Классный час в начальной школе, посвященный 700-летию Сергия Радонежского
классный час по истории на тему

антропова надежда петровна

Материал для классного часа составлен автором в стихотворной форме, поэтому воспринимается детьми 1-6 класс легко. Конкурсы и задания разнообразят классный час. материал можно использовать на уроках истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Сказание о житие Преподобного Сергия Радонежского»

Методическая разработка классного часа в начальной школе, посвященная 700-летию Преподобного Сергия Радонежского.

Автор –учитель МБОУ СОШ № 16 Артемовского городского округа.

 Разработка классного часа для малышей общеобразовательной школы - учащихся 1-4 классов представляет собой ознакомительное авторское сказание о житие и чудесах Преподобного Сергия Радонежского с последующей игрой. Автор знакомит детей в процессе классного часа с житием Святого в стихотворной форме, так как дети легче воспринимают такую сложную информацию именно в стихах. Кроме того, учащиеся, выучив отрывки наизусть, могут сами легко и последовательно изложить сказание для остальных детей, тем самым классный час становится более привлекательным как для участников, так и для остальных слушателей. Включение игры в мероприятие способствует повышению активности учащихся, запоминанию основных положений Жития Святого, помогает сформулировать воспитательное значение для современников подвигов Сергия Радонежского.

Цели классного часа:

  • Знакомство с основными этапами жития Преподобного Сергия Радонежского и стремление ответить на вопрос: почему, считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской; 
  • воспитание святостью, воспитание любви к Родине, любви к ближнему, умению прощать и стремление следовать заветам Святых.

Используемые материалы:

  1. Сказание о житие Преподобного Сергия Радонежского (авторская разработка в стихотворной форме)
  2. Презентация-сопровождение.
  3. Интерактивная игра «Угадай-ка».

Ход классного часа

  1. Учитель совместно с учащимися читает «Сказание  и сопровождает показом слайдов презентации:

СКАЗАНИЕ О ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО  

Предисловие. (слайд1)

Есть  большое поселенье, это - Сергиев Посад,

Побывать там хоть мгновенье все хотят: и стар, и млад.

Как давно тот град стоит, чем же он так знаменит?

 А ответ на то простой – Сергий жил там, наш святой.

Сын ростовских бояр, сын великой Руси! (слайд 2)

Знают Сергия все, у кого ни спроси.

Как же стал он святым, что  в житье претерпел?

Пусть познает любой, кто узнать захотел.

  Часть 1. Детство Сергия

В семье бояр благочестивых Марии и Кирилла ( слайд 3)

 На свет младенец появился, давно уж это было.

Малыш вокруг всех удивлял! Ведь он еще с пеленок

Скоромного не признавал.  Невиданный ребенок!

Коль мяса мать на дню поест, младенец молоко (слайд 4)

От матери  не принимал, и пост сей нес легко.

Варфоломеем назван был ребенок тот прелестный,

Старательно молился он, и вел себя чудесно.

Два брата: и Стефан, и Петр успешно постигали  (слайд 5)

Ученья  первые азы, родных сим удивляли.

Варфоломей хоть всей душой стать грамотным стремился,

В ученье все ж не преуспел, хоть ревностно молился.

 Обидно стало малышу: друзья его дразнили,

Учитель строг с ним очень был, родители бранили.

И со слезами на глазах склонился он в моленье,

Чтоб  даровал Господь ему ко книгам разуменье.

К нему был милостив Господь. Ему благодаренье! (слайд 6) 

Бог в лике инока послал для мальчика знаменье:

Варфоломей за лошадьми был послан на рассвете

И по дороге старика с клюкой под дубом встретил.

Старик дитя благословил, спросил, чего желает, (слайд 7)

И тот ответил, что давно стать грамотным мечтает.

Тут, вознеся молитву ввысь, святой отец изрек:

«Разумным станешь ты, дитя, но подожди чуток».

Добавил он: «Прими-ка ты из рук моих просфору.

Душой прозреешь, отрок мой, по воле Божьей скоро.

Писание Святое коль откроешь для себя,

Живи, молитву вознося и Господа любя».

Варфоломей стал жить мечтой и Господа молить:

Чтоб, как  подвижники Руси, уединенно жить.

Но был послушным сыном он, не смел покинуть дом

И оставался при родных еще надолго в нем.

Часть 2. Исполнение мечты.

Пред Господом предстала мать, за ней ушел отец, (слайд 8)

Варфоломей  и брат Стефан уходят, наконец.

В лесу глубоком у реки в трудах си богомольцы

Святую церковь возвели во имя Святой Троицы.

 Но жизнь в лесах была полна лишений и потерь. (сдайд 9)

Оставил брата здесь Стефан, и тот один теперь.

То волки стаями неслись -  уж рядышком  беда!

Но пробегали мимо те, не причинив вреда.

Однажды к  келии  медведь так близко подошел, (сдайд 10)

Не стал кидаться и реветь, хоть был голодным он.

Медведя Сергий накормил, дал хлеба, не прогнал.

С тех пор монаха этот зверь частенько навещал.  

О жительстве пустынника  Варфоломей мечтал.

Приняв же  пострижение, он зваться Сергий стал.

В молитве своей искренней поклоны низко клал,

 За веру  уважение в народе он снискал.

Смиренно козни диавола   переносил монах, (слайд11)

Ни слова гнева малого не высказав в сердцах.

Обитель Святой Троицы скудна совсем была:

Сосуды деревянные, лучиною светла.

Часть 3. Чудеса и подвижничество.

Любовью и заботою он иноков дарил, (слайд12)

Кусок последний хлебушка с голодными делил.

В обители все делал сам: и строил, и рубил,

Готовил сам себе еду, и воду сам носил.

Примером воздержания для братии прослыл, (слайд13)

Примером упования на помощь Божьих сил.  

Он в подвигах, в трудах святых был первым в день и ночь.

Любому, кто просил его, готов он был помочь.

Уменье  чудеса творить Господь ему дарил. (слайд14)

А Сергий  то умение во благо применил.

Однажды отрок погибал, рыдал над ним отец.

И по молитвам Сергия из гроба встал юнец.

 Из отдаленных сел к нему народ все прибывал.

И Преподобный исцелял, советы раздавал.

Никто не покидал его, не исцелив недуг.

Он милостыню подавал всем страждущим вокруг .

Но долго сан игумена святой не принимал,  (слайд15)

Своей заслуги в подвигах никак не признавал.

Когда доход  обители стал быстро возрастать,

В обитель бедных странников велел он приглашать.

Известно нам,  митрополит тогда решил

Воздать за труд игумену по мере своих сил.

Крестом златым вознаградить он Сергия желал.

Но Сергий крест златой отверг, награду он не взял.

Когда великий князь Донской за Русь собрался в бой, (слайд16. 17)

 Он к Сергию тогда пришел, и предсказал Святой:

«Татар ты,  Дмитрий   победишь, ты должен точно знать,

Что с поля брани побежит татар большая рать.

Мои монахи Ослябю и храбрый Пересвет (слайд18)

Погибнут первыми в бою, другой дороги нет».

 Пока сражались на Дону татары с русской ратью.

Молился Сергий о победе со всей своею братию.

За ангельскую жизнь, за труд, за то, что с верой молится, (слайд19)

Видение  ему  сошло с небес от светлой Богородицы.

Небесный голос предрекал ему учеников,

Так много, сколько среди скал и птиц, и облаков.

Послесловие.

Земную жизнь пройдя достойно, (слайд20)

Скончался Сергий тихо и спокойно,

Всем, притекающим к нему он помогает, (слайд21)

И чудеса доселе совершает.

  1. После просмотра учитель предлагает поиграть в игру «Угадай-ка» (материалы презентации №2)

Вопросы и задания:

Как звали родителей Сергия Радонежского?

  1. Мария и Кирилл
  2. Мария и Константин
  3. Марфа и Кузьма

Какое имя носил Сергий Радонежский в детстве?

  1. Василий
  2. Варфоломей
  3. Владимир

Как учился мальчик?

  1. Быстро и легко
  2. Медленно и неприлежно
  3. Прилежно, но с трудом

Чего больше всего желал мальчик?

  1. Стать Святым
  2. Стать грамотным
  3. Стать взрослым

Какое отношение эти вещи имеют к Преподобному Сергию?(деревянные ложки)

  1. Он расписывал ложки в свободное время
  2. обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость, вся посуда и священные сосуды были деревянные
  3. в продаже другой посуды не было

Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

  1. Князь Александр
  2. Князь дмитрий
  3. Князь Владимир

Какими качествами не обладал Преподобный Сергий?

  1. Мудрость
  2. Щедрость
  3. Храбрость
  4. Скупость
  5. Смирение

Какая из пословиц точнее характеризует Преподобного Сергия Радонежского?

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

2. Жить – Богу служить.

3. Послушание паче поста и молитвы.

4. Умный смиряется - глупый надувается.

С молитвой в устах, с работаю в руках.

  1. Подводится итог.

(учитель предлагает детям подумать, что удивило в житие Святого, в чем хотел бы каждый быть похожим на него, почему важно сегодня знать житие и подвиги Сергия Радонежского?)

Общий вывод формулируется совместно: Святой из монашествующих, отличающийся нравственным достоинством, подвигами во имя Бога; свой праведной благочестивой жизнью он восстанавливает подобие человека Богу.  700 лет прошло со дня Сергия Радонежского рождения, но подвиг его не померк и в наши дни, Преподобный Сергий является для всех людей примером служения Богу, стране, своему народу.

Литература.

  1. http://briefly.ru/_/zhitie_sergija_radonezhskogo/
  2. http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00033601189522382784/
  3. Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение классного часа в начальной школе, посвященного Дню защитника Отечества

«НАУЧИТЬ ПАТРИОТИЗМУ МОЖНО, НО ЕГО НУЖНО ДОЛГО И ТЕРПЕЛИВО ВЗРАЩИВАТЬ И ПРИВИВАТЬ»     Патриотизм, как любовь к Родине, воспитывается в процессе изучения родной истории. В Сясьстро...

Презентация "Книга - наш духовный путеводитель" К 700-летию Сергия Радонежского

Аннотация книг о житии и деяниях Сергия Радонежского...

видео-презентация, посвященная 700-летию Сергия Радонежского

Презентация разработана с целью ознакомления воспитанников с жизнью и подвижничеством преподобного Сергия Радонежского....

конспект занятия, посвященный 700-летию Сергия Радонежского

Занятие разработано с целью ознакомления обучающихся с жизнью и подвижничеством Святого Сергия Радонежского. В практической части занятия выполняется вкладка в книгу с распечаткой молитвы - помощницы ...

Классный час, посвященный 700-летию Сергия Радонежского

Классный час, посвященный 700-летию Сергия Радонежского...

Классный час «К 700-летию Сергия Радонежского»

Классный час по проблеме духовно-нравственного развития обучающихся...