германская внешняя политика конца 30-начала 40х гг ХХ века
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Давыдова Ирина Анатольевна

это конспект урока по всеобщей истории для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon germanskaya_vneshnyaya_politika_kontsa_30-nachala_40kh_gg.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Германская внешняя политика конца 30-х - начала 40-х годов (в отношении союзных и дружественных государств)».

План – конспект урока.

Класс – 9

Тема – «Внешняя политика Германии конца 30-х – начала 40-х годов» (курс «Всеобщая история»)

№ 9.

Образовательная цель:

Понятия

Исторические имена

Даты

Агрессия

Молотов

Ноябрь 1936 г.

Аншлюс

Риббентроп

Сентябрь 1938 г.

Пакт

23 августа 1939 г.

Мюнхенский сговор

Развивающая цель: продолжить формировать умения и навыки работы с картой атласа 9-11 класса «Международные отношения накануне второй мировой войны», с текстом параграфа (с. 133-138), с иллюстративным материалом (с. 136), с документами.

Воспитательная цель: вызвать интерес школьников к изучаемой теме через работу с текстом учебника и рассказ учителя.

Средства обучения: карта атласа 9-11 класса «Международные отношения накануне второй мировой войны», учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история: новейшая история» 9 класс, §15 «Международные отношения в 1930-е гг.», раздаточный материал (карточки, текст источника).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

(2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что на уроке у нас все присутствуют. Это хорошо. Давайте проверим – все ли готово к уроку. Вам сегодня понадобятся учебники, тетради, дневники, ручки. Тема сегодняшнего урока «Внешняя политика Германии конца 30-х – начала 40-х годов». Сегодня мы с вами узнаем, кто такие Молотов, Риббентроп, почему их имена остались в истории, что такое пакт и Мюнхенский сговор и что произошло в 1936, 1938 и 1939 гг. Но прежде, чем перейти к новой теме, мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.

Слушают мотивацию и проверяют свою готовность к уроку.

Опрос домашнего задания

(10 минут)

Работа по карточкам (2 карточки), фронтальный опрос.

Вопросы для карточек.

В каком году была Синьхайская революция в Китае?

Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам?

Каковы методы и средства  осуществления модернизации в различных странах Востока?

Вопросы для фронтального опроса:

Какие главные причины обусловили «отсталость» Востока в первой половине ХХ в.?

В каких странах колониальный режим, а в каких традиционные устои являлись тормозом развития?

В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии?

Какие исторические условия в ХХ в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли ее?

Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время, но разными средствами и методами. Как вы объясните столь резкое различие их путей развития?

Инструкция (для карточек).

Ребята! Сегодня на уроке двое из вас получат карточки, в которых содержится по три вопроса. На эти вопросы вы должны будете ответить на отдельном листе, предварительно подписав его в правом верхнем углу. Вопросы переписывать не нужно. Время на работу вам отводится 5 минут. Для того, чтобы получить отличную оценку, вы должны ответить на три вопроса, хорошую оценку – на два, удовлетворительную – на один. Полученные вами оценки я объявлю на следующем уроке.  

4 оценки

Новый материал

(22 минуты)

Вводная беседа.

Крах Версальско-Вашингтонской системы

(рассказ учителя).

Военно-политический блок «Берлин-Рим-Токио»

(рассказ учителя)

Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор.

(рассказ учителя, работа с атласом, работа со снимком)

Германо-советские отношения.

(рассказ учителя).

Эвристическая    беседа

Обобщение

Вывод.

        Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо справились с домашним заданием. А теперь переходим к изучению нового материала.

До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами, соблюдались договора, заключенные в Версале и Вашингтоне. С началом кризиса ясно проявилась неустойчивость существующей системы международных отношений, началось ее разрушение. Почему? Вот это мы и выясним сегодня на уроке. Запишите в свои тетради тему сегодняшнего урока «Внешняя политика Германии конца 30-х – начала 40-х годов» (2 раза).

Главными возмутителями спокойствия в Европе перед началом Второй мировой войны стали нацистская Германия и примкнувшая к ней фашистская Италия. На Востоке эту роль выполняла Япония.

Эти страны демонстрировали агрессию по отношению к другим государствам. Что такое агрессия? Запишите это понятие себе в тетрадь: агрессия (от лат. aggressio ‒ нападение) -  любое незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации). (2 раза).

В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию, а в 1937 г.- вторглась в Центральный Китай. Так на Востоке возник первый очаг Второй мировой войны.

Второй очаг образовался на Западе благодаря Германии и Италии. В 1935-1936 гг. Италия совершила агрессию против независимого государства Эфиопии.

Главной задачей установившегося нацистского режима в Германии в 1933-1935 гг. был полный пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. К началу 1936 г. в результате одностороннего пересмотра Германией военных статей Версальского мирного договора путь к перевооружению был расчищен. Хотя в Уставе Лиги Наций в 16 статье была предусмотрена система санкций против страны-агрессора, западные державы всего лишь ограничились формальными протестами.

В ноябре 1936 г. было подписано германо-японское соглашение о борьбе против Коммунистического интернационала (Антикоминтерновский пакт). Запишите себе в тетрадь эту дату: ноябрь 1936 г. – заключение Антикоминтерновского пакта. (2 раза).

А что такое пакт? Запишите себе в тетрадь: пакт - одно из наименований различного рода международных договоров, имеющих большое политическое значение. (2 раза).

Пакт был направлен против стран 3-го Коммунистического Интернационала (Коминтерна, откуда, собственно, и название пакта) с целью не допустить дальнейшее распространение советского влияния в мире. В ноябре 1937 г. к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Италия. А позднее ещё ряд государств в которых к власти пришли правительства, разделяющие идеологии гитлеровского нацизма и итальянского фашизма, либо правительства крайне отрицательно относящиеся к СССР и коммунизму в целом.

В 1938 г. Германия пошла еще дальше, совершив аншлюс Австрии. Запишите это понятие себе в тетради: аншлюс (присоединение, союз) - политика насильственного присоединения Австрии к Германии, проводившаяся Германией после 1-й мировой войны. (2 раза).

Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Гитлеровцы потребовали передать Германии Судетскую область, где проживали этнические немцы, в противном случае угрожая европейской войной.

-  Где же находятся Судеты? Давайте посмотрим на карту атласа «Международные отношения накануне второй мировой войны». Напоминаю вам, что внизу находится легенда карты, из которой мы можем узнать, какую территорию занимала Судетская область. Напоминаю, что вверху карты - север, внизу – юг, слева – запад, справа – восток. Давайте посмотрим, где на карте располагалась территория Судетской области. В легенде эта территория обозначена заштрихованным светло - коричневым цветом. Судеты – территория, которая находится на севере Чехословакии.

Именно эту территорию передали Германии по Мюнхенскому сговору в сентябре 1938 г. Запишите себе в тетради: сентябрь 1938 г. – Мюнхенский сговор. (2 раза).

Мюнхенский сговор – соглашение о расчленении Чехословакии, составленное и подписанное в Мюнхене в сентябре 1938 года представителями Великобритании, Франции, Германии, Италии. (2 раза).  

Инструкция:

          Ребята! На странице 136 учебника есть документальный снимок подписания этого соглашения. Я дам вам 1 минуту для того, чтобы вы посмотрели и ответили мне на вопрос: кого вы видите на фотографии? За полный и правильный ответ я поставлю оценку.

Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. В это время между СССР и Германией велись закулисные переговоры, которые привели к подписанию договора о ненападении (пакта Молотова-Риббентропа) 23 августа 1939 г. Запишите себе в тетради: 23 августа 1939 г. – подписание пакта Молотова – Риббентропа. (2 раза).

Кто такие Молотов и Риббентроп? Запишите эти фамилии себе в тетрадь: Молотов Вячеслав Михайлович - политический и государственный деятель, в 1939—49 и 1953—56 нарком (министр) иностранных дел СССР. (2 раза). Иоахим фон Риббентроп  — министр иностранных дел Германии (1938—1945), советник Адольфа Гитлера по внешней политике. (2 раза).

Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве встречей с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание между Германией и СССР 19 августа 1939 года Торгово-кредитного соглашения.  Торгово – кредитное соглашение предусматривает предоставление Германией СССР кредита в размере 200 миллионов германских марок сроком на семь лет из 5% для закупки германских товаров в течение двух лет со дня подписания соглашения.

Торгово – кредитное соглашение 19 августа 1939 года было как бы прелюдией к заключению 11 февраля 1940 года Хозяйственного соглашения.

Хозяйственное соглашение предусматривает вывоз из СССР в Германию сырья, компенсируемый германскими поставками в СССР промышленных изделий.

Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939 г., направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем подписании договора о ненападении. «Проглотив свою гордость, он лично попросил советского диктатора, которого он так часто и столь длительное время всячески поносил, срочно принять германского министра иностранных дел».

Как же он обосновывал этот свой шаг? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем с вами выдержку из телеграммы Гитлера. Прочтет документ вслух Даша.

Мы прочитали с вами выдержку из документа и теперь ответьте на вопрос:  Как Гитлер обосновывал написание телеграммы Сталину?

Телеграмма А.Гитлера И.В. Сталину:

«Я считаю, что при наличии намерения обоих государств вступить в новые отношения друг к другу является целесообразным не терять времени. Поэтому я вторично предлагаю Вам принять моего Министра Иностранных Дел во вторник, 22 августа, но не позднее среды, 23 августа. Министр Иностранных Дел имеет всеобъемлющие и неограниченные полномочия, чтобы составить и подписать как пакт о ненападении, так и протокол».

     Альтернативы 1939 года. Документы и материалы. М., 1989.

                       

Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе.

Несомненно, в тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке и одновременно убедить свой генералитет в том, что Германии не придется воевать сразу на двух фронтах. Сталин получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны, а также возможность отодвинуть исходные позиции потенциального врага и восстановить государство в границах бывшей Российской империи.

После заключения германо – советского пакта о ненападении и секретных протоколов к нему стало возможным военное сотрудничество двух стран. Оно началось с 17 сентября 1939 года.

 Вермахт и Красная Армия одновременно вели операции против польской армии на территории Польши (военное сотрудничество определялось секретными соглашениями о вступлении Красной Армии на территорию Польши, военным соглашением от 20 сентября 1939 года, подписанным представителями советского и германского командования, секретным дополнительным протоколом от 28 сентября 1939 года, подписанным в Москве Риббентропом и Молотовым в качестве составной части договора о дружбе и границе).

22 сентября было подписано германо – советское коммюнике, по которому «германское правительство и Правительство СССР установили демаркационную линию между германской и советской армиями», которая проходила по реке Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан.

Польская война закончилась, Гитлер одержал полную победу.

Свое формальное завершение оккупация Польши нашла в русско-германском договоре о дружбе и границе, который был заключен 28 сентября снова в Москве. Это соглашение устанавливало сферы интересов обеих держав. С этого момента Германия и Советский Союз стали соседями.

СССР строго соблюдал все условия советско-германского договора  о ненападении,  чтобы  не  дать  правящим  кругам  Германии ни малейшего повода для его  нарушения и оправдания своей агрессии.

Заключение германо – советских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и, наоборот, позволило переключить направление германской агрессии на Запад.

В 30-е гг. ХХ века были страны, которые проявляли агрессию по отношению к другим государствам. Это Германия, Италия и Япония. Эти страны делали международную обстановку достаточно напряженной. В конце концов их действия привели к началу Второй мировой войны.

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Смотрят видеофрагмент «Аншлюс Австрии»

Слушают рассказ учителя, следят по карте, делают записи в тетради.

Смотрят видеофрагмент «Мюнхенский сговор», плакат «Мюнхенский сговор»

Работают с иллюстрацией, отвечают на вопрос (1 оценка).

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради.

Смотрят портреты Молотова и Риббентропа»

Слушают рассказ учителя.

Читают выдержку из документа, отвечают на вопрос (1оценка)

Смотрят видеофрагмент «Подписание пакта Молотова-Риббентропа»

         

 Итак, ребята! Сегодня на уроке мы с вами узнали кто такие Молотов, Риббентроп, почему их имена остались в истории, что такое пакт и Мюнхенский сговор и что произошло в 1936, 1938 и 1939 гг. А сейчас нам необходимо выяснить, что же вы запомнили из нашего сегодняшнего урока.

Закрепление материала

(7 минут)

Разгадывание кроссворда.

                     Ребята! Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд. Я буду зачитывать вопросы, а вы, если знаете ответ, поднимаете руку и отвечаете. На доске заполнять кроссворд я попрошу Люду.

Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

1. Как называлась политика насильственного присоединения Австрии к Германии?

3. Как звали министра иностранных дел Германии в 1938—1945?

5. В каком городе было подписано соглашение о расчленении Чехословакии в 1938 году?

7. Как называется одно из наименований различного рода международных договоров, имеющих большое политическое значение?

8. Какая страна  ноябре 1937 г. присоединилась к Антикоминтерновскому пакту?

9. Какая страна создала на Востоке первый очаг войны?

10. В каком месяце был заключен договор о ненападении

 между Германией и СССР?

По вертикали:

2. Как называется любое применение силы одним государством против другого государства?

4. Как звали в наркома (министра) иностранных дел СССР 1939—49 и 1953—56 гг?

6. Какая страна стремилась к полному пересмотру Версальского мирного договора и отмене всех военных ограничений?

                              2

1

а

н

ш

л

ю

с

4

г

м

5

3

р

и

б

б

е

н

т

р

о

п

м

ю

н

х

е

н

л

с

о

с

7

п

а

к

т

и

о

6

9

я

п

о

н

и

я

  10

а

в

г

у

с

т

е

р

м

  8

и

т

а

л

и

я

н

и

я

         Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили новый материал.

Отвечают на вопрос, отгадывают кроссворд (1 – 2 оценки).

Домашнее задание

(2 минуты)

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

§15 читать и пересказывать.

ответить на вопросы 1, 4, 5 в конце параграфа.

вопрос №6 сделать письменно в тетради на дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов, выставление оценок.

(2 минуты)

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо поработали. Мне очень понравились ответы… Хорошо работал ….

За урок я ставлю следующие оценки:

за работу по карточкам оценки ….я объявлю на следующем уроке.

за работу на уроке пятерки получают …, четыре получает ….

7-8 оценок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Данная  презентация знакомит с поэтическтм творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова в истории России. Учит видеть связи истории и литературы....

Внешняя политика СССР и начало "холоднй войны"

Презентация составлена к уроку 11класса (учебник Н.В. Загладина. История Отечества)...

Внешняя политика Российского государства в I трети XVI века. На юго-восточных границах

Небольшая рабочая презентация (13 слайдов) дает краткую информацию и иллюстрирует материал параграфа 5, п. 3 нового учебника по истории России, 7 класс, Арсентьева, Данилова и др....

"Внешняя политика СССР и начало "холодной войны"

Урок по истории на тему «Внешняя политика СССР и начало ”холодной войны”.Дается представление о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно...