Главные вкладки

    ФГОС Урок истории 5 класс "Боги Древнего Египта"
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Цаплева Наталья Михайловна

    Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.

    Цели урока по линии развития личности:

    1-2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.

    3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные связи.

    4-5 Л.Р. Культурно-нравственное самоопределение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока Цаплевой Натальи Михайловны, учителя истории и обществознания МОУ гимназии № 87  г. Краснодара

    Учебник Данилов Д.Д. и др. «Всеобщая история», 5 класс. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система 2100)

    ФГОС второго поколения.

    Тема урока «Боги Древнего Египта»

    Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии. 

    Цели урока по линиям развития личности:

    1–2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.

    Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних греков.

    Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.

    3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные связи.

    Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.

    Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.

    4–5 Л.Р. Культурно-нравственное самоопределение.

    Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.

    Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.

    Обязательный минимум содержания урока:

     особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).

    Оборудование: мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем к изучаемой теме, учебник, тетрадь-тренажер.

    План урока:

    1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?

    2. Поиск решения проблемы.

    3. Боги древних египтян.

    4. Храмы древних египтян.

    5. Религиозное мировоззрение древних египтян.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Универсальные учебные действия

    I. Постановка проблемной ситуации. Формулирова-ние проблемы.

    – Сегодня на уроке мы с вами поговорим о религиозных взглядах древних египтян.

    – Давайте узнаем, какое противоречие смутило Антошку в рассказе о приключениях египетского вельможи Синухета.

    – Читаем текст на с. 58. Выявляем противоречивые факты.

    1-й факт: узнав о заговоре фараона, Синухет испугался заговорщиков и сбежал на чужбину, где вёл безбедный образ жизни.

    Фиксируем на доске 1-й факт:

    Синухет на чужбине жил хорошо.

    2-й факт: однако к концу жизни Синухет возвращается на родину, несмотря на то, что там ему грозило наказание.

    – Какое наблюдаем противоречие?

    – Какой возникает вопрос?    1

    Обобщая ответы учеников, фиксирует вопрос на доске: Почему египтяне боялись погребения на чужбине?

    Работают с текстом  с. 58.

    Формулируют главный вопрос урока: 

    Почему Синухет боялся умереть на чужбине?

    Регулятивные УУД

    1. Определять цель, проблему.

    2. Выдвигать версии, планировать деятельность.

    3. Работать по плану.

    4. Оценивать степень и способ достижения цели.

    Познавательные УУД

    1. Выделять главное.

    2. Определять понятия.

    3. Устанавливать причинно- следственные связи.

    4. Находить достоверную информацию из текста.

    5. Умение делать вывод.

    Коммуникативные УУД

    1. Работать в парах.

    Личностные УУД

    1. Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.

    II. Версии.

    – Какие у вас есть версии, предположения? 2

    – Важно было соблюсти обряд погребения по египетским обрядам.

    – Религиозные представления египтян.

    III. Актуализация знаний.

    – Выполните задание №1 из Рабочей тетради (с. 33).           2

    – Объясните, что и почему обожествляли первобытные охотники, земледельцы?   3 

    – От каких сил природы зависела жизнь египтян?           1

    Индивидуально, самостоятельно работают в Рабочей тетради.

    Работают во фронтальном диалоге.

    IV. Планирование деятельности.

    – Что нам надо узнать для решения проблемы?        3

    Формулируют пункты плана решения проблемы:

    1. Каких богов обожествляли и почему?
    2. Зачем египтяне строили храмы?
    3. Представления древних египтян о добре и зле.

    V. Открытие нового знания. Решение проблемы.

    1. – Используя текст учебника (параграф 8, пункт 1), объясните, каких богов и почему египтяне почитали больше всего. 1  3  4

    – Поработайте в парах. 1

    Можно предложить заполнить таблицу:

    1. Боги.
    2. За что обожествляли.

    – Выполните задание №3 из Рабочей тетради с. 34.    4

    ТОУУ

    – Какой вывод по проблеме можем сделать на основе открытых знаний?      5

    В течение 3 мин. Работают с текстом учебника.

    Индивидуально самостоятельно выполняют задание.

    Примерный вывод по проблеме:

    больше всего египтяне почитали бога Ра, так как верили, что египтяне произошли от богов. Первым царём Египта они считали Осириса – сына бога Ра.

    2. – Используя текст учебника (с. 60), объясните, зачем египтяне строили храмы? 1  3  4

    – Какой вывод по проблеме можем сделать?   5  

    Читают вслух тест, разбирая значение понятий: языческая религия, храмы, жрецы.

    Примерный вывод по проблеме:

    египтяне строили храмы – жилища для богов, где с помощью специальных обрядов через жрецов они могут общаться с богами.

    3. – Используя текст учебника (с. 61–62), сделайте вывод, почему египтяне боялись умереть на чужбине?

    1  3  4  5

    – Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян?     1

    Работают с текстом, вычитывают соответствующие факты.

    – Египтяне боялись быть погребёнными на чужбине, т.к. верили в бессмертие души, а для этого необходимо было соблюсти обряды: из тела умершего сделать мумию,

    поместить её в гробницу – дом для души, пройти суд Осириса.

    Высказывают свои оценки.

    VI. Выражение решения проблемы.

    – Какой вывод по проблеме можем сделать? 5

    Примерный вывод по проблеме урока:

    языческая религия древних египтян формировала у них моральные ценности и нормы жизни.

    VII. Применение нового знания.

    – Выполните задания из учебника с. 63.

    1  2  3  4  5

    Работают в Рабочей тетради (задание 2 на с. 33, задание 4  с.34).

    VIII. Домашнее задание.

    Прочитайте параграф 9 и ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

    Рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.  «Что нового я узнал на уроке?», «Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?», «Что осталось непонятным?», «Какой пункт или элемент рассказа показался лишним (неинтересным)?», «Какой раздел темы хотелось бы разработать как исследовательский проект?».

    Дополнительный материал для индивидуальной работы учащихся:

     Приложение 1.

    Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.

    Понятие

    Что означает

    миф

    Дом бога

    жрец

    Наследник колдунов, человек умеющий разговаривать с богами.

    храм

    Вера людей в богов, в сверхъестественные силы.

    Легендарное сказание о героях, богах.

    Приложение 2.

    Заполни таблицу

    Верования первобытных охотников

    Религиозные представления древних египтян.

    Приложение 3.

    Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.

    схема боги египтян.jpg

    Приложение 4. Религия Древнего Египта.

    Какие существуют боги?

    Что ждет человека после смерти?

    Почему человек обращается к богам? Как он это делает?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира. §8.

    Слайд 2

    ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Люди везде и всегда думают одинаково! Так что древние египтяне думали точно, как мы, не было никаких отличий. А ты знаешь, что египтяне больше всего на свете ценили свои гробницы и ради них были готовы идти на любой риск? Какое противоречие смутило Антошку? Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским.

    Слайд 3

    ПОЧЕМУ ЕГИПТЯНЕ БОЯЛИСЬ ПОГРЕБЕНИЯ НА ЧУЖБИНЕ? ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА! ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

    Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ Что и почему обожествляли первобытные охотники (§3), земледельцы? (§5) От каких сил природы зависела жизнь египтян? (§7)

    Слайд 5

    Понятия Определения Миф Дом бога-покровителя. Наследник колдунов, человек, умеющий разговаривать с богами. Жрец Вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, чудеса, а также в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти. Храм Легендарное сказание о героях, богах, явлениях природы, общественных событиях. Необходимый уровень. С помощью стрелок соедини понятия с их определениями. Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие. ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 1. ВЗГЛЯД НА МИР ИЗ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 2. ЖИВОЙ БОГ ЕГИПТА 3. «КНИГА МЁРТВЫХ»

    Слайд 7

    Каких богов и почему египтяне почитали больше всего? ВЗГЛЯД НА МИР

    Слайд 8

    Религиозные представления египтян Верования первобытных охотников Что и почему обожествляли? От каких сил природы зависела их жизнь? ВЗГЛЯД НА МИР Повышенный уровень. Используя текст учебника, запиши, чем отличались религиозные представления египтян от верований первобытных охотников.

    Слайд 9

    ВЗГЛЯД НА МИР На какие части делили мир египтяне? Определи, каким богам должны были молиться египтяне ради урожая, за души умерших родителей.

    Слайд 10

    Зачем египтяне строили храмы? Сделай вывод по проблеме. ЖИВОЙ БОГ ЕГИПТА Ворота Луксорского храма.

    Слайд 11

    ЖИВОЙ БОГ ЕГИПТА Заклание и очищение жертвенного быка. Древнеегипетский рисунок Жрец в маске Анубиса готовит мумию. Из «Книги мёртвых»

    Слайд 12

    ЖИВОЙ БОГ ЕГИПТА Боги Древнего Египта. Осирис и Исида

    Слайд 13

    «КНИГА МЁРТВЫХ» Насколько совпадает твоё (человека XXI века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян? Сделай вывод: почему египтяне боялись умереть на чужбине?

    Слайд 14

    «КНИГА МЁРТВЫХ» Тот и Анубис взвешивают сердце покойного. Древнеегипетская «Книга мёртвых».

    Слайд 15

    ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН УЧИЛА ПРАВИЛАМ ЖИЗНИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    Слайд 16

    Чем религиозные представления египтян отличаются от верований первобытных охотников ледникового периода? (§3) ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Религии Различие богов и людей Судьба после смерти Зачем обращаются к богам? Древний Египет В своей тетради или текстовом редакторе на компьютере начни заполнять таблицу:

    Слайд 17

    Насколько совпадают твои (человека XXI века) представления о добре и зле и представления древних египтян? Необходимый уровень. Запиши в таблицу своё мнение и приведи один аргумент в его поддержку. Повышенный уровень. Приведи два-три аргумента в поддержку своего мнения. ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Позиция Я считаю, что______________________ ________________________________, Аргумент(ы) потому что _______________________ _________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы "Мифы Древнего Египта"

    В презентации к уроку представлена общая информация о мифе, её героях....

    Урок в 5 классе по истории "Тайны Древнего Египта"

    Презентация для 5 класса по истории содержит игру "Тайны Древнего Египта", для урока обобщающего повторения по теме "Древний Египет"...

    Презентация урок-игра по Древнему Египту

    обобщающий урок-игра по теме: "Древний Египет"...

    игра для 5 класса по истории "Боги Древнего Египта"

    Это игра, которую можно использовать на неделе истории в качестве мероприятия для 5 классов, а также можно использовать на уроке при прохождении нового материала или же при повторении и закреплении пр...

    Презентация по истории "Искусство Древнего Египта

    Данная презентация разработана для урока истории в 5 классе. Тема урока "Икусство Древнего Египта" За основу взята поурочная разработка к учебнику История Древнего мира, А.А....

    План-конспект урока. «Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта».5 кл.

    Таинственный и загадочный Древний Египет, как много тайн он еще хранит. Давайте узнаем некоторые из них.Цели урока:—         познакомить учащихся с ролью ...

    Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта

    Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...