СССР в первые послевоенные годы
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Кононова Лариса Владимировна

Авторская разработка урока истории 9, 11 класс по теме "СССР в первые послевоенные годы". Материал содержит технологическую карту, дополнительные источники для работы учащихся на уроке, индивидуальные рабочие листы, презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока СССР в первые десятилетия после Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Цели для ученика

1. Развитие навыков целеполагания и планирования деятельности.

2. Развитие познавательных навыков.

3. Развитие навыков работы с историческим источником и иллюстративным материалом.

4. Развитие навыков индивидуалльного поиска и интерпретации новых знаний.

5. Развитие навыков установления причинно-следственных связей.

6. Развития навыков ассоциативного запоминания материала

Цели для учителя

Образовательные: - показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны;                            

                                     - охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.;

Развивающие  1. продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы,

  1. развивать логическое мышление, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
  2. совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.
  3. развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи
  4. развитие навыков грамотной устной речи при обсуждении дискуссионных вопросов

Воспитательные формирование уважения к мнению других, уважения к историческому развитию своей страны, толерантного отношения к ошибкам ее истории.

Тип урока

комбинированный

Форма урока

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Опорные понятия, термины

Национальное богатство

Новые понятия

Репатриации

репарации

Формы контроля

Фронтальная беседа; решение проблемных задач; составление аналитической сравнительной таблицы; работа с иллюстративным материалом; работа с историческим источником; синквейн

Домашнее задание

§ 44, проработать источник после параграфа; подготовка к тесту; подготовка презентации

Подготовить вопросы для 9 класса по пройденной теме

Материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, дополнительные иллюстративные и документальные источники.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодей-ствия (сотрудничества)

1.

Организационный момент и мотивация

3 мин

Подготовка к работе, дисциплинарный момент, организация восприятия, активизация мышления

Приветствие, просмотр видеофрагмента «Парад Победы 1945 года»,

вопросы к учащимся, позволяющие сформулировать тему урока, постановка цели

Ребята, вы только что видели фрагмент парада  Победы 1945 года на Красной площади. Попро-буйте сами сформулиро-вать тему урока, ответив на вопрос: «После оконча-ния военных действий, какая проблема стала наиболее актуальной для СССР?»

Приветсвие

Просмотр видеофрагмента

Слай 1

Слайд 2

Слушают, настраиваются

Формулирование  темы и  основных целей урока.

Слайд 3

Совместное составление плана урока

Слайд 4

Видеоактуализация, погружение в историческую атмосферу

Решение проблемных задач

Установление логической цепочки

Самоопределение учебных целей, составление плана работы

Развитие логического мышления;

Выявление причинно-следственных связей;

Навыки решения проблемных задач

Формулирование темы и целей урока, построение плана изучения проблемы

2. Повторение пройденного материала

5 мин

Фронтальный опрос

Постановка индивидаульных дифференцированных задач

Ведет линию рассуждений, задает вопросы, подводит к изучению новой темы

Отвечают на вопросы

Слайд 5

Часть учащихся получает индивудуальное задание на рабочих листах

Слайд 6 – 7 + доска

Фронтальный опрос

Построение аналитических линий

Выявление причинно-следственных связей;

Навыки решения проблемных задач

Закрепление ранее изученного материала

3.

Изучение нового материала


20 мин

Рассказ с постановкой проблемных вопросов

Объясняет часть материала, организует дискуссию в режиме диалога. Слайд 8

                             Слайд 12

Ставит промежуточную цель – работа с текстом истори-ческого источника № 1,2  

Контроль деятельности

Беседа с использованием проблемных вопросов

Аналитическая работа с иллюстративным материалом+источники 3,4

Слушают, включаются в диалог, высказывают свое мнение.

Анализируют фрагменты текста исторического источника

Слайд 9- 10

Отвечают на вопросы учителя.

Запись в тетрадь

Слайд 11

Слайд 13

Формулирование выводов на основе иллюстраций и источника

Работа по группам

Слайд 14

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа с текстом исторического источника

Групповая работа с историческим источником

Формулирование выводов

Развитие навыков логического мышления

Развитие навыков выявления причинно-следственных связей

Развитие навыков формулирования выводов

Развитие навыков выделения главного в тексте, поиск ответов на посавленые вопросы

Формулирование особеннстей развития СССР после ВОв

4. Закрепление изученного материала

5 мин

Обсуждение особенностей развития общественно-политической и культурной жизни страны

Задает вопросы, слушает ответы

 Обобщают информацию и делают выводы

беседа

Развитие навыков

грамотной устной речи

Закрепление навыков анализа ранее изученного с учетом новых данных

5. Рефлексия

3-4 мин

Напоминает правила написания синквейна

Сочиняют и записывают текст синквейна

Творческая учебная работа – сочинение синквейна по изученной теме

Развитие творческого мышления

Ассоциативное закрепление материала

6. Домашнее задание

3 мин

Организация и подготовка к самостоятельному повторению изученной темы

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Слайд 15 - 16

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

           Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни! Казалось, что с наступлением мирной жизни навсегда уйдут беды и горести. Но эта страшная война оставила такие последствия, справиться с которыми можно было лишь титаническими усилиями.

Вопрос классу: каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

                  Итог обсуждения сравнивается с записями на доске (слайд №2) 

Исходя из анализа последствий, формулируйте тему урока (слайд №3).

Вопрос классу: зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить.

Ответы: восстановление промышленности, сельского хозяйства, какими методами происходило восстановление.

Ответы систематизируются в виде плана изучения темы (слайд №4)

  1. Повторение пройденного материала( 5 мин) – фронталдьная беседа
  1. Дайте характеристику экономического развития СССР накануне войны. 

Воспользуйтесь планом:

  • Особенности развития промышленности
  • Особенности развития сельского хозяйства
  1. Охарактеризуйте  основные изменения в сфере экономики в ходе Великой Отечественной войны /используйте тот  же план/

Могут использоваться наводящие вопросы:

  1. Какие приоритеты ставились правительством СССР в экономике страны накануне Вов?
  2. Какие отрасли промышленности развивались наиболее активно в довоенный период?
  3. В чем особенности развития сельского хозяйства до войны?
  4. Какие изменения произошли в экономическом секторе в годы войны?
  5. Какие приоритеты ставились правительством в годы войны? Почему?
  6. Какие отрасли промышленности развиваются наиболее активно? Почему?
  7. Охарактеризуте положение в сельском хозяйстве.

Часть учащихся получают индивидуальные задания на составление аналитической сравнительной таблицы.

Часть учащихся получают задания на рабочих листах, выполняемые по ходу урока.

  1.  Изучение нового материала (20 мин)

Рассказ учителя. ( 3 мин) 

Восстановительный период промышленности составил менее 5 лет, несмотря на то, что западные специалисты считали, что на это уйдет около 25 лет. Можно сказать о том что, восстановление шло не благодаря, а вопреки:

- нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта;

-  текучесть кадров, т.к. люди искали более выгодные условия труда;

- отсутствия поощрений материального характера.

Работа с материалом презентации /слайд № 8/

Работа с историческим источником (по вариантам) Источники № 1,2/слайд № 9,10/        5 – 7 мин.

Подведение итогов /слай № 11/

Рассказ учителя. Краткая характеристика политической ситуации в стране после Вов /слайд № 12/        5 мин.

Беседа с учащимися по вопросам /слайд №13/

Работа с историческим источником ( по варинтам) источники № 3,4 + иллюстративный материал /доска/ + презентация /слайд № 14/  7 мин.

        

  1. Закрепление изученного материала (5 мин)

Вопросы: 1. Какие основные проблемы стояли перед СССР после войны?

                       2.Какими методами их предполагалось решать?

                       3. Что изменилось в отношении государства и советских граждан?

                       4. Как относились граждане к государству?

                       5. Были ли возможны изменения в политическом и экономическом курсах СССР? Свою позицию аргументируйте.

  1. Рефлексия (3-4 мин)

Составьте синквейн по теме урока.

  1. Домашнее задание (3 мин)

        § 44, проработать источник после параграфа; подготовка к тесту; подготовка презентации

            Подготовить вопросы для 9 класса по пройденной теме



Предварительный просмотр:

№ 3 Из справки секретаря Краснопресненского райкома ВКП(б) г. Москвы Ликовенкова первому секретарю МК и МГК ВКП(б) Г. М. Попову Июль 1945 г.

О выступлении т. Шагинян М. С. на партийном собрании Союза советских писателей

…21 июля 1945 г. проходило партийное собрание Союза советских писателей: об итогах пятого пленума РК ВКП(б) «О результатах приема в ВКП(б) за первое полугодие 1945 г. и воспитательной  работе с коммунистами в Краснопресненской районной партийной организации». На этом партийном собрании в прениях выступила член ВКП(б) с 1942 г. Шагинян М. С., которая, не останавливаясь на работе партийной организации, высказала следующее: «Внимание! Я расскажу жуткие вещи, что у нас творятся!

Я была на Урале, там 15 000 рабочих Кировскогo завода взбунтовались, бунт самый настоящий, потому что плохие условия. …Инвалидов Великой Отечественной войны кормят болтушкой. Они голодают. На заводах работает много детворы, детвору эксплуатируют, истощают, обрекают…»

    […] Продолжая далее, говорит: «Я была на Алтае, а там что делается, ужас. Обкомы, райкомы обжираются, жрут пайки рабочих, а рабочие голодают, ходят как тени, усталые, истощенные. Где же ленинское учение, где Сталинская конституция?»

    Продолжая далее, она говорит: «Я была по Куйбышевской дороге. Покажу возмутительные дела, что делают генералы […]. Входит в мягкий вагон генерал в сопровождении другого военного (вы ведь знаете, что мы, писатели, ездим в мягких вагонах), проверяя документы, видят молодую женщину и предлагают ей освободить место для генерала. Разве это терпимо? Рядом сидел раненый подполковник, освобождает место генералу. Где это видано, что это делается? […] При этом при всем у нас много пишут похвалы. Вот куда надо смотреть, вот о чем надо писать нам, писателям».

     Возмутительное и непартийное выступление Шагинян вместо осуждения находит поддержку у некоторой (небольшой) части коммунистов, которая ей аплодирует.

[…] Выступление т. Поликарпов, показавшего недостатки в работе парторганизации и отдельных коммунистов, особенно в работе над собой, по изучению теории и иcтоpии большевистской партии и давшего оценку выступлению Шагинян как неправильному и непартийному, не нашло единодушной поддержки всей парторганизации. Некоторая часть коммунистов осталась при своем мнении, разделяя точку зрения Шагинян.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 310. Л. 29–30.

Вопросы:

  1. Какие явления возмутили писательницу? Обратите внимание на регионы, в которых она побывала. Каким было их положение в военные годы?
  2. Как вы считаете, было ли увиденное Шагинян М. исключительно региональным явлением? Свой  ответ аргументируйте.
  3. Как автор характеризует М. шагинян и тех писателей, кто поддержал ее выступление?
  4. Предположите, с какой целью была составлена справка о «возмутительном и непартийном выступлении М. Шагинян». Как она могла повлиять на дальнейшую судьбу писательницы?

№4  Из обращения молодежи г. Валуйки Курской области в редакцию газеты «Комсомольская правда» Июнь 1949 г.

     Дорогая редакция! От имени многих десятков учащейся и трудовой молодежи г. Валуйки решили обратиться к вам мы — ученики-студенты медшколы, педучилища… с просьбой о помощи, и притом о немедленной.

     Вот уже вторую неделю, как не только мы, а и все граждане города не имеем хлеба. Ходим впроголодь, хоть [милостыню] проси. Выпекать хлеба в городе начали очень мало, в городе один магазин, у него собираются тысячи народу, достать хлеба невозможно, так как там душат один другого и привозят 200–250 буханок. Народ ругается бранными словами и на правительство, и на Сталина, что никак нет у нас жизни. Говорят, что война скоро будет, поэтому запас делают. На базаре ничего не купишь, все вздорожало в 20 раз... И вот у нас учат, что идем к зажиточной и культурной жизни, о том, что у нас забота о человеке, а на самом [деле] не разберешь — одни беспорядки да издевательства. Какое ученье на ум пойдет, если голодный. Сколько героев соц[иалистического] труда, какие урожаи снимают, а мы голодаем. …В чем дело, дорогая редакция, почему нет хлеба, неужели мы такие бедные? Старики говорят, что раньше никогда и не думали о хлебе, его было как навозу, почему сейчас, при колхозном строе, при хороших урожаях, и нет хлеба? Где причина? Объясните и помогите. Мы, комсомольцы, болеем душой и о народе, о своих отцах и матерях. Местные власти не обращают никакого внимания. Нет заботы о народе, люди на глазах мучаются, голодают, а они холодком смотрят на это.

     Дорогая редакция! Вы имеете силу. Помогите народу и молодежи. Неужели мы не достойны заботы? Через министерство добейтесь, чтоб г. Валуйки имел хлеб. Народ у нас мучается. …А ведь мы просим то, что в социалистическом обществе должно быть в избытке. Помогите нам в хлебе. Дайте нам хлеба. Ждем вашей чуткой помощи […].

Аглоткова, Андреева и др.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 118. Д. 435. Л. 40–41.

Вопросы:

  1. Предположите, почему могла сложиться такая тяжелая обстановка через четыре года после окончания войны?
  2. Предположите, почему студенты жалуются на в руководящие органы страны /напрямую/, а в периодическое издание?
  3. Предположите, какой могла быть ответная реакция?

Источник № 2.

Из докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю генерал-полковника С. Гоглидзе министру госбезопасности генерал - полковнику В.С. Абакумову  "О состоянии сельского хозяйства в Хабаровском крае"

                                                                                                                14 февраля 1948 г. Сов. секретно

На каждое колхозное хозяйство приходится земли в среднем 500 гектаров, на каждого члена семьи по 130 гектаров и на трудоспособного колхозника 256 гектаров, из них 16,4 га пахотной земли. Из 725 сельхозартелей 666 обслуживается МТС, в которых почти все работы выполняются тракторами (ежегодно выполняется тракторами 82 -85% всех работ).

При такой земельной обеспеченности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях сельское хозяйство в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. 

В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы посевные площади колхозов в 1947 г. еще не достигли довоенного уровня, хотя они и в 1940 г: далеко не удовлетворяли потребности в сельскохозяйственных продуктах населения городов, промышленных предприятий и частей Советской Армии и Флота, расположенных на территории Хабаровского края.

Колхозы края все еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так, например, если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 цнт с гектара, то в 1945 г. она снизилась до 7,7, а в 1946 г. упала до 4,1 цнт с гектара... Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба, или около 1,5 млн. пудов, что составляет 28% по отношению к первоначальному плану хлебозаготовок. Поэтому имеющиеся официальные данные о перевыполнении колхозами края  государственного плана хлебосдачи в 1947 г. на 50 тыс. пудов зерна вовсе не являются показателями общего подъема колхозного хозяйства края, или роста общественного богатства я благосостояния колхозников.

Низкая урожайность, снижение валовых сборов сельхозпродуктов полеводства и овощеводства и низкая продуктивность Животноводства привели к резкому сокращению продукции, распределяемой между колхозниками на трудодни, к резкому снижению стоимости трудодня... основная масса колхозников получила менее 500 граммов зерна на трудодень. Около половины колхозов выдали колхозникам менее 300  граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозов выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба.

В связи с наличием таких факторов отмечается уход значительной части трудоспособных молодых колхозников на работу в промышленность. Число дворов в колхозах в 1940-1946 гг. и 1947 г. соответственно уменьшилось следующим образом: 34.403, 30.558 и 26.908. За это же время с 1941 по 1947 гг. включительно наличие трудоспособного населения в колхозах сократилось резко с 79.995 человек до 57.829, т.е. на 22.165, что составляет 40% трудоспособных колхозников. Посевные же площади за этот период сократились на 21 % . 

Создавшееся положение в колхозах порождает отдельные отрицательные настроения не только со стороны колхозников, но и со стороны руководителей колхозов. Так, председатель колхоза "Красный уссуриец" Вяземского района Муравченко 4 февраля 1948 г. на заседании райисполкома в своем выступлении о положении в колхозе заявил: " Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме я не вижу". Зафиксирован ряд случаев, когда колхозники по этим же причинам подают официальные заявления о своем выходе из колхозов... Создавшуюся тяжелую обстановку в колхозах края пытаются использовать в своих целях  антисоветские элементы.

Так, в селе Аносово Кумарского района Амурской области в течение 19, 20 и 21 января 1948 г. неизвестным лицом наклеивались на стенки почтового ящика антисоветские листовки, направленные на дискредитацию колхоза и его руководителей.

ГАРФ. Ф.5446. Оп.52. Д.3417. Л.53-69.

Вопросы:

  1. Под каким  названием вошел в историю описываемый в источнике период? Назовите фамилию руководителя СССР. Хронологические рамки.
  2. Какие явления  в жизни колхозов отмечает автор? В чём он видит причины тяжелого положения  в сельском хозяйстве края, непосредственно непострадавшего в ходе войны? Укажите не менее трех предположений.
  3. Почему записка была секретной? Назовите не менее двух причин. О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку? Укажите не менее двух черт.

Источник № 1

Из Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства  СССР НА 1946-1950 гг.

Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах. 

В этих целях необходимо:

1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР.

2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления.

3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъема производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР….

….5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных Сил Советского Союза новейшей военной техникой.

6. …всемерно развивать строительную индустрию, уделять особое внимание внедрению передовой строительной техники и механизации строительных работ, а также созданию производственной базы по выпуску строительных механизмов.

7. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел и увеличения жилищного фонда страны; создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве.

8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей. 

9. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров.

10. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности, дальнейшей электрификации народного хозяйства и интенсификации производственных процессов...

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.. 1968. Т. 3. С.



Предварительный просмотр:

Виды продукции

Единица измерения

Годы

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Чугун

млн. т

14,9

13,8

4,8

5,6

7,3

8,8

Сталь

» »

18,3

17,9

8,1

8,5

10,9

12,3

Прокат

» »

13,1

12,6

5,4

5,7

7,3

8,5

Железная руда

» »

29,9

24,7

9,8

9,3

11,7

15,9

Кокс

» »

21,1

18,5

6,9

8,2

11,5

13,6

Уголь

» »

166

151,4

75,5

93,1

121,5

149,3

Нефть

» »

31,1

33,0

22,0

18,0

18,3

19,4

Электроэнергия

млрд. кВт-ч

48,3

46,7

29,1

32,3

39,2

43,3

Металлорежущие станки

тыс. шт.

58,4

44,5

22,9

23,0

34,0

38,4

Таблица № 1

Таблица № 2

C:\Users\1\Desktop\ma1_1.gif

*Все показатели, кроме яиц указаны в тоннах.

Вопросы:

1.Сравни  уровень производства основных продуктов сельского хощяйства и промышленности до войны, в ходе военных действий, после окончания войны.

2. С чем могут быть связаны такие перепады?

3. Каким отраслям отдавалось предпочтение в разные годы? Почему?



Предварительный просмотр:

Рабочий лист. Тема 5. Советский союз в послевоенный период (1945 – 1953 годы)

Укажите верный вариант продолжения фразы.

  1. В результате проходившей после войны экономической дискуссии было решено

А. обратиться за помощью к странам Запада

Б. использовать опыт рыночного хозяйства

В. сохранить командно-административную модель в экономике

  1. В годы четвертой пятилетки

А. удалось восстановить довоенный уровень развития экономики

Б. удалось ликвидировать дефицит промышленных товаров за счет поставок из Китая

В. пришлось сократить объемы производства в металлургической промышленности и энергетике

  1. В 1947 году во многих районах СССР

А. был массовый голод

Б. осуществлялся эксперимент по замене колхозов фермерскими

Хозяйствами

В. были значительно расширены посевы кукурузы

 

  1. После установления единых цен на продукты питания

А. в течение нескольких лет происходило снижение цен

Б. часть зарплаты рабочим стали выдавать продуктами

В. начался резкий рост цен в магазинах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СССР в первые послевоенные десятилетия».; 5-6 уроки в теме

К учебнику «История России. 1945-2008гг» под редакцией А.А.Данилова, АИ. Уткина, А.В. Филиппова М., Просвещение, 2009...

Контрольная работа для 9 класса по теме « СССР в первые послевоенные годы и до начала 80-х гг»

Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме " СССР в послевоенное время и в 80- е годы"...

Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"

Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...

Презентация "СССР в послевоенные годы 1945 -1953 г."

Презентация "СССР в послевоенные годы 1945 -1953 г."...

СССР в первые послевоенные годы.

Данный материал позволяет обобщить и систематизировать знания, выделить и рассмотреть проблемы социально-экономического и политического развития нашей страны в послевоенный период. Эту презентацию мож...

СССР в первые послевоенные годы.

Материал для изучения истории России в 9 классе....