Проектная деятельность в урочное и внеурочное время по истории.
статья (история) по теме

Курбатова Екатерина Михайловна

В статье описана практическая деятельность в урочное и внеурочное время по истории с использованием проектной технологии, которая имеет позитивные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в урочное и внеурочное время по истории.

Е. М. Курбатова, учитель истории и  обществознания

МАОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа»

       

        Технологии и инновации,  вошедшие в школьную жизнь  в  последнее  время,  при  всех имеющихся  различиях  в  целевых,  содержательных, организационных  аспектах,  в  конечном  счете,  направлены  на  повышение  продуктивности  учебной  деятельности,  на превращение  школьника  в активного  субъекта  собственного  учения.   Современные  образовательные  технологии  направлены     на  совершенствование  учебного  процесса   в  урочное   и  внеурочное  время,    например,   в  рамках  краеведения.

Общепризнано,  что  краеведение  имеет  большое  образовательно-воспитательное  значение,  становится  важным  элементом  при  решении  проблемы  патриотического  воспитания  молодежи.  Воспитание  любви   к   Родине  начинается,  прежде  всего,  с воспитания  любви  к  своей  малой  Родине.  Неоспорима  мысль  о том, что  малая  Родина,  Отечество, родной край  играют  значительную  роль  в  жизни каждого  человека.  Частица Родины, дорогие места,  близкие  душе  обычаи  - это любовь  к  родному  краю.  Но  мало  говорить  о  любви к  родному  краю,  надо  знать  его  прошлое и  настоящее,  культуру, традиции,  природу.   В  процессе  своей  деятельности  учащиеся  осознают   значимость  наследия   родного  края  в  своей  жизни,  в  близких  людях;  воспринимают  окружающую  их  действительность,   приобретают  позитивный   социальный  опыт,  формируются  условия  для  развития  личности  ребенка.

Реализация  этих  направлений  может  осуществляться  через  организацию  современных образовательных  технологий  обучения – исследовательская  и  проектная  деятельность.  Эти   методы  относятся   к  активным  средствам  обучения  и  обеспечивают  глубокое  проникновение  в  сущность  изучаемой  проблемы,  повышают  личное  участие   каждого  обучающегося   и  поддерживают  его  интерес  к  учению.

Метод проектов   (от греч. -  путь  исследования) – это система обучения, при которой учащиеся  приобретают  знания  в  процессе   планирования    и   выполнения    практических заданий.    Включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Учебный проект − это «пять П»: проблема − проектирование (планирование) − поиск информации − продукт – презентация.

Первое «П» − это проблема. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы.

Второе «П» − планирование действий по разрешению проблемы. Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности − с определения  цели,  вида продукта и формы презентации, составление плана с пооперационной разработкой проекта, в котором приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.

Третье «П» − исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Обязательная черта проектной деятельности − поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Четвертое «П» − продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы

Пятое «П» − презентация, представление готового продукта  и  его  защита.   В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка, коллекция, макет, стенд, газета.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат − опыт деятельности − становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся − индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов.  Выбор  темы  проекта  по  краеведению чаще всего вызывает трудность.  Краеведение предполагает узконаправленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей  села, семьи,   культурное  и  природное   наследие  родного  края, в которых учащиеся решают ту или иную проблему.  Таким  образом,  этот метод предполагает решение какой-либо проблемы  и  имеет  педагогическую  значимость -  в  процессе  проектно – исследовательской деятельности   у  ребенка  формируется  опыт,  развивается  его  творческий  потенциал,  процесс  обучения  и воспитания  из стен  класса  выходит  в  окружающий  мир,  приобретая  практическую  направленность.

        В  нашей  школе  в   урочное   и  внеурочное  время  по  истории  проведены  проекты     «Моё  село»,  «Моя  семья»,  которые  имеют  следующие  результаты:

 Исследовательская   работа  «Демографическая  ситуация  в  селе  Алтан»   отмечена    дипломами   на  муниципальном  и  региональном  уровне.

 Исследовательская  работа  «Моя  малая  Родина.  Природа.   Этнос. Культура»    -  третье  место  в  крае.

 Исследовательская  работа  «Особенности  моего  рода» -  грамота на  муниципальном  уровне. Исследовательская работа  «Главные  ценности  в  творчестве  поэтов – земляков» -  грамота  на  муниципальном  уровне.

 Оформлены   музейные  уголки    «Этнический  состав  населения   с. Алтан»,     «Они  сражались  за Родину»;   стенды    «История  образования  села  Алтан»;    «Культурное  и   природное  наследие  родного края».

   Родословные  учеников  школы  «Мое  родовое дерево».

 Презентации   «День   Победы»,  «Воины - односельчане   в  Великой Отечественной войне»,  «Школьный  музей»    приняли  участие  в  школьной  конференции.

 Необходимо  отметить  конечное   выражение  проделанной  работы:

  1.  Систематизирован     и     оформлен    школьный    музей;
  2. Дети   принимают   участие   в   ежегодном   муниципальном  конкурсе       «Сажинские  чтения»;
  3. Победители  муниципального конкурса  могут  принять  участие  в  конкурсах  более  высокого  уровня.
  4.  Краеведческие  проекты  имеют  практическую  значимость -  их  можно  использовать    на  уроках    и   при   проведении    классных  часов  в  музее.  

В качестве   примера   приведу   проект   «Улица  моего  села».  

 

                                                      Мало село моё родное

                                                                                  На карте не ищи и в книге не листай.

                                                                    Но для меня здесь все родное:

                                                                              Здесь отчий дом, здесь отчий край.

Проект выполняется на протяжении  первого и  второго   триместра   (ноябрь – март)  и включает в себя  самостоятельную работу школьников     5-8  классов.   По  своему  характеру  проект  «Улица моего села»  является  групповым,  долговременным.  

 Цель проекта:   углубление  и расширение  знаний  обучающихся  по  истории  родного  края; развитие  творческих  способностей   и умение  самостоятельно добывать  знания;  повышение социальной активности  учащихся.
 Задачи проекта: 
1. Способствовать формированию интереса к истории  своего края, села,   расширить   знания   о   селе; 
2. Развивать исследовательские навыки, творческие способности учащихся;
3. Создать условия для самовыражения, самореализации  школьников; 
4. Объединить усилия учителя, учащихся и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; 
5.Обучить  самостоятельной  работе с  источниками.

6.Сформировать  навыки  публичных  выступлений.

Объект  исследования:    село Алтан.

Предмет  исследования:  конкретная  улица  нашего села.

Методы исследования: анкетирование;  изучение литературы  и  документов; беседа; сбор информации,  её  анализ  и  выводы.  

   Этапы   работы  над  проектом:

Название этапа

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  1. Проблема.

  1. Планирование.

3.Исследование.

4.Оформление результатов работы.

5.Презентация  проекта.

Проведя  опрос  среди  учеников

нашей  школы,  дети выяснили, что практически ничего  не  знают  об  улицах  нашего  села Алтан. В ходе  опроса  дети  смогли  назвать  только  социально  значимые  объекты,  расположенные  на  улицах. В связи  с  этим  возникает  проблема о том, что  каждый  человек  должен не только  любить  место, где  он  родился и вырос,  но  и знать  историю  своей  улицы,  так  как  с  этого  начинается  история  малой  Родины.

а)  Определение  цели  проекта.

б)  Определение  источников  информации  и способов их сбора.

в) Определение способа представления  результатов.

г) Установление  критериев оценки проекта.

 План    исследования:

-выяснить когда и как появилась  данная  улица в нашем селе;

-исследовать достопримечательности и социальные объекты, находящиеся на данной улице;

-узнать об известных личностях нашего села,  ими могут быть  старожилы, руководители учреждений, ветераны войны и труда, награжденные особыми наградами и др.

Обработка информации.     Её анализ.

Оформление  и подготовка  продукта   по теме  проекта. Выбор  формы продукта  проектной деятельности – важная  организационная  задача  участников  проекта. От ее решения в  значительной  степени  зависит,  насколько  выполненный  проект будет увлекательным, а  защита  - презентабельной и убедительной.  Форма  продукта  данного  проекта – презентация.

Организация  конференции  в  школе  с  целью  представления  продукта.      Оценка  проекта по  установленным  критериям:

- полнота и объем информации;

- оригинальность  выполнения (использование стихов, песен, музыки);

-использование фотографий, репродукций, копий документов;

-эстетическое оформление работы.

Анализ  достигнутых  результатов (успехи  и неудачи)    и   их причины.

Анализируют  результаты  опроса  и делают  выводы.  Выявляют  проблему и  обсуждают  тему  проекта.

Определяют цель проекта.

Цель: собрать  информацию  о  конкретной  улице  нашего села.

Определяют источники информации:

-беседа со старожилами;

-сбор информации в

сети Интернет,

в справочной литературе;

-воспользоваться

подшивками газеты «Ононская правда», материалами школьного музея;

-сделать фотографии;

- изучить имеющиеся документы в администрации села, в районном архиве.

Занимаются сбором  информации,  получают консультацию  учителя.

Анализ информации  и  составление структуры проекта.

Оформляют продукт проекта.

Представляют проект.

Участвуют в его  коллективном  анализе.

Оценивают достигнутые успехи и неудачи. Высказывают свое мнение.  

Наблюдает  за работой  учащихся,  мотивирует  их  деятельность.

Помогает  определить  цель проекта.

Предлагает идеи,  высказывает предположения,  наблюдает за работой учеников.

Косвенно руководит деятельностью  учащихся,  дает  необходимые  консультации

При  необходимости  направляет процесс  анализа.

Организует конференцию в школе. Оценивает усилия учащихся, качество  отчета.

 Работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащихся,   она  предполагает творческий поиск, а  роль  учителя  - советы по организации работы, консультации при отборе материала, своевременная корректировка деятельности учеников, качественная и количественная оценка деятельности учащихся.

Вывод:  1. Проектная деятельность способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации  способностей   обучающихся.
2. Разработка проекта – это коллективная работа учащихся и учителя, одна из форм сотрудничества.  В  процессе   работы   изменяются отношения между учителем и учеником.     3. Школьники    чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.

4.Проектная деятельность позволяет изучать не только программный материал, но материал, выходящий за пределы учебной программы, используя информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и  из  сети Интернет,  беседы, интервью.

5. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их реорганизация  и  применение.

6. Работая  над  проектом,    дети    формируют    различные  ключевые  компетенции:

 рефлексивные  умения – осмысление задачи,  умение  отвечать  на  вопрос:   чему  нужно  научиться  для  решения  поставленной  задачи;

поисковые  или  исследовательские  умения -  умение  найти необходимую информацию;  находить  несколько  вариантов  решения  проблемы, самостоятельно  определять  способ  действия;

коммуникативные  умения  -  умения  коллективного  планирования, сотрудничества и делового общения, планировать действие,   принимать  решение,  анализировать  собственную  деятельность и отстаивать  свою  позицию;

презентационные  умения и  навыки -   навыки  монологической  речи, умение  уверенно  держать  себя  во  время  выступления,  использовать  различные  средства  наглядности  во  время  выступления,  отвечать  на  незапланированные  вопросы.

Для  написания  статьи  использованы   материалы:

  1. А.А.Плигин, к.п.н., научный  руководитель ГЭП  «Исследование познавательных  стратегий  учащихся».
  2.  Н.И.Корочкина, учитель географии Шалкинской СОШ «Применение проектной  технологии  в  малокомплектной сельской школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)".

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)" состоит из доклада и презентации....

Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...

Организация проектной деятельности среди учащихся во внеурочное время.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку на...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках и внеурочное время по химии"

       Современное экологическое образование требует поиска таких методов обучения и воспитания, которые воздействовали бы не только на интеллект, но и на чувства учащихся, ...

«Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»

laquo;Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»Выступление на педагогическом совете...