Древняя Греция «К вершине Олимпа»
материал по истории по теме

Усенко Светлана Сергеевна

Цели урока: - обобщить и систематизировать знания по истории Древней   Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

"Тема урока: Древняя Греция «К вершине Олимпа»"

Цели урока: - обобщить и систематизировать знания по истории Древней   Греции;

                       - в необычной форме проконтролировать качество усвоения учебного  

                        материала;

                       - уметь применять полученные знания в  практике работы с картой,

                        исторической  картиной;

                       -способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого

                         потенциала  учащихся.

Тип урока: обобщения и закрепления.

 Оборудование: карта «Древняя Греция», учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., рабочие тетради, карточки с тестами и заданиями,  мультимедийная  презентация.

План урока:

1.Вступительное слово

2.Конкурс «Что в имени твоем?»

3.Конкурс «Хитроумные»

4.Конкурс «Флора»

5.Конкурс « Геркулесов труд»

6.Презентация

7. «Посмотри , как я одет, и я скажу, кто ты есть!».Опиши картину

8.Самопроверка тестов по презентации

9.Заключительное слово.

Ход урока

  Учитель: Здравствуйте дети! За окном наступила уже весна и скоро вы уйдете на весенние каникулы, а сейчас давайте успокоимся, сядем прямо и начнем урок. На протяжении двадцати уроков мы с вами изучали историю Древней Греции, давайте вспомним , проверим  и пополним свои знания. Наш урок называется к вершине Олимпа. А что такое Олимп? Олимп, во-первых - самая высокая гора в Греции, во- вторых- самая знаменитая. Чем?   На Олимпе жили двенадцать богов греческого пантеона, которые поэтому назывались олимпийцами.

       Гомер называл Олимп «семихолмным». У горы действительно семь вершин, самая высокая из которых- Митикас (2917 м), чтобы  добраться до вершины, мы должны преодолеть препятствия, выполняя задания. За  каждое  преодоленное препятствие вы получаете по «оливке», что означает один балл. А какую роль играло оливковое дерево в жизни  древних греков?    

     Склоны Олимпа покрыты густыми лиственными лесами, где водятся дикие птицы и звери, а далее начинаются снега. Готовы начать восхождение?

Конкурс I « Что в имени твоем?»

    На доске список имен греческого происхождения. Рассмотрите, что означает ваше имя. В списке есть имя с которым связана одна из битв Древней Греции. Назовите имя и битву?

  

Конкурс II «Хитроумные»

 Где находится Троя и о.Итака? С каким событием связаны эти географические названия?  Загадочные чудовища, коварные рифы, морские бури и гнев богов… Царь Итаки Одиссей с честью преодолел все выпавшие на его долю испытания. Чтобы выяснить, куда же плавал герой Гомера, в Средиземное море вышла команда ученых, которая плыла по следам Одиссея целых два года. Давайте и мы пройдем по этапам путешествия этого легендарного мореплавателя.  Один ученик  у доски, остальные работают с атласами.

1.Одиссей и Троя. Предполагаемое место действия: холм Гиссарлык, на севере турецкого побережья Эгейского моря.

2.Одиссей и киконы. Предполагаемое место  действия: Фракия. Герои запасаются вином у киконов.

3.Одиссей и лотофаги. Предполагаемое место действия: остров Джерба. Лотофаги «пожиратели лотоса». Островитяне угостили чужеземцев лотосом, и у тех пропало желание возвращаться на родину..

4.Одиссей и Циклоп. С циклопом Полифемом Одиссей встретился у подножия вулкана. Предполагаемое место действия: вулканы Флегрейских полей к западу от Неаполя или Эгадские острова у Сицилии. Глаз великана циклопа с древнейших времен вызывал ассоциации с кратером вулкана.

5. Одиссей и Эол. Предполагаемое место действия: остров Стромболи.

6.Одиссей и лестригоны. Порто-Поццо. Предполагаемое место действия: северное побережье Сардинии.

7.Одиссей и Цирцея. Предполагаемое место действия: мыс Чирчео на западном побережье Италии.

8.Одиссей встречается с прорицателем в Аиде. Мыс Мисено.

9.Одиссей и сирены. Предполагаемое место действия: острова Галли в Тирренском море. Островом сирен считают самый большой из островов Галли.

10.Сцилла и Харибда. Предполагаемое место действия: Мессинский пролив. Миф о Сцилле и Харибде предупреждал о страшных водоворотах Мессинского пролива. В Мессинском проливе существуют два сильнейших водоворота, образованных подводными течениями.

11.Моряки Одиссея посягают на священных быков Гелиоса. Предполагаемое место действия: остров Сицилия.

12.Одиссей и Калипсо. Предполагаемое место действия: остров Гоцо в Мальтийском архипелаге.

13. Одиссей и феаки. Остров феаков-это остров Корфу.

(подведение итогов с вручением «оливок»).

 

Конкурс III «Флора»

Привести в соответствие растение с его  мифологическим происхождением

(Приложение 1.) 

Название растения

Мифологическое происхождение

   … - вырос по велению Афродиты из крови погибшего Адониса.

 …- прекрасный юноша. Любимец Аполлона. Из крови мертвого Гиацинта Аполлон вырастил цветок-гиацинт.

 … - дикий тюльпан, который рос на лугах за рекой Стикс в Аиде.

 … - произошла из капель молока Геры.


 … - возникла из слез
Афродиты. Красной стала после того, как на ее лепестки с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы, упала капля крови. Произошло это во время поисков погибшего Адониса.

 …-белый нежный цветок возник в память о юном самовлюбленном Нарциссе, которого наказали боги за то, что он отверг любовь Нимфы Эхо.

 …-по преданию, в лавр превратилась юная Нимфа Дафна, спасаясь от преследования Аполлона. Опечаленный бог превратил лавр в вечнозеленое дерево и украсил лавровым венком свою голову.

 …-прекрасный юноша, любимец Аполлона. Кипарис горевал из-за того, что убил священного оленя и был обращен в дерево- кипарис.

 …-однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, но один маленький нежный цветок голубого цвета был незамечен. Не забудь меня, Флора! С тех пор цветок называется незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой- возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких людей.

Конкурс IV « Геркулесов труд»

Расположите подвиги Геракла по мере их совершения:

-Критский бык;

-Конюшни царя Авгия;

-Немейский лев;

-Цербер.

Подведение итогов с вручением «оливок».

 Работа с картинками с изображением древнегреческих ваз. Ученик читает стихотворение «Античные вазы» О.А.Тарутин.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!»-подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули случайно, потом пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз,

То вазы- гиганты, то карлики вазы,

И каждая ваза- с рисунком- рассказом!

Герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу горгону,

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

( и Гектор, как  видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты.

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы,

А это- кентавры…

А это…А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

 1.Для каких целей служили сосуды?

2. Какой вывод можно сделать о занятиях греков?

3. Что изображено на вазах?  

Конкурс V  « Посмотри, как я одет, и я скажу тебе, кто ты есть». 

Опишите  рисунок (см. учебник , стр. 138)

- Выделите различия в одежде, связанные с их имущественным и социальным положением.  Почему ликуют одни и негодуют другие?

 Кто эти люди? (приказ Солона ).

Сюжетная задача: «Если в этой одежде были бы вы, что бы вы делали в этом месте ( стояли, бегали, прятались, говорили, плакали … )? Чем объясняются ваши действия?»

Подведение итогов .

VI препятствие. Самопроверка тестов по презентации (Приложение 2 )

Тест Олимпийские игры ( карточки)

1.Олимпийские игры проводились в честь…

а) Афины       б) Зевса    в) Посейдона

2. Первые Олимпийские игры состоялись в …

а) 776 г.до.н.э       б) 677г.до.н.э.      в) 431г.до.н.э.

3.Победитель игр награждался…

а) лавровым венком   б) медалью     в) оливковым венком

4.Женщина, оказавшаяся на Олимпийских играх. Приговаривалась к…

а) изгнанию из Греции      б) смерти     в) тюремному заключению

5. Во время Олимпийских игр прекращались…

а) войны     б) торговые операции    в) хозяйственные работы.

Афинский Акрополь (Приложение 3 )

Тест Афинский Акрополь( карточки)

1.Вход на Акрополь шел через…

а) портик        б) колоннаду       в) ворота

2.Главным храмом на Акрополе был…

а) храм Победы   б) Парфенон    в) храм Артемиды

3.На фронтоне главного храма изображена сцена…

а) беседы Зевса и Аиды    б) битвы     в) спора Афины и Посейдона

4) Статую Афины изваял…

а) Мирон      б) Фидий     в) Поликлет

5) В Парфеноне хранилась казна…

а) Афин     б) Афин и морского     в) греческих колоний

6. В храме Эрехтейона крышу поддерживали…

а) дорические колонны    б) кариатиды      в) коринфские колонны.

Учитель. Мы подошли с вами к вершине Олимпа, где по верованиям древних греков жили боги. Оттуда они наблюдали за людьми и,  если считали нужным, помогали им. На этой же горе справляли они пиры. Чем питались боги?

- мясом и вином;

- амброзией и нектаром;

- хлебом и молоком.

Учитель. Подведение итогов занятия, объявление результатов, награждение победителей медалями, выставление оценок.

Методическая разработка урока по теме «Мифы Древней Греции»

Цели:

1. Дать понятие о мифе;

2. Ознакомить с греческими  богами, героями;

3. Показать взаимосвязь литературы и истории;

4. Показать  влияние античного искусства на мировую культуру;

5. Воспитывать нравственные качества;

6. Воспитывать интерес к истории, литературе, культуре;

7. Обогащать словарь учащихся;

8. Расширять кругозор учащихся;

9.Развивать внимание, логическое мышление, память.

 

Оборудование:  компьютерная программа, жк- проектор.

 Ход урока.

  Слово учителя.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся  путешествовать в прошлое. Перед началом путешествия мы прочитаем слоги и слова, которые часто будут нам встречаться.

     Коррекционная работа (на доске).

      ер-ре-рес  - Арес — Гермес - Греция — Древняя Греция

      ар-ра-ро   -Артемида — Гера — Деметра  - Прометей

  Ребята, вам знакомы эти слова?  Где вы их встречали?  Где жили боги?

  А сейчас в путь. Нас ждёт Греция, её боги, её герои.

 

 Работа с презентацией.

Древняя Греция.

    Много- много веков назад ослепительно сверкало нежно- лазурное море, прозрачный воздух был напоен солнцем и ветром. Бесчисленные острова Эгейского моря уходили вдаль к горизонту. На них раскинулась Эллада- страна Древних Греков, или  эллинов.

 

  Гора Олимп

Гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина всегда окутана густыми облаками. В вышине - золотые чертоги бессмертных. В царстве богов всегда лето, и в чертогах светло.

 

  Главные боги.

В чертогах (во дворце) живут бессмертные  боги. На высоком  троне сидит Зевс- царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера. Здесь же дети Зевса: близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов  подвластны дела и судьбы людей.

 

 

  Просмотр видеофрагмента (Боги на Олимпе)

Зевс

Зевс - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром- всё происходит по воле Зевса. Горе тому, кто нарушает порядок, установленный Зевсом на земле.

 

 

 Гера — царица богов и защитница  семейного очага

 После Зевса Гера - первая среди олимпийцев. Когда Гера и Зевс действуют вместе, все боги бессильны перед ними. Прекрасна Гера, но часто гневается она и сурово расправляется с людьми

 

 

 

 

Посейдон — бог морей

 Эллины чтут и владыку морей Посейдона. Судьба мореплавателей (моряков) в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей  своим трезубцем и поднимается на море страшная буря, поднимаются огромные волны, швыряют они корабли и разбивают их о скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон - утихнут волны и могут продолжать свой путь мореплаватели.

 

 

 Аид — бог царства мёртвых

 Аид — самый мрачный  из богов. Он царит глубоко под землёй. Вход в его царство находится там, где заходит солнце. Нет оттуда возврата.

 

 

 

 Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусства

 Златокудрый Аполлон — любимец Зевса. Аполлон появляется  вместе со своими спутницами музами. Их девять и каждая из них — покровительница науки и искусства.

 

   

Артемида — богиня природы и покровительница охоты

 Сестра Аполлона  - вечно юная и прекрасная Артемида.  С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных.

 

 Афродита — богиня  любви и красоты

 Нет на Олимпе богини прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены  морских вод родилась прекрасная  богиня около острова Киферы.

 

 

  Арес — бог войны

 Страшен и людям и богам  кровожадный Арес. Не любит Ареса великий Зевс. Но и свирепого Ареса не раз побеждала любимая дочь Зевса — грозная и воинственная Афина.

 

 

Афина

 В полном вооружении, в шлеме с  острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Афина научила эллинов различным ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах.

 

           

 

 

Гефест- бог огня и кузнечного дела

Маленького Гефеста, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там он научился ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». Построил Гефест на Олимпе Золотой дворец для богов.

 

 

Гермес – бог торговли и покровитель путешественников

Искусен и Гермес – быстрый вестник богов. Покровительствует Гермес и торговым делам. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры весов.

 

 

Просмотр видеофрагмента о боге Гермесе.

 

 

Вопросы на закрепление

Главный бог -

Бог морей -

Бог царства мёртвых -

Бог кузнечного дела –

Вестник богов –

Богиня любви и красоты -

 

 

Мифы

Прошли столетия. Опустела гора Олимп. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только мифы.

 

 

Дать определение мифа.

 МИФ – слово греческое и означает предание, сказание. В мифах рассказывается о происхождении мира и жизни на земле, о богах и героях.

 

Вопросы на закрепление.

1. Что означает слово миф?

2.О ком рассказывают мифы?

3. О чём рассказывают мифы?

 

Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образе богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли объяснить.

 

 

Учитель

Сейчас мы послушаем миф о Деметре и Персефоне. Внимательно слушайте. Подумайте, какое явление природы хотели объяснить греки этим мифом.

 

                           

 

 

 

Рассказ ученика

Деметра и Персефона

У богини плодородия Деметры была юная и прекрасная дочь Персефона. Её отцом был Зевс, властитель богов и людей. Зевс обещал отдать юную дочь в жёны своему брату Аиду, властителю царства мёртвых.

Однажды Персефона собирала цветы на лугу. Вдруг перед ней появился бог Аид, схватил он юную красавицу и умчал в своё подземное царство.

Плачет, тоскует богиня Деметра. От её тоски вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.

Послал Зевс к Аиду вестника богов Гермеса. В один миг вернулась Персефона к матери. На земле всё вновь зазеленело, расцвело.

Но с той поры Персефона одну треть года проводит под землёй, а две трети – на земле.

Вопрос.

Какое явление природы пытались объяснить греки этим мифом? (На доске могут быть подсказки: появление огня  на земле, гроза, смена времён года, смена дня и ночи и т. д.)

            Из мифов мы узнаём не только о богах, но и о героях. Кого мы называем героем?  Среди героев Геракл и Прометей. Послушайте миф о Прометее.

Рассказ ученика.

            Когда-то люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Грозный Зевс решил истребить людей. Никто не посмел противиться Зевсу, только внук богини Земли Прометей решил спасти людей от гибели.

             

 

 

Прометей (видеофрагмент из мультфильма).

 

 

 

Прометей научил людей строить дома из камня, пахать на быках, шить паруса и плавать по морям. Прометей похитил огонь и принёс его людям.

 

 

Просмотр видеофрагмента.

 

 

Вопросы.

Что сделал Прометей для людей?

Для чего Прометей украл огонь?

Учитель.

О богах и о героях рассказывали грекам странствующие певцы - аэды. Среди них был и Гомер.

Рассказ ученика.

Гомер

Слепой поэт Гомер жил в VIII веке до нашей эры. О его жизни почти нет сведений.

            Родился в одном из городов Ионии. Гениальный слепой поэт был одним из странствующих певцов, называвшихся аэдами.

Вопрос.

Кого называли аэдами?

 

С кифарой в руках переходили аэды из одного города в другой, получая приглашения в богатые и знатные дома, где любили слушать песни о древних богах, царях, героях и войнах.

            Гомер сочинил две поэмы: « Илиада» и « Одиссея».

 «Илиада»- поэма о героях троянской войны.

            «Одиссея» - поэма о странствиях хитроумного царя Одиссея, который десять лет сражался под Троей и столько же времени добирался до родного дома.

            Невзлюбил Одиссея морской владыка Посейдон и не давал ему времени доплыть до острова Итаки. Волны и ветер увлекли корабль Одиссея в далёкие края. Много бед выпало на долю Одиссея и его спутников.

 

                       

 

 

 

Учитель.

            На протяжении многих веков художники ,писатели и поэты всех стран использовали сюжеты древнегреческих мифов в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

            Скульптурными группами и отдельными статуями на сюжеты древнегреческих мифов украшены многие здания в Москве и Санкт- Петербурге.

 

 

 

Итоги урока. Учитель.

Наше путешествие в Древнюю Грецию завершилось. Обратите внимание на книги, которые вы можете прочитать(выставка книг).

Муниципальное  общеобразовательное   учреждение

гимназия  имени  А.С.Пушкина

Мультимедиа  урок  по  теме:

«Религия древних греков»

  5 класс

                                      Учитель истории:

Усенко Светлана Сергеевна

Тема: «Религия древних греков»

Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев; познакомить учащихся с мифами о них;

показать,  что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы;

продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Оборудование: карта «Древняя Греция»; презентация,

иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме: «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», маршрутные листы.

Основные понятия, термины: религия, гора Олимп, Титаны, Олимпийские боги.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сообщение темы, цели, плана урока.

Слайд 1, 2, 3.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Учащиеся получают маршрутные листы. (см. приложение)

Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

                                                                           (см. приложение)

Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б)

Определите,  из каких литературных произведений  приведены отрывки: 

Слайд 4

А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

       Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!

       Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»               «Илиада»

Слайд  5

Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.

       Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился»          «Одиссея»

Слайд  6

В) «Черная,  мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…

        На стену быстро взошла и, взглянула: по полю

        Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони»           «Илиада»

Слайд 7

Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали

       Мать и отец, и товарищи так все меня величают»                    «Одиссея»

Слайд 8

  1. Переход к изучению новой темы

Беседа с учащимися.

  1. Дайте определение понятию «Религия»

Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.

Слайд 9

  1. Почему появляются религиозные верования?

Ответ: Потому, что человек не мог объяснить явления природы.

               

 Слово  учителя.

           Сегодня на уроке мы познакомимся с мифами о древнегреческих богах.

Вспомните что такое МИФ?

  1. Изучение новой темы

План:

  1. Начало начал.
  2. Боги Древней Греции.
  3. Мифы о Деметре, Дионисе, Прометее.

 

  1. .  Рассказ учителя. Начало начал.

       Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос.  Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля.  Затем появились  Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет    и Сияющий День.                              Слайд 10

        Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы.                                                                                   Слайд 11                                                                                                                     

        Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и

          Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов

         самого древнего поколения.

         У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые

          знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - боги.

         И среди них царь всех богов - младший сын Кроноса - Зевс.

         Дети людей и богов назывались «герои».

                                                                                                               Слайд 12

 

  1. Боги Древней Греции.

        Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата – ЗЕВС, ПОСЕЙДОН, АИД – поделили между собой власть над миром.

ЗЕВС стал господствовать на небе. Слайд 13

ПОСЕЙДОН – на море. Слайд 14

АИД – в «царстве мертвых». Слайд 15

        Главным богом у греков был Зевс, это бог дождя, грома и молний.  Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос – победил своего отца.

        Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки , коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушить их волю.

Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи, болезни.

         Основные занятия греков имели своих богов – покровителей.

Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции».

(учебник, рисунки, выполненные учащимися)

Работа с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Дионисе, миф о Прометее.

Слайд 16, 17, 18

  1. Заполнение таблицы в ходе изучения материала.

 ( в маршрутных листах)

Имена богов

Покровителями  чего  они считались

Зевс

Бог дождя, грома, молний

Посейдон

Бог моря

Аид

Владыка подземного мира

Деметра

Покровительница земледелия

Гефест

Кузнечное дело

Дионис

Покровитель виноделия

Фетида

Богиня моря

Беседа по прочитанному:

  1. Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков?

(Деметра - Покровительница земледелия;  Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…)

Слайд 19

  1. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?

(Это связано с природными и  климатическими условиями Греции)

Слайд 20

  1. Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?

(Они верили в силу человека)

Слайд 21

  1. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир?

(Евреи)

Слайд 22

  1. Закрепление изученного материала

(вопросы к  §28)

Ответь «Да» или «Нет» 

Слайд 23, 24

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».

     «Да»                                                                                                    

2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.

    «Да»                                                                                                                                                                                                                

3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.

    «Нет»                                                                                                                 

4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).

   «Да»                                                                                                                  

5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и

    быстрыми, как спортсмены.    

   «Нет»

6.До воцарения богов миром правили титаны.  

   «Да»

7.Главным среди титанов был Крон.  

   «Да»

8.Боги – дети титанов.  

   «Да»

9.Дети людей и богов назывались «герои»    

«Да»

10.Одиссей был героем?  

«Да»

Заключительное слово учителя:

Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.

  1. Подведение итогов

         Домашнее задание: прочитать §28, подготовить рассказ о подвигах Геракла.

Слайд 25

Маршрутный лист

Тема: «Религия древних греков»

Фамилия____________________________________________

Имя           ____________________________________________

           

  1. Тест   Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 

1. ________                               4. ___________                            

2. ________                               5. ___________                          

3. ________                               6. ___________                            

  1. Определите,  из каких литературных произведений  приведены отрывки:

А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

       Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!

       Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»   «Илиада»,  «Одиссея»

Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.

       Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Илиада»,«Одиссея»

В) «Черная,  мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…

        На стену быстро взошла и, взглянула: по полю

        Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»,«Одиссея»

Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали

       Мать и отец, и товарищи так все меня величают»  «Илиада»,«Одиссея»     

3.Заполни таблицу

Имена богов

Покровителями  чего  они считались

Бог дождя, грома, молний

Бог моря

Владыка подземного мира

Покровительница земледелия

Кузнечное дело

Покровитель виноделия

Богиня моря

4.Ответь «Да» или «Нет»

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп»

                                                                                                                         _______

2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.

                                                                                                                         _______

3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.

                                                                                                                          _______

4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).

                                                                                                                          _______

5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и

    быстрыми, как спортсмены.        _______

6.До воцарения богов миром правили титаны.   _______

7.Главным среди титанов был Крон.         _______

8.Боги – дети титанов.           _______

9.Дети людей и богов назывались «герои»     _______

10.Одиссей был героем?        _______

Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

  1. Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:

А) Эсхила

Б) Гомера

В) Гесиода

Г) Аристофана

  1. Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:

А) зеркало – подарок Зевса

Б) золотую оливку

В) золотой апельсин

Г) золотое яблоко

  1. Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:

А)  царь Приам

Б)  царевич Парис

В)  герой Ахилл

Г)  герой Тесей

  1. Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?

А) Афина

Б) Гера

В) Артемида

Г) Афродита

  1.  Греки одолели троянцев:

А) в честном бою

Б) при помощи подкопа под стену

В) при помощи деревянного коня

Г) с помощью богов

           6.  Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя

                 в  виде:

           А) путешественника «Одиссея»

           Б) слепого сказителя Демодока

           В) царя Алкиноя

           Г) царя погибшей Трои Приама.

Источники  информации:
1.ВигасинА.А. и др.  История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.Просвещение 2004
2.МарьяноваО.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: методическое пособие. М.:Глобус, Волгоград: Панорама,
  2009
3.Трухина Н.Н. История Древней Греции: эксперементальный учебник. М.:МИРОС, 1993
4.Ботвинник М.Н.  Мифологический словарь. М.Просвещение, 1985.
5.Инфомация из глобальной сети Интернет: www. Google.ru
6.http://grechistory.ru
7.http://
www.greekroman.ru
8.http:// mify.org/kun.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по олимпийскому движению "К вершине Олимпа".

Данное внеклассное мероприятие нацелено на обучающихся 4-5 классов. Разигрывается увлекательная история возникновения первых Олимпийских игр, красивые стихи и состязания участников праздника.  Ве...

Сценарий выпускного вечера "На вершине Олимпа"

Самым знаменательным событием школьной жизни всегда был выпускной вечер. И всегда хочется, чтобы этот праздник прошел необычно и интересно. Мы со своими учениками получение аттестов сравнили с восхожд...

К вершинам Олимпа

Сценарий(можно показать на классном часу, в школе(на мероприятии).я готовила на районный конкурс...

К вершинам Олимпа

Сценарий(можно показать на классном часу, в школе(на мероприятии).я готовила на районный конкурс...

Как достичь вершины Олимпа или размышления школьного координатора олимпиадного движения

Размышления школьного координатора о проблемах олимпиадного движения....

Мифы Древней Греции. Олимп.

Презентация к уроку литературы в 5 классе....