Русская культура X - XVI веков
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме

Янкавцева Юлия Александровна

Материалы для подготовки к ЕГЭ по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_ege.docx12.32 КБ

Предварительный просмотр:

Русская культура X — XVI века

Древнерусская культура X – XIII века

Письменность и просвещение

Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мнений, сохранении и распространении достижений культуры.

Создание славянской азбуки: византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий. Первые богослужебные книги – переводная богословская литература.

Создание собственной литературы:

  • жития святых;
  • «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.);
  • «Русская правда»;
  • «Слово о полку Игореве» - наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы: рассказ о неудачном походе во главе  с новгород-северским  князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Содержит призыв к русским князьям прекратить усобицы;
  • «Поучение детям» Владимира Мономаха (XII век).

Распространение грамотности среди широких слоёв городского населения:

  • Берестяные грамоты;
  • Граффити (надписи на стенах);
  • Надписи на изделиях (горшках), клейма мастеров;

Система образования:

  • Монастыри как образовательные и научные центры;
  • Школы, созданные в Новгороде и Киеве Ярославом Мудрым для детей старост и духовных лиц.

Древнейшая книга – Остромирово Евангелие (1057), два Изборника князя Святослава Ярославича (1073 и 1076).

Ведущий центр книжности – Киево-Печерский монастырь, основанный в правление Ярослава Мудрого.

Древнейший летописный свод – «Повесть временных лет», 1113 год, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – огромная роль в утверждении идеи единства Руси. С XII века – новый период летописания – возникновение множества летописных центров, местный характер летописи (основное внимание – на события своего княжества).

Архитектура

До конца X века не существовало традиции монументального каменного зодчества, но были богатые традиции деревянного строительства, повлиявшие на последующую каменную традицию.

Заимствование принципов архитектурного строительства храмов из Византии: крестово-купольный  тип храма на четырёх столбах:

  • Первая каменная постройка в Киеве – Десятинная церковь (конец X века), разрушена монголо-татарами в 1240 году;
  • Спасо – Преображенский собор в Чернигове (XI в.);
  • Софийский собор в Киеве (1037 – 1054)
  • Новгородский Софийский собор ( проще, лаконичнее, строже киевского).

С XII века – новый этап в развитии архитектуры – меньше масштаб церквей, поиск более простых, гармоничных форм, скромность отделки.

Наиболее типичным стал кубический храм с массивной одноглавкой («храмы – богатыри»).

Влияние романского стиля во внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястры – каменная резьба на внешней поверхности стен.

Наибольшим было это влияние в Галицко – Волынском княжестве (Успенский собор в Галиче, не сохранившийся до наших дней).

Зодчество Владимиро-Суздальской Руси имело более парадный характер, период его расцвета – княжение Андрея Боголюбского (Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли). Особое место во Владимиро-Суздальской архитектуре занимает Дмитриевский собор во Владимире (XII век).

Живопись

  • Мозаика (изображение из цветных камней, смальты или керамических фрагментов);
  • Византийское влияние наиболее заметно. Один из шедевров – Богоматерь в Софийском соборе (Киев). Дмитрий Солунский (Михайловский собор, Киев XII век. В настоящее время – в Третьяковской галерее).
  • Фреска (роспись по сырой штукатурке водяными красками) – наиболее долговечное изображение;
  • Иконопись на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичные темперные (масляные) краски. Владимирская Богоматерь и Григорий Чудотворец.
  • Возникновение книжной миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии).

Ремесло

Металлургическое производство – производство оружия и военных доспехов

Ювелирное дело

Основной технический приём – литьё. Помимо литейного производства использовались:

  • Ковка;
  • Чеканка;
  • Скань (изделия из скрученной свитой серебряной или золотой проволоки)
  • Зернь (мельчайшие серебряные или золотые зерна (300 шариков на 1 см.кв.) припаивались на пластину);
  • Чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону);
  • Эмаль (техника перегородчатой эмали).

Культура Руси XIV – XVI веков

14 – 15 века – основная идея – преодоление последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель.

16 век – основная идея – укрепление государства, единство и централизация.

Фольклор

В 14 веке борьба с татаро-монгольским нашествием, основная тема творчества – сказания:

  • О битве при Калке
  • О разоренииРязани Батыем
  • О Куликовской битве
  • Героический былинный эпос – как татары подступили к Киеву и былинные богатыри изгоняли захватчиков

Новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко отражают вольнолюбивый дух новгородцев.

Жанр исторической песни (в отличие от былин – реальные события):

  • «Песня о Щелкане Дюдентьевиче»( о восстании в Твери в 1327 году).
  • В 16 веке - песня о взятии Казани, цикл песен о Ермаке.

Просвещение

Монастыри – центры книжности: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергтев, Кирилло-Белозерский, Слолвецкий и другие монастыри).

В 16 веке на смену пергаменту приходит бумага – смена графики письма: полуустав и скоропись (с 16 века).

В середине 16 века  - зарождение книгопечатания:

  • Первая типография в России  - в 1553 г. В Москве;
  • В 1563 году на средства казны типография на Никольской улице в Москве (Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец) – первая печатная книга – «Апостол», а затем – «Часовник»;
  • Всего до конца 16 века в Москве было напечатано около 20 книг (тиражом до 1000 экземпляров);
  • Однако печатная книга не вытеснила рукописную.

Литература

В 14 веке важнейшие произведения письменности – летописи. Крупнейшие центры летописания – Новгород, Тверь, Москва, Смоленск.

Московское летописание постепенно приобретает общегосударственный характер, идея единства русской земли.

В1409 году – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись).

Особое влияние на развитие русской литературы в 14 – 15 веках оказала Куликовская битва. Появляются:

  • «Задонщина» (конец 14 века);
  • «Сказание о Мамаевом побоище» (конец 14 века);
  • «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича»;
  • «Повесть о Московском взятии земли русской» - описание событий 1382 года

Возникновение жанра «Хождений». Наиболее известное  - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – превое описание Индии, составленное европейцем.

Появление светской литературы: «Повесть о Петре и Февронье».

Церковная литература:

  • «Жития» митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского.
  • В 16 веке митрополит Макарий  - сборник житий святых, расписанных по месяцам – «Великие Четьи – Минеи».

В середине 15 века – сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории – Хронограф.

В 16 веке по инициативе Ивана Грозного создаётся Никоновский летописный свод и Лицевой свод (16 тысяч миниатюр), а также Степенная книга царского родословия.

В 16 веке продолжает развиваться воинская повесть:

  • «Сказание вкратце от начала царства Казанского» (Казанский летописец) – рассказ о взятии Казани в 1552 году
  • «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».

Литература 16 века  - Домострой  - свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства.

В 16 веке  зарождается публицистика:

  • челобитные  Ивана Пересвета;
  • переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Общественная мысль

Внутри православной церкви развернулась борьба между иосифлянами  и нестяжателями.

Нестяжатели (во главе с Нилом Сорским) полагали, что монахам следует кормиться трудами рук своих, отрицали церковное землевладение.

Их противники (во главе с Иосифом Волоцким) настаивали на праве церкви владеть недвижимостью и богатствами, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью.

В начале 16 века иосифляне , получив поддержку Ивана III, одержали победу.

В начале 16 века игуменом псковского монастыря Филофеем выдвинута концепция»Москва – третий Рим».

Архитектура

С середины 14 века в Московском княжестве развернулось каменное строительство:

  • в 1367 – 1368 годах строится белокаменный московский Кремль;
  • около 1400 года – Успенский собор  в Звенигороде – древнейший памятник московского каменного зодчества, дошедший до нас;
  • Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор 1422 года) и Спасский собор Андронникова монастыря
  • Ансамбль Соборной площади московского Кремля: Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Благовещенский собор (работы псковских мастеров), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари); все – конец 15 века и Архангельский собор начало 16 века;
  • В конце 15 – начале 16 века  под руководством итальянских мастеров сооружены кирпичные стены московского Кремля (сохранились до наших дней);
  • В 30-годы 16 века сооружается Китай – город, а в конце 16 века – стены Белого города (архитектор Фёдор Конь);
  • Возникновение шатрового стиля: превый храм такого типа – церковь Вознесения в селе Коломенском (основная идея – движение вверх), наиболее известен  - собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) 1555 – 1556г.г. – в честь взятия Казани, архитекторы Барма и Постник Яковлев;
  • Каменные крепости  - в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Зарайске, Можайске, Смоленске, Пскове.

Живопись

14 -15 века – период расцвета иконописи и новгородской монументальной живописи;

  • Феофан  Грек работал в Константинополе, Новгороде, Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов)
  • Андрей Рублёв (монах Троице- Сергиева, затем Спасо – Андроннокова монастыря) – фрески Благовещенского  собора московского Кремля, Успенского собора во Владимире, лучшее творение – Троица (1425 – 1427);
  • Дионисий (инок Иосифо-Волоколамского монастыря) – ряд икон, часть фресок Успенского собора московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы Феропонтова монастыря.

Жанр исторического портрета – роспись галереи Благовещенского собора 1563 – 1564 г.г. – изображение московских правителей, начиная с Даниила Александровича.

Ремесло

  • Ювелирное дело, работа по серебру;
  • Литейное дело: государственный пушечный двор, мастер Андрей Чохов отлил Царь – пушку (вес 40 тоннЪ;
  • Новые методы кладки стен и кровли в строительном деле.