Урок "Социальные последствия реформ Петра I"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Фимина Любовь Степеновна

Урок "Социальные последствия реформ Петра I" с приемом "работа в группах сменного состава" в 7, 10 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_po_teme.doc63.5 КБ
PDF icon sv-vo_za_urok.pdf238.42 КБ

Предварительный просмотр:

Фимина Любовь Степановна.

 Место работы: МАОУ «СОШ №25 с углублённым изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»  г. Сыктывкара.

Должность: учитель истории.

Разработка урока по теме «Последствия реформ Петра I».

7 класс.

Цели:

-построение знаний о  последствиях реформ Пера 1.

-формирование умения анализировать текст нескольких параграфов учебника и документы по теме

- умение работать в группах (коммуникативные компетентности)

- формирование собственной позиции в оценивании личности и событий.

Ход  урока.

I. Стадия вызова. 7минут

Постановка  учебной задачи, формирование проблемы.

1.Индуктор.

Напишите на листочке: «Хотели бы вы жить в эпоху перемен?». Если да то почему и  в качестве кого. Если нет то почему.  Постановка личностно-значимой учебной проблемы.

Учащиеся пишут на листочках ответ.  Время выполнения задания 2 минуты.

2. Работа в группе.

Своими мыслями поделитесь в группе.

Обсуждение в группах записанных ответов, обмен мнением.  Время обсуждения 2 минуты.

3. Учитель.  Совпали ли ваши мнения?  Почему нет?

Учитель подводит учащихся к выводу, что однозначного ответа быть не может,

так как сами последствия реформ не могут быть  одинаковыми для разных  

категорий населения и формулирует основной тезис урока.

Неоднозначность последствий реформ в обществе.

II. Стадия  постановки  учебной задачи и определения способов действия. 3 минуты.

На прошлом уроке мы разобрали,  какие преобразования были проведены  Петром I , чем они были вызваны.

Учащиеся формулируют с помощью учителя тему урока   «Последствия реформ Петра I и  определяют способы  решения учебной задачи.

Для того, чтобы выяснить, какие изменения произошли в стране и как они отразились на жизни различных категорий населения необходимо поработать с материалом учебника и с текстами дополнительной литературы , обобщить материал.

Учитель спрашивает учащихся как  это можно сделать, какими способами и подводит учеников  к решению работать в группах и систематизировать полученные знания в  виде таблиц.

III. Стадия содержания.  30 минут.

 Работа в группах. Приём «Пила». Обмен знаниями посредством сменного состава групп.

Суть приёма заключается в том,  что ученики делятся в начале урока на четыре группы  по 5-6 человек. Каждый ученик получает карточку с номером группы,  в которой он будет работать на первом этапе и продолжит работу дальше.

На первом этапе работы в группе учащиеся выполняют задания по влиянию преобразования  на жизнь одной из категорий населения.

На втором этапе работы  группы меняются по своему составу таким образом, чтобы в одной группе оказались ребята из разных групп первого этапа. На втором  этапе группа  заполняет сводную таблицу, пользуясь наработками  первого этапа.

Задание на первый этап работы в группах. 10 минут

Пользуясь записями в тетради и учебником,  вспомните какие преобразования провёл ПётрI в армии, на флоте, в сельском хозяйстве, в промышленности, в налогообложении, в управлении государством, в культуре и в быту. Как эти преобразования изменили жизнь различных категорий населения России? Впишите их  в таблицу.  Используйте  тексты из дополнительной литературы и из Википедии, разложенные на партах. http://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I.

Определите, кто в группе будет координатором действий. Выберите оптимальный для вас способ работы.

Задание для первой группы.

Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни дворян.

Впишите их  в таблицу и дайте оценку этим изменениям.

Задание для второй группы.

Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни духовенства.

Впишите их  в таблицу и дайте оценку этим изменениям.

Задание для третьей группы.

Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни купцов и промышленников.

Впишите их  в таблицу и дайте оценку этим изменениям.

Задание для четвёртой группы.

Детально отработайте все изменения, произошедшие в жизни крестьян.

 

Впишите их  в таблицу и дайте оценку этим изменениям.

Учащиеся вносят записи в  таблицу.

Категория населения

Суть изменений

Их оценка

Права или привилегии

Обязанности

Повседневная жизнь, быт

Одежда

Уровень жизни

Вывод

Задание на второй этап  работы в группах. 10 минут.

 Работая в группах второго состава,  пользуясь текстом учебника и  документами, своими наработками, заполните сводную таблицу,  разложенную на партах.

Линии сравнения

дворяне

духовенство

горожане, купцы и промышленники

крестьяне

Права или привилегии

Обязанности

Повседневная жизнь, быт

Одежда

Уровень жизни

Вывод

Подведение итогов работы в группах. 10 минут.

Учитель спрашивает группы о готовности, о том какие моменты в работе у них вызвали затруднение.

Учитель просит представителей  от групп зачитать оценочные суждения и выводы, полученные в результате работы.

Учитель  задаёт  классу вопросы на понимание изученного  материла.

В положении какой социальной группы произошли самые большие изменения?

Чем это было вызвано, с какими событиями связано?

Социальное положение  какой категории населения  значительно ухудшилось и почему?

Какие  это могло иметь последствия?  Как народ и ближайшее окружение относились к реформам Петра I?

Учитель делает вывод о неоднозначности последствий реформ,  о тяжёлом положении крестьян.

Таким образом, в результате преобразований Петра I в социальной сфере, оформилась новая структура общества, в которой прослеживается сословный характер. Были расширены права дворянства, и, в то же время,  усилен крепостной гнѐт крестьян и прикрепление городского населения к месту своего жительства.

Этими суждениями учитель подводит учащихся к изучению темы « Народные восстания в эпоху Петра I» на следующем уроке.  

Учащиеся вносят записи итоговой таблицы в тетради, сверяя свои наработки с текстом готовой таблицы, которую предлагает учитель.

Линии сравнения

дворяне

духовенство

горожане, купцы и промышленники

крестьяне

Права или привилегии

Положение определялось Табелем о рангах

Исключительное право землевладения освобождались от военного постоя.

Освобождение от податей

Освобождение от податей

Сохранение монастырского землепользования, несмотря на  ограничения

Право участвовать в городском управлении

Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома

было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных

Указом 1699 г. и приговором Ратуши 1700 г крестьянам, занимающимся торговлей или ремеслом, было предоставлено право переходить в посады, освобождаясь от крепостной зависимости

Обязанности

Служба

Обязанность учиться

Ответственность за подати с крестьян

Следование требованиям Духовного регламента

Уплата податей

Подушная подать

Рекрутские наборы

Повседневная жизнь, быт

Изменения повседневной жизни на европейский лад

ассамблеи

Незначительные изменения в быту

Введение Духовного регламента

Изменения повседневной жизни на европейский лад

Ассамблеи

Насильственное бритьё бород

Появление цехов

Деление на регулярных и нерегулярных граждан

Незначительные изменения в быту

Одежда

Одежда европейского образца

Сохранения канонических требований

Смешение  стилей наряду с одеждой европейского образца сохраняется традиционная русская одежда среди купечества

Фактически осталась без изменений

Основные изменения

Пётр разрушил прежнюю замкнутость служилого класса, открыв путём выслуги через Табель о рангах доступ в среду шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии он открыл выход из дворянства в купцы и духовенство

Превращение шляхетства в привилегированное сословие

Ликвидация автономии духовенства

Уничтожение судебных привилегий

Введение ограничений  для пострига в монахи

Жёсткая регламентация всей жизни, чёткое деление на различные категории, появление новых русских предпринимателей

Усиление расслоение

Увеличение податей

Ужесточение мер против беглых крестьян

Выводы

Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно определяет государственная служба, а не рождение.

Значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты.

Городское население  было невелико всего 3% . Но играет важную роль в развитии государства.  В первой четверти XVIII в. произошло разорение именно наиболее состоятельной части русского купечества — “гостиной сотни”, после чего имена многих владельцев традиционных торговых домов исчезли из списка состоятельных людей.

Духовенство оформляется в самостоятельное сословие,  но церковь теряет свою самостоятельность. Оформление Синодальной церкви. Усиление роли церкви в Духовном образовании.

IV. Стадия рефлексии.

Учитель проводит заключительную стадию урока. Цель учителя на этой стадии  побудить учащихся осмыслить полученные знания,  сформировать к ним  личностное отношение.

Вернитесь к своим записям в начале листочка. Изменилась ли ваша точка зрения? Хотели  бы вы стать современниками той  эпохи?  Повлияли ли на ваше мнение знания, полученные на уроке?

Как вы думаете, а можно ли проводить в стране  реформы такого масштаба, не ухудшая положения населения? Подумайте дома над этим вопросом.

Задание на дом.

Повторить &15 учебника Данилова, ответить устно на вопросы.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Конец XVI-XVIII век: 7 класс. - М.: Просвещение,  2012 г.

Использованные ресурсы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I.

http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_24-all.shtml  статья о положении  духовенства

www.e-reading.ws/chapter.php/1004900/13/Cimbaev_Nikolay_-_Istoriya_Rossii_статья о положении дворян


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реформы Петра Великого"

Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...

Элективный курс "Реформы Петра Первого"

-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований  для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Реформы Петра I и их последствия

План-конспект урока в 10 классе по истории, тема "Реформы Петра I и их последствия"....