Казачий круг – этнографическое мероприятие (Посвящено 5-летнему юбилею Верхнедонской гимназии)
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Татьяна Владимировна Карташова
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посещённого истории донского казачества и традициям казаков Верхнего Дона. Материал подготовлен к празднованию юбилея гимназии и подводит итоги работы клуба Патриот и занятий по истории Донского края в седьмых классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachiy_krug2.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Казачий круг – этнографическое мероприятие

(Посвящено 5-летнему юбилею Верхнедонской гимназии)

…Эх ты, степь моя, Дикое Поле,
Голытьба, курени и простор…
Эх ты, волюшка, вольная воля, –
Ни лесов, ни стесняющих гор…

Мероприятие 7 классов. Проводится 8 февраля – в день учреждения гимназии.

Место проведения  - спортивный зал.

Оборудование – проектор, компьютер, микрофон, выставки предметов быта казаков, спортивный инвентарь.

Целевая аудитория – учащиеся 7 А,Б,В классов и их родители, гости гимназии. 

Цели:

  • Изучение истории казачества.
  • Формирование патриотизма и любви к родному краю.
  • Приобщение к народному творчеству Дона.
  • Развитие творческих способностей школьников.
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию родного края.

Ход мероприятия:

  • Звучит гимн станицы.
  • Выходят классы.
  • Перед ними строятся команды каждого класса 

Чтец. Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Учитель. Добрый вечер! Здорово дневали! Мы рады вас приветствовать на нашем дне гимназии!

Учитель Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль. От невысокой березы среди травы-муравы из Иван-озера в земле московской берет начало батюшка Тихий Дон. Медленно несет он воды становясь все более величавым от впадающих в него ручейков и рек. Многочисленные притоки дают ему силу, и эта река выходит в Дикое поле – место кочевья многих народов. Дикое поле и есть родина вольного казачьего племени. Среди казаков есть легенда: ранней весной Дикое поле покрывается алыми головками тюльпанов. Это Души героев-казаков, полегших в степи без числа и имени, а ближе к лету ветер играет бесконечными гривами седого ковыля – на Дону говорят, что этот ковыль растет на казачьих костях.

Вся могильниками покрыта

Без имян, без конца, без числа

Вся копытами, копьями взрыта

Костью сеяна, кровью полита

Широко наше Дикое поле,

Глубока наша вольная степь!

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

Память – это преодоление времени, преодоление смерти. И мы должны помнить и бережно хранить казачьи традиции. О некоторых я сейчас расскажу.

Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Обучали их обычно татарки и турчанки. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

Главная причина возникновения хуторов – развитие хозяйства, рост численности населения городков и растущая нехватка земли для скотоводства и земледелия. Однако войсковое правительство долгое время пресекало излишнее усердие казаков в земледелии и скотоводстве, считая, что главным для них должен оставаться труд ратный. Тем более что на хуторах легче было прятать беглых: их казаки использовали на хозяйственных работах. В войсковых грамотах, рассылаемых по Дону и его притокам, предписывалось самовольно выстроенные хутора жечь «без остатку». Запрещалось строить там теплые землянки и жить в них постоянно. Лишь с последней четверти 18-го века хутора получили законное право на существование.

Кладбища всегда устраивались за поселением. На могилах кроме крестов ставили часовенки. Такие же часовенки сооружали на местах трагической и особенно насильственной смерти человека: в поле, у дороги, на улице. В церковные праздники, в поминальные дни на перекладинах оставляли милостыньку. Если в поселении кроме православных жил еще и старообрядцы, устраивали два кладбища: «староверское» и «церковное».

Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали соревнования.

Выходят учащиеся 7 В класса в казачьих костюмах и исполняют песню «Казачата».

Учитель. А сейчас, ребята, я объясню правила соревнований. Принимать участие будут 3 команды. (Представление команд, объяснение условий соревнования).
Начнет соревнование команда, которая быстрее отгадает загадку: «Летит птица крылатая, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет». (Стрела).
В конкурсе принимают участие 3 команды по 10 человек. Участники, поочередно отвечает на вопросы или выступает в очередном конкурсе. Команда, обдумывает вопрос в течение 30 сек. и дает ответ. Преимуществом обладает та команда, в которой каждый игрок дает верный ответ.
Итог подводит жюри. Награждается команда – победитель в различных номинациях и лучшие игроки.

Первый конкурс, который называется «визитная карточка».

А – Название команды (2 Б)

Б – Эмблема команды, (2 Б)

В – Девиз команды. (2 Б)

Второй конкурс – выступление экскурсоводов. Представление  ими подготовленных выставок (2 минуты). (5Б)

Третий конкурс – творчество.

А – класс представляет свою песню или частушку. (3Б)

Учитель:

Края дорогие,

Здесь казаки испокон века живут.

Они прославляют просторы родные,

Душевные песни поют.

По свидетельству специалистов, на Дону пелось и поется около четырех тысяч песен. Донские песни пелись и поются. Великое множество всяких песен поется и пелось в мире. Безукоризненный вкус и слух народный отсеивает и отбрасывает пустые, и ветер времени уносит полову прочь. И в песенной житнице остаются лишь золотые зерна.

Этот отбор идет старательно, веками. И на века. И остаются уже не просто песни, а великое богатство, национальное достояние русского народа.

«Донские казачьи песни… - писал В.Г.Белинский, - более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

А теперь прозвучат песни, которым, как и Тихому Дону, конца нет.

 Б – Страница «Конкурсная». Вашему вниманию предлагается викторина по казачьему диалекту. (От  каждой команды по очереди шагает вперед один игрок, называя диалектное слово, его обходят второй и третий и далее, называя диалектные слова, не повторяясь в названных словах).

Пример. 1. Абы как – кое-как, как-нибудь.

2. Баз – скотный двор, двор.

3. Барак – овраг, буерак.

4. Бельтюки – глаза.

5. Бирюк – волк.

6. Брех – лгун, собачий лай.

7. Брухать – бодать (рогами).

8. Бродить – ловить рыбу бреднем.

9. Бугай – бык-производитель.

10. Будя – довольно, хватит.

11. Булгачить – беспокоить, тревожить, будить.

12. Бут – многолетний зеленый лук.

13. Валух – кастрированный баран.

14. Вар – кипяток.

15. Вечерять – ужинать.

16. Всклянь – полон, с верхом (обычно налить).

17. Встревать – встречать, вмешиваться (в разговор).

18. Выкомариваться – привередничать, капризничать.

19. Гайтан – шнурок (обычно шнурок для нательного креста).

20. Гаманок – кошелек.

21. Гачи – ноги.

22. Глоточная – болезнь горла 1)ангина, 2)скарлатина.

23. Гнуть хрип – тяжело работать, не разгибая спины.

24. Годить – ждать.

25. Дервяной – деревянный.

26. Дерябнуть – 1) царапнуть, 2) выпить.

27. Добре – хорошо, ладно.

28. Догляд – присмотр.

29. Докель, докеле – до каких пор.

30. Домовина – гроб.

31. Жаровый – огненно-красный.

32. Житный – ржаной.

33. Жито – рожь.

34. Жуковой – черный как смоль.

Конкурс «Казаки гутарять» (конкурс для болельщиков).

        Представители от болельщиков должны найти правильный термин

1. Выборочный представитель казаков. (Атаман)

2.Верховная власть у донских казаков. (Войсковой круг)

3. Селение, в котором жили казаки. (Станица)

4. Семейное жилище или казачий дом. (Курень)

5. Основные цвета военной формы донских казаков. (Синий и красный)

6. Женский головной убор, вязаный в форме закругленного мешочка, он надевался на пучок, в который укладывалась коса. (Шлычка)

7. Сметана. (Каймак)

8. Овечий навоз. (Кизяк)

9. Котел для варки пищи. (Казан)

10. Кислое молоко, разбавленное водой. (Арьян, ирьян, ирян)

11. Окунь. (Чикомас)

12. Коридор без окон. (Чулан)

13. Традиционный и очень древний обычай казаков оставлять прядь волос, нависшую над левым ухом. (Чуб)

14. Самые популярные на Дону музыкальные инструменты. (Гармонь, бубен)

15. Низкая обувь с твердой подошвой, род тапочек. (Чирики) 

Очередной конкурс для команд «Собери пословицу». (Каждая команда получает набор слов, из которых она должна сложить пословицу. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с работой.)

  • “Либо грудь в крестах, либо голова в кустах” (решился действовать).
  • “Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет” (за родную землю бьется до конца).
  • “Кто пули боится, тот в казаки не годится” (в опасности казаку трусить нельзя).
  • “Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет” (честь ему дороже жизни).
  • “Добыть – или дома не быть”.
  • “В стремя ногой – расстанься с головой” (можешь и не вернуться со службы).

Пока команды собирают поговорки проводится конкурс для болельщиков. Они тоже должны назвать казачьи поговорки.

Пример:

Казак без коня, что солдат без ружья. 

Казачьему роду нет переводу.

Казак лихо скачет и в беде не плачет.

Казак в пути не скучает, песни напевает.

Гриб хорош белый, а казак умелый.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.

Казачья смелость порушит любую крепость

 Земля донская – мать родная.

Дон тихий, а слава о нем громкая.

На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.

Казак без друзей, что дуб без корней.

Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

Четвертый конкурс - «Казачья удаль». Конкурс на точность, выдержку, ловкость и силу.

Первый этап: команды должны перенести воздушные шарики на скорость.

Второй этап: должны проскакать на коне, подсаживая на каждом круге по одному члену команды. Побеждает команда, пришедшая на финиш в полном составе первой.

Третий этап: участники привязывают к ноге шарики и начинают танцевать, в танце нужно раздавить шарики команды противника. Побеждает та команда у которой сохранилось больше шариков.

Последний этап: Конкурс «Подоить корову и покормить лошадь». Для того чтобы покормить лошадь нужно собрать розовые цветы и растения спрятанные в зале и не брать желтые, которые ядовиты. Побеждает команда потратившая меньше времени на сбор «корма» для лошади. Для того чтобы подоить корову, нужно из вымени перчатки выдоить воду в ведерко. Победившей считается команда быстрее выдоившая воду и сохранившая больше воды.

Конкурс для болельщиков. В то время когда команды кормят лошадь и доят корову, болельщики должны подготовит открытку для любимой гимназии в день ее рождения (раздаются ватман и элементы для составления открытки).

Учитель: Ну вот наше состязание подходит к концу, я предлагаю жюри подвести итоги и посчитать балы. Пока жюри подводит итоги, мы с Вами проведем викторину. Участвуют все. Право ответа получает поднявший руку, за правильный ответ он получает жетончик. Шестой конкурс – викторина о казачестве.

Символ военной власти, которой наделялся атаман.

Символ казачьей независимости и национальной обособленности.

Символ войскового объединения.

Символ старости и мудрости. Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы)

Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

Ложка краски, а весь мир красит. (Солнце)

Вечером цветут, утром вянут. (Звезды)

В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)

Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)

Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)

Не больная – стонет, не трудится – пыхтит, не теряла – ищет. (Свинья)

С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел)

Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)

Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь)

Отгадай-ка, что это: из-под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)

Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)

Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не продается. (Сон)

Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)

Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)

Сегодня я не могу не вспомнить о том, что в нашей стране проходят 22 Зимние Олимпийские игры и хочу задать вам несколько вопросов об Олимпийском движении.

Когда и где родились Олимпийские игры?

Когда возобновились Олимпийские игры?

Назовите талисманы Сочинских Олимпийских игр.

Кто может перечислить виды спорта, в которых соревнуются на Зимних Олимпийских играх?

Жюри готово подвести итоги (предоставление слова членам жюри).

Мальчик.

Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая!

Девочка.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт об участии Верхнедонской гимназии в мероприятиях посвящённых 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Этот год для нашей станицы, Верхнедонского района и Ростовской области богат на юбилеи. 365 станице; 85- району, 75 области и 70 лет - освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. В те...

Сценарий торжественного мероприятия "100-летний юбилей школы"

Торжественное мероприятие, посвящённое 100-летнему юбилею школы,  в форме устного журнала, рассказывающего историю школы, её коллектива....

Внеклассное мероприятие «Поле чудес» посвящённое 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Форма проведения: Игра «Поле чудес» для обучающихся 8 –9   классов.Цели и задачи:Развитие творческих навыков  детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее...

Интегрированное мероприятие посвященное 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева.

Методический замысел интегрированного мероприятия (литература, история, география), посвященного 100-летнему юбилею Л.Н.Гумилева, проводится в форме урока-воспоминания. ...

ШКОЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ. Проектное исследования учащихся начальной школы, посвященное 125-летнему юбилею гимназии.

Школьная династия -  это род, несколько ( ТРИ И БОЛЕЕ) поколений, представители которых учились или учатся в одной школе. Эта традиция не нарушена и в нашей гимназии.Поднимаются и живут ветви цел...

Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею первой мировой войны

Современники называли эту войну Великой мировой или просто Великой войной. Сейчас же эту войну скорее можно назвать забытой: ещё более страшные испытания, обрушившиеся в XX веке на мир  и Россию,...

План проведения мероприятий, посвященных 130-летнему юбилею МКОУ «ТООШ»

План проведения мероприятий,посвященных 130-летнему юбилею МКОУ «ТООШ»№п/псодержание деятельностисрокипроведенияответственные1. Организационные мероприятия...