Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Алимова Светлана Васильевна

Базовый учебник: Вигасин А.А. История древнего мира. 5 класс (Просвещение, 2012 г.)
Цель урока: Способствовать формированию представлению о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История Древнего мира 5 кл.

Тема урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Педагогические цели: Способствовать формированию представлению о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе; создать условия для ознакомления учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положением рабов.

Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок-исследование.

Планируемые результаты (предметные): овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Личностные результаты: Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.

Метапредметные результаты: Владение умением работы с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных  носителях.

Основное содержание темы, понятия и термины: Образование Вавилонского царства. Вавилон- центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. ) Появление законов Хаммурапи. Устройство Вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб- должник.

Образовательные ресурсы: Учебник. Карты: «Древние государства мира», «древний Восток», «Вавилонское царство в XVIIIв.н.э. Ассирийская держава в VIII-VIIвв.до н.э.». Схемы «Вавилон-центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названных в законах Хаммурапи». Рабочая тетрадь №1.

Этапы

урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1.Организационный

момент

Фронтальная.

словесный.

Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое

рабочее место.

Быстрое включение

в деловой ритм.

2.Постановкаучебной задачи.

Фронтальная.

словесный.

Слово учителя.

В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах,

что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый

столб, на котором были высечены 282 закона, автором которых являлся

Хаммурапи .Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которое возникло на территории Междуречья в конце XIX -начале XVIII века до нашей эры. Он управлял с помощью своего Кодекса законов. На экране написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями.

З а к о н-обязательные правила

поведения, установленные

высшим органом власти, за

несоблюдение которых

наступает

ответственность.

Корректирует ответы учащихся.

- Исходя из этих слов, определите цель и задачи нашего урока:

узнать о законах царя Хаммурапи, познакомиться с их содержанием, узнать, как жители Вавилонии выполняли эти правила или нормы и как их

наказывали за нарушение законов.

Слушают учителя. Формулируют учебные задачи.(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность

закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

3. Усвоение новых знаний  и способов действий.

Образование Вавилонского царства.

Вавилон- центр ремесла и торговли.

Фронтальная.

Словесный,

наглядный,

Проблемный.

Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа.

В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Византии.

Организует работу со схемой (см. Приложение 1)

Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых товаров.

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Работа с картой, беседа по вопросам.

Вавилонский царь Хаммурапи.

Фронтальная.

Словесный,

наглядный,

Проблемный.

Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрацией, беседа.

Знакомство с Вавилонским царем  Хаммурапи временем его правления. Организует работу с текстом (п.2 № 14) иллюстрацией. Предлагает составить план текста.

Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Составляют план текста.

Регулятивные: учатся работать  по предложенному учителем плану.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях

Работа с текстом, беседа по вопросам, план текста.

Законы Хаммурапи.

Фронтальная,

Групповая, коллективная. Словесный, исследовательский,

Практический. Работа с документом, таблицей, беседа.

Организует групповую работу.

Карточки- задания для групп на каждом столе. Всего 5 групп, при этом, каждая группа имеет разно уровневые задания как общие, так и внутри группы. ГРУППА № 1. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне

жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229

ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были

несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям –

мушкенумам. Анализ статей №№ 195,196,197,

198,199,200,201,202,203,204,205,206

ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были

необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и

защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54, 117

ГРУППА № 4 – показать с помощью театрализации одну из статей законов

статья 6 – если человек украл имущество бога, он должен быть убит.

ГРУППА № 5 представить в виде рисунка одну из статей законов.

Проводит беседу, организует заполнение таблицы. (см. Приложение 2.)

Лабораторная

работа с текстом законов Хаммурапи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение.

Работа с документом, беседа по вопросам.

4.Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная,

Словесный, наглядный,

практический. Рассказ учителя, работа с текстом, «линией времени»,

иллюстрацией,

беседа, работа с контурной картой.

Подсчитайте, что было раньше,- правление Хаммурапи в Вавилине или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше? Отметьте на «ленте времени» даты правления Хаммурапи и Тутмоса.

Организует работу с контурной картой (№53) в рабочей тетради, беседу по вопросам в конце параграфа №14.

Отмечают  на «ленте времени» даты правления царей, правильно устанавливают последовательность и длительность исторических событий. Показывают на карте Вавилонское царство.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Работа с «линией времени»,

Беседа по вопросам, контурная карта.

5. Рефлексия

Фронтальная,

практический тест.

Предлагает проанализировать свою деятельность, работая с тестом:

«V»-ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«W»- ответил по просьбе учителя,  ответ правильный;

«I»-ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«+»-ответил по своей инициативе,  ответ правильный;

«0»- не ответил;

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений, на листке условно отмечают свои ответы.

Регулятивные

6.Информация о домашнем задании

Фронтальная,

Словесный,

1.Составить синквейн со словами Хаммурапи и закон.

2. П.14 ответить на вопросы.

3.Задания 54-60 в рабочей тетради.

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Приложение 1.

                                                                                                              Вавилон- центр ремесла и торговли.

Привозное сырье: камень, металлы ( железо, медь, бронза, олово, свинец,

Серебро, золото), строевой лес ( кедр, кипарис, дуб, бук).

Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть.

                                                                                                Вавилон- торговый и ремесленный центр Древнего Востока.

                                                                           (Здесь можно было купить и продать любой товар известный всему миру )

Вывозили в соседние страны: полированную мебель с инкрустациями из золота ,

Серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию,

вино, изделия, украшенные стеклянной глазурью ( бирюзой, синей, белой, зеленой,

коричневой , красной), флаконы и другие изделия из стекла,

изделия из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит, шерстяные и льняные ткани, зерно.

Использовали в быту: сырую нефть для заправки светильников,

асфальт и битум как растворы для кладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости, циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из

тростника и пальмовых волокон, обувь, кожаные предметы вооружения

( колчаны, щиты, панцири, шлемы) и конской упряжки ( уздечки, ремни,

вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи) кожаные мехи для хранения жидкостей и

бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись  через реку, глиняную посуду.

Приложение 2.

1.Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково?

2. Что означает выражение « око за око, зуб за зуб»?

3.Согласно законам Хаммурапи бежавшему от хозяина рабу отрезали ухо, оставляя ему возможность трудиться и отвечать на вопросы господина. Подумайте, останавливало ли такое жестокое наказание рабов бежать из неволи?  Обоснуйте свой ответ.

4.В Древнем Вавилоне преступников заставляли испытывать то же самое, что они причинили своей жертве. Подумайте, мог ли данный метод наказания остановить преступников? Обоснуйте свой ответ.

                  Виды преступлений, названных в законах Хаммурапи.

Государственные

Против царя, измена.

Должностные

Взятка, изменение судебного режима.

Религиозные

Чародейство, святотатство, колдовство.

Воинские

Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина.

Против семьи

Браки между родственниками, измена жены.

Против личности

Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство.

Против собственности

Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История Древнего мира, 5 класс

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира. Презентация содержит задания, наглядный материал....

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок направлен на формирование у обучающихся основ анализа исторического источника....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Данная презентация поможет учащимся более наглядно освоить материал по данной теме. В презентации есть дополнительные сведения о жизни великого законодателя древности....

Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)

Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, ...

Технологическая карта урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс

Технологическая карта разработана к уроку по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". Цель данного урока сформировать представления обучающихся об организации общества и хозяйства Меж...