Технологическая карта урока по теме "Северная война"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Морозова Татьяна Вячеславовна

Технологическая карта урока по теме "Северная война" в 7 классе по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnaya_voyna.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Вязовская основная общеобразовательная школа  Вязниковского района Владимирской области»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: история

Класс: 7  класс

Автор УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение», 2012 год.

Тема урока: « Северная война»

Тип урока:  изучение нового материала

Учитель Морозова Татьяна Вячеславовна

 Цели урока:

 Формирование представлений о причинах Северной войны, значении победы России в Северной войне.

                                                                                               Задачи:

                                                                                         

  1. Объяснять и раскрывать значение исторического события – Северная война.
  2. Объяснять роль исторического события – Северная война для развития России начала 18 века.
  3. Расширять опыт оценочной деятельности,  формулировать собственную гипотезу.
  4. Совершенствовать умения работать с учебной информацией, анализировать факты, обобщать, делать выводы.
  5. Осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений.

                                                                                     

Основные умения:

-работать в группе;

-объяснять изученные положения на конкретных примерах;

-доказывать свою точку зрения;

-осмысливать теоретический материал;

-выполнять познавательные и проблемные задания.

Термины и понятия: конфузия, рекрутский набор

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная,  групповая.

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный.

 Ресурсы для проведения занятия:

Учебник История России (конец 16 – 18 век). А. А. Данилов, Л. Г, Косулина.

М. «Просвещение» 2012г.

Историческая карта «Северная война 1700 – 1721 г.г.»,

Картосхемы.

  Компьютерная презентация.  

У учащихся тетради по истории и рабочие листы с хронологической таблицей Северной войны.

Предварительная работа: подготовка учащимися опережающего домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Орг. момент. Приветствует учащихся,  мотивация  учащихся к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

2-й этап урока «Постановка проблемы, цели, задачи   урока»

Петр Алексеевич Романов возвратился в Москву с твердым

намерением начать преобразования и реформирование

 Российского государства. Так, с 1698 года началась жестокая

 Целеустремленная ломка старой России, ставшей к концу

правления Петра Великого мощной в военном и экономическом

отношении  европейской державой. С чего же решил начать

свои преобразования будущий император?

Обеспечивает процессы адекватного самоопределения обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации:

1.Используя историческую карту и  презентацию узнать основные  события, связанные с периодом Северной войны, установить логические связи между этими событиями

2.Просит выдвинуть предположения о теме и задачах урока, выявить его проблематику, прочитав эпиграф к уроку, определить  о чём сегодня будет урок? «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать на море. Сюда, по  новым  по волнам все флаги в гости будут к нам»

3.Проводит беседу по этим вопросам.

4.Подводит ее итоги, окончательно формулируя цель, задачи, проблему урока.

5. Участвует в формировании групп.

Выдвигают предположения о теме, задачах и проблеме урока. Участвуют в беседе

Выделять существенную информацию из иллюстративных источников.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме при выполнении поставленных задач

Излагать свое мнение, аргументируя его.

Понимать позицию другого ученика.

Корректировать

 свое мнение

Контролируют аргументированность

ответов обучающихся

Выдвигать версии. Определять цель, проблему в учебной деятельности

3-й этап урока - изучение нового материала

 

Организует работу в группах. Каждой группе, в качестве  опережающего домашнего задании, предлагалось прочитать дополнительный материал по теме.

Закрепление нового материала.

 Обобщая сказанное школьниками, учитель отмечает следующее:

  1. приобретение Россией выхода в Балтийское море, ее превращение в сильную морскую державу;
  2. возвращение старинных русских земель по Неве и побережью Финского залива около Петербурга;
  1. присоединение к России Латвии и Эстонии;
  1. объявление России империей и укрепление   ее   международного и внутреннего положения;
  2. решающая роль народных масс в   завоевании   исторической победы России в Прибалтике. Петр I — выдающийся русский полководец.

Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.        

          Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

                 Чему Вы научились лучше всего?

Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

С какими трудностями столкнулись и как их преодолевали?

Каковы замечания и предложения на будущее?

Как выполняли задания, какими способами?

Какие будут дальнейшие действия и почему?

А. Работа по группам (по опережающему домашнему заданию).

Группа1 «Какой мечтал видеть Россию молодой царь ПётрI?» отвечать нужно прилагательными

Группа2  Напишите письмо друг другу, что вам известно о Северной войне?»

Группа3. Составьте хронологическую таблицу «Северная война».

Группа4. Проанализируйте  «Приказ Петра Первого перед Полтавской битвой» с точки зрения важности победы в этой битве. Найдите в тексте документа  слова, которые утвердили воинов в победе.

Выводы работы групп заслушиваются, оформляют записи в тетради  в виде таблицы (на основании совместного с учителем анализа обозначенных фрагментов из текста)

Северная война имеет огромное значение для России. Предположите, каково значение этого события. Свои

предположения запишите в тетради (работа в группах, затем учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника).

Определять цель, проблему в деятельности.

Самостоятельно вычитывать  информацию.

Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения  - на простом и сложном уровне.

Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять существенную информацию.

Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы.

Работают в группах.

Составляют тексты индивидуальных выступлений в ходе группового обсуждения. Обмениваются информацией. Участвуют в мини-дискуссиях. Вырабатывают консолидированное мнение. Согласовывают свои позиции. Делают вывод, который будет предложен от группы.

Работа в группах и

взаимодействие  с учителем.  

Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме при выполнении поставленных задач.

Аргументировано излагать свое мнение в монологе и диалоге, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Понимать позицию другого, различая в его речи мнения, доказательства, факты, гипотезы.

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми. Коммуникативная –   монологическая речь  учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Оценивать результат работы учащихся и своей работы.

Излагать свое мнение, аргументируя его.

Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Вычленяют проблему в данном им задании.  Указывают фрагменты текста, свидетельствующие о чувствах героев. Пытаются сформулировать авторскую оценку событий. Составляют алгоритм своего исследования.

Продумывают форму презентации.

Контролируют аргументированность

ответов обучающихся.

аргументируют

ответы обучающихся.

Определять цель, проблему в  учебной деятельности

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Планировать деятельность.

Работать по плану, сверяясь с целью, самостоятельно исправлять ошибки.

Оценивать степень достижения цели.

Обобщают и систематизируют материал.

Оценивать степень достижения цели.

Домашнее задание п.14

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Предлагает учащимся  написать небольшое эссе на тему: «Каково значение для России выход к Балтийскому морю?» или «Роль Петра Великого в истории России»

Задают  вопросы о сроках выполнения домашнего задания.

Основные итоги Северной войны.

1.Россия получила территории Прибалтики: (Лифляндия,  Эстляндия,  Ингерманландия), часть Карелии и выход в Балтийское море.

2.Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию.

                                                                          Основные даты и события:

1700-1721г.г.- Северная война

1700г.- поражение русских под Нарвой.

1703г.- основание Санкт-Петербурга.

28 сентября 1708г.- сражение у деревни Лесной.

27 июня1709г.   – Полтавская битва.

1711г.- Прутский поход.

27 июля 1714г.- разгром шведов у мыса Гангут.

27 июля 1720г. – победа над шведским флотом у острова  Гренгам.

1721г.-  заключение Ништадского  мира.

                                             

                                     

Даты

События, сражения

Итоги, историческое значение