материал для 9 класса в помощь учителю
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Линкер Татьяна Яковлевна

разработка и планирование материала для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon istoriya_9_kl.zip208.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      

       Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008 стр. 80) и авторских программ -  Загладин Н.В. «Новейшая история  стран Европы и Америки ХХ век» и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» (Сборник  «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008)    с учетом  особенностей класса, требований к уровню подготовки учащихся. Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

Программа состоит из двух курсов:

  1. История России XX в. – 44 часа
  2. Новейшая и современная история зарубежных стран. – 24 часа

Главные цели программы:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм  и ценностей для жизни в поликультурным, полиэтничном  и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

  Используемый учебно-методический комплект для учащихся:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX век» М. Просвещение 2009г.

Н.В. Загладин «Новейшая история стран  Европы и Америки XX век» М. Русское слово 2010 г.

Используемый учебно-методический комплект для учителя:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX век» М. Просвещение 2009г.

 Н.В. Загладин «Новейшая история стран  Европы и Америки XX век» М. Русское слово 2010 г.

Е.В. Колганова «Поурочные разработки по истории России XX век» М. Вако 2009

В связи с особенностями годового календарного графика и расписанием уроков на 2012-2013 учебный год (часы выпали на 08.03; 02.05; 09.05) будет произведено уплотнение программного материала в размере 3-х часов.

Основное содержание программы:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА- 44 ЧАСА

       Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX  - XX вв. Политика модернизации «сверху». – 8 ч

Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

    Обострение социальных и политических противоречий форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. « полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.      Русско – японская  война 1904 – 1905 гг., ее влияние на российское общество.

      Революция 1905 – 1907 гг.: причины и характер. « Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

      Политическая программа А.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910 – х гг.

      Россия в системе военно-политических союзов начала XX в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги  военных действий на восточном фронте в 1914 – 1917 гг. Нарастание социально – экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Российская культура на рубеже XIX  - XX вв. – 1 ч

   Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученых. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

    Серебряный век русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX  - XX вв.

Россия в годы революции и Гражданской войны- 6 ч

    Назревание революционного кризиса и Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

     Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

    Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск.  Отделение церкви  от государства. Восстановление    патриаршества.

    Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально – экономическая политика советского государства.

      Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы. Политика « военного коммунизма». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. « Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.

СССР в 1920 – е гг.- 4 ч

  Социально – экономический и политический кризис 1920 – 1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г.X съезд РКП (б). Переход к политике нэпа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально – государственного строительства. Образование СССР. Конституция ССР 1924 г. Итоги и противоречия нэпа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание нэпа.

     Внешняя политика Советского государства в 1920 – е гг. Конференция  в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР Революционных и национально – освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

     Многообразие культурной жизни в 1920 – х гг.

СССР в 1930 – е гг. – 5 ч

      Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги  экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 – х – началу 1940 – х гг. Конституция 1936 г.

         СССР в системе международных отношений в 1930 – х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско – германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939 – 1941 гг. Расширение территории СССР.

        Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско – ленинской идеологии в обществе.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. – 5 ч

     СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

     Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана « молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие  СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

      Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

      СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд – Лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945 – 1953 гг.- 1 ч

      Послевоенное восстановление  хозяйства. Образование « социалистического  лагеря». Создание СЭВ. «Холодная война». Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода « холодной войны».

       Духовная атмосфера  в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40 – х – начала 50 – х гг. Новая волна массовых репрессий.

СССР в 1953 – 1964 гг. – 3 ч

     Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки  реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930 – 1950 – х гг. « Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение « культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно – технического развития. Реорганизация  системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

       Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г.и его международные последствия.

         Достижения советского образования, развитие  науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода « оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

СССР в 1960 – х – начале 1980 – х гг.-  4 ч

    Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960 – х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. « Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно – технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. « Теневая экономика и коррупция. Обострение демографической ситуации.

      Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция « развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные построения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

     Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

    Развитие советского образования, науки и техник, культуры и спорта.

Советское общество в 1985 – 1991 гг.- 3 ч

     Переход к политике перестройки М.С. Горбачев. Курс на « ускорение». Поиск  путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной компании, жилищной и продовольственной программ.

     Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение должности Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно – политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

      «Новое политическое мышление»  и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Российская Федерация  на рубеже XX – XXI вв.- 4 ч

     Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992 – 1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

     События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие конституции Российской Федерации. Изменение в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

    В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

  Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики российской Федерации на рубеже XX-XXI веков. Россия в СНГ.  Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

   Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН – 24 ЧАСА.

Мир к началу XX века- 2ч.

    Страны Европы и США в 1900-1914 гг. первая мировая война. Начало борьбы за передел мира (причины войны, участники, театры военных действий).

Мир в 1918-1939 гг.- 12ч

От войны к миру. Крушение империй и образование государств в Европе. Версальский мир.

Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революций в России. Революция 1918-1919 гг в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий интернационал.

    «Стабилизация» 1920-х гг в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг.

   Страны Азии после первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

    Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паньевропейское движение. А Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

Вторая мировая война – 2 ч

Причины, участники, основные этапы второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северно        й Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль.  Ленд-лиз. «новый порядок на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение сопротивления.

   Коренной перелом во второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потстдамская система. Создание ООН.

Мировое развитие во второй половине XX века – 3 ч.

  «Холодная война».  «Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

    «План Маршала» и послевоенное восстановление экономики в западное Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

   Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменения конституционного строя во Франции, германии, К. Аденауэр, Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960 – начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р.Рейган. М. Тетчер. Становление информационного общества.

      Коммунистические режимы в странах центральной и восточной Европы: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в восточной Европе конца 1980- начала 1990-х гг. распад Югославии.

    Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX века. Революция на Кубе. Ф Кастро. Э. Че Гевара чилийская модель развития.    

   Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX века. Мао Цзэдун. Дэн Сяопин.

Мир на рубеже XX - XXI вв – 4 ч

   Завершение «Холодной войны» и эпохи «2-х полюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский союз.

    Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

Культурное наследие XX века – 1 ч

Развитие естественно-научных и гуманитарных знаний XX века. А. Энштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

    Основные течения в художественной культуре XX века. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Общеучебные умения и навыки.

  1. Учебно-организационные:

-  владеть различными способами самоконтроля;

- определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины;

- определять содержание своей учебной деятельности;

- корректировать объем собственной учебной деятельности;

- соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразования;

2.  Учебно-информационные:

             -составлять конспект текста, выступления;

             - составлять рецензию на ответ;

             - выполнять реферативные работы;

             -  выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;

             -  использовать исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

  1. Учебно-логические:

-  определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;

- выполнять сравнение по аналогии;

- осуществлять опровержение аргументов;

- решать проблемные учебные задачи;

- комбинировать известные средства для решения новых задач;

- проводить работу исследовательского характера;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- осуществлять мысленный эксперимент.

  1. Учебно-коммуникативные:

- выступать перед аудиторией;

- вести полемику, участвовать в дискуссии;

- быть корректным к мнению других;

- находить приемное решение при наличии разных точек зрения;

- уметь донести свое мнение до других.

   

В результате изучения истории ученик должен:

Знать/понимать

  1. Называть:
  1. Даты российских революций XX века, создания государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской войны, первой мировой и Гражданских войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг, советско-финляндской и Великой Отечественной войн, XX съезда КПСС, реформ 60-х гг, афганской войны, преобразований второй половины 80-х начала 90-х гг, распада СССР, образования РФ;
  2. Основные периоды отечественной истории XX веа и этапы наиболее масштабных событий.

    1.2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

   2.1. Называть: а) место, обстоятельство, участников событий указанных в п.1.1.1 б) основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей.

   3.1 Показывать на исторической карте: а) территорию России, СССР и ее изменение на протяжении XX века; б) промышленные центры; в) места военных сражений.

  3.2 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

  3.3. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

  4.1. Рассказывать (устно или письменно) о наиболее значительных событиях отечественной истории XX века.

    4.2. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории XX века.

    4.3. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, «военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность.

    4.4. Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начала XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

4.5. Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

4.6. Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

4.7. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач

Организация учебного процесса.

При организации учебного процесса используются следующие формы уроков:

- урок – сообщения нового материала;

- урок- обобщение;

- урок –игра;

- урок- зачет;

- контрольная работа;

- урок с использованием компьютера;

Система оценивания.

При оценке знаний анализируется и глубина и прочность, проверяется умение школьников свободно и сознательно применять изучаемый теоретический материал при оценке современных исторических событий: умение сопоставлять и обобщать факты; раскрывать причинно-следственные связи, цели и результаты деятельности людей. Оцениваются знания по хронологии, владению исторической картой, обращается внимание на логичность ответа, доказательность его и, наконец, учитывается культура речи.

«5» - ставится за полный аргументированный ответ. Речь грамотная, выразительная. Опора на факты.

«4» - в ответе допущены незначительные отступления, нарушения последовательности. Есть речевые недочеты.

«3» - ответ недостаточно полный аргументированный. Есть логические ошибки. Словарь беден.

«2» - ответ не соответствует теме, не раскрыто содержание. Речь крайне бедна.

 

График промежуточной аттестации.

Название темы

I

II

III

IV

Россия в годы революции и Гражданской войны

 

СССР в 1930 – е гг.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. –  

 СССР в 1960 – х – начале 1980 – х гг

 Российская Федерация  на рубеже XX – XXI вв.

Мир в 1918-1939 гг

Мировое развитие во второй половине XX века

Мир на рубеже XX - XXI вв

 

Список литературы для учителя и учащегося.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX век» М. Просвещение 2009г.

Н.В. Загладин «Новейшая история зарубежных стран» М. Русское слово 2009 г.

Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина «Новейшая история зарубежных стран XX век» М. Русское слово 2001г.

- ж. Для школьников;

- Литература «1 сентября»

Используемый учебно-методический комплект для учителя:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX век» М. Просвещение 2009г.

 Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина «Новейшая история зарубежных стран XX век» М. Русское слово 2001г.

Т.В. Коваль «Поурочные разработки по истории России XX век» М. Владос- Пресс2009

ж. Вестник образования;

- ж. Справочник классного руководителя;

- ж. Практические советы учителю;

- ж. Последний звонок;

- ж. Педсовет;

- Правила жизни;

- Нормативные документы образовательного учреждения;

- Справочник кадровика;

- Торги и конкурсы;

- Комплект эксперт;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "В помощь учителю" по творчеству М. Цветаевой

Цветаева есть тайна. И эту тайну надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, потому, что Цветаева, как огромный океан, и каждый раз, погружаясь в него, твое с...

ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ. МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

представленное задание может быть использовано как домашнее задание, как задание для мативированных учащихся во время урока, на дополнительных занятиях...

Материал в помощь учителю и родителям

Краткие рекомендации по работе с тревожными детьми...

Изучение темы "ССП" в 9 классе. В помощь учителю русского языка"

На уроке отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и прост...

Изучение темы "Синонимы" в 5 классе (в помощь учителю русского языка).

1)       Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд2)       Научить разграничивать синонимы  по экспрессивной о...

Викторина по географии 7-8 класс (в помощь учителю).

Задания могут быть использованы при проведении Недели естественных наук....