Спектакль, посвящённый Отечественной войне 1812 года. "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Автор-учитель истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947- Шабуневич Нина Антоновна.
проект по истории (8 класс) по теме

Шабуневич Нина Антоновна

Спектакль является авторской работой учителя. Учащиеся 7-10-х классов представили спектакль на школьной ежегодной научнопрактической конференции "Шаг в будущее". В спектакле много классической музыки, известных стихов, документального материала.Автора в материале более всего интерисовали взаимоотношения двух полководцев-Кутузова и Наполеона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spektakl_1812g.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Автор-учитель истории и обществознания

ГБОУ ВАО СОШ № 1947 города Москвы.

                                                       

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром…”

Спектакль, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Кутузов М.И.

Наполеон I Бонапарт

Жозефина Богарне

Лористон

Племянник М.И.Кутузова

Помещик 1

Помещик 2

Помещик 3

Давыдов Д.

Солдат Терентий

Танцевальная группа (две-три пары).

           

                                                          Пролог.

  Ведущий 1: Бессмертны вы вовек

                          России исполины

                          В боях воспитаны

                          Средь бранных непогод.

Ведущий 2: ХIХ столетие – это период, когда Россия утверждалась на мировой арене, период расцвета Российской империи. Это период утверждения военной мощи государства Российского.

Слава России ковалась во время многочисленных войн, в великих победах и тяжёлых поражениях.

Ведущий 1: Сколько испытаний пришлось пережить России, но, говоря словами А.С.Пушкина:

                           “ И в искушеньях долгой кары,

                               Перетерпев судеб удары,

                               Окрепла Русь.

                                                          Так тяжкий млат

                               Дробя стекло, куёт булат.”  

                                                         

   Сцена 1.

                             

(Танцевальная группа исполняет вальс (1 мин.) Звучит музыка Свиридова Г. «Вальс» (общее звучание-3,5 мин.) или Чайковского П.И. «Вальс» из балета «Спящая красавица» (общее звучание-5 мин.).

Шопот:  Смотрите, смотрите, возлюбленная Наполеона, Жозефина Богарне!

                      Входит Ж.Богарне

Ведущий 2: Уникальная в истории фигура-Наполеон I Бонапарт (появляется Наполеон, приглушено звучит «Вальс», танцуют пары). Благодаря Наполеону прекрасная креолка стала известна миру.

Наполеон: Одну только женщину любил я в своей жизни - мою Жозефину, урождённую Мари Розу Жозефину де ла Пажери, мадам Богарне.

                     Познакомились мы с нею зимой 1795 года, ей было 32, мне – 25. Разница в возрасте не имела для меня никакого значения. Я полюбил её пылко и, как мне тогда казалось, безнадежно…

Мы вступили в брак, но новая военная кампания бросала меня с одного места на другое. Свои чувства мы проверяли письмами.

Жозефина (читает письма):

  “Ежесекундно я всё больше и больше отдаляюсь от тебя, любимая моя подруга, и с каждым мгновеньем у меня всё меньше остаётся сил, чтобы переносить разлуку с тобой. Льну мыслями к тебе, если вижу тебя печальной – сердце разрывается. Иногда мне кажется, не так важна твоя красота, как состояние здоровья, самочувствие, милая моя смуглянка”.

( Берёт другое письмо):

   “Любить тебя одну, приносить тебе счастье, не

доставлять хлопот – вот и всё призвание моей жизни. Будь счастлива, ни в чём не упрекай меня, человека, который живёт ради тебя и чувствует радость и удовлетворение, видя тебя счастливой. Я несправедливо требую твоей любви, подобной моей. Разве могут кружева перевесить чистое золото? ( В одном из писем ко мне

Наполеон написал:”…природа наделила меня крепкой душой, а тебя соткала из кружев и воздуха…”.) Природа обделила меня красотой, это так, но всё же, Жозефина, я заслуживаю право на твою благосклонность уже потому, что ты – единственная, кого я бесконечно люблю”.

Наполеон: Жозефина, Жозефина! Я её любил искренне, любил её детей – Евгения и Гортензию, я желал ей настоящего счастья!

       ( Звучание музыки усиливается. К танцующим присоединяются Наполеон и Жозефина. Через 1,5 мин. музыка резко замолкает. Через значимую паузу начинает звучать музыка Берлиоза Г. “Шествие на казнь” из “Фантастической симфонии”(звучит до сцены 2).

Ведущий 1: Гражданин Наполеон Бонапарт! Вы променяли большую Любовь на Войну, на Честолюбие, на Победы.

Наполеон: Это так. Я в самом деле всю свою сознательную жизнь воевал, так как считаю войну бесспорным средством решения всех проблем.

Ведущий 1: Как Вы оцениваете Войну с Россией в 1812 году ?

Наполеон: Считаю войну с Россией наибольшей своей ошибкой, она стоила мне не только власти, но и жизни. Я недооценил народ России. Планировал воевать только с армией, а пришлось преодолевать сопротивление всего народа.

                     К народной войне моя армия не была готова. А вдобавок, я переоценил честолюбие императора Александра I, который – таки поступился им ради Победы и передал пост главнокомандующего талантливому генералу Кутузову.  

 Сцена 2.

( Звучит музыка Чайковского П.И.  Торжественная увертюра “ 1812 год” – c 2,20 мин. + 3 мин.  или “Ария Кутузова ” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”- 3 мин.).

Ведущий 2: Кутузов Михаил Илларионович, а точнее Голинищев – Кутузов – спаситель России – родился 16 сентября   1745 года в семье сенатора.  Батюшка отправил его в соединённую Артиллерийскую (Кутузов – “чумазые глухари”), теперь в ХХI веке (Кутузов – “боги войны”) и инженерную дворянскую школу (Кутузов – “по-простому стройбат”). Потому что считал: ” Хороший полководец воюет не криком, поднимающим в атаку, а лопатой и кашей”.

Ведущий 1: Сохранилась легенда, что юный Кутузов тайно обучался у каких-либо китайских монахов премудростям военного искусства.

Кутузов:

                        “ Внимай человек с Севера!

                           Главное – разбить замысел противника

                           

                           И лишь потом – разбить его войска…”

Ведущий 2: Кутузова называют учеником Александра Васильевича Суворова. Суворов некогда сказал:

Кутузов:              “Одному прикажи, другому намекни, а мне, Кутузову, и говорить нет нужды – я сам всё понимаю”.

Ведущий 2: Однако, говоря о Кутузове, не следует забывать главного – перед нами чуть ли ни единственный полководец мира, который умел побеждать отступая!

Когда во время Отечественной войны 1812 года император Александр I даровал Кутузову статус главнокомандующего, Михаил Илларионович имел любопытный разговор с племянником:

Племянник: А что, дядюшка, не уж то Вы думаете разбить Наполеона?

Кутузов: Разбить? Пожалуй, что нет... Но обмануть – да, рассчитываю.

 Ведущий 1: И обманул, да так лихо, что сам же потом писал своей дочери Елизавете.

Кутузов ( читает письмо ):

      “ Вот Бонапарт – этот гордый завоеватель, этот новый Аттила, бич рода человеческого, или, скорее, бич Божий… бежит передо мною более трёхсот вёрст, как дитя, преследуемое школьным учителем!”

Ведущий 2: Кутузов, будучи победоносным полководцем, всегда командовал войсками, которые уступали противнику по численности. Иногда в 2 раза, но бывало, что и в 30 раз!

Ведущий 1: Кстати, фразу насчёт того, что “ Кутузов меня обманул”, Наполеон будет обречён повторять и повторять.

Наполеон (уходя, шепчет):” Этот Кутузов меня обманул”.

                                                      Сцена 3.

 ( Звучит весёлая музыка М. И. Глинка “ Краковяк “ из оперы “ Иван Сусанин “ – 2,30 мин. 

Танцевальная группа).

Ведущий 1: Начало ХIХ века. Крепостная Россия. Помещики( один курит трубку, другой ест апельсин ).

Помещик 1: … и жили мы

                        Как у Христа за пазухой.

                        И знали мы почёт.

Помещик 2: Дома с оранжереями, с китайскими беседками,

                        И с английскими парками.

Помещик 3: На каждом флаг играл,

                        Играл, манил приветливо,

                        Гостеприимство русское и ласку обещал.

Помещик 1: Французу не привидится

                        Во сне, какие праздники!

Помещик 2: Не день, не два – по месяцу

                        Мы задавали тут.

Помещик 1: Свои актёры, музыка,

                        Прислуги целый полк.

Помещик 2: Ни в ком противоречия,

                        Кого хочу – помилую,

                        Кого хочу – казню.

Помещик 3: Закон – моё желание,

                        Кулак – моя полиция.

 (Помещики присоединяются к танцующим” Краковяк”. Внезапно весёлая музыка обрывается и звучит “ Военный марш “ Г.Свиридова – 2,25 мин.).

Ведущий 2: Но, “началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”,- так писал Лев Николаевич Толстой в своём знаменитом романе “Война и мир” об Отечественной войне 1812 года.

                                                                       

                                                      Cцена 4

( Звучит “ Военный марш “ Г.Свиридова ).

Ведущий 1: Гроза двенадцатого года настала.

                       Кто тут нам помог?

                       Остервенение народа.

                       Барклай, зима иль русский бог?

Ведущий 2: Наполеон! Он принёс миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет?

Ведущий 1: Небо ясно.

                       Под небом места много всем.

                       Но беспрестанно и напрасно

                       Один враждует он – зачем?

               ( Входит Наполеон ).

Наполеон : В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если возьму Петербург, то возьму Россию за голову. Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак – Москва.

               ( Наполеон показывает города по карте ).

Ведущий 2: Да! Были люди в наше время,

                      Не то, что нынешнее племя,

                      Богатыри – не вы!

                      Плохая им досталась доля.

                       Немногие вернулись с поля,

                       Не будь на то господня воля,

                             Не отдали б Москвы.

Кутузов : Господа! Думаю, что нам придётся сдать столицу, дабы сохранить армию. Потеряв этот город, мы сохраним армию.

                    Волею, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы ещё не есть потеря России. Сохраним армию, спасём и Россию. Приказываю отступать.

Ведущий 1: Напрасно ждал Наполеон,

                      Последним счастьем упоённый

                      Москвы коленопреклоненной

                      С ключами старого Кремля.

                      Нет, не пошла Москва моя

                      К нему с повинной головою.

                     Не праздник, не священный дар.

                    Она готовила пожар

                    Нетерпеливому герою.

Кутузов: Будете вы у меня ворон жрать, будете.

Наполеон: Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова.

Лористон (обращение к Кутузову): Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором  предложить  вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.

Кутузов: пора кончать, говорите. А мы, граф, войну ведь только начали. Да, только начали.

Лористон: Но война ведётся варварскими способами со стороны русских.

Кутузов: Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф ещё что предложить?

                   ( Лоринстон откланивается ).

Наполеон: А дальше была Березина, гибель армии.

Кутузов: Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству. Слава русскому солдату.

   ( Звучит музыка “Славься…” из оперы М. Глинки “Жизнь за царя” ( “Иван Сусанин” ).

Ведущий 1: У русского царя в чертогах есть палата.

                       Она не бархатом, не золотом богата.

                       Не в ней алмаз венца хранится под стеклом.

                       Но сверху донизу, во всю длину кругом,

                       Своею кистию свободной и широкой

                       Её разрисовал художник быстроокий.

Ведущий 2: Толпою тесною художник поместил

                       Сюда начальников народных наших сил,

                       Покрытых славою чудесного похода

                       И ВЕЧНОЙ СЛАВОЮ 12 ГОДА.  

             

Сцена 5.

                                                                                             

( Звучит “Вальс” Г.Свиридова).

Ведущий 1: Герои войны 1812 года. Денис Давыдов и его первый друг – солдат Терентий.

Терентий: Я в ту пору, как мы партизанили, ни вам, ни кому другому не сказывал, а в голове у меня крепко думка сидела, как бы изловчиться – да самого Наполеона Бонапарта в полон захватить.

Давыдов: Не один ты, Терентий, многие охотились. Фигнер даже в занятую неприятелем Москву с этой целью пробрался. Пустая, несбыточная затея!

Терентий: Теперича и я понимаю, а тогда в горячке – то, о чём только не бродилось. И чудней всего, что о личности Бонапарта я совсем никакого понятия не имел. А виделся он мне почему – то мужчиной огромного росту, носатым, чёрным – вроде цыгана и в золотом кафтане.

Давыдов: Ну, если так, то Наполеону тебя опасаться нужды не было. Я в Тильзите его видел и запомнил отлично. Ростом он разве на вершок какой выше меня. Волосы тёмно- русые, а не чёрные. Лицо чистое, смугловатое, с чертами весьма регулярными, нос небольшой, прямой, с лёгкой горбинкой. А мундир обычно носил тёмно – зелёный конно – егерский, с красной опушкой и с отворотами, с эполетами полковничьими. В общем, на портрет, созданный твоим воображением, ни мало не походил.

Терентий: Вестимо, не походил. Я потому и толкую,  что  дескать время – то, хотя и грозное было, а для всяких, как бы сказали, несбыточных затей и для всяких геройств очень способное.

Давыдов: Да, что верно, то верно, богатырская была эпоха. Невиданным мужеством россиян прославлен в веках 1812 год.

                           

                                                       

                                                        Эпилог.

( Звучит музыка М.И.Глинки “ Славься…” из оперы “ Жизнь за царя “).

    

Ведущий 1: Русь не шелохнётся.

                       Русь как убитая,

                       Но загорелась в ней

                       Искра сокрытая.

Ведущий 2: Однако же в преданьях славы

                       Всё громче Рымника, Полтавы

                       Гремит Бородино.                          

                  Скорей обманет глас пророчий,

                        Скорей небес погаснут очи,

                        Чем в памяти сынов полночи

                        Изгладится оно!

            ( Музыка М.Глинки звучит громко).

                                               

                                               

                                                Литература.

1.Лермонтов М.Ю. “ Бородино “.

2.Лермонтов М.Ю. “ После Бородина “.

3.Внеклассные мероприятия по истории России. 10-11 классы. / сост.: Варакина И.И., Парецкова С.В..-Волгоград: Учитель АСТ, 2005.

4.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992.

5.Бонапарт – Жозефине // Ровесник, 1994. - № 2.

6.Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. – М.: Просвещение, 1978.

7.Овчаренко Н.Э. Книга для чтения по новой истории. – М.: Просвещение, 1987.

8.Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005.

9.Кудряшов К. Кутузов: русское айкидо. Единственный полководец, побеждавший отступая. // Аргументы и факты, 2010. - № 37.

10.Недаром помнит вся Россия… // Московский комсомолец, 2011. – 16 июня.

В спектакле использована музыка: Бетховена Л., Берлиоза Г.,  Глинки М., Прокофьева С., Свиридова Г., Чайковского П..

август 2011 год.

Автор – учитель истории, обществознания, МХК:                       Шабуневич Нина Антоновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года

Районная интеллектуальная историческая  игра  «Страницы родной истории», посвященной  200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года  (далее - Игра), проводится по инициат...

Урок истории "Народ и Отечество", посвящённый юбилею Отечественной войны 1812 года

Этот урок немного выходит за рамки школьной программы и может быть использован как дополнительный урок по теме "Отечественная война 1812 года", или как внеклассное познавательное занятие по предмету. ...

Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 ШАБУНЕВИЧ Н.А.

Планирование рассчитано на 68 часов. ФГОС. Учебник "История древнего мира" А.А.Вигасин, Г.И.Годер и др..2012 год. Надеюсь кому-то поможет в работе....

Календарно-тематическое планирование по Всемирной истории (интегрированно) для 10 класса, базовый уровень, учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 Шабуневич Н.А..(окончание).

В планировании представлены курсы всеобщей истории и истории России ИНТЕГРИРОВАННО. Курс рассчитан на 68 часов. Опробировано в личном преподавании. Надеюсь, что кто-то оценит такое преподавание и восп...

Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы, посвящённый Отечественной войне 1812 г."

Внеклассное мероприятие " Урок Воинской славы" проводится во время предметной недели по истории в основной школе. Форма проведения урока: литературно- музыкальная композиция с элементами теа...

"Самый умный", игра,посвящённая Отечественной войне 1812 года

Игра проходит интересно и может быть использована в 8-10 классах во  время обобщающих уроков, либо во время внеклассных мероприятий....