Гражданская война в США
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Ширина Татьяна Николаевна

Разработка урока, посвященная событиям Гражданской войны в США. Исследуя с учащимися тенденции социально- экономического развития США в первой половине XIX века, политические противоречия раздиравшие государство на тот момент, приходим к пониманию истлрического значения Гражданской войны, а также к осознанию роли в этом рубежном событии 14-го президента США Авраама Линкольна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_voyna_v_ssha.rar489.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе. Тема: « США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики».

Цель: - рассмотреть тенденции социально-экономического развития США в первой половине XIXвека;

Задачи:

- способствовать пониманию учащимися причин, повода, начала Гражданской войне;

-продолжить формировать умения самостоятельной работы (попарно, одному, в разных группах) с различными источниками;

- выделять главное; умение формулировать вопрос; подвести ребят к осмыслению результатов и значения Гражданской войны.

Оборудование: настенная карта, ПК, мультимедийный проектор, экран.

Основные понятия и термины: акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм

План урока

I Рост территории США в первой половине XIX века

IIПромышленный переворот и его особенности

IIIРасширение плантационного хозяйства на Юге

IVАболиционизм. Борьба против рабства

VПолитический кризис 50-х гг. и причины назревания Гражданской войны.

-- образование республиканской  партии и избрание президентом А. Линкольна

-- мятеж рабовладельческого Юга

VI Гражданская война (1861- 1865)

VII Реконструкция Юга. Значение Гражданской войны

Ход урока

1.Оргмомент

2. Проверка д/з

Учитель: Назовите территории, которые входили в состав Австрийской империи

Учащиеся: Территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, а также территории современных Румынии, Польши, Италии и Украины – империя являлась  многонациональным государством.

Учитель: Назовите причины революции 1848 г в Австрийской империи.

Учащиеся: Запретительная политика Габсбургов в области экономики, средневековые  ограничения, цензура правительства, а также стремление к национальной независимости. Начало революции 15 марта 1848 г.

Учитель: Назовите итоги революции.

Учащиеся: Император Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию

Учитель: Назовите причину преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию

Учащиеся: Для сохранения единства империи император преобразовал империю Габсбургов  в двуединую монархию – Австро-Венгрию, состоящую из двух   независимых друг от друга во внутренних делах государств – Австрии и Венгрии.

Учитель: Расскажите о ее политическом устройстве

Учащиеся:  Император имел титулы императора Австрии и короля Венгрии. Империя стала конституционной монархией.  В империи существовало 3 общих министерства: военное, финансовое и военных дел. Общим были флаг, армия и финансовая система. Между Австрией  и Венгрией  не было таможенных границ, но каждая имела  свой парламент и свое правительство. Конституция  не предусматривала введения всеобщего  избирательного права. Право голоса получили только  владельцы собственности (6-7),голосование было открытым. В составе Венгрии автономию получила Хорватия.

Учитель: Одобряете ли вы меры предпринятые императором Францем Иосифом, для сохранения империи? Свою точку зрения аргументируйте.

Учащиеся: Да, согласен,  потому что последовал ряд  демократических реформ: - снизили  имущественный ценз, чехи провели своих представителей в депутаты   австрийского парламента, в областях, где было смешанное  население, вводилось 2 языка.

Учитель: Почему один из пунктов параграфа получил название «Политика одинаковых подачек?»

Учащиеся: Потому что многочисленные правительства проводили  политику небольших уступок

Учитель: Согласны ли вы с тем, что распад империи был неминуем?

Учащиеся: Да, согласны, чем больше независимости предоставлял император, тем активнее возникали обратные процессы – стремление выйти из состава Австро-Венгрии. Империя держалась только на авторитете императора и на штыках армии Габсбургов.

3. Изучение нового материала.

Итак, тема  нашего сегодняшнего урока «США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики»

а) Мотивационная часть – вступительное слово учителя.

«... война шла к концу. Кольцо войск Севера смыкалось вокруг столицы Конфедерации Ричмонда. В ночь на 3 апреля 1865 г. этот последний оплот плантаторов Юга был объят паникой. Правительство бежало еще днем. Всю ночь на улицах не смолкал грохот повозок. Брошенные чемоданы и сундуки валялись прямо на мостовой... А утром по улице медленной рысью ехал цветной кавалерийский полк. Перед ними в искрящихся облаках дыма вставало разоренное гнездо мятежа, к которому армия северян стремилась 4 года. ...солдаты шли к центру города. Ричмонд пал. ... Солдаты спустили флаг Конфедерации и подняли вверх американский флаг... На улицах негры, крича, сжигали помосты, на которых продавали в рабство, плети надсмотрщиков, ... кольца, которыми цветных приковывали к столбу, чтобы разжечь под ними костёр. 9 апреля было подписано перемирие. Так фактически закончилась самая страшная национальная трагедия в истории США – Гражданская война, унесшая жизни около 650 тыс. американцев».

Отрывок из повести «Черный ураган», Л. Рубинштейн.

Вопросы учащимся по определению темы урока и задач:

- Определите, пожалуйста, тему следующей страницы истории США, которую мы сегодня разберем на уроке.

- Что мы должны узнать, выяснить?

Уточнение учителем цели и задач урока.                                                                                                                          

Да, сегодня на уроке мы узнаем  - почему началась Гражданская война в США? (каковы её причины?). Определим, что послужило поводом к войне? Попытаемся выяснить, что способствовало победе Севера над Югом? Каковы итоги? Также продолжим формировать умение работать с различными источниками.

- Записываем в тетради число, тему урока и план (рассматриваемые вопросы).

Итак, вернемся к началу событий. К концу XIX века молодая страна превращается в мировую державу. После окончания войны за независимость, территория США простиралась от Атлантического океана XIXв она расширилась уже до Тихого океана. В 1803 году США купили у Франции Луизиану огромную территорию к западу от Миссисипи (за 15 млн. долларов) – страна увеличилась  в 2 раза, Испания уступила Флориду, в 1845 г США захватили Техас, принадлежавший  раньше Мексике, а на следующий год развязали с ней войну и в течение 2 лет присоединили к себе еще Новую Мексику и Калифорнию. В это же время происходит усиление захвата индейских земель. Это «освобождение» земли на юге занимали плантаторы, а на севере – фермеры. В итоге территория США увеличилась в 4 раза, и западная граница стала проходить по побережью Тихого океана.

«Земельная лихорадка». Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди, которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров, после переезда в США стремились получить надел в 160 или 320 акров. На полупустой запад двигался непрерывный поток переселенцев. Это были первопроходцы, пионеры, желавшие использовать возможности, которые предоставлял континент.

По закону от 1842 г. переселенцы  могли оформить захваченные земли при условии, что на участке поставлен дом с окном. Бывало, что поселенцы использовали одну и ту же хижину, перетаскивая ее при помощи упряжки быков с участка на участок.

Позднее к «земельной лихорадке» добавилась «золотая лихорадка»: в 1848 году в Калифорнии обнаружили золото. Да и кроме него на Дальнем Западе имелось много богатств: серебро, неистощенные земли, огромные леса, полные пушнины, реки, где водилось много рыбы.

Образовались новые штаты Небраска и Дакота. В 1867 г американцы купили у России Аляску. Эти земли нужно было освоить.

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие методы использовало правительство США для присоединения новых земель?

Учащиеся: Агрессивная политика молодой державы.

Учитель: А сейчас ребята, прочитайте 2 пункта учебника о промышленной революции на странице 190-192 и ответьте на вопрос: - В чем особенность промышленной революции. Равномерно ли идет экономическое развитие страны?

Учащиеся: Основное развитие промышленности происходит на Севере страны.

Учитель: Сейчас мы послушаем Виолетту, она нам расскажем, что же происходит на плантаторском Юге.

Виолетта: (сообщение о рабстве на Юге и об аболиционизме)

Учитель: Какие нравы царили на Юге? Что такое аболиционизм, расизм?

Запишите в тетрадь определение. Аболиционизм – движение за отмену рабства негров. Расизм – антинаучная точка зрения о разделении человечества на высшие и низшие, полноценные и неполноценные расы.

Стремились ли  плантаторы Юга к каким-либо изменениям или их вполне устраивало такое положение вещей?

Учащиеся:  Нет, она не стремились  что-либо изменить. Иметь рабов было выгодно, гораздодешевле, чем нанимать белых рабочих.

Учитель: Итак, мы вплотную подошли к причинам гражданской войны

Мы с вами уже знаем, что в то время как промышленный Север становился богаче (там появились крупные предприятия, строились ж/д, каналы, жило большинство населения), Юг оставался аграрным, использовал непроизводительный труд рабов и всё более отставал, задерживал развитие капитализма в стране. Однако управление страной по-прежнему находилось в руках плантаторов. Это вызывало недовольство на Севере, прежде всего у буржуазии (т. е. в стране началась борьба за политическую власть между буржуазией Севера и рабовладельцами Юга). Мы знаем, почему плантаторы стремились расширить свое хозяйство за счёт новых земель на западе, а это стремление приводило к конфликтам с фермерами. Имея больше средств, рабовладельцы покупали большие и лучшие участки, затрудняя покупку земли простым фермерам. Фермеры стали требовать запрещения рабства на новых территориях. Между сторонниками и противниками рабства начались вооружённые стычки.

Итак, делаем вывод, что в основе причин, которые привели США к Гражданской войне, лежало сохранение рабства.

Причины выяснили, теперь попытаемся определить повод к войне.

Ряды противников рабства множились. В 1854 году они объединились в республиканскую партию. Объясните почему?

Учащиеся: Попытки изменить  ход событий мирным путем

Учитель: (СЛАЙД 2)Давайте сравним политические программы партии. Есть ли сходство? А различия? Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: Слишком сильно различались взгляды политических противников. Решить мирным путем эти вопросы было невозможно.

Учитель:Как показывает дальнейший ход событий, вы абсолютно правы. В выборах победит кандидат от республиканской партии – Авраам Линкольн.

Давайте послушаем Олега, он расскажет об этом человеке, ставшим легендой. – «человеке сделавшем себя сам».

Олег: (краткое сообщение « президент, сохранивший республику»)

Учитель: Какая главная идея была выдвинута А. Линкольном?

Учащиеся: борьба за единство нации

Учитель: Верно. Тем не менее, как только был избран президентом А. Линкольн, 11 южных  штатов вышли из состава США и образовали свое государство – Конфедерацию со столицей в г. Ричмонд (Виргиния). Президентом стал Джефферсон Дэвис.

Так началась Гражданская война

Задание учащимся: (см. слайд 5 презентации)

Решение задания выводит к причинам Гражданской войны (слайд 6)

Учитель: Рассмотрите таблицу на экране, проанализируйте ее и ответьте на вопросы:

- Какие преимущества вытекали для севера из каждого показателя

- На что рассчитывали южане, начиная войну?

Учащиеся: По всем промышленным показателям  Север обгоняет  Юг.

- Южане планировали оставить рабство и расширение своих плантаций за счет западных земель.

Учитель: Главные надежды южане возлагали на помощь Англии и Франции, заинтересованных в американском хлопке. Каждая сторона рассчитывала на молниеносный ход войны. Но жизнь распорядилась иначе. С обеих сторон армиями руководили талантливые военачальники: Улисс Грант у северян и Роберт Ли у южан. Помощь северянам оказала Россия, заинтересованная в существовании единых сильных США, противостоящих Англии и Франции, которые были ее соперниками. Осенью 1863 г. 2 русские эскадры прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско.

И Север, и Юг были уверены в своей скорой победе, но война длилась 4 года. Американцы воевали с американцами. Война разделила семьи, друзей. Три брата президента Линкольна погибли, сражаясь в армии южан. 600 тыс. убитых и 1 млн. раненых. Вот цена победы Севера и поражения Юга.Поскольку война приняла затяжной характер, правительство Линкольна перешло к решительным мерам, к войне «по-революционному», т.е. более решительной и бескомпромиссной. Чтобы обеспечить перелом в ходе войны в пользу Севера, А. Линкольн проводит ряд мер.

Учитель: Откройте учебник на странице 195 и прочитайте пункт «Переход к решительным мерам». Какие законы были приняты А. Линкольном7

Учащиеся: 1862 г – введение новых налогов на богачей и конфискация  имущества мятежников

20 мая 1862 г – закон о гомстедах.

Учитель: Запишем в тетради объяснение этого термина – Участки, которые предоставлялись поселенцам бесплатно или на льготных условиях для колонизации малоземельных земель

160 акров≈ 100 га земли

Учащиеся: 1 января 1863 г – закон об отмене рабства

Учитель: А. Линкольн сказал: «Если мое имя когда-нибудь попадет в историю, то за этот акт, и в нем – вся моя душа».

ИТАК, закон о гомстедах, отмена рабства в мятежных штатах, военные победы северян обеспечили перелом в ходе войны в пользу Севера. 9 апреля 1865г. Грант и Ли подписали перемирие. Но 14 апреля вечером в Вашингтонском театре Форда актер Бутс, фанатик-южанин, выстрелом в затылок смертельно ранил Линкольна. 15 апреля президент скончался. Обязанности президента стал исполнять Эндрю Джонсон (1865-1869г.г.)

4. Подведем итоги: В чем историческое значение Гражданской войны (слайд 13)

Учитель: Какую роль сыграл в этом 14-й президент США А. Линкольн?

Учащиеся: Он смог решить сразу 2 задачи: и сохранить союз и отменить рабство

Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо поработали. Обсудим оценки.

5. Домашнее задание:§24, вопросы 2, 4, 6.

Рефлексия: Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Сумел ли ты  закрепить свои знания и умения?

- Ты активно работал на уроке?

- Узнал ли ты нечто интересное?

Мне было с вами приятно и интересно работать. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн...

Гражданская война

Презентация к урокам по истории России в 9, 11 классах, содержит причины, ход, этапы Гражданской войны....

Гражданская война в США

Тема: США вXIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...