рабочая программа по истории отечества 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Юсупова Руминя Загитовна

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_7_klass.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

( ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»)

В 7 КЛАССЕ

На 2014-2015УЧ.Г.

                                                               

     Ульяновск,2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»(7КЛАСС)

         
Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Б.П.Пузанов, О.И.Бородина . Учебник «История России»для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 310 с.: ил. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал,         способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если         на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие  формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание  уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной  работы на уроках истории.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.  Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс

(2 ч. в неделю)

Введение

        Что такое история. Что изучает история.

        Как пользоваться книгой по истории

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.

Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русскоЦ.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

Повторение за год

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

— какие исторические даты называются точными, приблизительными;

— когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

— кто руководил основными сражениями;

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

— пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

— соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; — пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

— устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

— правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

— пересказывать содержание изучаемого материала близко к текст.

Календарно-тематическое планирование.

7 класс

Тема урока

Коли-

чество уро-

ков

Форма

урока

Рекомендуемая литература

Информационное обеспечение

1

История- наука о прошлом

С.5-6

Интернет- материал

2.

Исторические памятники

С.6-9

3

Наша Родина- Россия

С.9-16

герб, флаг, гимн

физическая карта России

4.

Моя родословная

с.16-20

Зарисовка генеалогического древа

5.

Счет лет в истории

С.20-23

6.

Изучение исторической карты

С.23-27

Физическая карта России

7.

Практическая работа «Соотношение года и века»

Карточки- задания

8.

Восточные славяне- предки русских, украинцев и белорусов

С.31-32

Историческая карта

9.

10

Роды и племена  восточных славян и их старейшины

Славянский поселок

С.32-37

.с.37-44

Ребусы, кроссворды задачи по ленте времени

Работа с иллюстрациями к учебнику

11

Основные занятия восточных славян

С.44-53

Новые слова ( словарная работа)

12

Ремесла восточных славян

С.53-62

Работа с иллюстрацией, интернет- материал

13

Обычаи восточных славян

С.62-70

Словарная работа

14

Верования восточных славян

С.70-77

Таблица «Славянский поселок»

15

Соседи восточных славян

С.77-86

16

Славянские воины и богатыри

С.79-86

Ребусы

17

Объединение восточных славян под властью Рюрика

С.86-93

18

Проверочная работа по теме «Быт восточных славян»

С.86-93

19

Образование Киевской Руси.

С.103-104

20

Русские князья Игорь и Святослав.

С.102-108

Использование таблицы

21

Правление княгини Ольги

С.108-110

Иллюстрация «княгиня Ольга»

22

Укрепление власти князя

С.110-115

Карточки- задания

23

Оборона Руси от врагов

С.115-121

24

Крещение Руси при князе  Владимире

С.121-126

25

Былины- источник знаний о Киевской Руси

С.126-133

26

Культура и искусство Киевской Руси.

С.133-138

27

Княжеское и боярское подворье

С.138-145

Использование иллюстрации

28

Жизнь и быт людей Киевской Руси

С.145-150

29

Правление Ярослава Мудрого

С.150-156

30

Образование и грамотность на Руси

С.156-161

31

Летописи и летописцы

С.161-166

32

Киевский князь Владимир Мономах

С.166-170

Использование интернет- материала

33

Рост и укрепление древнерусских городов

С.170-176

Использование таблицы

34

Проверочная работа по теме «Киевская Русь»

35

Причины распада Киевской Руси

С.183-184

36

Образование самостоятельных княжеств

С.184-185

Иллюстрация

37

Киевское княжество в ХII веке

С.186-192

Использование презентации

38

Владимиро- суздальское княжество

С.192-197

Вопросы

39

Господин Великий Новгород

С.197-204

Использование таблицы

40

Торговля и ремесла Новгородской земли

С.204-208

Иллюстрация

41

Новгородское вече

С.208-214

Использование интернет- материала

42

Русская культура в XII-XIII веках

С.214-219

43

Монголо- татары

С.219-225

44

Нашествие монголо- татар на Русь

С.225-230

45

Героическая борьба русских людей против монголо- татар

С.230-234

46

Русь под монголо- татарским игом

С.234-240

47

Рыцари- крестоносцы

С.240-244

48

Александр Невский и его дружина

С.244-248

49

Невская битва

С.248-251

50

Ледовое побоище

С.251-254

вопросы

Проверочная работа по теме «Русь против  монголо- татар»

С.254

51

Объединение русских земель.Москва.

С.259-260

Показ слайдов

52

Московский князь  Иван Калита, его успехи

С.260-265

53

Возрождение сельского и  городского хозяйства на Руси

С.265-271

54

Московско- Владимирская Русь при Дмитрии Донском

С.271-277

Интернет- материал

55

Сергей Радонежский

С.277-282

Показ слайдов

56

Битва на Куликовом поле

        С.283-289

57

Значение Куликовской битвы для русского народа

С.289-296

Презентация

58

Освобождение Руси от иноземного ига.

С.296-301

Вопросы

59

Укрепление Московского государства

С.301-306

 Хронологическая таблица

60

Проверочная работа «освобождение от ига монголо- татар»

С.307-311

61

Повторение пройденного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс

Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов  второго поколения. Базовый уровень 35 часов....

рабочая программа по истории отечества 9 класс

        Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...

Рабочая программа по истории Отечества для 9 класса со сложным дефектом

.Программа по истории Отечества (9 класс) адаптирована для обучения детей со сложным дефектом в школе VIII вида...

Рабочая программа по истории отечества для умственно отсталых учащихся (7 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII...

Рабочая программа по истории отечества 8 класс

Рабочая программа  по истории в 8  «б» кл.   разработана     в соответствии·      с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 2...

Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс

Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....

Рабочая программа по истории Отечества 9 класс

Рабочая программа по истории Отечества 9 класс...