"Современный урок истории (размышления учителя-практика)"
статья по истории по теме

Зырянова Ирина Владимировна

Данная статья была представлена на первом всероссийском форуме учителей истории и обществознания, проходившем 14-15 марта в г.Екатеринбурге. В статье нет теоретических материалов или практических советов и рекомендаций, она является приглашением для дальнейшего разговора с коллегами. Что для Вас современный урок истории? Каково ваше видение урока в свете ФГОС? Что важнее для гуманитариев "знаниеевая" или "деятельностная" составляющая урока? Приглашаю к дальнейшему обсуждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_istorii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.В.Зырянова

МКОУ «Ницинская СОШ», с. Ницинское

                                                                                                                             ziv_2009@mail.ru

Современный урок истории (размышления учителя-практика)

 Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Мой педагогический стаж  - 29 лет, большую часть этого времени я строила свою деятельность с опорой на традиционную школу, используя формы и методы традиционного урока.

Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять? И как не вспомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно и не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать нового, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас учителей, к решению ряда проблем разными путями, одним из которых является применение новых педагогических технологий. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Сегодня, опираясь на ФГОС, как никогда осознается необходимость повысить внимание к формированию личности, дать ей возможность свободного творческого развития.

Новый социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Я задумалась, каким же должен быть сегодня урок?

На мой взгляд, современный  урок - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свой  урок.

  1.  «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

  1. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

  1. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности и закладывающий основу для будущего.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Урок – это целостная система, в которой «всё должно быть прекрасно», если перефразировать слова А.П.Чехова.

Начиная подготовку к уроку, тщательно продумываю все его компоненты: проблемный заголовок урока, целевую установку, структуру, комплексы источников и последний этап, резюмирующий ответы учащихся на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения. Это компоненты, которые обеспечивают уроку единство формы и содержания. Все эти требования объединяет понятие «архитектоника учебного занятия» [1;131].

Например, внеклассное занятие по теме «Афганская война: память общества или забвение?», которое было проведено к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Сюжет присутствует в Обязательном минимуме ФК ГОС по истории, но данный факт не является темой обязательного учебного занятия (урока), а во внеклассной работе возвышается до масштабов общечеловеческой трагедии, связывается с проблемой сохранения исторической памяти как условия сохранения и развития общества: «Если иссякает память, трагедии повторяются». Образовательно-воспитательный компонент целевой установки: опираясь на документы и воспоминания односельчан-участников афганских событий, способствовать получению учащимися достоверной и полной информации о событиях в Афганистане 1979-1989 гг. Взятое на себя обязательство выполняю с помощью документально-методических комплексов, специально подготовленных к этому занятию на принципах видового разнообразия исторических документов и многоперспективности, а также воспоминаний непосредственных участников событий – односельчан-интернационалистов. Участники встречи (учащиеся 7-11 класса), объединившись в группы, работали с пакетами документов (официальные документы советского командования, фотодокументы, свидетельства очевидцев, статистические материалы, современные российские и зарубежные источники, стихи и песни «афганцев»), анализировали записи воспоминаний и интервью земляков – участников афганской войны. Использовалась масса разноречивых и спорных материалов в соответствии  с развивающим компонентом целевой установки: развивать умения работы с документами разных типов, продолжить формирование умений оценивать исторические факты, различать факт, мнение, оценку и интерпретацию. Во время презентации результатов исследования звучали слова и выражения: «не исключено, что...», «мы не можем определить насколько полно…», «вполне вероятно, что составители отчёта…», «поэтические строки тем   обладают высокой силой эмоционального воздействия…», которые характерны для креативных мыслительных операций.

Для чего в конечном итоге это нужно? Современные школьники живут в открытом информационном обществе и имеют полное право на получение истинного представления о событиях прошлого своей Родины. Это нужно, чтобы ответить на ключевые вопросы нашей встречи: «Где, как и кто хранит память об этой войне?», «Зачем нужно хранить память об этих страшных событиях?». Для того, чтобы каждый участник встречи осознал и по своему продолжил слова учителя, произнесённые в начале занятия: «Афганистан – ты боль моей души!».

Современно ли это внеклассное занятие в условия действия ФГОС? Уверена, что да. В основе его концепции и содержания - базовые национальные ценности, обуславливающие духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию личности школьников [4;11]. Занятие основано на исследовательской деятельности с разнообразными историческими источниками, что способствовало формированию универсальных учебных действий и предметных умений. А критический и аксиологический характер вопросов подвёл учащихся к размышлениям и выводам, важным для «формирования у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире» [4;24].

Современный урок по ФГОС – это 

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя. 
  • Целеполагание и мотивация учения. 
  • Системно-деятельностный подход. 
  • Современные средства обучения.
  • Выбор оптимальных средств обучения. 
  • Создание условий для саморазвития. 
  • Анализ каждого учебного занятия. 

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей; современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; не сформированы  произвольность поведения и мотивационной сферы, разных типов мышления;  ограниченность общения со сверстниками. Современный урок истории или внеурочное занятие по моему глубоком убеждению призваны способствовать решению этих проблем и опираться на четыре «столпа  образования». Они были сформулированы Международной комиссией ЮНЕСКО   по образованию для XXI века во главе с бывшим Председателем Европейской комиссии Жаком Делором. В докладе комиссии   « Образование: скрытое сокровище» представлена концепция образования в течение всей жизни. Определены четыре «столпа образования»: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать  [3; 2].  

Современный  урок     начинается  с учителя. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Учитель, его отношение к  УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы! Учитель идет  на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится. Каким должен быть современный учитель?   Современный учитель, без сомнения, должен знать и любить свой предмет, прививать интерес к нему у школьников. Очень важно, чтобы он был мобильным и гибким, умел приспосабливаться к постоянно растущему потоку информации и новым технологиям, обладал способностью к самообразованию и саморазвитию. Но современный педагог должен быть не только источником знаний, но и другом для своих учеников, чтобы каждый из них мог получить от него необходимый совет и поддержку. Он должен хорошо ориентироваться в реалиях современной жизни, чтобы помочь своим воспитанникам сформировать крепкую жизненную позицию[2; 1]. 

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора  и состоит принципиальная новизна российского образования

В качестве выводов:

  • Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  • Современный урок есть протекание сорокапятиминутного  момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка.
  • Современный урок – это четыре «У» (удивление, удовольствие, усилия, успех)!  

Список литературы

  1. Вяземский Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
  2. Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ. http://club.mon.gov.ru/discussions/7
  3. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада

Международной комиссии по образованию для XXI века.  

http://www.ifap.ru

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М., Просвещение, 2009.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии современного урока истории в 5-9 классах

Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории 5-9 классов в средней школе.  Вовлечение в ролевые иг...

Современный урок истории

Работа освещает возможности обращения к нравственным, эстетическим, патриотическим чувствам обучающихся. Знакомит с формами и методами организации деятельности на  уроках. ...

Игровая технология на современном уроке истории

Каким образом можно использовать игру на современном уроке? Ответить на этот вопрос поможет эта статья....

Современный урок истории.

Современные учебные учреждения на современном этапе развития системы образования стоят перед задачей формирования у обучающихся компетенций, необходимых для полноценной жизни и деятельности в со...

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.

Материалы тренинга для уцчителей "Современный урок истории. Моделируем урок вместе"...

Современный урок. истории. Моделируем урок вместе.

Материалы для проведения тренинга  по теме:"Современный урок истории. Моделируем урок вместе" содержит презентацию и план проведения тренинга....