Михаил Ломоносов
план-конспект урока по истории на тему
Урок окружающего мира , раздел История, тип урока: ОНЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир, история
Класс: 4
Тема: «Михаил Ломоносов – первый университет»
Тип урока: ОНЗ
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. авторы: А.А. Плешаков, Е. В. Крючкова, карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый)
Цели урока направлены на достижение учащимися:
1. Предметных результатов: формировать представления учащихся о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.
2. Метапредметных результатов:
а) познавательных:
- узнать о детских годах Ломоносова, о том, когда и где получил образование, о его вкладе в развитие отечественной и мировой науки и культуры;
- анализировать информацию, представленную в разных формах;
- находить в тексте конкретные сведения, факты;
изучения материала;
- извлекать информацию, представленную в различных формах;
- находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
б) регулятивных:
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;
- извлекать информацию, представленную в различных формах;
- находить конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
в) коммуникативных:
- дать возможность высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;
- участвовать в диалоге, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению при работе.
Предмет: окружающий мир, история
Класс: 4
Тема: «Михаил Ломоносов – первый университет»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1. Сформировать представления о жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова.
2. Тренировать умения работать с текстом и дополнительной литературой, как источниками новых знаний.
3. Тренировать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность.
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в команде.
Основные понятия: Университет,
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. авторы: А.А. Плешаков, Е. В. Крючкова, карточки с заданиями, рабочие листы к уроку, рабочие тетради, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый) для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята сегодня мы снова отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Вспомните, какой раздел истории вы изучаете? (Ответы детей.)
- Сегодня вы продолжите изучение стариц истории России. Я уверена, что урок пройдёт интересно и с пользой для вас.
- Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы это будете делать? (Мы определим, что ещё не знаем и самостоятельно построим новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- С чего начнём наше путешествие? (С повторения.)
- Почему начать надо с повторения? (То, что мы будем повторять, поможет нам самостоятельно открыть новые знания.)
Повторение проводиться в виде игры «Домино». Раздаются комплекты карточек, класс делится на команды. Побеждает та, которая быстрее всех соберет верную цепочку из карточек.
1721 | Город на Неве | Санкт-Петербург | Главная улица Петербурга |
Александро-Невская лавра | Самое высокое здание в России в XVII в. | Петропавловская крепость | Построена в честь Александра Невского |
1 января | Первый музей | Кунсткамера | Празднование нового года |
Ведомости | Дедушка русского флота | Ботик | Первая русская газета |
Невский проспект | Строительство Санкт-Петербурга началось | Петропавловский собор | Россия стала империей |
- С именем, какого, исторического деятеля связано наше задание? (С именем Петра Первого)
- Какие черты великого государства приобрела Россия благодаря Петру Великому, найдите лишнее утверждение:
* Большая территория,
* Выход к морю,
* Сильная армия, флот,
* Развитая отечественная наука
- Действительно, в начале XVII в. наука в России не была хорошо развита.
- Как вы думаете, какому вопросу будет посвящен наш урок? (Развитие науки в России)
- Я попрошу вас выполнить пробное задание. С какой целью вы будете его выполнять? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)
Пробное задание записано на доске:
Перечень основных научных открытий, сделанных в России в начале XVII в.
- Теория о том, что вещества состоят из мельчайших частиц;
- Открытие у планеты Венеры газовой оболочки;
- Гипотеза о бесконечности вселенной;
- Открытие новых способов выплавки металлов и сплавов;
- Объяснение причин поднятия материков и горообразования;
- Научное описание грамматических понятий русского языка;
- Предположите, портреты скольких ученых мы должны поместить напротив открытий? (Мнение детей)
- Все эти открытия, сделанные в разных областях науки принадлежат, М.В. Ломоносову.
Именно про Михаила Васильевича наш знаменитый русский поэт А.С. Пушкин сказал:
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин так отзывался о М.В. Ломоносове? Что значит был университетом?
- Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas - совокупность, общность) - высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.
- Какие еще научные открытия были сделаны Ломоносовы в начале XVII в.?
- В каких областях работал Ломоносов (Мнения детей)
- У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? ( В каких областях работал Ломоносов, были ли еще, какие то открытия в науке сделаны Ломоносовым в XVII в.)
- У кого есть ответ? Вы уверены в его правильности? В чём ваши затруднения? (Мы не уверены, назвали открытия, мы не можем обосновать свой ответ.)
-У вас возникло затруднение, как к нему надо относиться? (К затруднению надо относиться спокойно, надо остановиться и подумать, почему оно возникло.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- На какой вопрос вы должны были ответить? (Мы должны были сказать, какие еще научные открытия были сделаны Ломоносов в начале XVII в, каких областях еще работал Ломоносов и почему Пушкин назвал Ломоносова «наш первый университет»?)
- Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, о вкладе Ломоносова в науку, и почему Пушкин назвал Ломоносова «наш первый университет».)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, какие открытия были сделаны Ломоносовым, почему его можно назвать «Университетом».)
-Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (М.В. Ломоносова – наш первый университет.)
- Чем вы можете воспользоваться, т.е., какие средства вы можете использовать при достижении цели? (Можно использовать учебник, интернет, дополнительные печатные источники.)
- Чтобы работа была успешной, что необходимо составить? (Для достижения цели надо составить план действий.)
- По какому плану вы предложите работать? (Можно по учебнику выяснить, какие черты характера помогли Ломоносову стать величайшим ученым, в каких он областях сделал открытия и какие открытия)
На доске фиксируется план действий:
План
1. Выяснить, каков был путь М.В. Ломоносова в науку (работа с учебником).
2. Выяснить какие открытия были им сделаны (работа с картой).
3. Составить таблицу «область открытий и открытия».
4.Ответиь на вопрос: Почему Ломоносова можно назвать первым университетом?
Работа проводится в парах, читают учебник, обсуждают, каждая пара получает «Рабочий лист», который они должны заполнить в процессе самостоятельной работы. (Приложение 1).
- Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На доске зафиксированы словосочетания и фразы связанные с детством М.В. Ломоносова (Ловля рыбы, обучение грамоте, смерть матери, ругань мачехи, чтение книг, «Не хочу жениться, хочу учиться», побег в Москву)
Учащимся дается задание (по одному предложению от пары учащихся) составить мини рассказ о детских и юношеских годах жизни Ломоносова.
Работа с рабочими листами. Заполнение и исправление ошибок в соответствии с эталоном.
- Вы достигли поставленной цели?
- Вы справились с затруднениями?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Наше знакомство с выдающимся человеком М.В. Ломоносовым завершается, и из XVII в. нам надо попасть в наш XXI, для этого необходимо нужно купить билеты на самолет времени и отправиться в обратный путь.
Выдаются задания – билеты.
1. Сколько лет было Мише Ломоносову, когда он поступил в Славяно-греко-латинскую академию
- 7 лет
- 12 лет
- 19 лет
2. В какой европейской стране он продолжил обучение
- В Германии
- В Англии
- Во Франции
3. Какая фабрика была построена под руководство Ломоносова
- По производству металла
- По производству цветного стекла
- По производству удобрений
4. Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ломоносова?
- Академию наук
- Московский университет
- обсерваторию
- институт физики
5. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?
- в химии
- в архитектуре
- в астрономии
- в физике
6. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?
- открытие атмосферы на Венере
- строительство фабрики цветного стекла
- организация Химической лаборатории
- открытие первого музея в России
Учащиеся работают самостоятельно, после работы проводят самопроверку по образцу и в соответствии с результатами решают в самолёте на местах какого класса летят учащиеся:
5 правильных ответа – бизнес класс,
4 правильных ответа – 1 класс,
3-2 правильных ответа – эконом класс.
После самопроверки проводиться рефлексия, фиксируются места затруднений, ошибки исправляются.
- Сделайте вывод: Почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова образно «первым университетом», если известно, что университет готовит специалистов по различным отраслям знаний? (Ответы детей.)
- Теперь мы можем лететь обратно, после проведённой проверки мы все летим в салоне 1 класса.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания? (Ответы детей.)
- Что нового вы узнали о Михаиле Васильевиче Ломоносове? (Ответы детей.)
- За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль
им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Мы вернулись из виртуального путешествия. Что нового вы узнали на уроке?
- Какую цель ставили перед собой?
- Вы достигли поставленной цели?
- Как вы достигли цели?
- С какими затруднениями встретились на уроке?
- Как вы выходили из затруднения?
- У вас на столах кружочки, заготовки для смайликов. Оцените свою работу прием «Светофор»
Если при выполнении самостоятельной работы вы достигли цели и не допустили ошибок
(зеленый)
Если при выполнении самостоятельной работы вы частично достигли цели и допустили 1-2 ошибки
Если при выполнении самостоятельной работы вы не достигли цели и допустили 3 и более ошибок
Д/з – (по желанию: Узнать чему учат студентов в наши дни в МГУ им. М.В. Ломоносова)
Приложение 1
Рабочий лист
Задание 1.
Прочитав текст учебника выполни задание в рабочей тетради, (стр.37)
(Разгадай кроссворд)
Задание 2
Проанализируй воспоминания М. В. Ломоносова, а затем его желание учиться.
«С одной стороны, несказанная бедность: имея один алтын (3 копейки) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитании е в день больше как денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды.. с другой стороны ребята кричат, перстами указывают: смотри де, какой болван, лет в двадцать пришёл латыни учиться.
Какое решение в похожей ситуации принял бы ты:
- Вернулся бы к отцу ловить рыбу и умножать отцовское богатство
- Бросил бы учебу и нашёл работу в Москве
- Стал бы продолжать учёбу
Задание 3
Прочитай текст учебника стр102-103, приложение №2., заполни таблицу:
(учащимся дается пустая таблица, заполненная является эталоном)
Основные научные открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.
Литература, русский язык | а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика» б) выпустил “Риторику”; в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”. |
Астрономия | а) открыл атмосферу на Венере; б) построил телескоп. |
География | а) составил “Полярную карту”; б) разработал приборы для морского кораблевождения; в) создал новую науку – экономическую географию |
Геология | а) теория о возникновении металлов и минералов; б) “ О причине землетрясений”. |
Физика | а) открыл закон сохранения материи; б) сконструировал термометр; в) изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений г) учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул |
Химия | а) открыл первую в России химическую лабораторию; б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; в) разработал принципы новой науки “Физической химии”. |
История | а) закончен 1-ый том Российской истории. б) составил “Краткий летописец с родословием”. |
Образование | 1755г. основал Московского университета; |
Изобразительное искусство | а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; б) изготовил 40 мозаичных картин; “ Полтавскую битву”; в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. |
Приложение 2
Основные научные открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.
В начале 1736г. Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Работы Ломоносова в области литературы и русского языка: В 1763 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова», «Риторика»», «Российская грамматика», в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Интересные открытия были сделаны и в области астрономия: открыта атмосфера на Венере, построен телескоп.
Ломоносов в 1748 г. построил химическую лабораторию. В ней он проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Разработал принципы новой науки «Физической химии».
Первый в России фарфоровый завод им был открыт в Петербурге.
Талант Ломоносова проявился и в изобразительном искусстве: он изготовил 40 мозаичных картин, был избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
В физике он открыл закон сохранения материи и движения, разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и молекул, сконструировал термометр, изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
В географии: составил «Полярную карту», разработал приборы для морского кораблевождения. Создал новую науку – экономическую географию.
В геологии: разработал теорию возникновения минералов и металлов. Работал над трудом «О причине землетрясений».
Написал 1-ый том Российской истории. Составил «Краткий Летописец с родословием», в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Приложение3
задания – билеты.
1. Сколько лет было Мише Ломоносову, когда он поступил в Славяно-греко-латинскую академию
- 7 лет
- 12 лет
- 19 лет
2. В какой европейской стране он продолжил обучение
- В Германии
- В Англии
- Во Франции
3. Какая фабрика была построена под руководство Ломоносова
- По производству металла
- По производству цветного стекла
- По производству удобрений
4. Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ломоносова?
- Академию наук
- Московский университет
- обсерваторию
- институт физики
5. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?
- в химии
- в архитектуре
- в астрономии
- в физике
6. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?
- открытие атмосферы на Венере
- строительство фабрики цветного стекла
- организация Химической лаборатории
открытие первого музея в России
Приложение 4
Используемая литература:
1. Методические этюды по формированию целостной картины окружающего мира у школьников: Учебно-методическое пособие/ Соловьёва ТА., Рогалева Е.И. - Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2003.
2. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. 4к класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч 2./ А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.
4. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2011.
5. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.Н. Крючковой «Мир вокруг нас»/ Тихомирова Е.Н. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения
Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...

Михаил Ломоносов "Случились вместе два астронома..."
В презентации представлени урок для 5 класса по теме "М.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."...
Михаил Ломоносов (Познавательная игра для учащихся 5-6 классов)
Михаил Ломоносов(Познавательная игра для учащихся 5-6 классов)...

Познавательная игра для учащихся 5-6 классов "Михаил Ломоносов"
Познавательная игра для учащихся 5-6 классов "Михаил Ломоносов"...
Сценарий игры "брейн-ринг" Михаил Ломоносов
Сценарий игры "Брейн - ринг" об ученом Ломоносове М.В....

«Михаил Ломоносов: от поморских берегов до вершин науки»
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — великий русский учёный, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель. Прославился в таких областях знаний, как астрономия, геология, приб...