Гражданская война в России
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya_voyna_v_rossii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Все рядком лежат –

не развесть межой

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал

Кровь обагрила

Красным был – белый стал

Смерть победила.

                             М. Цветаева

Вопрос: Как вы считаете, к какому событию в истории нашей страны относится стихотворение М. Цветаевой?

Тема урока: «Гражданская война в России»

Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа, опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красных.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.

2. Проанализировать политику «военного коммунизма».

3. Подвести учащихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

Развивающие:

  1. Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.
  2.  Развивать умение анализировать, аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.
  3.  Формировать умение организовать свою работу в группе.

Воспитательные:

  1. Дальнейшее формирование коммуникативной культуры.
  2. Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: Гражданская война, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, национализация.

Оборудование урока: ПК, мультимедийная установка, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

План урока

  1. Причины и особенности Гражданской войны в России.
  2.  Временные рамки Гражданской войны.
  3. Война «внутри демократии».
  4. Красные против белых.
  5. «Военный коммунизм» и его последствия.
  6. Итоги и последствия Гражданской войны.
  1. Рефлексия.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание.

Революция 1917 года положила начало Гражданской войне – одной из самых кровавых страниц российской истории. Страна раскололась на красных и белых, своих и чужих.

«И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас

«Кто не за нас, тот против нас»

Нет безразличных, правда с нами»

                                    М. Волошин

Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность отодвигаются на второй план, уступая место принципу – кто не с нами, тот против нас. Гражданская война величайшая трагедия в истории нашей страны. Это борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

  1. Почему победу одержали красные?
  2. Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?
  3. Чему учат итоги Гражданской войны?
  4. Определить последствия войны для судьбы нашей страны.

  1. Причины и особенности Гражданской войны:

Что такое Гражданская война? Слайд № 2

Запись в тетради

Гражданская война – это вооруженная  борьба внутри страны между различными социальными группами.

Мы с вами встретимся с таким термином как интервенция.

Слайд.

Интервенция – агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущественно вооруженное, во внутренние дела какой-нибудь страны.

Давайте выясним причины, почему иностранные государства вмешивались в ход Гражданской войны.

Слайд.

Задание для учащихся:  прочитать текст учебника стр. 65-67, сформулировать                  причины и особенности Гражданской войны в России.

Обсуждение задания в группе (в паре)

Ответ учащихся дополняет учитель. Слайд № 3

Причины Гражданской. Запись в тетрадь

  1. Обострение социальных противоречий в российском обществе, которые накапливались в течение десятилетий и даже веков.
  2. Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы.
  3. Заключение Брестского мира, потеря обширной территории страны.
  4. Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок.
  5. Тотальная национализация предприятий, упадок промышленности, безработица, голод, запрет большевиков на свободную продажу хлеба.
  6. Политика ведущих политических партий «кадетов, эсеров, меньшевиков», которые не смогли стабилизировать ситуацию, после свержения самодержавия.

Слайд № 4

Особенности Гражданской войны.

  1. Долгая, кровопролитная война развернулась на огромной территории.
  2. В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.
  3.  В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки «человек с ружьем».  

Факт. 18 февраля 1918 года «Правда» писала «Вся Россия делится на два непримиримых лагеря – на большевиков и небольшевиков»

Вопросы:

Исходя из причин Гражданской войны, можно ли определить какие социальные слои участвовали в войне? Назовите их. Определите – кто поддерживал красных, кто белых?

Беседа учителя с учениками.

Красные. Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа, предлагали то, что жаждал народ. (Земля – крестьянам и т.д.)

Учитель дополняет. Белый лагерь был крайне неоднороден. Там были монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры. В рядах белого движения оказалась значительная часть интеллигенции.

Факт. До сих пор бытует мнение, что в белую армию шли капиталисты и помещики. Однако среди участников перехода Добровольческой армии с Дона на Кубань зимой-весной 1918 года половина была офицерами военного времени «вспомните, кто становился офицерами в 1916-1917 годах». Из высшего офицерства считая 36 генералов помещиками были только 6 %, капиталистов не было вообще, потомственных дворян 21%, детей офицеров и личных дворян 39%, остальные происходили из мещан, крестьян, мелких чиновников, солдат. Генерал М.В. Алексеев происходил из солдатских детей, генерал Л.Г. Корнилов был сыном казачки.

Итак, мы видим, что значительную часть белого движения составляли люди, лично не связанные с интересами собственников. Трагедия этих людей именно в том, что их интересы объективно совпадали с интересами эксплуататорских слоев, со стремлением возвратить старую Россию  с привычным для них укладом жизни, которой отвергался народными массами.

Слайд №5: «программа белого движения» Колчака, Врангеля, Деникина.

(Рабочий лист с программой)

Вопрос: Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство?

Беседа учителя с учениками.

  1. Временные рамки  Гражданской войны

Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.

Вопрос: А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?

Беседа с учениками.

Некоторые историки считают, что первыми актами ее был захват власти большевиками в октябре. Большинство называют другую дату – ноябрь-декабрь 1917 года – формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия. Такие же споры ведут и по поводу окончания Гражданской войны.

Однако, большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 года с эвакуацией армии Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Д/В, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых пал осенью 1920 года.

Мы возьмем периодизацию Гражданской войны по учебнику:

  1. Октябрь 1917- весна 1918год
  2. Май 1918- осень 1918год - «демократический период» Гражданской войны
  3. Осень 1918-1920 год – военное противостояние красных и белых армий
  4. 1921-1922 г.г. – поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей. Окончание борьбы на Д/В.

Слайд №6.  Плакаты времен Гражданской войны.

Вопросы: Проанализируйте, что было дорого для красных и для белых.

Беседа с учениками.

  1. Война «внутри демократии». Красные против белых.

Задание:  стр.68-73. Карта №4. Заполните хронологическую таблицу.

Слайд №7

Периоды

Основные события и участники Гражданской войны

Результаты.

Общая характеристика периода

                

Человек на войне. Как сложилась его судьба. Посмотрим презентации о тех, кто верил в идеи красных и отдавал за них свои жизни и о тех, кто верил в идеи белого движения.

Презентации о военачальниках Гражданской войны: М. Тухачевский, А. Деникин, С. Буденный, В. Каппель.

  1. Военный коммунизм и его последствия.

Любое движение, пришедшее или стремившееся к власти, должно определить свою социально-экономическую политику. Белое движение воспользовалось старой - и проиграло. Социально-экономической политикой большевиков стал «военный коммунизм» .

Задание. Ваша задача определить суть В/К (работа в группах)

После обсуждения, запись в тетрадь.

- национализация промышленности. Она проводится для того, чтобы поставить под контроль Советской власти все производство, которое должно обеспечить победу Красной армии.

- введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных государством норм.

Учитель: Продовольственная диктатура вызвала резко негативную реакцию крестьянства. Именно она расширила социальную базу контрреволюции. Как ни странно, помогли белые, они стали вводить на занятых ими территориях старые аграрные порядки и крестьянство опять качнулось в сторону Советской власти.

- зарплата в «натуральном» виде предметами первой необходимости, введение трудовой повинности.

- отмена свободной торговли, продукты распределялись государством, деньги обесценены (Черный рынок)

-отмена платы за квартиру, коммунальные услуги, газеты, связь.

Последствия политики Военного коммунизма.

- в условиях кризиса в стране эта политика помогла новой власти выжить, но она приводит к свертыванию демократии и установлению партийной диктатуры.

- происходит постепенная узурпация власти большевиками, закладываются основы административно-командной системы в СССР.

5. Итоги и последствия Гражданской войны.

1. Победа красных. Что обеспечило победу красным?

- поддержка большей части населения;

- попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнуло крестьян к большевикам;

- большевики в короткий срок смогли создать боеспособную дисциплинированную армию;

- у «белого» движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра, разложение в армии;

- массовое выступление пролетариата за рубежом «Руки прочь от России».

2. Уничтожение оппозиционных антисоветских сил.

3. Сохранение целостности России.

                  Последствия Гражданской войны.

  1. С осени 1917 -1922гг. потери почти 13 млн. человек, 2 млн.  – уехали в эмиграцию.
  2. Нанесен колоссальный ущерб российской экономики. Сумма ущерба на 1922 год составляла от 40 до 50млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны.
  3. Промышленное производство упало в семь раз. Сокращение посевных площадей (67% довоенного уровня).
  4. Разрыв с наследием прошлого.

- свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры;

-насаждение новой пролетарской культуры и новой идеологии;

-борьба с церковью;

- продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих».

Каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы как они их понимали. Большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против  угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

Беседа учителя с учениками.

Вопросы: В чем заключается трагизм Гражданской войны? Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиций общечеловеческих ценностей? В чем состоит главный урок Гражданской войны?

Учитель.  Главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

Сегодня мы строим правовое государство и гражданское общество. Ваши пожелания президенту страны, политикам.

Слайд №8.

«Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений.»

                                                                         Н. Бердяев

«Победы в Гражданской войне не может быть – в любом случае это будет победа над общечеловеческими принципами»

                                                                        М. Волошин

III. Рефлексия.    

Слайд №9.

Оцените свою работу и работу класса на уроке:

  1. Я понял что…
  2. Я научился…
  3. У меня получилось…
  4. Меня удивило…
  5. Урок дал мне для жизни…
  6. Мне захотелось…

   

IV. Выставление оценок.

V.Домашнее задание.

 Параграф 10-11.

      1.Колчак, Фрунзе, Врангель

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте им краткую характеристику. Укажите результаты этой деятельности.

         2.Подготовть сообщение о Несторе Махно.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Тесты по теме "Гражданская война в России"

Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...

проектная работа "Гражданская война в России"

Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.   В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...