Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Путинцева  Елена Валерьевна

Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_korennoy_perelom_v_khode_vov.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок по истории России  в 9 классе

                                           Тема урока:

« Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Цель урока:

охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге.

Задачи урока:

-развитие исторического мышления,  продолжение  формирования навыков   поиска, обработки и анализа  исторических документов, умение общаться, отстаивать свою точку зрения.

– формирование чувства патриотизма, любви к Родине, активной гражданской позиции.

Тип урока:  урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма проведения урока: урок педагогического сотрудничества.

Место урока в учебном плане: урок по теме “ Великая  Отечественная война”.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

Оборудование:

Карта «Сталинградская битва», раздаточный материал: архивные документы.

Ход урока:

 1.Организационный момент.

Проверка подготовки класса к уроку. Распределение учеников на три группы.

 Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война ... Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.

В ходе изучения основных сражений Великой Отечественной войны мы особое внимание уделили Сталинградской битве. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, и ее результаты.

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.

Можем ли мы с этим согласиться?

Ответы учащихся.

Даже в классе у нас разные мнения. Какие вопросы мы сегодня рассмотрим?

Итак, мы на уроке будем искать причины победы под Сталинградом, покажем значение этой битвы и вспомним тех, кто сражался за нашу свободу.

Чтобы  ответить на вопросы. Нужны факты и доказательства.  Сегодня вы будете работать в группах, анализируя  исторические документы.

Помогать мне будет группа экспертов. Они будут внимательно слушать и оценивать участие групп в обсуждении и если нужно задавать им вопросы.

2. Работа с документами.

Предлагаю для анализирования следующие документы:

1 группа – высказывание историков США и Великобритании, фрагмент передачи Берлинского радио от 15 .09.1942 года (приложение ).

2 группа – статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль – Аламейне, В Тунисе, под Сталинградом (приложение).

3 группа – таблицы «Состав сил на советско – германском фронте в период контрнаступлении под Сталинградом», «Состав сил в период сражения англо –американских войск под Эль –Аламейном и на Сицилии»(приложение).

Работа с документами – 2минуты.

Отвечают по одному  ученику  от группы.

Учитель.

 Уважаемые эксперты! Задавайте уточняющие вопросы.

После того, как представители всех групп ответят на поставленные вопросы, группа экспертов подводит итог  анализа документов.

Группа экспертов:

Работа групп с документами, их выводы, говорит о том, что Сталинградская битва по своим масштабам, по задействованному количеству войск, боевой технике, кровопролитности превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.

Учитель.

Итак, грандиозность, масштабность Сталинградской битвы не вызывают сомнения. Помните, что вначале урока мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение по данному вопросу.

Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков на основании тех материалов, которые лежат перед вами. Давайте начнем с официальных документов (приложение).

Краткий вывод запишите в рабочую тетрадь.

 3. Подведение итогов.

1 группа – в качестве аргумента использует военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества.

2 группа - в качестве важнейшей причины учащиеся выделяют работу жителей  города: рабочее ополчение, деятельность заводов Сталинграда, госпиталей, городского комитета обороны.

3 группа - доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат.

Группа экспертов: рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа, воли (используют пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий) (приложения).

Учитель.

Итак, мы в первой части урока определили значимость Сталинградской битвы, поговорили о причинах победы советского народа и работников тыла на основе анализа официальных документов.

Кто нашел дополнительные сведения по проблемам нашего урока?

А теперь слово экспертам. Вы можете сделать вывод по выступлениям ребят.

Эксперты делают вывод:

 Причины поражения фашистских войск под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель - принизить значение Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа.

 Мы считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:

военное искусство и талант советских военачальников;

мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;

воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.

Все согласны с данными выводами?

Запишите в рабочие тетради.

Оценивание эффективности работы в группах.

Учитель.

Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотел бы услышать от вас,

что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и подготовки.

Ответы учеников.

4. Выставление оценок  по итогам работы на уроке.

5.Домашнее задание.

П.32 . Вопросы и задания на стр. 237.

                                          Приложения.

                                     Архивные документы.

1. Заместитель премьер – министра Великобритании К. Эттли о Сталинградской битве.

19 января 1943 г.

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских.

2. Английский политический деятель лорд  Страболджи  о влиянии победы советских войск на положение британского флота.  

Весна 1943 г.

Если бы кампания 1942 г. прошла в России для немцев успешно.  И они смогли бы освободить занятые там воздушные силы, танки, артиллерию и войска и вовремя послать их в качестве подкреплений маршалу Роммелю в Северную Африку, то Роммель смог бы занять Нижний Египет и продвинуться в Палестину и Сирию, лишив, таким образом, британский флот исходных баз в восточной части Средиземного моря.

3. Американский публицист  М. Уэрнер  о советской победе под Сталинградом.

Весна 1943 г.

19 ноября 1942 г. под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным поворотным пунктом в войне не потому, что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать, а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство...

4. Ф. Рузвельт об итогах борьбы против фашистско – милитаристского блока за 1942 год.

7 января 1943 г.

Наиболее важным достижением во всей стратегической картине 1942 г. были события на протяжённых фронтах России: первое -беспримерная защита Сталинграда и второе - наступление русских армий на разных участках, которое началось в конце ноября с большой силой и эффектом.

5. Премьер – министр Южно- американского Союза фельдмаршал

Я. Смэтс о военном искусстве советской армии в Сталинградской битве.

11 января 1943 г.

Я согласен, что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу; они осуществляются с таким мастерством, на которые русские, как я думал раньше, были не способны. Продемонстрированы более искусные действия, чем прошлой зимой. Три или четыре крупные немецкие армии поставлены в очень опасное положение, и даже если только одна окончательно разгромлена и пленена, это будет исключительно серьёзное поражение немцев.

               

                    ИЗ ДНЕВНИКА ГИТЛЕРОВСКОГО СОЛДАТА.

 5 сентября 1942 года.

Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своём русле. Итак, мы достигли желанной цели - Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои... Почему русские упёрлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие ..

14 октября 1942 года.

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня. Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках... Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл - единственная надежда...

16 ноября 1942 года.

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до рождества мы вернёмся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов     Сталинград - это ад!

23 ноября 1942 года.

Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я больше не верю... Время перешло на сторону русских.

ОБРАЩЕНИЕ СТАЛИНГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ К ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА

Родные сталинградцы!

Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. Снова, как и 24 года тому назад, наш город переживает тяжёлые дни. Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке - Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны труппами немецко-фашистских захватчиков. Обер-бандит Гитлер бросает в бой всё новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.

Товарищи сталинградцы!

Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте бригады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте всё, что имеется под руками - камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т. д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боец - защитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас всё, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учинённые ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жён.

Защитники Сталинграда!

 В грозный 1918 год наши отцы отстояли Красный Царицын от банд немецких наёмников. Отстоим и мы в 1942 году Краснознамённый Сталинград. Отстоим, чтобы отбросить, а затем разгромить кровавую банду немецких захватчиков.

Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!

                                                                     23 августа 1942 года

                                 ПИСЬМА С ФРОНТА

 1. Письмо неизвестного солдата.

Дорогой отец, Марфуша, Мария и Таня.

Не знаю, когда будет возможность связаться с вами, да и будет ли такая возможность. Сегодня уезжаю на фронт воевать. Иду защищать родину, освобождать Россию и родное Подгорное. Кто знает, что станется со мною ....

Сентябрь 1942 год

2. Письмо М. Ф. Митюкова для дочери Нади.

Надя, мне теперь нужно бить фашистов, чтобы они не грабили нас и не убивали детей, не кидали бы таких милых девочек, как вы - Надя и Эля - в горячую печку. (Как фашисты в Ростове делали.) Большим дядям и мне, вашему папе, нужно дружными силами вместе бить зверских фашистов. Вот когда мы прогоним всех этих негодяев из нашей страны, тогда, должно быть, мы потанцуем с тобой, Надя, еще. Ну, а пока сыграй третий вальс  Штрауса без меня.

Октябрь 1942 год

3.Письмо А. А. Казнина.

Привет с фронта.

...Сами знаете, что фашисты находятся у Сталинграда в настоящем «кольце», и мы их крепко долбаем. Им попало порядочно. Им верная гибель. Они даже на людей не похожи. Мерзнут и дохнут с голода.        Ноябрь 1942 год.

4. Письмо В. П. Маснева матери Татьяне Ефимовне.

...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной армии, как подобает погибать.

Декабрь 1942 год.

                        ПАМЯТКА СОВЕТСКОГО БОЙЦА

За наших матерей, жён и детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперёд на полный разгром фашистских захватчиков! Вперёд на Запад! Там ждут нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашистскими захватчиками.

Не давайте фашистам покоя ни днём, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и всюду.

Сила армии - в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина - залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помните, что приказ командира - закон.

                        ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА

Помни и выполняй:

...Нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце - для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний.

...У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

...Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец - абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты - германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном - о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмёт ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы  проведенный с обучающимися   8-11 классов МОБУ СОШ №3  с.Бураево.            ...

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

Презентация по истории на тему "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"

Презентация и истории на тему "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"...

Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе учебника «История России, XX - начало XXI века», 9 класс, для общеобразовательных учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт./...