Современные националистические и экстремистские молодежные организации в России и Европе.
материал по истории (11 класс) по теме

Афанасьева Виктория Станиславовна

Практическое занятие по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Современные националистические и экстремистские молодежные организации в России и Европе.

Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

Дисциплина ОГСЭ.02.  «История».

Тип занятия: практическое занятие.

Норма времени: 90 минут.

Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития студентов):

1.  обеспечить в ходе занятия освоение студентами основных понятий;

2. продолжить формирование следующих умений: работы с различными видами исторических источников и их анализ; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах,  объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общие и различные  черты сравниваемых исторических явлений; аргументировать свою позицию; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

3.воспитание осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

4. воспитание  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

5.способствовать развитию логического мышления, невербального воображения,  памяти (образной и смысловой), внимания;

6.обеспечить условия для овладения обучающимися алгоритмами учебной деятельности:

- работы с дополнительными источниками информации;

- анализа документов разных видов;

-составления  сравнительно-обобщающей таблицы;

- анализа статистических данных;

- работы с исторической картой.

Формируемая(ые) компетенции  (компоненты компетенций): информационная (уметь работать с несколькими дополнительными источниками информации, сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках; сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам), ценностно-смысловая (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок), социокультурная (иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном  обществе).

Методы обучения: словесные, практические, частично-поисковые.

Приёмы обучения: обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; составление сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц; заполнение контурных карт по памяти.

Материально-техническое оснащение:  

  1. Инструкционная карта к практической работе (заполняется студентом)
  2. рабочий лист №1
  3. рабочий лист №2
  4. рабочий лист №3

Аннотация работы

  1. Методическое обоснование темы занятия:
  1. ступень общего образования: среднее (полное) общее образование  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
  2. курс истории: ОГСЭ.02.  «История»  для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО.
  3.   уровень исторического образования:  базовый
  4.   класс  (группа): ЭК-21, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 16-17 лет.
  5. место в учебной теме (тематическом блоке):

Тема 2.4. 

Развитие культуры в России.

Содержание материала:

  1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»
  2.  Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
  3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.

  Практические занятия

  1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».
  2. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
  3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.

Учебной программой предусмотрены практические занятия по истории, которые подразумевают:

1. совместную работу преподавателя  и обучающихся (студентов) по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.

2. самостоятельную работу обучающихся (студентов) по выполнению в рамках  каждого занятия комплекса заданий из учебного пособия по истории и (или) предложенных преподавателем.

        Конкурсная работа выполнена по второй форме проведения практического занятия по истории.

Ход занятия

Структурные элементы занятия:

  1. Организационная часть.
  1. Проверка готовности студентов к занятию
  1. Мотивация. Инструктаж о ходе самостоятельной работы (осмысление сущности задания, последовательности выполнения).
  2. Повторение необходимых теоретических знаний:
  1. Алгоритм выполнения учебно-практических заданий;
  2. Алгоритм составления  сравнительно-обобщающей таблицы;
  3. Алгоритм составления   конкретизирующей таблицы;
  4. Алгоритм анализа конкретных исторических фактов;
  5. Алгоритм анализа статистических данных.
  1.  Организация и управление  деятельностью студентов.
  1. Заполнение студентами  инструкционной карты практической работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) на основе заданий рабочих листов:

4.1.1. рабочий лист №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

4.1.2. рабочий лист №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

4.1.3. рабочий лист №3 (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Задание на дом:
  1.  Найти статистические данные о распространении экстремистских настроений в Курской области.
  2.  Выполнить в  программах нелинейного видеомонтажа мультимедийные продукты по теме занятия.
  3. Написать эссе на тему: «Экстремизм – ставка на молодёжь?»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкционная карта к практической работе по учебной дисциплине « История»

(оформляется студентом)

Тема: Современные националистические и экстремистские молодежные организации в России и Европе.

Цель:  учиться умениям:

  1. работы с различными видами исторических источников и их анализ;
  2. объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  3. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  4. выявлять общие и различные  черты сравниваемых исторических явлений;
  5. высказывать собственные суждения по проблеме, аргументировать свою позицию;

Перед началом работы необходимо знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты.

После окончания работы необходимо уметь:

  1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  3. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

Оборудование (дидактическое обеспечение):

  1. рабочий лист №1
  2. рабочий лист №2
  3. рабочий лист №3
  4. Атлас. Россия и мир. 10-11 классы. М.: 2012. - 56 с.

Норма времени: 90 минут.

Выполнение задания.

Исходные данные: Рабочий лист №1. 

Постановка задачи:           

  1. Прочитайте документы 1-3 рабочего листа №1.    

2.  Составьте сравнительно-обобщающую таблицу: «Экстремизм и его особенности»

Вопросы для сравнения

                    Объекты сравнения

________________

Обобщающий  вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходные данные: Рабочий лист №1.

Постановка задачи:  Вопросы  и задания:

  1. Проанализируйте данные диаграммы и  сделайте вывод о распространении экстремизма в российских регионах.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отметьте  на карте красным цветом  регионы и города распространения угрозы.

Исходные данные: Рабочий лист №2

Постановка задачи:

  1. Прочитайте статьи 1-2.
  2. Составьте конкретизирующую таблицу « Молодёжные экстремистские организации  России и Европы»

Страна

Название организаций

Общее в целях

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постановка задачи:

  1.  Нанесите  на контурную карту страны, в которых действуют экстремистские организации.

Типология стран

Исходные данные: Рабочий лист №3.

Постановка задачи:   Вопросы и задания:

  1. Проанализируйте документы и назовите способы  противодействия экстремистской деятельности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы к практической работе:

  1. я узнал (а) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. я научился (лась) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. я попробую _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. я получил (а) для жизни

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка  (выставляется преподавателем) _________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист №1.

I . Определения понятия «экстремизм»

  1. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы[3].

Экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма. 

  1. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1) [4]:

Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"[2].

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

     экстремистская деятельность (экстремизм):

     1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • подрыв безопасности Российской Федерации;
  • захват или присвоение властных полномочий;
  • создание незаконных вооруженных формирований;
  • осуществление террористической деятельности;
  • возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • унижение национального достоинства;
  • осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

     2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

     3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

     4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

 

Распространение экстремистской угрозы в России

( по данным аналитического центра "Сова")[7].

Главные очаги насилия  в 2012.

Расизм и ксенофобия в России. Итоги ноября 2012.

В ноябре 2012 года в результате ксенофобных и неонацистски мотивированных нападений пострадало 13 человек, из них 4 человека погибли. Жертвами нападений в этом месяце стали уроженцы Центральной Азии (2 убитых, 3 избитых), Кавказа (3 избитых), представители неформальных молодежных движений (3 избитых), бездомные (2 убитых). Нападения произошли в Москве и Московской области, Красноярске.

Всего с начала года от расистского насилия погибло 15 и был ранен 161 человек, 1 получил угрозу убийством. Расистские нападения были зафиксированы в 28 регионах России. Главными очагами в 2012 году стали Москва (2 погибших, 59 избитых) с Московской областью (2 погибших, 20 раненых), Санкт-Петербург (1 погибший,  19 раненых) и Республика Башкортостан (19 раненых).

За ноябрь 2012 года было вынесено не менее 5 обвинительных приговоров по делам о расистском насилии, в которых был учтен мотив ненависти, –  во Владимирской, Волгоградской и Томской областях, Краснодарском и Пермском краях. В этих процессах было осуждено 10 человек.

C начала года было вынесено не менее 25 обвинительных приговоров за расистское насилие, в которых был учтен мотив ненависти, против 64 человек в 17 регионах  страны.

За ксенофобную пропаганду в ноябре 2012 года было вынесено не менее 8 приговоров против 8 человек – в Архангельской, Владимирской, Курганской, Курской, Нижегородской, Новгородской и Псковской областях, Республике Коми. Всего в 2012 году по делам о расистской пропаганде было вынесено 79 обвинительных приговоров против 90 человек в 42 регионах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рабочий лист 2.

Экстремизм в российской молодёжной среде [8]. 

Статья 1. «Объединения националистической (национал-патриотической) направленности»

 «Русское национальное единство» (РНЕ). Создано в октябре 1990 г. бывшим членом патриотического объединения «Память» Александром Баркашовым. Объединение ставило перед собой три основные задачи: «недопущение распада России, сплочение русской нации единой национальной идеологией, создание на всей территории страны организации со строгой дисциплиной из наиболее активной и дееспособной части нацистов».

В программных документах РНЕ, размещенных на официальном сайте организации утверждается, что создание РНЕ – это реакция наиболее активной части русской нации на то унизительное положение, в котором она находится уже многие годы.

14 октября 2000 г. движение заявило о самороспуске, большинство его членов перешло в «Славянский союз» и «Народно-национальную партию России». В настоящее время в некоторых регионах России существуют  разрозненные ячейки РНЕ (в Хабаровском крае, Республике Коми, Брянской, Ивановской, Калужской, Курской, Ленинградской областях), однако их деятельность весьма незначительна.

«Народно-национальная партия России» (ННП). Движение основано Александром Ивановым-Сухаревским, бывшим членом праворадикальной организации «Память», отбывавшим в 1999 году тюремный срок за убийство на бытовой почве. А. Иванов-Сухаревский является автором официальной идеологии движения – «Учения о русизме». Положения «учения» на более чем сорока страницах изложены в брошюре «Основы русизма» и представляют собой набор националистических и расистских идей в сочетании с элементами православия и «арийского» язычества. В документе декларируется превосходство русской нации, которая, в соответствии с «учением о русизме», вместе с германским этносом стоит на более высокой ступени развития по сравнению с другими народами, подчеркивается важность сохранения чистоты крови и возвращения к «исконным традициям русского народа», объявляется, что православие должно стать государственной религией России. Наиболее значимой фигурой мировой истории, по А. Иванову-Сухаревскому, является  Гитлер. Это согласуется с использованием в качестве эмблемы ННП  тевтонского креста и стилизованной свастики.

 «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ) было основано 10 июля 2002 года и представляет собой построенную по сетевому принципу националистическую структуру, имеющую 30 региональных отделений. Лидером ДПНИ является А. Поткин (Белов), который был помощником депутата Государственной Думы IV созыва А. Савельева (фракция «Родина»),  входившего руководящее звено ДПНИ.

Члены ДПНИ утверждают, что «они хозяева в собственном доме, а хозяин вправе сам решать, в какой комнате поселить гостя, на какое время, и пускать ли его вообще. Особенно, если кто-то явился к тебе домой только затем, чтобы тебя обокрасть или вообще из собственного дома выгнать».

«Народно-державная партия России» (НДПР) существует с 2002 года, была зарегистрирована в органах юстиции (в 2003 году регистрация ликвидирована в судебном порядке). Основной целью НДПР декларировала возрождение России как мировой державы, построенной на принципах правового государства, социальной и национальной справедливости, способной проводить самостоятельный внутренний и внешнеполитический курс в интересах русского народа и других коренных народов России.

Целями, декларируемыми НДПР, является «борьба за права русской нации» и построение «русского национального государства», подобного германскому третьему рейху.

         «Национал-социалистическое движение “Славянский союз”» (СС). Лидер движения Дмитрий Демушкин, с 1995 года состоял в движении РНЕ. В тот период СС уже существовал в качестве отдельной структуры в составе РНЕ и представлял собой «элитную», закрытую ячейку, которая отвечала за идеологическую работу в РНЕ и вела борьбу за сохранение движения, подавляя, в том числе и физически, все попытки раскола и саботажа. В 2000 году после раскола РНЕ «Славянский союз» начинает действовать как самостоятельное движение.

Идеология «Славянского союза» – крайний национализм. В опубликованной на официальном Интернет-сайте СС статье, посвященной идеологии движения, слово «национализм» старательно «реабилитируется». По мнению авторов, это «здоровое и доброе понятие» воспринимается обществом неверно, основные аргументы сводятся к тому, что только русский и вообще «белый» национализм способен остановить «процесс уничтожения Цивилизации Белой Расы путем заселения Европы народами, агрессивно исповедующими совершенно иные и даже противоположные ценности». Ценностной основой национализма для идеологов СС является нация, «как источник и носитель определенных характеристик и ценностей». «Все остальное – государство, модели государственного устройства, экономическая политика и т.д. – подчинено Идее Нации, ее сохранению и развитию». Кроме данной статьи, выдержанной в целом в духе прагматизма, идеология СС изложена в «базовой доктрине Славянского Союза» под заголовком «1488 слов», написанной Д. Демушкиным

 «Союз русского народа» (СРН) – общественное объединение националистической направленности, незарегистрированное в органах юстиции. Создано 31 октября 2004 года.

Численность структуры составляет около 500 человек и имеет 13 региональных отделений: в Архангельской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Камчатской, Омской, Томской, Ульяновской областях, Ставропольском крае, Республиках Северная Осетия – Алания, Марий Эл и Мордовия, Кабардино-Балкарской Республике. Также СРН имеет представительство в Белоруссии. Кроме того, в 26 регионах Российской Федерации проводится работа по созданию отделений СРН.

В уставе СРН в качестве основной цели декларируется «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества – России единой и неделимой». При этом основной задачей структуры в «национально-освободительной борьбе» является возрождение русского самосознания, русского национализма как духовной основы самосохранения русского народа.

Скинхеды («Skin-head» – англ., досл. «кожаная голова») – неформальная молодежная субкультура, основанная на идеологии насилия, национализма и расизма. Несмотря на то, что скинхеды стоят на позициях крайнего национализма, основная масса этой субкультуры не поддерживает какой-либо организованной политической силы. Они действуют, руководствуясь своими собственными убеждениями, не имея какой-либо определенной политической программы. Однако в настоящее время такое «независимое» положение скинхедов, постепенно меняется, поскольку организованные праворадикальные силы, такие как НСО, ДПНИ и другие активно вербуют скинхедов, стремясь привлечь их в свои ряды.

Анализ имеющейся информации позволяет констатировать, что в настоящее время одной из ключевых тенденций, характеризующей ситуацию в среде российских националистических течений, является их позиционирование в качестве политической силы, стремящейся принимать активное участие не только в протестных акциях, но и добиваться вхождения во власть легальными методами. В этих целях представителями различных структур националистической направленности предпринимаются попытки объединения в политическую партию, отражающую националистические взгляды и действительно объективно растущие (что подтверждается многочисленными социологическими опросами) ксенофобские настроения.

Статья 2 "Почти в каждой стране Европы есть крайне правые радикальные и экстремистские партии"[9].

Доктор политических наук, профессор по кафедре социологии, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Игорь Барыгин рассуждает о радикальных, экстремистских и националистических движениях в Европе.

- Какие крупные радикальные партии можно назвать в Германии и Франции?

Во Франции существует крупнейшая праворадикальная партия в Европе – «Национальный фронт». Она была создана в 1972 году Ж.-М. Ле Пеном, с 2011 года лидером организации стала его дочь Марин. Возникновение партии было связано с возрастающим числом мигрантов во Франции, основная идея объединения - «Французы сначала»: приоритеты во всех сферах жизни, в первую очередь, касающиеся рабочих мест. В 1999 году во Франции была создана партия «Национал-республиканское движение». Ее представители считают себя национальными и республиканскими правыми, в парламенте сейчас не представлены. Помимо «Национального фронта» и «Национал-республиканского движения», во Франции есть еще ряд мелких радикальных движений и партий.

В Германии в 1964 году возникла «Национал-демократическая партия» - как неофашистская. В 60-х годах их можно было назвать экстремистами, сейчас – радикалами. Представители этого объединения выступают против утопии просвещения (против демократических свобод), мультиэтнических процессов. С начала 80-х годов в Германии существует «Республиканская партия», о ее представителях можно говорить не только как о политических националистах, но и как о бытовых. В их программе заявлено: Германия – это не страна для эмигрантов. А у движения «Немецкий народный союз», созданного в 1971 году как неформальная ассоциация из-за увеличения количества эмигрантов, есть такие лозунги: «Турок ест ваш суп», «Турок работает на вашей работе», «Турок спит с вашей женой». Нужно отметить, что все эти немецкие партии представлены в земельных парламентах.

- Какая ситуация в других странах?

- В Австрии существует «Австрийская партия свободы», она основана в 1956 году как патриотическая партии Австрии. Ее представители выступают за свободу от возможных поглощений. В 1986 году партию возглавил известный радикал Йорг Хайдер, при котором партия достигла серьезного политического влияния в стране. В Швейцарии действует радикальная партия «Швейцарская народная партия», она представлена в парламенте и правительстве.

«Британская национальная партия» выступает (так записано в уставе этой партии) за «воссоздание расового состава Великобритании по состоянию на 1948 год», предлагается депортировать всех нелегальных эмигрантов и выслать на бывшую родину потомков эмигрантов неевропейского происхождения». Кроме того, в Великобритании существуют сепаратистские националистические движения.

В Дании радикальная партия «Датская партия прогресса» выступает против эмигрантов. В Испании существуют радикальные партии «Испанская альтернатива», «Испанское католическое движение», «Испанское молодежное движение» и другие. В Италии также есть экстремисты – «Национальный альянс». Эта партия «осовременила» идеи Муссолини.

В Венгрии есть крупная парламентская экстремистская партия «Движение за лучшую Венгрию», которая претендует на часть территорий Болгарии, Румынии, Молдавии, территории бывшей Югославии. В Румынии, в свою очередь, есть организация «Новые голодранцы», выступающая за захват территорий некоторых государств, в том числе Молдовы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Рабочий лист 3.

Декларация принципов толерантности [5].

 Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

 Статья 1. – Понятие толерантности

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,

религиозным и языковым меньшинствам[6].

Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года

Статья 2

1. Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (в дальнейшем именуемые лицами, принадлежащими к меньшинствам), имеют право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме.

2. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни.

3. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству.

4. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование.

5. Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты с другими членами своей группы и с лицами, принадлежащими к другим меньшинствам, а также контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.

Статья 3

1. Лица, принадлежащие к меньшинствам, могут осуществлять свои права, в том числе права, изложенные в настоящей Декларации, как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы без какой бы то ни было дискриминации.

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г [1].

Статья 19.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 29.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ. 2011.- 64с.
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Правовая система «Консультант Плюс»  [http://www.consultant.ru/]
  3. Резолюция 1344 (2003). Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе. //  [http://www.coe.int/t/r/parliamentary_assembly]
  4. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». // Правовая система «Референт». [http://www.referent.ru/1/10927]
  5. Декларация принципов толерантности. // [http://tolerance.on.ufanet.ru/tolerdeclar.htm]
  6. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Правовая система «Консультант Плюс»  [http://www.consultant.ru/]
  7. Информационно-аналитический центр "Сова" [http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2012/12/d25937/]      
  8. Официальный сайт администрации  городского округа г. Орехово-Зуево.

// [http://www.ozmo.ru/bezopasnost/extremizm/1771-i-]

  1. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета

// [http://spbu.ru/smi/uchenye-spbgu/4606-4606]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к УМК 10 класса школ с углубленным изучением английского языка "Молодежные организации"

Данная презентация является иллюстрированным материалом для введения темы "Подростковая жизнь" к УМК И.Н. Михеевой, И.В. Афанасьевой 10 год обучения для школ с углубленным изучением английского языка....

Разработка урока по теме "Молодежные организации вчера и сегодня" по немецкому языку

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока немецкого языка по теме "Молодежные организации вчера и сегодня", которая предполагает использование экспозиции школьного музея, посвященной ...

Урок по немецкому языку в 9 классе по теме: «Молодежные проблемы в России и Германии» + презентация.

Разработанный урок является уроком повторения и обобщения изученного материала. Использование ИКТ целесообразно для повышения мотивации учащихся, вносит в урок разнообразие, формирует внимание, развив...

Общественная молодежная организация" Федерация студентов колледжа"

Общественная молодежная организация " Федерация студентов колледжа" работает в колледже с 2003 года....

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс...

Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"

Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...