Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Ногтева Галина Николаевна

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:

умение определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

умение самоорганизации (целеполагание – планирование -  контроль и оценка деятельности) (регулятивное УУД);

умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе

при изучении  темы «Зарождение демократии в Афинах».

Цели урока: обучение смысловому чтению на основе учебного текста.

Задачи урока:

- повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

- формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование -  контроль и оценка деятельности) (регулятивное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).

Структурные элементы урока:

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Элементы урока

№№

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

Мобилизующий этап

1

Мотивация. Здравствуйте, ребята! Снова рада видеть ваши пытливые глаза, ждать интересных, порой неожиданных вопросов. Совершенно уверена, что сегодня на уроке у нас все получится!

Учащиеся приветствуют учителя

2

Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель предлагает построить речевое высказывание на материале домашнего задания.

- Дайте развернутый ответ на вопрос:

«Как жили древние греки в своих полисах?» по  следующему плану:

1.Что такое полис?

2.Какие черты отличают его?

3.Какие полисы тебе известны?

4.Какие занятия существовали у жителей полиса?

5.Кто управлял полисом?

6.Кто такой демос?

7.Чем был недоволен демос?

8. К чему он стремился?

Примерный ответ учащегося на 1 – 3 вопрос.

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет.

Приметный ответ учащихся на вопросы 4 – 8.

Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

(В примерном ответе информация разделена на главную и  дополнительную. Дополнительная информация выделена курсивом)

Построение речевого высказывания; владение монологической речью.

Целеполагание

3

- Понравились ли вам ответы? Почему?

- Как вы думаете, какие умения помогли ребятам дать полный и развернутый ответ на вопрос?

- Что мы повторили в этом задании?

Учитель сообщает тему урока «Зарождение демократии в Афинах».

- Что общего между понятиями «демос» и «демократия»?

- Попробуйте сформулировать цель урока. Что нам необходимо достичь?

Учащиеся говорят, что дать развернутый ответ помогает знание и понимание информации, содержащийся в учебнике. При этом нужно уметь не только читать, но и понимать прочитанное.

Учащиеся формулируют цель урока – научится читать с пониманием.

Целеполагание как

постановка учебной задачи.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

4.

Учитель сообщает учащимся о событиях, которые привели к появлению демократии.

- Послушайте сообщение и ответьте на вопрос «Когда и где появилась демократия?»

Всевластие знати в Афинах, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. В 594-м году до н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Солона наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас Отечество. Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были написаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Эти деревянные доски не сохранились, но греческие историки оставили рассказ об этом.

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.

Примерный ответ учащегося:

- Демократия зародилась в Афинах в конце VI века до н.э.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

5

Прочитайте отрывок  из научного трактата

Аристотеля «Афинская полития» и найдите информацию, помогающую ответить на вопросы. Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?

Отрывок  из научного трактата Аристотеля  «Афинская полития».

  1. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.
  2. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах.
  3. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы...

9... .Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

Учащиеся читают документ вслух по абзацам вслух и отвечают на  вопросы.

Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

Построение речевого высказывания.

Момент осознания учащимися недостаточности знаний. Коммуникация.

Вопросы.

1. Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?  

  1. Чьи законы отменил Солон? 
  1. Какой новый орган власти создал Солон? 
  2. Чем занимался совет ареопагитов? 
  3. Что в государственном устройстве было демократичным?

Примерные ответы учащихся.

1. Отменены частные и государственные долги.  

2. Законы Дракона, за исключением законов об убийствах.

3. Совет четырехсот.

4. Он должен был следить за выполнением его законов.

5. Отмена личной кабалы, апелляция к суду, участие в голосовании.

6.

- Прочитайте самостоятельно п. 3 «Перемены в управлении Афинами» §30. (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. Просвещение, 2011) – Найдите демократические черты государственного устройства Афин, не указанные в «Афинской политии». Работаем по группам.

 

Учащиеся 1 группы работают с текстом первого абзаца, 2 группы – второго и третьего абзацев, 3 группы – четвертого абзаца.

Примерные ответы учащихся.

1 группа.

Для решения важнейших государственных дел стали созывать народное собрание, в котором принимали участие граждане Афин.

2 группа.

Судьи выбирались по жребию из всех граждан, независимо от знатности и богатства.

3 группа.

Решение суда определялось по большинству голосов.

Взаимопроверка и  взаимоконтроль

7.

- Как вы считаете, достаточно у нас информации, чтобы объяснить, в чем состояла демократия в то время?

Учащиеся называют демократические черты государственного устройства в Афинах.

Оценка – осознание учащимися того, что усвоено.

Подведение под понятие.

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Контроль – сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий.

8.

- Попробуйте  составить свое определение термина «демократия»

- Сравните свое определение с определением соседа по парте. Выберете лучшее и запишите в тетрадь. Прочтите определение.

Учащиеся формулируют и записывают определение. Работа в парах – сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения,

9.

Найдите определение термина «демократия» в учебнике. Прочитайте.

Чьё определение близко к определению учебника? Прочитайте свое определение.

Учащиеся находят определение в учебнике и зачитывают его.

Демократия – власть народа.

Учащиеся зачитывают свои определения демократии, близкие к определению учебника.

Рефлексия

10.

Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока, затем оценивает учащихся.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Чему вы научились?

- Удалось достичь целей урока?

- Что получилось?

- В чем испытали затруднения?

- Над чем предстоит поработать?

Примерные ответы учащихся:

- Познакомились с понятием «демократия», узнали, какая демократия была в Афинах.

- Научились находить необходимую информацию.

- Научились понимать текст.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы.

11.

Учитель предлагает записать домашнее задание.

Домашнее задание: §30 , ответы на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарождение демократии в Афинах

урок истории в 5 классе...

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

Зарождение демократии в Афинах

Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...