Борьба Руси с западными завоевателями. История 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Головчанская Нина Валерьевна

Цель: создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение завоевателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borba_rusi_s_zapadnymi_zavoevatelyami.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Борьба Руси с западными завоевателями.

Цель: Создать представление какой трудной и дорогой  ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение завоевателей (шведов и крестоносцев)

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.
  2. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского; чувство патриотизма.

ХОД УРОКА:

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Тест «Нашествие с Востока». Решив тест вы ответите на вопрос:

-Чего не было у русских князей, для борьбы с монголо-татарами? (ЕДИНСТВО)

  1. Задания для повторения: (узнай портрет; когда произошла битва на реке Калке; какой город был назван Батыем «злым»; …..) слайд 1-6

  1. Актуализация опорных знаний:

- Вспомните, в чем особенности жизни Руси в 13 веке? (слайд 7)        

13 век – период раздробленности на Руси, между княжествами постоянная борьба за власть, что способствовало ослаблению обороноспособности страны. Это повлияло на то, что Русь попадает в зависимость от Золотой Орды. Монголо-татары разоряли русские города, уводили в рабство сотни людей. (слайд 8)

Но монголо-татары в 13 веке не единственными врагами для Руси. На западе существовал еще один опасный и коварный враг – немецкие и шведские рыцари.

На сегодняшнем уроке мы узнаем о борьбе русского народа  с западными завоевателями. Учимся быть внимательными, уважать подвиги наших предков. (слайд 9)

  1. Формирование новых знаний:

- Вспомните из истории средних веков, кто такие крестоносцы? С какой целью они отправлялись в походы на Восток?

Первоначально действия крестоносцев были направлены против язычников, а затем они перешли к завоеваниям русских северо-западных земель. (слайд 10)

С 12 века до начала 15 века новгородцы воевали: (слайд 11)

- 26 раз со шведскими рыцарями;

- 5 раз с норвежскими рыцарями;

- 11 раз с немецкими рыцарями;

- 14 раз с литовскими рыцарями.

Многие земли Прибалтики отошли к владениям датских и шведских феодалов. А после нападения Батыя на Русь крестоносцы вновь оживились. Создается угроза русским городам: Новгороду и Пскову. (работа с картой)

- Подумайте, каковы причины нападения на Русь крестоносцев в данный период времени? (слайд 12)

  1. В Новгороде и Пскове нет сильной княжеской власти.
  2. Русь ослаблена натисками монголо-татарских полчищ.
  3. Раздробленность русских земель (нет единого правления, армии).

На момент завоевания крестоносцы поставили следующие задачи:

  1. Завоевать богатые земли Пскова и Новгорода.
  2. Превратить русский народ в своих зависимых работников.
  3. Обратить русских в католическую веру.

(слайд 13)

- Какая религия была на Руси?

- В каком году принято христианство на Руси?

- Какой князь принял решение о принятии христианства?

Считая Русь легкой добычей, папа Римский объявил крестовый поход против русского православия. И на Русь двинулись полчища датских, шведских, немецких рыцарей. (слайд 15)

- Рассмотрите, что представляет собой вооружение немецких рыцарей: железные доспехи, а на одежде кресты. (слайд 16)

Основой русского войска была пехота (слайд 17) и малочисленная конница. Вооружение состояло из щита, кольчуги и шлема - шишаки.

В то время в Новгороде княжил сын Ярослава Всеволодовича – Александр Ярославич, 20-летний князь.

 Самостоятельная работа:

Стр. 114 – 115 прочитайте и дайте характеристику Александру, как князю.

В 1240 году множество шведских кораблей подошли к реке  Неве под командованием Биргера. Александр долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма он обратился к дружинникам: «не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем»

15 июля 1240 года – Невская битва (слайд 19)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2f9b8a6-8e65-4bc8-bee9-55bc8fcfc4bd/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_02%5D.swf

Конница Александра Невского и новгородское ополчение пробилось в центр шведских войск и отрезало их лагерь от кораблей. Дружинник Гаврило Олексич на коне ворвался на корабль и убил их воеводу и епископа. Ополченец Савва прорвался к шатру шведского воеводы Биргера и ранил его. Шведы бросились бежать.

 Русское войско одержало победу в битве на реке Неве, а Александра народ прозвал Невским. (слайд 20)

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей.

Летом 1240г. датские рыцари захватили Псков, а кзиме появились у Новгорода.

Зимой 1241-1242 гг. Александр невский освободил Псков.

Александр решил заманить рыцарей на Чудское озеро. Лед затруднял их продвижение в тяжелых доспехах рыцарей, а вот русским дружинникам было здесь легко передвигаться. (слайд 21).

5 апреля 1242 год – Ледовое побоище (слайд 22)

Немецкие рыцари выстроились для атаки в форме клина, котрый русские называли «свиньей», что помогло прорвать строй противника и громить его по частям. Невский обманул врага. Он сосредоточил все силы на флангах и когда  немецкий клин пробился внутрь русской армии, слева и справа русские воины окружили врага. (слайд 23 – битва на Чудском озере -http://rutube.ru/video/)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f95338e8-9482-44db-95f7-482f93fe6468/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BAM_03%5D.swf

Ледовое сражение закончилось крахом. Лед под тяжестью доспехов начал трескаться, поэтому немецкие рыцари проваливались под лед и погибали. (слайд 26)

Ледовое побоище закончилось победой Александра Невского. (слайд 27)

        

  1. Закрепление нового материала:

Таким образом, в результате битв на реке Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее западных соседей.(слайд 28).

- Каково значение битв на Неве и Чудском озере?

- Почему русские воины одержали победу?

Потомки чтят память полководца Александра Невского. И мы с вами должны знать и уважать подвиги защитников нашей Родины, которые не дали поработить ее захватчикам. (слайд 29-30)

  1. Домашнее задание:

§13, стр. 112 – 119 – пересказ; выучить записи в тетради (даты); нарисовать рисунок «Невская битва» или «Ледовое побоище»

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2f9b8a6-8e65-4bc8-bee9-55bc8fcfc4bd/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_02%5D.swf

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f95338e8-9482-44db-95f7-482f93fe6468/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BAM_03%5D.swf

Приложение 1. Тест 

(запишите букву, под которой по вашему мнению правильный ответ)

1.Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

Половцы                                Е

Печенеги                        Л

Византийцы                        М

 Гунны                        О

2. Битва на реке Калке произошла:

                  31 мая 1322 года          С

                  8 сентября 1237 года        В

                  1 сентября 1322 года        А

  1. мая 1223 года        Д

3.Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

Мамай                        Е        

Батый                         И

Чингисхан                      Ш

Тохтамыш                      Т

4.Что не входило в вооружение русского воина?

        Меч                        П

       Секира                         Р

       Копье                                С

       Лук и стрелы                Н

5.Первый удар в 1237 году был нанесен по

        Новгородской земле                    Л

        Владимирскому княжеству              А

        Рязанскому Княжеству                С

        Киевскому княжеству                   Б

6.Евпатий Коловрат выступил на защиту

Владимирского княжества        Р

Киевского княжества                 К

Рязанского княжества                Т

Новгородской земли                Г

7.Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

Торжок                        Е

Рязань                                Ж

Козельск                        В

Владимир                        О

8.Что не являлось причиной поражения Руси монголо-татарами

Феодальная раздробленность,                            С

Отсутствие единой армии                                        У

Техническая отсталость русских дружин                И

Христианское вероисповедание                        О

Ключ к тесту: ЕДИНСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Тест состоит из 9 вопросов с открытыми вариантами ответов и одного с закрытым....

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ»В 6 КЛАССЕТема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».Цель урока:обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо ...

Урок по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Подробный конспект урока по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс) по учебнику А.В. Торкунова....

Презентация к уроку по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Презентация к уроку по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)...

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)...