Урок истории. "Золотые" ворота в Древнюю Русь.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Дыльдина Галина Фёдоровна

В течение урока раскрываются отличительные черты культуры и искусства Киевской Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotye_vorota_v_drevnyuyu_rus.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида г. Меленки»

Урок истории Отечества в 7 классе на тему:

«Золотые» ворота в Древнюю Русь»

Методическая разработка

учителя истории:

Дыльдиной Галины Фёдоровны

Цель урока: раскрыть отличительные черты культуры Древней Руси.

Задачи:

Образовательные: дать определение культуры, подчеркнуть, что к XII  

                                 в. сложились исторические условия для развития

                                 культуры; познакомить учащихся с памятниками

                                 культуры Древней Руси.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных

                                                     способностей на основе анализа, сравнения

                                                     культурно-исторических памятников.

Воспитательные: пробудить у учащихся понимание красоты произведений

                                 культуры русских земель, чувство уважения к их творцам.

Основные термины и понятия: культура, алтарь, кириллица.

Оборудование: иллюстрации: Софийский собор в Киеве, в Новгороде,

                            икона «Владимирская Божья Матерь», макет «Золотые

                            ворота Владимира», карточки для работы в парах, старинная

                            книга, презентация «Искусство Древней Руси», тест, гусиные

                            перья и чернила, учебник, тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в Древнюю Русь. Пусть это путешествие позволит вам открыть много нового.

Эпиграф на доске:

О! Светлая- светлая, красно-украшенная

Земля русская наша!

Славишься сёлами ты, городами

И златоглавыми блещешь церквами.

О! Светлая-светлая, красно-украшенная

Земля необъятная наша!                        («Повесть временных лет»)

II. Актуализация знаний. Объявление новой темы.

1. Вводное слово учителя.

- Наши далёкие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.

Культура – это достижение деятельности людей в искусстве, литературе и архитектуре.

Мы уже говорили о некоторых памятниках культуры (инд. задание- карточка: дома, книги, ювелирные украшения, предметы быта).

Сегодня в путешествии мы с вами узнаем, какими ещё памятниками культуры славилась Древняя Русь.

2. Начало презентации.

Тема урока «Золотые ворота» в Древнюю Русь».

- Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира. С них и начинается наше путешествие в Древнюю Русь.

- Почему ворота назвали «золотые»? (сделаны из золочёной меди)

- Чем славилась Древняя Русь? Что было центрами культуры в Древней Руси? (города)

- Какие древние города вы знаете? (Новгород, Суздаль, Москва, Владимир, Киев)  

3. Тест.

Соотнесите год основания с названием города.

Новгород                       990г

Москва                           859г

Владимир                      1147г

- Посмотрите на улицы Древнего Новгорода.

Новгород – один из древнейших русских городов. Основан в 859 г. Его ещё называли Господин Великий Новгород. Почему? А чем ещё знаменит Новгород?                (Рассказ ученика)

- А это Москва.

Москва основана Юрием Долгоруким в 1147 г. На Руси были более древние города, но именно Москве было суждено стать столицей. Удобное географическое положение и относительная защищённость от набегов кочевников – всё это позволило Москве быстро развиваться.

- А это Владимир на Клязьме.

Владимир был столицей Владимиро-Суздальского княжества и являлся общерусским политическим центром. В нём было развёрнуто белокаменное строительство и построены Успенский и Дмитриевский соборы, Храм Покрова на Нерли.

III. Изучение нового материала и его закрепление.

- Мы продолжаем наше путешествие. Что это звучит? (звон колоколов). Мы с вами попали в главный храм Владимира – Успенский собор.

В храме тихо и спокойно, горят свечи, священнослужитель произносит слова молитвы, слышно красивое церковное пение.

- А зачем люди ходят в храм? (помолиться, отдохнуть душой; каждый храм собирает в себе всё культурное богатство народа).

- Чем украшены стены храма? (мозаикой, фресками, иконами).

- Что такое фрески? (фреска – настенная живопись, выполненная на сырой штукатурке).

- Что такое мозаика? (мозаика – изображение, выполненное из кусочков цветного стекла).

- Главной частью храма является алтарь.

1. Словарная работа.

Алтарь – особое место внутри храма, где находятся главные иконы.

- А что такое икона? (икона – изображение Иисуса Христа или святых на специальных досках)

- Самая главная святыня Успенского собора – икона Владимирской Божьей матери, привезённая Андреем Боголюбским из Киева. Эта икона считается символом христианской Руси и защитницей всей земли русской.

- Ребята, можем ли мы храм и иконы назвать памятниками культуры?

2. Работа в парах.

-Путешествие продолжается и нас ожидает знакомство с интереснейшим памятником культуры. А как он называется, узнаем, выполнив задание (кириллица).

Карточка.

     Задание 1.                                                                                       Задание 2.

1. Как называлась славянская азбука?              1. Славянскую азбуку создали:

а) ярославица;                                                      а) Ярослав Мудрый;

б) кириллица;                                                       б) монах Нестор;

в) владимирица.                                                   в) монахи Кирилл и Мефодий.

- Можем ли мы отнести кириллицу к памятникам культуры?

3. Физминутка.

- Вспомните и покажите движениями, чем занимались ремесленники в древнерусских городах? (Ковали инструменты, лепили из глины посуду, шили одежду, строили деревянные дома и каменные церкви)

4. Работа с учебником.

- Многие люди в Древней Руси были грамотными. Писали друг другу письма, делали торговые записи, писали жалобы.

С 220 (2 абз.) читать самостоятельно.

- На чём писали в древнем Новгороде? (на бересте) Легко ли было писать на бересте? Почему?

- Ребята, а как вы думаете древние книги тоже писали на бересте? (нет, очень трудно)

- Посмотрите на древнюю книгу. Книги делали из кожи, на одну уходило целое стадо молодых телят. Из кожи телят делали пергамент, на котором писали гусиными перьями. На обложке блестели золотые и серебряные пластины и переливались драгоценные камни-самоцветы. Книги стоили очень дорого и купить их могли только очень богатые люди.

- А кто писал книги? (монахи)

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

- Давайте перенесёмся в келью (дети закрывают глаза).

Чувствуете запах дымящейся свечи? Небольшое окно пропускает мало света, тишина, полумрак, слышен лишь скрип пера по пергаменту. Что пишут монахи? Кроме книг монахи из года в год записывали сведения о самых важных событиях в жизни Русской земли: строительстве храмов, военных походах, о правлении князя. Эти записи русской истории, расположенные по городам называются летописи. Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси

- Какие известные летописи вы знаете? («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве») Попробуйте записать слово «летопись» перьями в тетрадь.

Труд летописца сложный, ошибаться нельзя, буквы должны быть красивыми, ровными. Первую букву всегда писали красной краской (отсюда название «красная строка»).

- Можем мы летописи отнести к памятникам культуры Древней Руси? Почему?

IV. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие в Древнюю Русь.

Несмотря на то, что Киевская Русь распалась на отдельные княжества, в русских землях сохранялась единая вера и единая письменность. На их основе продолжала развиваться и русская культура.

1. Фронтальная беседа.

- С какими же ещё памятниками культуры мы познакомились? (летописи, храмы, иконы)

- О чём нам могут рассказать эти памятники? (о Временах Древней Руси)

- Как мы можем ответить на поставленный вопрос: «Почему ворота в Древнюю Русь назвали «золотыми»? (во времена Древней Руси была создана богатая и яркая культура)

- Как по-другому можно было сформулировать тему урока? (памятники культуры Древней Руси)

V. Домашнее задание.

Выполнить задание на карточках, индивидуальное задание - сообщение «Предметы клада Старой Рязани», с 222 письменно ответить на вопросы 1-3.

Рефлексия.

Оценить свою работу по плану:

1. Что на уроке привлекло моё внимание.

2. Что запомнилось.

3. Что удалось открыть.

4. О чём ещё хотелось бы узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Урок обобщение на тему Древняя Русь 6 кл.

Урок обобщение на тему: «Древняя Русь»...

Разработка урока по истории России "Древняя Русь при Ярославе Мудром", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....