая разработка (8 класс) по теме

Астапенко Сергей Александрович

Внеурочное мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей новейшей истории - вводу советских войск в Афганистан и рассказывает о участниках этих событий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afganistan_bolit_v_moey_dushe.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие

«Афганистан болит в моей душе…»

Вступительное слово учителя:

Извлекая уроки из прошлого, нельзя не признать, командно-административные методы не обошли и внешнеполитическую область. Случалось, даже важнейшие решения принимались узким кругом лиц, без коллективного, всестороннего рассмотрения и анализа, а иногда и без должного совета с друзьями. Это приводило к неадекватной реакции на международные события и политику других государств, а то и к ошибочным решениям. К сожалению, не всегда взвешивалось, во что обойдется народу и чем может обернуться тот или иной вариант действий.

Брежневское руководство допустило ряд крупнейших внешнеполитических просчетов, которые очень дорого обошлись народам страны.

Серьезным подрывом доверия к Советскому Союзу, его мирным устремлениям явилось решение о введении советских войск в Афганистан (декабрь 1979г.). Спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина, президента Афганистана, достаточно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю. Амин был убит. Посаженный с советской помощью президент Б. Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим «Приглашением». Такое непродуманное решение было принято келейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Об этом даже некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всем народе.

С решительным осуждением данного шага выступил академик А.Д.Сахаров. В открытом письме Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л.И.Брежневу он писал о своей ответственности как гражданина за эти трагические события, когда гибнут советские солдаты и мирное афганское население. Он подчеркивал, что афганские события «кардинально изменили политическое положение в мире, они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде…». Академик Сахаров требовал вывода советских войск из Афганистана и решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась административная ссылка А.Д.Сахарова из Москвы в г. Горький.

В этой необъявленной войне погибло более 15 тысяч советских солдат, 35 тысяч было ранено, более 300 советских солдат пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа в этой войне составили около 1 млн. чел.

Из открытого письма А.Д.Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневу:

«Советские действия способствовали (и не могли не способствовать!) увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ во всех крупных странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживающие любые действия СССР».

Из Постановления Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979г.»:

«Съезд народных депутатов СССР поддерживает политическую оценку, данную Комитетом Верховного Совета СССР по международным делам решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году, и считает, что это решение заслуживает морального и политического осуждения».

Афганистан - страна гор. Расположена она в юго-западной части Центральной Азии. На севере ДРА граничит с СССР. Граница проходит в основном по реке Амударья. На западе - граница с Ираном. На юге и востоке - граница с Пакистаном и северными провинциями Индии.

Выхода к морю ДРА не имеет. Ближайший к ней Персидский залив находится на расстоянии 500 км от юго-западной границы. Горы занимают почти 80 процентов площади страны.

По данным первой в истории страны переписи населения, проведенной в июне 1979 года, в Афганистане проживало 15,54 млн. человек. Афганистан - многонациональное государство. Его территорию населяют свыше 20 различных национальностей и народностей. Большинство населения - собственно афганцы  (пуштуны). Их около 9,5 млн. человек. Второй по численности национальной группой являются таджики - свыше 3 млн. человек. В стране проживают также узбеки, хазарейцы, туркмены, нуристанцы, киргизы, белуджи, казахи и небольшая группа арабов.

Около 90 процентов населения в возрасте от 15 до 60 лет пока еще не умеют читать и писать. Среди женщин число неграмотных достигает 99 из 100. Практически полностью неграмотны малые народности Афганистана, ибо они не имеют здесь своей письменности.

Подавляющее большинство населения ДРА живет в сельской местности (72,8 %) и лишь 11,0 % проживало в городах. Основным типом сельского жилища является глинобитный дом с почти плоской или куполообразной (на юге страны) крышей. Неотъемлемая часть жилых построек - высокий забор, с возведения которого, собственно, и начинается застройка участка. Вот почему афганские селения имеют, как правило, вид крепости, обнесенный со всех сторон глинобитной стеной.

Самым крупным городом Афганистана является его столица - Кабул, где по данным на 1982г., проживало свыше 1 млн. человек.

Подавляющее большинство населения современного Афганистана - мусульмане, исповедующие ислам.

Звучит песня «Вспомним, ребята»

Ведущий:

Минута молчания…

Товарищи, встаньте

И в памяти павших героев представьте…

Остались они навсегда, навсегда молодыми

И вечный огонь полыхает, как знамя, над ними

Навек в нашем сердце бессмертных имён их звучанье

Минута молчанья…

Минута молчанья.

Ведущий:

20 лет-срок в обычной человеческой жизни немалый. Но жизнь длиною всего в 20 лет - трагически мала. Имена Владимира Чеботарева и Александра Попова знакомы сегодня многим. Оба они погибли в неполных 20 лет, исполняя свой интернациональный долг в Афганистане. Не сбылись мечты молодых парней - чистые, возвышенные. Не успели их они осуществить. Зато они успели стать Солдатами, Героями, успели оставить в сердцах людей добрую, светлую, благородную память.

Ведущий: 

До армии Владимир Чеботарев был обычным молодым человеком. Учился в школе с. Аграфеновка, ничем не отличался от сверстников. Разве был только немного дерзким, заносчивым, но быстро и легко находил общий язык. Занимался  спортом, словно заранее готовя себя к будущим трудностям. Учился средне, было и такое, что преподаватели были недовольны его успехами, зная, что Владимир может учиться лучше, знает больше.

Порою, становясь замкнутым и уходя в себя, Володя подолгу рисовал. Рисовал с упоением и вдохновением - и тогда ничего вокруг не интересовало его.

 Служба - последний период в жизни Владимира. Он прошел его почти полностью. До увольнения оставалось совсем немного.

Ведущий:

Идут в атаку молча, стиснув зубы

Призыва нет: «За Родину, вперед!»

Лишь матернут запекшиеся губы

С горы в упор хлестнувший пулемет.

Здесь все другое, не Москва за нами,

Не топчет враг родимые поля.

Пылит земля чужая под ногами

И все же дорогая, как своя.

 

Ведущий:

Подорвался на мине - это значит, что парню оторвало ногу, раздробило кость, клочьями порвало плоть и на белый афганский песок хлынула кровь. Отброшенный взрывом, он лежал,- товарищи бежали на помощь…

Что сказал Владимир, когда овладел собой после мгновенного страшного потрясения? Помогите? Сюда? А может, он крикнул, сказал, прошептал - «Ко мне не подходите - мины. Сам выползу»?

Осколок мины попал ему в затылок. Так и лежал он, и в глазах его отражалось небо Афганистана.

Вот и вся история. История о мгновении, изменившем жизнь человека...

Ведущий:

Не будет речи над могилой,

да и могилы - где они?

Нас всех, как землю опалило

В обыкновенный день войны…

Звучит песня «И ты ушёл в последний бой»

Ведущий:

Они были земляками, учились в одной и той же школе, ходили по одной и той же дороге, и судьба отмерила им один и тот же жизненный путь.

Самостоятельный Саша любил общаться с взрослыми. Рос тихим, немногословным, очень добрым и доверчивым мальчиком. Родители Саши - мама Зинаида Ивановна и отец Владимир Александрович всегда невольно сравнивали своих сыновей: старшего Николая и меньшего Александра Поповых. И находили в их характерах много противоположного: неугомонный, веселый старший брат и тихий, спокойный меньший.

 Саша воспитывался в семье, в которой уважали правду, откровенность, ценили ответственность за свое дело, честное и добросовестное отношение к труду.

С детства Саша проводил больше времени дома. Его не прельщали поездки за пределы своего села. И только на короткое время он отлучался от дома: после школы, когда учился на курсах связистов от военкомата.

Пришло время службы…

Ведущий:

В своих письмах домой Саша мечтал уже о послеармейской жизни, строил планы на будущее.

Биография рядового Александра Попова действительно обыкновенная: школа, вступление в комсомол. Учиться дальше после школы не захотел. Родители, зная его настойчивость и привязанность к дому, не перечили - пусть сам выбирает свой путь.

Саша очень любил свою маму и, делясь в письмах со старшим братом, предупреждал не говорить маме, не расстраивать ее.

Ведущий: 

«Привет из Ферганы!

Здравствуйте, дорогой братуха, Оля и Сереженька! С далеким солдатским приветом к вам я, Саня. Дела у меня идут хорошо. Сейчас нахожусь в Узбекистане, в госпитале. Немного заболел желтухой. Только домой я написал, что здесь в командировке, так что братуха не вздумай проболтаться там дома. Хотя тут ничего страшного нет, но ведь ты знаешь маму, что бы она подумала, прочитав слово «госпиталь». Я им написал, чтобы перевод выслали, хотя не знаю, успею его получить или нет. Смотря сколько буду здесь лежать. Погода здесь немного холодней, чем в Афганистане, но все равно тепло. В Афгане уже вообще теплынь - даже мухи летают. Да, братан, я начал курить. После одного случая. Не помню, писал я тебе о нем или нет. Ведь мы с механом на операции подорвались на фугасной мине. Правда, нам чудом повезло, ни меня, ни его даже не задело. Короче повезло нам. БМП разворотило так, что ее сразу же списали. Так вот после этого я и начал курить.

Хотя думаю бросить, но уже, наверное, не получится. Ты, братан, сразу это письмо сожги, а то не дай бог мама или папа прочитают. Ведь я им пишу, что служу почти на границе с СССР и что ни на операции, никуда не езжу. На самом же деле я попал в ДШБ (десантно-штурмовая бригада) в разведроту. Так что я думаю, ты представляешь, чем мы тут занимаемся. Стоим мы далеко от Пакистана у входа в ущелье «Панжер». Может, ты слышал об этом ущелье?.

Ну ладно, хватит об этом, а то я что-то разошелся, хотел никому не писать об этом, но решил тебе написать.

Да, братан, уже скоро весна, а там и приказ. И я уже год служу, даже не верится - быстро время прошло. Тем более у нас в роте почти половина людей увольняется, так что молодых будет много и мы будем дослуживать. А тем более если мы получим новую машину, то из экипажа один я останусь, а то все молодые.

Ну вот, братуха, и все, что я хотел написать тебе. До свидания. Жду ответа. Только сюда не пиши, а то я могу и не получить письмо. Неизвестно, сколько я здесь буду. Ну, давай. Крепко жму всем руку. Привел Оле и Сереженьке.»

Ведущий:

Дрогнуло сердце у Зинаиды Ивановны, когда получила она весточку от сына из Афганистана. Успел он прислать десять писем, и они матери стоили многого. Она слишком хорошо знала сына. Он не из тех, кто пасует перед трудностями, в минуты отчаянья прячется за спины других. Она читала и перечитывала строчки писем, догадываясь, что ее Саша побывал в боях, что службу несет высоко в горах, что ему не страшны «духи», что у него очень дружный коллектив.

Ведущий:

Не бойся, мама,

и не плачь, родная!

Я буду приходить к тебе во сне,

Когда душа моя, к полету привыкая,

Засветится в небесной вышине.

Я знаю, не унять твоих страданий,

Ты просто вспомни каждый день со мной,

В глубоком сне твоих воспоминаний

Душа моя вернется в мир земной.

В том сладком сне опять мы будем рядом,

Ты сможешь покормить, обнять меня.

Мои друзья, звонки и шутки градом-

Счастливее не сможешь вспомнить дня.

Обыденное будет там как праздник:

Прикосновенья, жесты и слова.

Заплачешь: «Что ж ты натворил, проказник?!»

«Ох, мама, мама, ты всегда права!»

Пускай утраты горечь утихает,

Знай, все нам предначертано судьбой!

Никто вперед путь жизненный не знает,

Во сне твоем всегда я здесь, с тобой!

Ведущий:

 Смерть на войне - разрушение огромного мира, в нем тебя ждали и счастье, и радость, и надежда, и печаль.

Письмо написано 2 февраля 1984 года, а спустя 3 месяца его не стало…

В тот трагический день 26 июня 1984 года Саша вместе со своими друзьями, на бронетранспортере вышел на боевое задание в тыл врага. Выполнив его, группа возвращалась домой на родной КПП, прошли опасную зону, и, кажется, уже ничего не предвещало того страшного, к которому так и не привыкли эти повидавшие смерть парни…

И вдруг оглушительный взрыв мины и свист пуль добавились к шуму БТР. Больше он уже ничего не видел и не слышал...

Ведущий:

Но  жизнь пройдет, развеявшись как дым

Предсмертный миг оставит мне в подарок.

Для мужества - примера молодым

И памяти оставшийся огарок.

Осветит мне секунду бытия

Границу между жизнью и смертью

И вот тогда лишь вправе буду я

На равных разговаривать с бессмертьем.

Ведущий:

         Мы гордимся тобой, Саша. Из тебя получился настоящий человек, отважный воин, верный товарищ, достойный сын.

Ведущий:

Мы хороним любимых,

Но сколь

ни безмерна утрата была б,

Нам дано отвлекаться от боли

На веселые наши дела

Возвращаются радость и гордость,

Осыпается траур с лица-

Лишь афганская тихая горечь

Не спеша покидает сердца.

Нам в погибших нельзя воплотиться

Возвратить им угаснувший свет

И минута молчания длится

В тех, кто вынул счастливый билет

Высока за познание плата

И на жребий нам трудно пенять

Мне сегодня не просто, ребята,

Мне еще предстоит умирать.

Ушли из жизни Александр Попов и Владимир Чеботарев. Но в боевом строю их песни, их оружие и память о них. Вы с нами, Саша и Володя. Вы все с нами, ребята, не вернувшиеся домой.

Мы будем помнить Вас.

Ведущий:

Чтобы стать мужчиной - мало им родиться,

Чтобы стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И как руда пожертвовать собой.

Готовность к подвигу - тоже ведь оружие

И ты его однажды примени…

Письма из Афганистана:

1. «Думали уже все … Проскочили. Думали: все вместе домой вернемся. Живые. И дембельские альбомы у всех готовы были. Так уж заведено в армии: покупаешь альбом потолще да покрасивей, «оформляешь» его всяческой армейской атрибутикой - звезды рисуешь, танки, пушки, самолеты из журналов вырезаешь и наклеиваешь, на первую страницу - повестку в военкомат, а поближе к концу службы - приказ Министра обороны об увольнении в запас, между ними помещается вся твоя солдатская жизнь на фотографиях: друзья, отцы-командиры, а то и девчонка, если повезет. В самом конце - общая дембельская фотография: все в парадной форме, со всеми положенными и неположенными регалиями, а рядом те, кто из тебя, по их же выражению, человека два года делал. В общем, альбом как альбом.

Но вот эта операция. За полтора месяца до Приказа… восемь ребят нашего взвода погибло. Четверо моего призыва. Мы их альбомы потом родителям переслали. Там все как у меня, только не хватает этих последних страниц.

Потеряли мы в этом бою двоих, «духам» куда тяжелее пришлось. А тут ночь. В Афганистане ночи как чернила. Хоть полная луна светит - рук своих не увидишь. «Духи»- то привычные, ребята наши из Средней Азии тоже, а мы, москвичи да рязанцы, как котята слепые. Надо отходить, но замполит уперся и ни в какую. Нельзя, говорит, трупы оставлять. Это точно, это мы и без него знали. И не только из-за того, что перед начальством за убитых отчитываться надо. Нехорошо своих ребят на поругание оставлять. «Утром заберем,- говорим замполиту,- обязательно». «Нет»,- отрезает он,- немедленно». Пошли. Не пошли - поползли. На ощупь. Нарвались на «духа». Я его утром разглядел: худой, в тренировочных штанах, с нашим, видимо, трофейным пулеметом. Пулемет старенький, изоляционной лентой перевязан». Так и появились две лишние страницы в моем альбоме. Там ребята в цинковых гробах и мы в парадной форме».

2. «Война есть война, смерть, кровь, грязь - этого хватает. И убивать приходится. Вроде привыкаешь к этому, и к тому, что тебя могут убить, тоже привыкаешь. Но случаются моменты, когда ты отчетливо ощущаешь в себе… невозможность быть воином, когда она отодвигается и когда человеческой жизни возвращается истинная ее ценность».

3. «Дикий был бой. Мы троих потеряли. Командиру грудь осколком разорвало. Он потом в госпитале умер. Так что злы мы были: казалось, что зубами будем душманам глотки рвать.

И вот врываемся мы на тот холм, с которого они нас обстреляли… Забегаю за скалу. Передо мной дух. Поднимаю автомат. И вдруг вижу: дух-то совсем парнишка, лет ему двенадцать. А в руках базука, и видно, что из этой базуки он только что стрелял. Стоит он против меня - не шелохнется. Не моргнет. И чувствую: ненавидит он меня, еще немного - вспыхнет.

За мной взводный. Увидел пацаненка с базукой - сразу за автомат. Да я дуло в сторону отвел, очередь в камни пришлась. Взводный мне кричит: «Душманам, сука, продался?! В своих стрелять не хочешь?! «В своих»- это потому, что я таджик по национальности.

Понятное дело: операция только что закончилась, взводный самых близких друзей потерял. Он тоже человек, у него тоже нервы.

Только зачем он мне про своих. Таджик, русский, украинец - там все под пулями ходим, там нет наций. Просто передо мной стоял ребенок. Не «дух», не бандит.

Непросто пережить такие моменты. Начинаешь всех подряд жалеть: и мальчишку этого обманутого, и взводного, который полчаса назад чудом отбился от «духов», и ребят своих - живых, мертвых и себя…

Через несколько месяцев после того случая занесло нас в дальний кишлак. Места незнакомые. Проводник нужен. Вот и взяли мы пацаненка, лет двенадцати. Я - за переводчика. Ну, и пока он нам дорогу показывал, возился с ним, был рядом. Кормил, спать укладывал.

И вот ночь. Лежим мы с ним рядом. Над нами небо. Луна. Огромная. Желтая. Я говорю: «Интересно как получается. Моя мама сейчас на эту же луну, наверное, смотрит». Пацаненок аж подскочил: «Как на луну?! Врешь! У вас там круглый год темень. Вы все ходите с оружием. И женщины ваши ходят с оружием. Вы даже спите с автоматами и ножами».- «Кто это тебе наврал?- «Приходил человек… Из-за границы, с той стороны (из Пакистана, значит), он про вас все знает».

Что ты будешь делать? Хорошо - язык у нас один. Ну и принялся я ему про свою жизнь рассказывать. Завтра вставать ни свет, ни заря, а мы не спим. А когда все ж таки задремал наш проводник, то во сне меня за руку взял. Так и проспал до утра».

4. «Вернулся я из Афгана. Ничего. Вроде все нормально. Жизнь идет себе. Мирная. А потом гляжу я на себя после трех лет этой спокойной жизни - а голова то вся седая. В Афгане я понятия не имел, что такое седина.

В Афгане, там хоть и смерть, но как-то было проще. Враг-это враг, а свой - значит, свой. Никаких промежуточных состояний. А здесь… Никак не пойму - кто есть кто, логики все никак не обнаружу.

По возвращении хотел было пойти в милицию. В оперативный отряд. Отказали. Здоровье после Афгана уже не то.

Тогда подал я документы на юридический факультет. Не знаю, почему, но многие из наших поступали именно на юридический. Вот и я стал учиться на вечернем. А днем работал судебным исполнителем. И с таким горем человеческим столкнулся, с такой несправедливостью, что показалась мне военная моя жизнь в Афгане - нормальной, правильной и справедливой, хоть там и кровь.

У нас в Душанбе самый острый вопрос - жилье. Слов об этом с трибун говорится - море, письменными обещаниями земной шар можно десять раз опоясать. И денег на строительство уходит тонны. А жить негде. Люди ютятся в трущобах. Иной раз заходить в помещение, которое по документам числится жильем, и потом целую неделю недоумеваешь, как здесь люди не то что жить, находиться могут.

И вот живет человек, заводит семью, детишки растут, как вдруг выясняется, что не его это помещение, Халупа, барак, глинобитная избенка довоенного времени - но он и на нее права не имеет. Приходится выселять. А куда? И как? Меня эти люди к себе на порог не пускают. Дверь шкафами баррикадируют. В ногах валяются.

         Был такой случай. Надо женщину выселять. А у нее - туберкулез. Да еще в открытой форме. И четверо детей на руках, и все тоже больны туберкулезом. Она, отчаявшись дождаться хоть какой-нибудь площади, самовольно заняла однокомнатную квартиру: надо, стало быть, выселять. По закону все правильно. Но куда? В общежитие. Я говорю: у нее открытая форма туберкулеза, ее лечить надо. Отвечают: ничего не знаем, сказано - в общежитие, значит, в общежитие. И детей вместе с ней. Я все справки о её здоровье собрал. А прокурор ни в какую - выселять! Я к ней. Так, мол, и так, поживете пока в общежитии, потерпите, я, как сумею, помогу, бумагу составлю, сам с этой бумагой куда надо пойду. Она не соглашается. Кричит в голос. Я к прокурору. От прокурора к ней…

         На моих глазах облила она себя соляркой и подожгла. Вот тут я добром Афган вспомнил, научил он меня уму-разуму, повидал я, как там люди заживо горят. Не дал ей - горящей - метаться по комнате. Снял с себя плащ, накинул на нее, сверху еще какой-то матрац навалил. Сбил пламя»

Ведущий: 

Нужны ли герои? Они необходимы. Героя можно воспитать только на героическом. Мы рассказали Вам о судьбах только двух наших земляков. А сколько их всего погибло в Афганистане, Чечне?!

Ведущий:

 По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли убитыми около 15 тысяч человек, ранено 36 тысяч человек, пропало без вести более 311 военнослужащих. Война обошлась нам в 66 млрд. рублей.

Ведущий: 

Коля Чепик, окруженный врагами, взорвал мину на своей груди.

Саша Корявин закрыл своей грудью командира взвода.

Были летчики, которые направляли свои подбитые горящие самолеты на зенитные установки «духов».

Ведущий: 

За годы войны в Афганистане орденом Красной Звезды было награждено более 4 тысяч человек.  50 военнослужащим присвоено звание «Героя Советского Союза» (в том числе  посмертно).

Ведущий: 

По одной улице могут идти ровесники, и один гордо будет выпячивать грудь с надписью на майке «Сделано в США»,  а у второго в груди осколки от мин и снарядов, на которых стояло точно такое же клеймо. И не их в том вина. Это наша общая с вами вина, наша общая беда. И пусть каждый из нас постарается осознать, что они сражались и гибли за нас и из-за нас, в то время как страна проводила праздники, вручала всяческие премии, справляла пышные юбилеи.

«Без вины виноватые»

На станции в Ростове

Вагона два стоят.

В них холод, как зимою,

А пассажиры спят.

Их больше не разбудит

Ни солнца теплый луч,

Ни запах незабудок,

Ни гром из черных туч.

Сказать никто не сможет,

Как долго им лежать:

Родная мать не может

В них сына распознать.

Каких грехов успели

Мальчишки натворить,

Что в ледяной постели

Судьба их сторожит?

Вина у них едина-

Что в 18 лет

Зовет отчизна сына

Безвестно умереть.

Панки, металлисты, рокеры - это мода. На один день, на месяц, на год. Она приходит и уходит. А Честь, Долг, Совесть - это навечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"

Внеклассное мероприятие: "Афганистан болит в моей душе"...

Внеклассное мероприятие по истории: «Афганистан болит в моей душе»

В память о героическом подвиге наших воинов, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля в России считается Днём памяти воинов-интернационалистов....

Презентация к мероприятию "Афганистан болит в моей душе"

Презентация к мероприятию "Афганистан болит в моей душе".В презентацию помещены фотографии войны в Афганистане,а также фотография Сазонова Сергея Владимировича, уроженца д.Иватино Владимирской области...

Тема внеклассного мероприятия: «Афганистан болит в моей душе…»

Цель: изучение истории, воспитание патриотизма, формирование готовности защищать свою страну.Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, бумага...

Внеклассное мероприятие"Афганистан болит в моей душе..."

Для учащихся 5-9классов и педагогов школы...

Внеклассное мероприятие "Афганистан болит в моей душе" (Совместная разработка в соавторстве с Руновой Н.В.

Цель мероприятия: обучающая: познакомить учащихся с предысторией войны в Афганистане;рассказать им о соотечественниках – непосредственных участниках военных действий, которые геройски выпол...

Сценарий мероприятия "Афганистан болит в моей душе..."

Сценарий посвящен советским воинам, служившим в Афганистане....