Урок-игра "Три копейки-алтын"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Урок рассчитан для учащихся 7-8 классов для обобщения знаний по истории Отечества XVI-XVIII вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-игра "Три копейки-алтын"385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского  района Чувашской Республики»

                         

                                     

                                                              План-конспект

                                                                    открытого занятия по истории

                                                                       Анисимовой М. В., учителя истории  

      Разработанное мероприятие предназначается для проведения в 7-8 классах. В игре участвуют две команды. Они должны придумать визитку, приготовить домашнее задание. Условие каждого конкурса объясняет ведущий, количество очков, заработанные командой в каждом конкурсе, определяет и подсчитывает жюри.

Цели мероприятия:

  1. Повышение интереса учеников к предмету история
  2. Расширение и углубление знаний и умений, учащихся по предмету
  3. Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в нестандартных игровых ситуациях
  4. Воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма

Оборудование: на усмотрение учителя можно оформить зал, где проходит игра, в стиле эпохи XVIII века; повесить портреты русских царей и т.д.

Литература: Нестандартные уроки. История. Волгоград,2002; Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2006.

Ход мероприятия

Звучит произведение Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”.

Ведущий: 

Утро, пробуждается природа,
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставила свои
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, -
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки

     Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре «Три копейки – алтын» Девиз игры: “Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу”. Эти слова были написаны А.С.Пушкиным в поэме “Борис Годунов”. На уроках истории мы прошли о том, как становилось и развивалось Российское государство, какие цари и императоры стояли во главе страны, и какой вклад они внесли в русскую историю. Какие войны и крестьянские восстания прошли на территории страны. На этой игре нужно будет вспомнить все это и показать свои знания. Ведь все мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации. Конкурс охватывает историю России с древнейших времен до XIX века.

Заранее были выбраны две команды из 7-8 классов. Они должны были приготовить название, девиз, эмблему и приветствие.

Все наши конкурсы будет оценивать многоуважаемое жюри. Позвольте представить…

I конкурс

“Приветствие”

Команды должны заранее подготовиться к этому конкурсу. Например, название команд может быть следующее: “Золотая Орда”, а девиз “Лучше славная кончина, чем позорное житье”. Или “Мушкетеры” с девизом “Один за всех, и все за одного” или “Птенцы  гнезда Петрова»”, а девиз “Лучше славная кончина, чем позорное житье” и т.д.

При оценивании обращается внимание на внешний вид, эмблему, выход команды, соответствие названия команды, девиза той эпохе, которую непосредственно изучают на уроках истории.

II конкурс

«Разминка»

Все ответы на букву «М»

  1. Знак согласия (молчание)
  2. Любитель купаться зимой (морж)
  3. Музыкальная нота после «ре» (ми)
  4. Единица времени (минута)
  5. Перечень блюд в ресторане (меню)
  6. Чудовище, урод (монстр)
  7. Сладкое лекарство от простуды (мед)
  8. Тяжеловес среди насекомых (муравей)
  9. Сестра поэзии (муза)
  10. Какой праздник длится неделю (масленица)
  11. Старинное обращение к женщине в Италии (мадонна)
  12. Обращение к девушке в Англии (мисс)
  13. Загадочная девица огородная (морковь)
  14. Что над нами верх ногами (муха)
  15. Фигура в форме человека (манекен)
  16. Сильная головная боль (мигрень)
  17. Оптический прибор (микроскоп)
  18. Сорт кофе (Мокко)

III конкурс

“Закончи фразу…”

Нужно закончить фразу. Если команда дает продолжение, то 2 балла, если вспомнит автора, то 3 балла.

Для 1-ой команды:

“Кто с мечом к нам придет…” (…от меча и погибнет!”)

(Александр Невский, узнав, что на Русь наступают варяги).

Для 2-ой команды:

“Пришел, увидел, …” (…победил”).

(Юлий Цезарь в 47году до н.э.)

IV конкурс

«Метко в цель»

Ведущий объявляет: «Во все времена нужно было уметь поразить противника любым оружием, у нас имеется свое боевое оружие, оно может эффективно помочь нашим командам победить в викторине». Вызывается по пять человек от каждой команды зрителей. Участники становятся друг за другом, на расстоянии 2,5 метра от них устанавливается два ведра, после чего каждой команде выдается по одному пустому спичечному коробку. Нужно выдуть коробок так, чтобы внутренняя коробочка попала в ведро. За каждое попадание команде дается одно очко. Игроки выдувают коробок по 2 раза. Жюри подводит итоги этого конкурса и объявляет общий результат.

V конкурс

«Знаешь ли ты…»

1 команде

 О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже?

1.Лекарь императрицы И. Г. Лесток: «Государыня не желает заниматься делами, думая, что правление – это машина, которая крутится сама собой»

2 команде

 2.Историк М.М. Щербатов: «Из-за ее лености не токмо внутренние дела государственныя многие иногда леты без подписания лежали, но даже и внешние государственныя дела, как, то трактаты, по несколько месяцев…»

Игра со зрителями

За каждый правильный ответ дается один балл, который идет на счет любимой команды. Ведущий задает вопрос: «Назовите города-герои».

Команды зрителей отвечают по очереди, по одному ответу, на ответ отводится всего 5 секунд, в случае заминки право ответа переходит другой команде

Ответ: Брест, Москва. Ленинград, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Волгоград, Одесса, Смоленск, Киев, Тула.

VI конкурс

“Быстрота и натиск”

Каждый участник команды отвечает на вопрос. Если отвечает правильно, дается один жетон или звездочка. Если нет ответа, любой другой участник может ответить на вопрос, и уже ему дается жетон. В этом конкурсе побеждает та команда, которая набирает большее количество жетонов.

Вопросы для 1-ой команды

1. Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол).

2. В каком году произошло крещение Руси и при каком князе? (Около 988г., князь Владимир).

3. Место, где происходило “Ледовое побоище”? (Чудское озеро).

4. Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше? (1709г. Полтавская битва).

5. Столица древнерусского государства, “матерь русских городов”. (Киев).

6. Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).

7. Первый российский император. (Петр I).

8. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный – белый – синий).

9. Царь, проводивший политику опричнины. (Иван Грозный).

10. Имя князя, прозванного Мудрым. (Ярослав).

Вопросы для II команды

  1. Кто является первым русским царем? (Иван IV).
  2. Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
  3. В каком году Украина воссоединилась с Россией? (1654г.).
  4. За какую победу и в каком году князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 году на реке Неве).
  5. Какая птица может работать почтальоном? (Голубь).
  6. В каком году началось строительство Петербурга и с какой крепости? (1703 году, 16 мая, с построения Петропавловской крепости).
  7. Что такое ярлык? (Ярлык – право на княжение, которое получали русские князья в ставке хана).
  8. При каком царе начался созыв Земских соборов? (Иван IV).
  9. В каком году состоялась Куликовская битва? (1380 году).
  10. Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов).

VII конкурс

«Сделай мумию»

От каждой команды зрителей выходят по три человека. Им выдается по одному рулону туалетной бумаги. Ведущий объявляет, что нужно сделать мумию фараона и назвать ее именем фараона, упоминающегося в истории. Двое «забинтовывают» третьего. Учитывается качество выполнения и правильно названное имя. За конкурс команды получают до трех баллов. После этого конкурса жюри подводит итоги и объявляет результаты.

VIII  конкурс

“Неожиданное задание”

Команды получают конверты. Дается описание какого-либо события, и команде нужно угадать это событие.

Конверт для 1-ой команды:

На восходе солнца рыцарская конница ринулась в атаку. Немцы построились в виде клина “свиньи”. Зная эту тактику князь (…) укрепил фланги и в разгар боя стиснул рыцарское войско, как клещами. “И нигде не видно было льда, всюду кровь лилась” – сообщал летописец.

Ответ: 5 апреля 1242 год. Ледовое побоище.

Конверт для 2-ой команды:

Когда солнечные лучи разогнали туман, противники увидели друг друга. Плотная темно-серая туча ордынцев надвигалась на переливающуюся блестящими доспехами русскую рать. По преданию, бой начали поединком богатырей Челубей – Александр Пересвет.

Ответ: 8 сентября 1380 год. Куликовская битва.

Игра со зрителями

В течение 3-5 минут нужно назвать любые исторические личности. Ответы от зрительских команд принимаются по очереди, за каждый правильный ответ -1 балл. В случае, если команда не отвечает в течение пяти секунд, ход передается другой команде.

IX конкурс

“Капитаны”

Представляются две картины художника В.Сурикова.

Для капитана 1-ой команды “Боярыня Морозова”.

Вопрос: Какое историческое событие положено в основу этой картины?

Ответ: Церковный раскол или реформа патриарха Никона в XVII веке

Для капитана 2-ой команды “Утро стрелецкой казни”

Вопрос: В каком году происходило событие, изображенное на картине?

Ответ: В 1698 году, после возвращения Петра из Великого посольства, т.е. из первой поездки за границу.

Ведущий: Команда болельщиков славно потрудилась для своих любимых эрудитов. Теперь пришло время и знатокам истории показать, на что они способны. Наши замечательные игроки знают ответы на многие вопросы, но иногда нужно уметь передавать информацию не только голосом, нужно научиться понимать и язык жестов, это бывает необходимо для победы.

Затем игроки встают из-за своих мест и становятся в одну шеренгу лицом к болельщикам. Помощник ведущего дает спичечный коробок без внутренней коробочки каждой команде, после чего первый игрок надевает коробок на нос и без помощи рук передает его на нос следующему игроку, пока вся команда не передаст

его друг другу. Побеждает команда, первая передавшая коробок последнему игроку команды. Если коробок упал на пол, его надевают на нос игроку, передававшему его, а не принимавшему.

Между конкурсами можно поработать с болельщиками. Задается вопрос и болельщик какой команды первым ответит на вопрос, то очки засчитываются этой команде.

Вопросы:

  1. Правило, обязательное для всех граждан государства. (Закон).
  2. Плата за проезд и право торговли. (Пошлина).
  3. Богиня любви и красоты у древних греков? (Афродита).
  4. Церковный суд в средневековье? (Инквизиция).
  5. Первый президент США? (Вашингтон).
  6. Родина арабов? (Аравийский полуостров).
  7. Сплав меди и олова? (Бронза).
  8. Отпущение грехов в католической церкви? (Индульгенция).
  9. Отец Александра Невского? (Князь Ярослав).
  10. Священная книга мусульман? (Коран).
  11. Родина хлопка? (Индия).
  12. Мастер, отливший царь-пушку? (Андрей Чохов).
  13. Материал для письма в древнем Новгороде? (Береста).
  14. Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству? (Вотчина).
  15. Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле? (Мамай).

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Мы надеемся, что она прошла с большой пользой для вас. Вы повторили и углубили свои знания по истории Отечества, а кто-то может узнал что-то новое для себя. Вместе работали в одной команде, боролись за результат и, конечно же, стали еще дружнее друг с другом. Пусть ваша команда не победит сегодня, зато впечатлений от игры запомнятся надолго.

Жюри подводит итоги.