Главные вкладки

    Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Цели:

    Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.

    Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_6_klass_samaya_dolgaya_voyna_v_istorii.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по истории средних веков

    6 класс

     "Самая долгая война в истории"

    Цели:

    Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.

    Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа.

    Сформировать у учащихся яркий образ французской героини Жанны Д’Арк.

    Оборудование и принадлежности:  карта, рисунки учебника.

    Рассказ учителя сопровождается синхронным показом по карте м картинок по учебнику.

    План урока

    Путь к войне.

    Успехи англичан.

    Франция на краю гибели.

    Орлеанская дева.

    Завершение и итоги войны.

    ХОД УРОКА

    Показ по карте территорий, которыми владела Англия во Франции.

    1. Путь к войне.

    1328 год – во Франции прекратилась династия Капетингов (в 1314 году умер Филипп IV, в течение 15 лет умерли его сыновья, не оставив наследников). На престол вступает представитель младшей ветви Капетингов – Филипп Валуа. Однако английский король – Эдуард III, состоявший в близком родстве с королями вымершей  династии, предъявлял свои претензии на французский престол.

    Юго-западные земли Франции – Аквитания, которыми с XII века владела Англия, французские короли стремились отвоевать у Англии, так как без присоединения этих земель невозможно было завершить объединение страны. Отстаивая свои интересы и права на эту область, английский король хотел сохранить эти земли и восстановить Анжуйскую империю ее расцвета.

    Интересы Англии и Франции столкнулись и во Фландрии. Эта область с развитым ремеслом и торговлей была источником богатства Англии. Кроме того, горожане Фландрии считали союз с английским королем способом своей независимости.

    Острые противоречия, нежелание идти на уступки друг другу привели монархов Англии и Франции к войне. 1337–1453 года – Столетняя война.

    Итак, причинами войны стали:

    Династические притязания английских королей.

    Завершению объединения Франции препятствовали английские владения на юго-западе – Аквитания.

    Экономическое и политическое соперничество Англии и Франции столкнулись и во Фландрии.

    В этой войне были заинтересованы феодалы обоих государств, надеявшиеся завоевать славу и богатую добычу.

    2. Успехи англичан I этап: 1337–1360 – поражение Франции, потеря территорий.

    Английская армия (Эдуард III) – единое командование короля, наемное войско, отряды рыцарей подчинялись королю, а не отдельным рыцарям.

    Французская армия (Филипп VI) – состояло из разрозненных рыцарских отрядов, возглавляемых своими сеньорами, не было дисциплины.

    1346 г. – битва при Креси (рисунок учебника с. 244). Численность армий приблизительно одинаковая. Английская армия была развернута на холме и держала оборону. Не признававшие дисциплины французские рыцари, не дождавшись построения всей армии, начали разрозненные атаки. Французская армия была разгромлена с большими потерями.

    После нескольких лет затишья Англия возобновила наступление на Аквитанию.

    1356 г. – битва при Пуатье. Обладая почти двойным превосходством в силах, французский король был уверен в победе. Он отказался пропустить на юг английское войско, готовое отступить. Кроме того, англичанам дали возможность укрепиться на возвышенности. Атаки французов были отбиты. Английская армия во главе сыном Эдуарда III – Эдуардом “Черный принц” стала наступать. Французы обратились в бегство. Французское войско во главе с королем Иоанном II попало в плен.

    Однако растущее сопротивление французов заставило англичан согласиться на мирные переговоры. В Бретиньи, в 1360 году – подписан мирный договор.

    Но на этом война еще не закончилась.

    3. Франция на краю гибели.

    II этап: 1369–1396 – успехи французов, возврат почти всех своих владений.

    Сменивший Иоанна II – его сын Карл V, оказался незаурядным правителем. Он провел военную реформу (создание наемных отрядов; флота и артиллерии).

    По всей стране развернулась партизанская борьба французского народа.

    В 1369 году французская армия под руководством талантливого полководца Бертрана Дюгеклена перешла в наступление и стала успешно действовать против англичан. Дюгеклен избегал крупных сражений, а нападал на отдельные части английской армии. Постепенно французская армия освобождала город за городом Аквитании. Этому помогала и народная борьба. К 1380 году контролируемая англичанами территория Аквитании стала значительно меньше.

    В начале XV века английский король воспользовался начавшейся во Франции ожесточенной борьбой за власть феодальных группировок герцогов Бургундского и Орлеанского – высадил 30 тысячное войско в устье реки Сены. Англичане двинулись в глубь Нормандии, грабя и опустошая города и деревни.

    III этап: 1415–1428 – установление Англией контроля над значительной частью территории Франции.

    1415 г. Битва при Азенкуре – разгром французского войска.

    В городе Труа был заключен мирный договор, по которому Карл (старший сын короля Карла VI) лишился прав на французский престол. Королем Франции был объявлен малолетний английский король. На сторону английского короля перешла часть французской знати.

    С помощью феодалов-предателей английские войска в 1418 году вступили в Париж. Франция на грани потери независимости.

    3. Орлеанская дева.

    Большая часть Франции занята англичанами, в армии Франции растерянность и замешательство.

    1428 год – англичане осадили важнейшую крепость на Луаре – Орлеан.

    В это время в войсках появляется крестьянская девушка – Жанна Д’Арк, не знающая военного дела, и французское войско начинает одерживать победы.

    IV этап: 1429–1453 – перелом в ходе войны – Жанна Д’Арк. Изгнание англичан с территории Франции.

    Проблемный вопрос: чем объясняются причины успехов Жанны Д’Арк в борьбе с англичанами?

    5. Завершение и итоги войны

    1453 год – заключен мирный договор.

    Итоги войны:

    Поражение Англии избавило ее от давней мечты – восстановить Анжуйскую империю Плантагенетов.

    Англичане изгнаны со всей территории Франции. У Англии остался лишь порт Кале.

    Война привела  к усилению королевской власти во Франции.

    Пользуясь поддержкой населения, король укреплял постоянную армию, а для ее содержания увеличивал налоги. Роль рыцарского ополчения постепенно уменьшалась.

    Закрепление:

    Каковы причины Столетней войны?

    Какое событие стало переломным в войне?

    Чем объясняются причины успехов Жанны Д’Арк в борьбе с англичанами?

    6. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

    Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

    Материал для повторения к итоговому уроку по истории средних веков

    Материал для повторения очень большой, содержит разнообразные варианты заданий, в том числе и тесты. Обычно я даю его полностью каждому уч-ся и оставляю на дом доделать. Это позволяет не только провер...

    Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"

    Данная разработка  включает в себя  видеофрагмент, после его просмотра , учитель  совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...

    Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Столетняя война"

    Презентация содержит иллюстрации, карты, задания для учащихся, тест для самопроверки по изучаемой теме....

    Урок по истории Средних веков "Урок - игра "Час Средневековья"

    Материал урока может быть использован для проведения обобщающего урока по истории Средних веков....

    Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории

    Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого               Возро...