Россия в 1917 – 1921 годах: революционные потрясения и Гражданская война (11 класс)
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Соловьева София Евгеньевна

Матерал включает в себя подробный конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_1917-1921_gg_-_1.docx30.59 КБ
Office presentation icon rossiya_v_1917-21_godakh.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Россия в 1917 – 1921 годах: революционные потрясения и Гражданская война (11 класс)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Используемая технология: игровая (урок –«круглый стол» - ролевая игра с элементами драматизации; групповая форма работы)

Цели

Образовательные

  • Закрепление и  обобщение знаний об особенностях изученной эпохи
  • Расширение знаний об исторических деятелях эпохи

Развивающие

  • развитие мышления, закрепление таких УУД, как анализ, синтез, сравнение, способность к суждениям и умозаключениям
  • развитие способности к самоподготовке и самоконтролю
  • развитие умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения
  • развитие воображения, творческих способностей

Воспитательные

  • формирование активной нравственной и гражданской позиции учащихся через осмысление одного из самых трагических этапов отечественной истории
  •  воспитание качеств, необходимых для работы в команде, группе, таких как толерантность, взаимоуважение, взаимоподдержка
  • воспитание интереса к истории

Оборудование:

  • классная доска
  • репродукции плакатов времен Гражданской войны
  • распечатки со статистическим материалом
  • мультимедийный комплекс
  • электронная презентация по теме урока

Предварительная подготовка к уроку

Приблизительно за 10 дней до урока группа детей получает индивидуальные задания к нему. Два человека – «ассистенты  -   эксперты», они должны  углубленно изучить  вопросы, которые будут обсуждаться на уроке. Два человека - «действующие лица», им предстоит выступить от лица исторических деятелей эпохи. Они, используя различные источники, знакомятся с биографией, личностными особенностями, политическими убеждениями своих героев и  составляют текст, выступления, а также продумывают вопросы, которые им могут быть заданы на уроке и ответ на них.  

Два - три человека помогают ведущему (учителю) организовать работу «круглого  стола»; остальные – рядовые участники игры. К обобщающему уроку они получают письменное задание: записать, каковы были последствия революционных потрясений и Гражданской войны для Росси.

Ход урока

I этап – вводный.

Вводное слово учителя. Учитель произносит следующий текст: «Вот и перевернута еще одна страница истории нашего Отечества, страница, которая оказалась для нашего Отечества судьбоносной. Всего за пять лет были потрясены многовековые устои России, и новая  советская система, сложившаяся в эти годы, просуществовала в нашей стране почти до конца XX века. Тема социальных потрясений на постсоветском пространстве, к сожалению,  не утеряла своей актуальности и сегодня – все вы, конечно,  следите за событиями на Украине, где вновь бушует пламя Гражданской войны. Как всякая переломная страница истории эпоха революционных потрясений сложна, многообразна и не поддается однозначной оценке. Сегодня я предложу вам вынести свой вердикт этой эпохе. Наша работа пройдет в формате «круглого стола»,  эта форма работы предполагает обмен мнениями по каким-либо дискуссионным вопросам. Вопросы для обсуждения я обозначу позже». Учитель представляет детей, которые выполняют определенные роли на уроке (ассистенты - эксперты; свидетели эпохи; технический специалист), а также   выражает уверенность,  что общение с этими участниками «круглого стола» будет интересным.

Далее объявляются критерии выставление оценок. Каждый учащийся, принимавший активное участие в работе «круглого стола», будет оценен. Итоговая оценка определяется как среднее арифметическое из самооценки ребенка, оценки экспертов и оценки учителя.

II этап – погружение в эпоху.  Формулировка дискуссионного  вопроса.

Для того, чтобы «погрузиться в эпоху»,  учитель предлагает выполнить игровое упражнение «Ассоциации». Дети должны отобразить свои ощущения эпохи при помощи 1 – 3 слов или словосочетаний. Обобщая ответы детей, учитель приводит свою ассоциативную цепочку (в данном случае -  «эйфория – разочарование - недоумение – трагедия»).  Обобщение учителя сопровождается показом слайдов. После чтения фрагмента из стихотворения М.Волошина преподаватель просит учеников прокомментировать эпитет «праведная» по отношению к Руси. Ожидаемые ответы: «праведная Русь» - это справедливое государство, государство всеобщего мира и благоденствия. Учитель формулирует  дискуссионный вопрос: сбылись ли надежды Волошина, смогла ли в огне революций и Гражданской войны родиться «праведная Русь», то есть, в переводе на язык науки речь идет о последствиях свершившихся событий, об оценке государства, созданного  победившими  большевиками  на руинах разрушенной ими России. Было ли оно действительно «праведным».

III этап.  Представление   участникам  «круглого стола» различных  позиций по дискуссионным вопросам

Вводные слова учителя: «Ответ не так прост, как кажется. Вам известна точка зрения современных российских историков о последствиях той трагической эпохи, изложенная в учебных пособиях, которыми вы пользовались, но для современников все не было так однозначно (пример – надежды Волошина на «очищение» людей в огне революций и Гражданской войны)». Далее следует возврат к картине  Б. Кустодиева «Большевик».

Примечания. 1) При показе картины Б. Кустодиева «Большевик» учитель сообщает о времени ее создания (1919 – 1920 годы) и обращает внимание на неоднозначность образа большевика: он велик, могуч, ассоциируется с русским народом и в то же время его сила безжалостна и разрушительна.

2 )При  знакомства детей с фрагментом из стихотворения М. Волошина (1877-1932) следует дать краткую историческую справку о нем (известный в начале XX века поэт и художник ; «коктебельский затворник», далек от политики; в годы Гражданской войны помогал и красным, и белым (прятал их в  своем доме в Коктебеле от гибели); после окончания Гражданской войны был лоялен к советской власти. Должна прозвучать мысль о том, как трудно было современникам (даже людям образованным,  элите нации) оценить события  в ту сложную эпоху.

Далее следуют слова учителя: «А как же оценивали эти события те, кто был в их эпицентре, кто « делал историю»?».

Представляются дети, которые выступают от лица Л. Д. Троцкого и А.И. Деникина. Учитель также предупреждает участников, что эти выступления – авторский текст и не могут претендовать на документальность, но они основаны на серьезном изучении авторов личностей своих  героев. Слайд с портретами Троцкого и Деникина .

Выступление Троцкого. Примерное содержание: 1917-1921 годы – величайшая эпоха в истории России. Да, было очень трудно, да, для того, чтобы победить в Гражданской войне мы ограбили Россию, но посмотрите на масштаб перемен: в России впервые в мире стали воплощаться в жизнь великие социалистические идеи. Мы свергли власть царя, помещиков и буржуев, мы экспроприировали у них частную собственность и отдали землю крестьянам, а заводы и фабрики - рабочим. Мы прекратили проклятую империалистическую войну и принесли мир народам. Партия большевиков, взяв власть из немощных рук Временного правительства, установила полное равенство всех национальностей, покончила с такими позорными явлениями прошлого, как насильственная русификация и антисемитизм. Изменники-белогвардейцы ради реставрации старых порядков пошли на сговор с Антантой, но нам в кратчайшие сроки удалось создать сильную, дисциплинированную Красную армию, которая покончила  с белогвардейской нечистью  и с интервентами и отстояла целостность и независимость новой, советской России. Именно в эти первые годы советской власти был заложен фундамент, который позволил  в будущем провести успешную модернизацию и превратить некогда отсталую аграрную Россию в мощнейшую индустриальную державу мира.  

Выступление Деникина.

1917 – 1921 годы – страшное время в истории России, время новой Смуты, только закончилась она в отличие от первой Смуты (начала XVII века) не избранием новой династии и успокоением общества, а установлением диктатуры большевиков и фактической гибелью моей отчизны. Самое страшное, конечно, в том, что братоубийственная война унесла миллионы человеческих жизней, но  нельзя забывать и о нравственных потерях: большевики цинично и безжалостно разрушали моральные законы, по которым в течение столетий жила Россия. В  деревне – доносительство и вражда;  гонения на православную церковь и гибель священнослужителей; моря крови, страх и бесчеловечная жестокость. Да и мы, белое воинство, под давлением обстоятельств ожесточились. Не могу без стыда вспоминать о случаях воровства и мародерства в Добровольческой армии, о карательных отрядах, о расстрельных приговорах, которые я, человек верующий и по природе гуманный, подписывал почти без колебаний . А сколько достойных людей вынуждено было навсегда покинуть Отечество! И какая трагедия это была для каждого из нас! Нет, это были черные для России годы, и избави Бог от повторения подобного когда - либо!

Обобщая этот этап урока,  учитель формулирует алгоритм последующей работы: на основе мнений современников событий, современных историков, статистического материала, который раздадут ассистенты, и собственных знаний ответить на проблемный вопрос. Ответ оформить в виде таблицы.

Содержание статистического материала

  • в 1917 – 22 годах Россия потеряла около 15 млн человек, из них потери Красной армии составили приблизительно 1 млн человек, столько же составили боевые потери ее противников, остальные 13 млн – это мирные жители, которые погибли от массового красного и белого террора, голода и болезней
  • еще 2,5 млн россиян эмигрировали, преимущественно это были представители дворянства, ученые, техническая и  творческая интеллигенция
  • согласно Конституции СССР 1924 года 4 % населения (7 млн человек) были «лишенцами», то есть были лишены гражданских и политических прав «за происхождение» - бывшие дворяне, предприниматели, дореволюционная интеллигенция, зажиточные крестьяне
  • за пять революционных лет экономическое производство сократилось в 7 раз
  • следствием революционных потрясений и Гражданской войны стало появление огромного числа беспризорников – в 1922 году их число составило около 5, 5 млн человек
  • в кратчайшие сроки были сознательно уничтожены целые пласты дореволюционной культуры – дворянской, крестьянской, религиозной
  • к концу 1930-х годов СССР по абсолютным объемам промышленного производства вышел на второе место в мире после США

IV этап. Обсуждение проблемного вопроса индивидуально и в группах, представление результатов, общая дискуссия

Каждый участник работает индивидуально (2-5 минут), после этого соседи объединяются в группы (по 4 – 5 человек), обмениваются мыслями, согласовывают свои позиции (не более 5-ти минут).  Перед началом выступления детей учитель напоминает алгоритм доказательства : суждение         аргумент (-ы). Первая группа озвучивает согласованные позиции. Далее слово предоставляется следующей группе, она выражает свое согласие либо несогласие с позициями предыдущей группы и делает добавления (новые аргументы в защиту той или иной точки зрения).  Ассистенты – эксперты заполняют таблицу на доске. После окончания заполнения таблицы отдельные участники, не согласные с каким-либо выводом, имеют право  высказать свою аргументированную точку зрения. В заключение этого этапа эксперты на основании заполненной таблицы делают общий вывод относительно оценки участниками  «круглого стола» изученной эпохи.

V этап.  Учитель предлагает для обсуждения еще одну тему «Память о действующих лицах эпохи в монументальной скульптуре».

Содержание выступления учителя: в годы советской власти было установлено много памятников красным командирам, участникам Гражданской войны, но поистине огромным было количество памятников В.И. Ленину, это связано с культом лидера большевиков, искусственно созданным после его смерти, например в Ленинграде к 1989 году(перед возвращением нашему городу его исторического имени) их насчитывалось 95. В постсоветские годы 41 памятник был демонтирован, но и сейчас в Петербурге сохраняется 54 памятника создателю советского г8осударства. Учитель предлагает одиннадцатиклассникам обсудить судьбу памятников Ленину в соответствии с вопросами (вариантами решения проблемы), записанными на слайде презентации.

Примечание. Возможен вариант, при котором  на обсуждение этой проблемы в полном объеме может не хватить времени на уроке, тогда вопрос остается учащимся в качестве домашнего задания.

VI этап. Релаксация. Учитель говорит о том, что работа над темой подходит к концу и на следующем уроке каждый ученик действительно перевернет страницу тетради и учебника и окунется в иные исторические события. Но пока что эта страница не перевернута. Ребята получают задание сделать запись в своей тетради как эмоциональный отклик или завершающее суждение о событиях  1917 – 1921 годов. Объем – одно небольшое предложение (4 – 8 слов). Выступление детей по кругу (слово дается всем).

Обсуждение урока, выявление его самых интересных моментов.

Оценка работы учащихся.

Приложение

 Последствия революционных потрясений и Гражданской войны

  1. Огромные жертвы – более 10 млн человек
  2. Разруха в экономике (за пять лет промышленное производство сократилось в 7 раз)
  3. Резкое падение уровня жизни людей
  4. Рост социальной напряженности
  5. Падение интеллектуального потенциала (уничтожение и эмиграция интеллектуальной элиты общества)
  6. Рост социальной напряженности (сознательное разжигание классовой вражды, бесправное положение бывшего дворянства, буржуазии, духовенства)
  7. Падение нравственности в обществе – убийство, предательство, жестокость  стали нормой жизни
  8. Унификация идеологии, внедрение единомыслия  – духовный  вакуум.
  9. Массовая беспризорность
  10. Изоляция от стран Запада

Что можно отнести к положительным (отчасти) последствиям

  1. Командно-административная система и жесткая централизация власти способствовали быстрым темпам восстановления экономики и ее быстрому (в дальнейшем) росту
  2. Внедрение коммунистической идеологии было одной из причин массового трудового героизма в 30-ые гг
  3. Развитие тяжелой промышленности привело  к росту обороноспособности страны
  4. Массовая пропаганда и изолированность от внешнего мира способствовали развитию в сознании людей социального оптимизма
  5. Многие искренне верили в идеал всеобщего равенства, надеялись на будущее благополучие, был высок дух патриотизма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Февральская революция - эйфория

Слайд 3

Деятельность Временного правительства - недовольство

Слайд 4

Приход к власти большевиков – недоумение, страх

Слайд 5

Гражданская война - трагедия Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. М. Волошин. Заклинание. 1920 г

Слайд 6

Смогли ли большевики на руинах разрушенной ими России построить «праведную Русь» ? !

Слайд 7

Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879 – 1940 )

Слайд 8

Деникин Антон Иванович (1872 – 1946)

Слайд 9

Из преступлений, исступлений возникла праведная Русь (?) «Да» «Нет»

Слайд 10

Памятники Ленину в Ленинграде / Санкт Петербурге В Ленинграде (данные на 1989 год) было 95 памятников Ленину В 1989 – 2013 годах 41 памятник был демонтирован,54 памятника сохранилось Памятник перед Финляндским вокзалом Памятник на Московской площади Памятник перед Смольным

Слайд 11

Судьба памятников В.И. Ленину в Петербурге Выберите один из предложенных вариантов ответа, аргументируйте свою позицию: надо оставить все имеющиеся памятники в неприкосновенности памятники надо демонтировать (частично, полностью) количество памятников Ленину в нашем городе надо увеличить наряду с Лениным надо увековечить в скульптуре память о других действующих лицах эпохи (предложить кандидатуры) ваш вариант ответа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс

Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс...

Контрольная работа по истории России.Тема Гражданская войнаю 11 класс

Контрольная работа по истории России.Тема Гражданская войнаю 11 класс. В работе представлены тестовае задания....

Тест по теме "Октябрьская революция и гражданская война" 9 класс

Тест по теме "Октябрьская революция и гражданская война" 9 класс, для проверки знаний в конце темы...

Рабочий лист урока "На фронтах Гражданской войны", 9 класс

Рабочий лист поможет организовать самостоятельное изучение материала  по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

Презентация к уроку по истории России "Начало Гражданской войны" 9 класс.

Данная презентация предназначена для учащихся 9 классов, изучающих тему "Начало Гражданской войны" по  истории России....

Презентация "Начало гражданской войны" 9 класс

Презентация "Начало гражданской войны" 9 класс...