Исследовательская деятельность школьников по краеведению
статья по истории на тему

По определению академика Д.С. Лихачёва, краеведение - "самый массовый вид науки". Воронежская земля уникальна по своим историческим, географическим и этнографическим характеристикам. Краеведческая работа- одна из эффективных форм воспитания любви к Родине, связи обучения с жизнью, формирование интересов и склонностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedch._rabot.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ.

                                                   «…можно не знать многих наук и  быть

                                                     образованным человеком, но нельзя быть  

                                                    образованным, не зная истории своей

                                                    Родины».[1] Н.Г. Чернышевский.

От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Основой, на которой может произрастать духовная культура и патриотизм у юношества, служит любовь к родному краю, знание его истории во всем ее многообразии. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.

По определению академика Д.С. Лихачева, краеведение – «самый массовый вид науки». Сфера этой научной деятельности – прошлое и настоящее Воронежской области.

Стремление молодежи докопаться до корней проявляется сегодня все отчетливее, и краеведение, как основа воспитания любви к малой Родине, является одним из ведущих направлений МКОУ ЕрмоловскаяСОШ

Воронежская земля уникальна по своим историческим, географическим, экологическим характеристикам. Краеведческая работа – одна из эффективных форм воспитания любви к Родине, связи обучения с жизнью, формирования интересов и склонностей.

Ещё одна немаловажная деталь: краеведение доступно школьникам всех возрастов. Краеведение привлекает не только учителей к сотрудничеству со школьниками, но и родителей, взрослых знатоков родного края, участников исторических событий.

В нашей школе учащиеся, посещая кружок «Истоки», занимаются научно-исследовательской работой.

Главная цель исследовательской деятельности школьников по краеведению - повышение интереса учащихся к изучению своего родного края, города; повышение их творческого потенциала через исследовательскую работу по краеведению, умение на практике реализовать свои теоретические знания (экскурсия, лекция, беседа).

Для достижения целей необходимо решать следующие задачи:

1.   Вовлечь учащихся в инновационную, научно-исследовательскую деятельность.

2.  Дать учащимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

 3.  Овладеть навыками современной информационной культуры.

В работе с учащимися используются следующие формы:

лекции, беседы, просмотры, экскурсии,  встречи, практические занятия с использованием компьютерных презентаций.

Система педагогических мероприятий строится на основе личностно-ориентированного обучения и развивающего общения.

Использование краеведческого материала – отличное средство вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. История родного города, края, семьи не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых, и это верный путь к уму и сердцу ребенка. Встречи с интересными людьми, экскурсии в библиотеки, музеи, архивы производят на учащихся сильное впечатление и могут стать толчком к написанию исследовательской работы.

Во время разбора архива ООО Ермоловское ученица 10-го класса Тимошенко Светлана занялась изучением темы « От становления колхоза до ООО Ермоловское». Написан и защищён проект «Живая память о Дмитриевском храме»  Со своими проектами учащиеся выступают на конкурсах  как муниципального, так и регионального уровня.

Уникальными историческими источниками могут стать документы и экспонаты школьных и местных музеев, материалы семейных архивов. Все эти факторы можно использовать для вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Особые возможности краеведение представляет учащимся в развитии у них навыков работы в библиотеках, использовании справочных материалов, получении информации из СМИ.

Определение темы исследования – это только начало пути. Выбор тем для исследования регионального характера имеет множество преимуществ. Во-первых, расширяет источниковедческую базу исследований. Во-вторых, позволяет разнообразить методы исследования. В-третьих, может найти реальное практическое применение в различных областях жизнедеятельности региона.

Исследовательская деятельность требует специальной подготовки, как от учителя, так и от ученика. И тот и другой должны владеть рациональными способами работы с различными источниками информации, уметь грамотно оформлять научно-справочный аппарат, четко формулировать цель и задачи исследования, делать обоснованные выводы.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитание и развитие личности ученика.

После того как проработана литература к теме, изучены, отобраны и проанализированы документы, собраны (при необходимости) устные исторические свидетельства, проведены социологические исследования, на свет появляется итог кропотливой деятельности учащихся - исследование, вписывающее новую страницу в историю округа.

Таким образом, исследовательская работа  по краеведению опирается на личные наблюдения за жизнью, трудом, бытом населения и  выходит за рамки школьной программы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям.                                                                                                                                         Используя исследовательский метод в краеведении, учащиеся раскрывают взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.

С каждым годом возрастает уровень выполненных учащимися работ. Ученики становятся победителями  районных, областных, Всероссийских конкурсов  исследовательских работ.

Литература:

1. Ахлупина, М.А. Люблю тебя, мой край родной/ М.А. Ахлупина,- Обнинск, 2007.- С.104.

2. Борисов, Н.М. Методика историко-краеведческой работы в школе/Н.М.Борисов.- М., 1999,- С.142.

3. Маслова, В.А., Приставкина, Т.А., Самородских, И.Г.Люби, познавай и преобразуй свой край. Комплексная программа непрерывного краеведческого образования. Белгород, 2004,- С.100.

4. Образование: взгляд в будущее (сборник материалов Российского открытого форума, посвященного С.Т. Шацкому), Обнинск, 2007.-С.252.

5. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона в контексте краеведческого образования. /Под ред. Т.Г.Питиновой, Белгород, 2005, -С. 138.

6. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И. Новиков М., 1987.- С. 608.


[1] Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И. Новиков М., 1987.-101с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность учащихся по краеведению»

Программа  индивидуального развития учащихся по теме "Исследовательская деятельность учащихся по краеведению". Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, ра...

Элементы краеведения в естественнонаучной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание

laquo;C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.." Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накоплени...

Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.

В данной статье представлен вариант собственного опыта  работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по кр...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении.  В статье проводится анализ педагогических явлений в организации исследовательской деятельности в реги...

Организация исследовательской деятельности школьников по литературному краеведению

Эта статья будет интересна тем, кто занимается научными исследованиями, кто не только сам в поисках истины  готов к получению нового опыта, но и своих воспитанников приучает открывать новое, добы...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси (из опыта работы)

Исследовательская деятельность по краеведению на фольклорном  материале народов ханты и манси решает главную задачу – патриотического воспитания учащихся, которое начинается с любви к &laqu...