Россия при Петре I (повторение)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Урок в 7 классе повторительно- обобщающий. Технология критического мышления. На уроке решается проблема"Был ли Пётр I революционером на троне?" Учащиеся составляют синквейн, кластер, дают характеристику личности императора на основе высказываний известных людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Побединская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок в 7 классе
Тема: « Россия при Петре I»
Учитель истории
МКОУ «Побединская СОШ»
Щербакова Н.А
2013 г.
Цели:
-дать оценку преобразованиям и личности ПетраI.
Задачи:
- повторить основные события эпохи Петра I,
- обобщить знания по теме,
- развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий,
- bспользовать субъектный опыт учеников
- Развивать индивидуальные способности учеников
- Создать условия для проявления познавательной
- активности учащихся
- Учить диалогу, полилогу, работать парами, группой
- Развить интерес к личности Петра I; способствовать
формированию умения высказывать свое отношение к исторической личности
Технология:
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Проблема : Был ли Пётр 1 « революционером» на троне?
Цель: сегодня мы должны решить, произошло ли подобное обновление в
России в петровское время?
( показать роль личности в истории)
Для чего изучаем?
Связать с современностью: современное проведение реформ.
Оформление: портрет, кластер, карта.
Цитаты:
М. В. Ломоносов. « Человек, каков не слыхан был от века»
Современники о периоде правления Петра: « Буря пронеслась над Россией»
Ход урока.
1 этап. « Вызов» (актуализация субъективного опыта)
Сегодня нам предстоит повторить материал об эпохе Петра 1.
Я предлагаю вам ответить на вопрос: « Был ли Пётр 1 « революционером» на троне?
сегодня мы должны решить, произошло ли обновление в России в петровское время?
показать роль личности в истории.
Для чего изучаем?
Связать с современностью: современное проведение реформ.
- Что такое революция?
Революция – это глубокое и качественное обновление общества,
- Кто такой революционер?
Революционер – преобразователь, сторонник крайних мер.
| |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Что сделал Пётр 1 для развития России
абсолютная монархия « Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и Отечество!» | «Знаю» Отвечают на вопрос, всё, что знают, складываем в корзину.
|
2.этап Осмысление : проведём классификацию разрозненных знаний
Оформим в виде кластера (схемы) на доске.
Активный способный
государственный талантливый
деятель Пётр 1 ученик ( 15 профессий освоил)
талантливый настойчивый реформатор
полководец
просветитель тиран культурный личность
и преобразователь противоречивая
палач
3 этап. « Бортовой журнал» Сначала работаем парами, затем обсуждаем в группе. Вместе готовим ответ.
Задание
Распределите по колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в несколько колонок): Цифирные школы, Морская академия, «Ведомости», Кунсткамера, «Лексиконы», публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, открытие полезных ископаемых, История Северной войны», «бородовые знаки», горные училища, «Юности честное зерцало», гарнизонные школы, издание карт, изобретение новых токарных станков, Акадедемия наук
Образование | Книгоиздательское дело | Наука и техника | Европейские обычаи |
Итак, давайте подведём итоги:
Можно ли назвать Петра « революционером» на троне?
( Да, Россия кардинально изменилась, превратилась в передовую промышленную державу: стала империей. Изменения произошли во всех сферах жизни: в политике, экономике, социально-культурной жизни. Россия сделала рывок вперёд в своём развитии. Изменения, реформы – это своеобразная революция
- Почему Петру удались реформы?
1) власть в его руках
2) У него были единомышленники
- Назовите « птенцов гнезда Петрова» ( его сподвижников)
1. А. Д. Меньшиков- полководец и государственный деятель
2. Б. И. Шереметьев – полководец, дипломат, фельдмаршал.
3. Ф. М. Апраксин – генерал- адмирал ( Гайшут, Каспийский поход)
Но задумаемся: какой ценой это было достигнуто?
( Многочисленные жертвы во время военных походов, увеличение налогов, рекрутские наборы, гибель на строительстве. Население сократилось на 25%.
Многие деревни обезлюдели).
« Буря пронеслась над Россией» - говорили современники о времени Петр
Для народа Пётр - кто? ( тиран и палач)
Можно ли однозначно оценить Петра 1?
( нет, неординарный, яркий, талантливый)
4 этап. Рефлексия.
Перед вами высказывания знаменитых людей о Петре1?
Давайте прочитаем их.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей думой
На троне веяный был работник.
Феофан Прокопович ( вице-президент Синода)
«Кого хороним? Петра Великого хороним.
Закатилось солнце Земли Русской.»
М. В. Ломоносов.
« Человек, каков не слыхан был от века»
« Божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»
Л. Н. Толстой « Гениальный…., но зверь»
А. И. Герцен ( писатель, общественный деятель 19 в.)
« Гений…, но палач»
Е. Р. Дашкова ( 1-ый президент Российской Академии)
« Я Петра ненавижу, потому что он людей унижал»
« Буря пронеслась над Россией»- говорили современники о периоде правления Петра.1
- А теперь вы выскажите свою оценку деятельности Петра 1.
Синквейн.
1-ое слово – существительное.
2-оеслово- 2 прилагательных
3-е – 3 глагола
4- фраза, выражающая отношение автора к данной теме 4 слова.
5 - фраза на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне.
Царь.
Деятельный, работящий, жестокий.
Строил, воевал, реформировал.
Был революционером на троне.
Император-
Умный, работящий
Воевал, создавал, реформировал
Вывел Россию вперёд
Реформатор.
Царь.
Неутомимый, твёрдый, незлобливый, демократичный.
Воевал, знал, строил.
Смело сеял просвещение
На троне вечный работник
Созидатель
5 этап. Заключение.
- Какие уроки извлечём для себя , изучив время правления Петра?
( Как развивается Россия. Нужны ли реформы? Как их проводить?)
1) Правительство может и должно проводить реформы, если в них есть необходимость)
2) Для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформаторов, преодолевая сопротивление.
3) Начиная реформы, смело идти вперёд, при этом нужно думать об интересах не какой-то группы людей, а об интересах всего общества.
А. М. Горький говорил:
« Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»
Д.з. § 12-19 , даты, имена, понятия.
Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс
Терешкова Вера Викторовна, учитель истории и обществознания
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания
Цели:
- формирование у школьников представлений об особенностях образования и науки времён Петра;
- развитие у школьников способности видеть причинно-следственные и хронологические связи, делать умовыводы и умозаключения;
- содействие формированию у учащихся нравственного качеств личности, интереса к процессу познания;
- формирование коммуникативных качеств личности подростка.
Задачи:
- создать условия для осознания учащимися эпохи, отражённой в уроке;
- способствовать усвоению учащимися знаний об образовании и науке времён Петра I;
- развивать умения видеть причинно-следственные и хронологические связи;
- организовать развитие навыков исследовательской деятельности;
- содействовать развитию индивидуальных возможностей и способностей детей.
Средства:
- Учебное пособие “История России. Конец XVI – XVIII век” \ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2005 г.
- Копии указов Петра I
- Карта “Россия в XVII по 60-е гг. XVIII.
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые ответы |
Звучит музыка. - Здравствуйте, все сидят на своих местах и готовы изучать историю. Сегодня к нам на урок придут гости, встречайте. Учащиеся исполняют сценку “Не хочу учиться…” Благодарим наших гостей и просим занять места в классе. Сегодня вместе со мной вас будет экзаменовать сам царь Пётр Алексеевич. | - садятся в группы по 3 человека - смотрят сценку. Учащийся, исполняющий роль Петра, остаётся сидеть на троне. |
|
Учитель задаёт вопросы учащимся: - Какая эпоха отражена в сценке? - Это какой век? - Какая основная мысль заложена в сценке? - Какая будет тема урока? - Что такое образование? - Образование – это какая ценность? - В какую сферу входят духовные ценности? - Что такое культура? - О чём мы сегодня узнаем? Учитель открывает тему урока, записанную на доске “Образование и наука в эпоху Петра” Что добавлено к теме урока? - Что такое наука? - Так какая задача на урок? | Беседа учителя с учащимися. | Эпоха времён Петра I. Начало XVIII в. Образование в эпоху Петра I. Тема урока “Образование в эпоху Петра” Образование – это особая деятельность человека направленная на преобразование сознания. Духовная. Культура. Культура – это способности и возможности человека, выраженные в материальных и духовных ценностях. Об образовании времён Петра I. Наука Наука – это особая деятельность человека направленная на преобразования природы, общества, сознания. Узнать об образовании и науке времён Петра I. |
Учитель обращается к школьникам: - Я предлагаю девиз урока, пословица - “Красна птица перьем, а человек учением”, т.е сегодня вы сможете стать чуть красивее духовно именно благодаря тому, что сегодня узнаете, тому научитесь. Каждый правильный вопрос и ответ будет оценен. 5 получит команда, которая будет активной в работе, сможет получить 10 и более баллов. Лучший же получит от его величества особый приз. | Слушают учителя. |
|
Что бы узнать об образовании времён Петра I, я предлагаю вам погрузиться в эпоху того времени через исследование указов царя. На выполнение задания 2 минуты. | Работают с раздаточным материалом (Приложение) Указ, его величества царя всея Руси Петра Алексеевича “Величайшее повелеваю, открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, а ток мо медицинское училище и школу для толмачей (переводчиков)…” “Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в брак тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены…” “…Надобно исправить азбуку. Буквы почёркнутые мною не употреблять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги…” “Во первых и паче всего, должны выпускать газету начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была…” “…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. Год 1714…” “Повелеваю открыть хранилище книг – библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…” | Составляют по одному вопросу – суждения. Почему царь приказал открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, медицинское училище и школу для переводчиков? Почему было запрещено венчать дворян не окончивших школу? Почему Пётр I приказал исправить азбуку? Почему царь приказал выпускать газету? Почему Пётр I приказал открыть музей? Почему царь приказал открыть библиотеку? |
Теперь давайте обсудим то, что прочитали. Прочитайте вслух и задайте другим командам вопрос. (В ходе обсуждения указов учитель вывешивает на доску основные понятия по теме образование). Мы закончили обсуждение и давайте попробуем сделать вывод об особенностях образования в эпоху Петра I. Довольны ли вы ответами Пётр Алексеевич? | Идёт обсуждение указов. Делают вывод. Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся. | Понятия: профессиональная школа, библиотека, музей, государственная политика, азбука, газета, книги, свидетельство об образовании. Образование было важно для государства, оно являлось государственной политикой так как сам царь был заинтересован в увеличении грамотных людей в России. Образование имело практический смысл, так как школы выпускали узких специалистов… А не пропало ли сейчас моё дело? |
Физическая минутка для учащихся | ||
О чём сейчас нужно поговорить? Сейчас важно будет совместить мыслительную активность и физическую. Проведём эстафету. Откройте параграф 18, 2 часть, стр. 137. Вам необходимо найти и записать на доску научные открытия и достижения времён Петра. Теперь в группах определите в какой научной области были сделаны открытия. | Отвечают. Находят ответ на вопрос в учебнике и записывают на доску. Работают в группах. | О науке. Ботанический сад, хирургические инструменты, месторождение медных руд, минеральные лечебные воды, месторождение каменного и бурого угля, карта Каспийского моря, Навигацкая школа, обсерватория, карта звёздного неба, математические знания, токарный станок, подводная лодка. |
Учитель задаёт вопросы: Обоснуйте, почему именно эти науки нужно было развивать? Довольны ли вы ответами отроков, царь батюшка? | Отвечают на вопрос. Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся. | Имели практическое значение, выводили Россию на мировой уровень, способствовали развитию научного потенциала, нужны были свои специалисты… |
Заключение: - Что бы вы хотели спросить у отроков? Кто же вам сегодня особо приглянулся? Спасибо большое, царь батюшка Пётр Алексеевич. Так верна ли пословица “Красна птица перьем, а человек учением”. А вам по великому повелению, необходимо сделать то, что он повелевает. | Царь обращается к классу. Ответы учащихся, делают умозаключение об образовании и науке в эпоху Петра. Царь обращается к классу. Подводятся итоги по количеству балов. Царь вручает грамоту особо отличившемуся школьнику. Обсуждают. | А важное ли дело я делал? Смотрю я на вас, молодцы, продолжаете дело царя батюшки. А давайте ка посмотрим, кто у нас сегодня самый лучший. Не забывайте, что мастера мне нужны, а ток мо дальше нужно продолжать учиться и не лениться, раньше времени не жениться. |
Выставляются оценки, записывается домашнее задание. Продолжить исследование эпохи Петра дома, на документах параграфа страница 144-145, ответить на вопросы 1 и3. приготовиться к обобщающему брей – рингу. | Записывают домашнее задание. |
|
Использованная литература
1. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России XV–XVIII в. ” М., “Просвещение”, 2004 г.
2. И.Я. Лернер “Задания для самостоятельной работы по истории” М., “Просвещение”, 1988 г.
3. М.Н. Назаренко “Истрия России 7-й кл. Поурочные планы” в 2-х частях. Волгоград, “Учитель”, 2003 г.
4. Юности честное зерцало. Репринтное издание 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38149.jpg)
Урок по истории в 7 классе по теме «Россия при Петре I».
Урок построения системы знаний по теме "Россия при Петре I" в форме круглого стола....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-49685-1553444784.jpg)
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс
Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....
Викторина для 10 класса по Истории России "Россия при Петре I"
Презентация с вопросами, может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-викторины....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-1309409-1611822291.jpg)
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I" 7 класс
Контрольная работа состоит из трех вариантов. В каждом варианте 8 тестовых заданий с выбором ответа, одно - с закрытым вариантом ответа и одно - на определение терминов. Работа рассчитана на урок....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1309649-1612547240.jpg)
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс
История России. Контрольная работа по теме "Россия при Петре I"7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1223006-1643276264.jpg)
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-1223006-1643276264.jpg)
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс
Презентация по истории России на тему: "Экономическое развитие России при Петре 1"_8 класс к учебнику под редакцией Арсентьева из-во Просвещение...