Презентация итогового урока на тему "Эпоха Петра I"
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

Аркуша Оксана Олеговна

Урок рассчитан на 2 часа и предполагает работу с документами (представлены в презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_petr_1.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭПОХА ПЕТРА I Обобщающий урок по теме: Подготовила и провела: Аркуша Оксана Олеговна Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ» № 14

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА – систематизация знаний о периоде правления Петра I ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Актуализация знаний по ключевым элементам деятельности Петра I 2 .Анализ мнений историков о реформаторской деятельности Петра и значения преобразований, им проведенных 3.Отработка навыков работы с источниками и историографией по рассматриваемой проблеме 4.Формулирование и аргументированная защита собственного отношения к эпохе Петра.

Слайд 3

СИМВОЛЫ ЭПОХИ

Слайд 4

РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1711 год – учреждение Сената вместо Боярской думы 9 человек (президентов коллегий) осуществляли текущее управление государством на время отсутствия царя. Сенат постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, которое контролировало правосудие, ведало торговлей, сборами и расходами государства, наблюдало за исправностью отбывания дворянами воинской повинности. В 1717-1727 гг. - реформа исполнительных органов управления: создание по шведскому образцу 12 коллегий со строгим разграничением функций и сфер действия — предшественники будущих министерств.

Слайд 5

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В 1708-1715 для укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти, ведали войском 1710-1720 гг. – вторая областная реформа. Губернии делились на 50 провинций во главе с воеводами. Провинции делились на дискриты во главе с земскими комиссарами. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Слайд 6

ПОДЧИНЕНИЕ ЦЕРКВИ 1721 год – утверждение духовного регламента, полное подчинение церкви государству Упразднение патриаршества Святейший Синод управлял теперь всеми делами церкви В состав Синода вошли представители высшего духовенства, назначал которых и чьи решения утверждал сам царь. От имени высшей светской власти действия Синода контролировал гражданский чиновник (обер-прокурор), назначаемый царём . Таким образом, фактически царь стал главой Русской православной церкви.

Слайд 7

СОЗДАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ И ФЛОТА 1699 год – первый рекрутский набор и начато обучение солдат по образцу Преображенского и Семёновских полков. 1725 год - каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута по жребию. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. В 1708 году был спущен на воду первый корабль. К 1728 году Российский флот на Балтийском море стал самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и множество мелких судов.

Слайд 8

СТРОИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Мая 1703 года в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург . Этим днём датируется закладка Петром I Петропавловской крепости на Заячьем острове. Новая крепость огнём орудий должна была перекрывать фарватеры двух крупнейших рукавов дельты реки — Невы и Большой Невки . Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу.

Слайд 9

СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА 23 января 1722 года – Табель о рангах Все чинов по 14 классам или рангам. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (делившиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Единственным регулятором службы стала личная выслуга, порода потеряла в этом отношении всякое значение. 1714 год – указ о единонаследии. Ре гламентация правового статуса дворянства и юридическое закрепление слияние вотчины и поместья. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви сформирована новая единая категория – государственные крестьяне.

Слайд 10

1722 год - Указ о престолонаследии. Отменен обычай передачи престола прямым потомкам по мужской линии, теперь престолонаследник назначался по воле монарха. РОССИЯ СТАЛА ИМПЕРИЕЙ 22 октября 1721 года Пётр по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого.

Слайд 11

БЫТ И НРАВЫ С 1700 года – введение юлианского календаря и празднования Нового года по европейским традициям , 1 января. Борьба с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре Введение арабских цифр, упрощение алфавита Появление в русском языке более 4500 новых слов Появление газетного дела и типографий С 1718 года – создание ассамблей В среде дворянства складывалась иное мировоззрение, отличное от большинства представителей других сословий

Слайд 12

МНЕНИЯ об эпохе Петра I ПРОЗАПАДНОЕ Россия совершила скачок от отсталости, дикости к передовым формам общественной жизни посредством западных идей, зарубежных специалистов, ставших помощниками Петра I в преобразованиях. Лишь благодаря Петру Россия стала цивилизованным государством, сблизилась с Западом и вошла в число ведущих мировых держав ПРОСЛАВЯНСКОЕ Критическое отношение к петровским преобразованиям, т.к. они отклонили Россию с «естественного пути» развития и повели по пути ненужных заимствований у Запада. Впоследствии возникла и радикальная концепция противопоставления России и стран Запада, антитеза «Россия – Запад», «Восток – Запад».

Слайд 13

ПОЗИЦИЯ «ПРОЗАПАДНАЯ» КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ 1)Все реформы были органическими, исторически подготовленными 2)Своими реформами Петр дал возможность талантливым людям пробить себе дорогу. 3)Методы реализации реформ были жесткими по отношению ко всем сословиям, переменив жизнь каждого россиянина. 4)Личность самого Петра стала залогом успехов России 5)Равнение на Запад и привлечение западных специалистов позволили России сделать быстрый скачок в развитии, стать одной из ведущих стран мира. ПОЗИЦИЯ «ПРОСЛАВЯНСКАЯ» КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ 1)Все реформы были самодурством царя и стали настоящим насилием над Россией 2)Своими реформами Петр расколол общество, создал непреодолимый разрыв между высшими и низшими сословиями 3)Методы реализации реформ были тираническими, существенно ухудшилось положение крестьян, их быт, жизнь, экономическое и правовое положение. 4)Личность Петра проявилась, в первую очередь, в жестких методах управления и проведения преобразований. 5)Равнение на Запад и привлечение западных специалистов привели к тому, что развитие России носит традиционно догоняющий характер по отношению к Западу, вместо реализации собственного, самобытного пути.

Слайд 14

ИСТОЧНИК № 1: 1721 г. указ о разрешении покупки купцам деревень « Того ради позволяется для размноженія такихъ заводовъ , какъ шляхетству, так и купецкимъ людямъ , к тѣмъ заводамъ деревни покупать невозбранно съ позволения Берг- и Мануфактур-коллегіи , токмо подъ такой кондиціей , дабы тѣ деревни всегда были уже при тѣхъзаводахъ неотлучно …»

Слайд 15

ИСТОЧНИК № 2: 30 декабря 1701 г. – указ о предписании писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо полуимен, на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать: Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…

Слайд 16

ИСТОЧНИК № 3: Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций». Лекция 65 Со смущением читаешь самолично данный Сенату в 1722 г. указ царя, додумавшегося до мысли о свободе совести: как серьезно и усиленно повелевает он «подтвердить накрепко старый указ о бородах, чтоб платили по 50 рублей на год и к тому чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем»! От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы да сверх того тут же, "не выпуская из приказу", вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой был уже внесен; несостоятельных отсылали в каторжный порт Рогервик отрабатывать штраф; всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу

Слайд 17

ИСТОЧНИК № 4: Из воспоминаний Петра I: Итако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно; но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили, ибо только один старый полк лефортовский был… два полка гвардии только были на двух атаках у Азова, полевых боев, а наипаче с регулярными войсками, никогда не видали… Но когда сие нещастие (или лучше сказать великое щастие ) получили, тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила

Слайд 18

ИСТОЧНИК № 5: Академик Погодин М.Н. о реформах Петра Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты – Петр Великий их начал… За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам – допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого…Вы получаете чин – по „Табели о рангах“ Петра Великого. Чин доставляет мне дворянство – так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу – Петр Великий определил ей форму…Вы вздумаете путешествовать … вы будете приняты хорошо – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение, и проч., и проч., и проч.

Слайд 19

ИСТОЧНИК № 6: Август Стриндберг (шведский писатель, драматург) о Петре I Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась

Слайд 20

ИСТОЧНИК № 7: С.М. Соловьев о Петре Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился

Слайд 21

ИСТОЧНИК № 8: Указ Петра I Сенату от 5 марта 1711 года 1).Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определенном указе. 2).Полосы иметь равные, и у всяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не потпишет и засвидетельствует неправо томубыти приговору, то и протчие не действенны суть. Однакож , надлежит тому, хто оспорит, тое протестацию дать за своею рукой на письме.3). Выбратьобер-фискала , человека умнаво и доброво , ис какого чина ни есть. Дела же его сие суть: Должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправой суд; також – в зборе казны и протчего . И хто неправду учинит, то должен фискал позвать его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличат. И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу. Буде же и не уличит, отнюдь фискалу в вину не ставить…

Слайд 22

ИСТОЧНИК № 9: Указ Петра I об уборке сена косами. 1721 год Понеже в здешник краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обучай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми граблями, что перед нашими серпами гораздо выгоднее, что средний работник за десять человек работает …сыскав таких людей из здешних мужиков, по нескольку человек, для обучения, послали мы отсель в наши хлебные города с такими косами и граблями, с нарочинными посланными офицерами, и писали к губернаторам и воеводам, чтобы они распорядились сами, и послали их в те места, где лучше хлеб родится, и определили их пропитанием и деньгами…Также велите, против образцовых, косы и грабли делать, дабы умножить, и в будущее лето в тех хлебных местах, чтобы все так косили (ибо сами знаете, то наши люди без принуждения не сделают

Слайд 23

ВЫВОДЫ : 2)Методы проведения преобразований были жесткими, порой насильственными и крайне непопулярными среди самого населения России 3)Большая часть преобразований, проведенных Петром, привели к формированию абсолютизма в стране 4)По масштабам проведенных изменений в стране, петровские реформы являются своеобразным водоразделом двух эпох, что обусловливает неизменный интерес и споры вокруг них 1)Реформы Петра I полностью изменили облик России и ее восприятие в мировой политике и истории

Слайд 24

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Буганов В.И., Зырьянов П.Н., Сахаров А.Н. История России, конец XVII - XIX век. – М.: Просвещение, 2007. – 336 с. Гумилев Л. Н. От Руси к России. - м.: Астрель , 2010. – 416 с. Дворниченко А.Ю. и др. Русская история с древнейших времен до наших дней. – СПб.: Лань, 2004. – 448 с. Картинки и фотографии из сети Интернет Левандовский А.А. История России XVIII - XIX веков: 10 класс. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с. Орлов А. С. и др. Основы курса истории России. – М.: Простор, 2009. – 651 с. Пушкарев С. Г. История России: работы разных лет. - М.: Дрофа, 2011. - 368 с. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. Сост. С.С. Дмитриев. – М.: Правда, 1989. – 768 с. Стариков Н.В. История России. – М.: ПРИОР, 2001. – 464 с. Хомяков А.С. О старом и новом. // Мировоззрение русской цивилизации [Электронный ресурс] URL : http://www.razumei.ru/lib/article/730 (дата обращения 01.02.2014) Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI - XVIII вв.- М.: МИРОС, ЧеРо , 1998. – 554 с.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА УРОК И ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация итогового урока "Путешествие по Африке"

В разработке представлен итоговый урок в 7 классе по теме "Африка" с презентацией, которая позволяет оживить урок, сделать более наглядным и динамичным....

Презентация. Итоговый урок . Литература XIX века.

урок литературы в 5 классе в форме игры "Морской бой".поможет проверить знание текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов; навыки выразит...

Презентация к уроку внеклассного чтения "Петр Антонович Суханов. Сургутский поэт"

Презентация к уроку внеклассного чтения "Петр Антонович Суханов. Сургутский поэт."...

Презентация итогового урока с использованием интерактивной доски "Действия с положительными и отрицательными числами"

Это итоговая работа вариативных курсов "Мультимедийный комплекс учебного предмета" Презентация с использованием программы SMART Notebook11. Содержится множество различных заданий и тестов по данному р...

Презентация к уроку "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Презентация к уроку "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Презентация итогового урока для 9 классов

Данная презентация применяется при итоговом повторении 9 класса...