Михаил Ломоносов
план-конспект урока по истории на тему

Урок окружающего мира , раздел История, тип урока: ОНЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок открытия новых знаний123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, история

Класс: 4

Тема: «Михаил Ломоносов – первый университет»

Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. авторы: А.А. Плешаков, Е. В. Крючкова,  карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый)

Цели урока направлены на достижение учащимися:

1. Предметных результатов: формировать представления учащихся о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.

2. Метапредметных результатов:

а) познавательных:

- узнать о детских годах Ломоносова, о том, когда и где получил образование, о его вкладе в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

- анализировать информацию, представленную в разных формах;

- находить в тексте конкретные сведения, факты;

изучения материала;

- извлекать информацию, представленную в различных формах;

- находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

б) регулятивных:

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;

- извлекать информацию, представленную в различных формах;

- находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

в) коммуникативных:

- дать возможность высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

- участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению при работе.

Предмет: окружающий мир, история

Класс: 4

Тема: «Михаил Ломоносов – первый университет»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1. Сформировать представления о жизни и деятельности  Михаила Васильевича Ломоносова.

2. Тренировать умения работать с текстом и дополнительной литературой, как источниками новых знаний.

3. Тренировать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность.

4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в команде.

Основные понятия: Университет,

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. авторы: А.А. Плешаков, Е. В. Крючкова,  карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый) для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята сегодня мы снова отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Вспомните, какой раздел истории вы изучаете? (Ответы детей.)

- Сегодня вы продолжите изучение стариц истории России. Я уверена, что урок пройдёт интересно и с пользой для вас.

- Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы это будете делать? (Мы определим, что ещё не знаем и самостоятельно построим новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- С чего начнём наше путешествие? (С повторения.)

- Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.)

Повторение проводиться в виде игры «Домино». Раздаются комплекты карточек, класс делится на команды. Побеждает та, которая быстрее всех соберет верную цепочку из карточек.

1721

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Александро-Невская лавра

Самое высокое здание в России в XVII в.

Петропавловская крепость

Построена в честь Александра Невского

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Празднование нового года

Ведомости

Дедушка русского флота

Ботик

Первая русская газета

Невский проспект

Строительство Санкт-Петербурга началось

Петропавловский собор

Россия стала империей

- С именем, какого, исторического деятеля связано наше задание? (С именем Петра Первого)

- Какие черты великого государства приобрела Россия благодаря Петру Великому, найдите лишнее утверждение:

* Большая территория,

* Выход к морю,

* Сильная армия, флот,

* Развитая отечественная наука

- Действительно,  в начале XVII в. наука в России не была хорошо развита.

- Как вы думаете, какому вопросу будет посвящен наш урок? (Развитие науки в России)

- Я попрошу вас выполнить пробное задание. С какой целью вы будете его выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)

Пробное задание записано на доске:

Перечень основных научных открытий, сделанных в России в начале XVII в.

  • Теория о том, что вещества состоят из мельчайших частиц;
  • Открытие у планеты Венеры газовой оболочки;
  • Гипотеза о бесконечности вселенной;
  • Открытие новых способов выплавки металлов и сплавов;
  • Объяснение причин поднятия материков и горообразования;
  • Научное описание грамматических понятий русского языка;

- Предположите, портреты скольких ученых мы должны поместить напротив открытий? (Мнение детей)

- Все эти открытия, сделанные в разных областях науки принадлежат, М.В. Ломоносову.

Именно про Михаила Васильевича наш знаменитый русский поэт А.С. Пушкин сказал:

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин так отзывался о М.В. Ломоносове? Что значит был университетом?

- Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas - совокупность, общность) - высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

- Какие еще научные открытия были сделаны Ломоносовы в начале XVII в.?

- В  каких областях работал Ломоносов (Мнения детей)

- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? ( В  каких областях работал Ломоносов, были ли еще, какие то открытия в науке сделаны Ломоносовым в XVII в.)

- У кого есть ответ? Вы уверены в его правильности? В чём ваши затруднения? (Мы не уверены, назвали открытия, мы не можем обосновать свой ответ.)

-У вас возникло затруднение, как к нему надо относиться? (К затруднению надо относиться спокойно, надо остановиться и подумать, почему оно возникло.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, какие еще научные открытия были сделаны Ломоносов в начале XVII в, каких областях еще работал Ломоносов и почему Пушкин назвал Ломоносова «наш первый университет»?)

- Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, о вкладе Ломоносова в науку, и почему Пушкин назвал Ломоносова «наш первый университет».)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, какие открытия были сделаны Ломоносовым, почему его можно назвать «Университетом».)

-Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (М.В. Ломоносова – наш первый университет.)

- Чем вы можете воспользоваться, т.е., какие средства вы можете использовать при достижении цели? (Можно использовать учебник, интернет, дополнительные печатные источники.)

- Чтобы работа была успешной, что необходимо составить? (Для достижения цели надо составить план действий.)

- По какому плану вы предложите работать? (Можно по учебнику выяснить, какие черты характера помогли Ломоносову стать величайшим ученым, в каких он областях сделал открытия и какие открытия)

На доске фиксируется план действий:

План

1. Выяснить, каков был путь М.В. Ломоносова в науку (работа с учебником).

2. Выяснить какие открытия были им сделаны (работа с картой).

3. Составить таблицу «область открытий и открытия».

4.Ответиь на вопрос: Почему Ломоносова можно назвать первым университетом?

Работа проводится в парах, читают учебник, обсуждают, каждая пара получает «Рабочий лист», который они должны заполнить в процессе самостоятельной работы. (Приложение 1).

- Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На доске зафиксированы словосочетания и фразы связанные с детством М.В. Ломоносова (Ловля рыбы, обучение грамоте, смерть матери, ругань мачехи, чтение книг, «Не хочу жениться, хочу учиться», побег в Москву)

Учащимся дается задание (по одному предложению от пары учащихся) составить мини рассказ о детских и юношеских годах жизни Ломоносова.

Работа с рабочими листами. Заполнение и исправление ошибок в соответствии с эталоном.

- Вы достигли поставленной цели?

- Вы справились с затруднениями?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Наше знакомство с выдающимся человеком М.В. Ломоносовым завершается, и из XVII в. нам надо попасть в наш XXI, для этого необходимо нужно купить билеты на самолет времени и отправиться в обратный путь.

Выдаются задания – билеты.

1. Сколько лет было Мише Ломоносову, когда он поступил в Славяно-греко-латинскую академию

  1. 7 лет
  2. 12 лет
  3. 19 лет

2. В какой европейской стране он продолжил обучение

  1. В Германии
  2. В Англии
  3. Во Франции

3. Какая фабрика была построена под руководство Ломоносова

  1. По производству металла
  2. По производству цветного стекла
  3. По производству удобрений

4. Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ломоносова?

  1. Академию наук      
  2. Московский университет
  3. обсерваторию      
  4. институт физики

5. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

  1. в химии
  2. в архитектуре
  3. в астрономии
  4. в физике

6. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

  1. открытие атмосферы на Венере
  2. строительство фабрики цветного стекла
  3. организация Химической лаборатории
  4.  открытие первого музея в России

Учащиеся работают самостоятельно, после работы проводят самопроверку по образцу и в соответствии с результатами решают в самолёте на местах какого класса летят учащиеся:

5 правильных ответа – бизнес класс,

4 правильных ответа – 1 класс,

3-2 правильных ответа – эконом класс.

После самопроверки проводиться рефлексия, фиксируются места затруднений, ошибки исправляются.

- Сделайте вывод: Почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова образно «первым университетом», если известно, что университет готовит специалистов по различным отраслям знаний? (Ответы детей.)

- Теперь мы можем лететь обратно, после проведённой проверки мы все летим в салоне 1 класса.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания? (Ответы детей.)

- Что нового вы узнали о Михаиле Васильевиче Ломоносове? (Ответы детей.)

-  За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль

им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Мы вернулись из виртуального путешествия. Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель ставили перед собой?

- Вы достигли поставленной цели?

- Как вы достигли цели?

- С какими затруднениями встретились на уроке?

- Как вы выходили из затруднения?

- У вас на столах кружочки, заготовки для смайликов. Оцените свою работу прием «Светофор»

Если при выполнении самостоятельной работы вы достигли цели и не допустили ошибок    

 (зеленый)

Если при выполнении самостоятельной работы вы частично достигли цели и допустили 1-2 ошибки

Если при выполнении самостоятельной работы вы не достигли цели и допустили 3 и более ошибок

Д/з – (по желанию: Узнать чему учат студентов в наши дни в МГУ им. М.В. Ломоносова)

 

Приложение 1

Рабочий лист

Задание 1.

Прочитав текст учебника выполни задание в рабочей тетради, (стр.37)

(Разгадай кроссворд)

Задание 2

Проанализируй воспоминания М. В. Ломоносова, а затем его желание учиться.

«С одной стороны, несказанная бедность: имея один алтын (3 копейки) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитании е в день больше как денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды.. с другой стороны ребята кричат, перстами указывают: смотри де, какой болван, лет в двадцать пришёл латыни учиться.

 Какое решение в похожей ситуации принял бы ты:

  1. Вернулся бы к отцу ловить рыбу и умножать отцовское богатство
  2. Бросил бы учебу и нашёл работу в Москве
  3. Стал бы продолжать учёбу

Задание 3

Прочитай текст учебника стр102-103, приложение №2., заполни таблицу:

        (учащимся дается пустая таблица, заполненная является эталоном)

Основные научные открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

Литература, русский язык

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика»

 б) выпустил “Риторику”;

 в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Астрономия

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

География

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) создал новую науку – экономическую географию

Геология

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) “ О причине землетрясений”.

Физика

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

г) учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул

Химия

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

История

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

Образование

1755г. основал Московского университета;

Изобразительное искусство

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Приложение 2

Основные научные открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

В начале  1736г.  Ломоносов был направлен в университет при         Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Осенью 1736 г.  трое лучших студентов,   в том числе Ломоносов, были        отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы     Ломоносова были поистине   всеохватывающими. Ему принадлежат  работы в области физики, химии,  астрономии, географии, филологии.

Работы Ломоносова в области литературы и русского языка: В 1763 году  вышел «Сборник    разных сочинений в стихах и в прозе  Михаила Ломоносова», «Риторика»», «Российская грамматика», в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. 

Интересные открытия были сделаны и в области астрономия: открыта атмосфера  на Венере, построен телескоп.

Ломоносов в 1748 г. построил химическую лабораторию. В ней  он  проводил научные  исследования, в том   числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Разработал принципы  новой науки  «Физической химии».

Первый в России  фарфоровый завод им был открыт  в Петербурге.

Талант Ломоносова проявился и в изобразительном искусстве: он изготовил 40 мозаичных картин, был избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

В физике он открыл закон сохранения материи и движения, разработал  учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул, сконструировал термометр, изобрел  «ночезрительную  трубу», предшественницу  современных приборов  для  ночных  наблюдений.

В географии: составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения. Создал новую науку – экономическую географию.

В геологии: разработал теорию возникновения минералов и металлов. Работал над трудом «О причине землетрясений».

Написал 1-ый том Российской истории. Составил «Краткий Летописец с родословием»,  в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.  

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет,   «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Приложение3

задания – билеты.

1. Сколько лет было Мише Ломоносову, когда он поступил в Славяно-греко-латинскую академию

  1. 7 лет
  2. 12 лет
  3. 19 лет

2. В какой европейской стране он продолжил обучение

  1. В Германии
  2. В Англии
  3. Во Франции

3. Какая фабрика была построена под руководство Ломоносова

  1. По производству металла
  2. По производству цветного стекла
  3. По производству удобрений

4. Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ломоносова?

  1. Академию наук      
  2. Московский университет
  3. обсерваторию      
  4. институт физики

5. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

  1. в химии
  2. в архитектуре
  3. в астрономии
  4. в физике

6. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

  1. открытие атмосферы на Венере
  2. строительство фабрики цветного стекла
  3. организация Химической лаборатории

 открытие первого музея в России

Приложение 4

Используемая литература:

1. Методические этюды по формированию целостной картины окружающего мира у школьников: Учебно-методическое пособие/  Соловьёва ТА., Рогалева Е.И. - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2003.

2. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.

3. Окружающий мир. 4к класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.

4. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011.

5. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.Н. Крючковой «Мир вокруг нас»/ Тихомирова Е.Н. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения

Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся  интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...

Михаил Ломоносов "Случились вместе два астронома..."

В презентации представлени урок для 5 класса по теме "М.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."...

Михаил Ломоносов (Познавательная игра для учащихся 5-6 классов)

Михаил Ломоносов(Познавательная игра для учащихся 5-6 классов)...

Познавательная игра для учащихся 5-6 классов "Михаил Ломоносов"

Познавательная игра для учащихся 5-6 классов "Михаил Ломоносов"...

Сценарий игры "брейн-ринг" Михаил Ломоносов

Сценарий игры "Брейн - ринг" об ученом Ломоносове М.В....

«Михаил Ломоносов: от поморских берегов до вершин науки»

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — великий русский учёный, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель. Прославился в таких областях знаний, как астрономия, геология, приб...