Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Сергеева Ирина Николаевна

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси" был представлен на городской конкурс "Петербургский урок" в 2013-2014 учебном году учителями ГБОУ СОШ №535 Сергеевой Ириной Николаевной и Коноваловой Людмилой Дмитриевной. Это попытка создания интегрированного урока по ФГОС нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература, история) в 7 классе

Тема: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Цель: Создание условий для осознанного усвоения программного материала по теме «Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме. Соответствие исторической действительности».

Задачи:

1.Образовательная задача:

  • формирование знаний о фольклорной и исторической основе «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

2. Развивающие задачи:

  • формирование коммуникативной культуры (работа в паре, в группе, в команде);
  • развитие внимания: умения слушать и слышать товарища;
  • развитие логического мышления: умения анализировать поэтический текст, сравнивать, делать выводы, аргументировать ответ

3. Воспитательные задачи:

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • воспитание интереса к знакомству и анализу исторического и литературного материала на уроке;
  • развитие мотивации к совершенствованию знаний, умений на уроке

Формы и методы:

  • формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
  • методы: словесные, наглядные, практические, ИКТ

Методические приемы:

  • игровые ;
  • развивающее обучение;
  • развитие критического мышления;
  •  элементы здоровье сберегающих технологий

Оборудование урока:

  • презентация;
  • раздаточный материал;
  • портрет Н.М.Карамзина

Характер управления учебно-познавательной деятельности: сотрудничество в режиме «учитель – ученик»

Приемы мотивации и активизации:

  • постановка проблемных вопросов,
  • использование меж предметных связей,
  • самопроверка,
  • задания как репродуктивного, так и частично – поискового уровня

Формы выявления учебных достижений учащихся:

  • контроль правильности выполнения заданий (в парах, в группах, индивидуально) и их коррекция;
  • самопроверка;
  • тестирование.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

 русского языка и литературы:

- Ребята, сегодня мы продолжаем работать над поэмой об историческом прошлом Руси,  произведением М. Ю. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проведем его мы, учитель русского языка и литературы и учитель истории.

Учитель истории:

- Мне известно, что на уроках литературы вы обращаетесь к  фактам из истории нашего государства. На важную роль  истории  в жизни общества       указывали многие авторы. Предлагаю вам принять участие в игре команд  «Знатоки», которая поможет вспомнить имена некоторых писателей.  Главным судьей  игры будет ваш учитель русского языка и литературы.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

1.Игра  команд  «Знатоки».

Учитель истории: 

1 слайд:

1.Назовите автора и произведение, из которого взят  данный отрывок? 

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

 Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

 Ученик:    Это отрывок из драмы  А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Учитель истории:

 2 слайд:  

2. Как Вы поняли содержание данного отрывка?  

О чем говорится в данном отрывке?

Ученик: 

- Мы думаем, что в данном отрывке говорится об исторической памяти, которую хранят потомки, т.е. мы, о значении прошлого в жизни общества. Факты истории помогают осмыслить и  понять происходившие когда-то события, дать им объективную оценку.

Учитель истории:

 3 слайд: 

3. Кому же А. С. Пушкин посвятил написанную в 1825 году драму «Борис Годунов»?

Ученик: А. С. Пушкин посвятил написанную в 1825 году драму «Борис Годунов»  Николаю Михайловичу Карамзину.

4 слайд: Фотография  Николая Михайловича Карамзина.

Учитель: Открыв драму, мы после заголовка читаем: 

5 слайд:

 «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина, сей труд, гением его вдохновенный с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин».

Учитель истории:

6 слайд: 

4. Назовите  произведение Н. М. Карамзина, которое было знакомо каждому образованному человеку XIX века?

 Ученик:

- Н.М. Карамзин является автором «Истории государства Российского».

7 слайд:

 Благодарим за участие в игре команд «Знатоки».

2) Подведение итогов игры команд «Знатоки».

Учитель литературы: 

- Поздравление победителей, набравших наибольшее количество очков.

- Вопросы игры команд «Знатоки» напомнили нам о том, что  А. С. Пушкин создал драму « Борис Годунов» под впечатлением великого труда Н. М. Карамзина – «Истории государства Российского». 

III. Формулировка темы урока.

Беседа.

Учитель истории:

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы вспомнили имя первого историка России?

Предположения учащихся:

- На  уроках мы говорили, что ««Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является поэмой о прошлом Руси. Н. М. Карамзин рассказал о прошлом Руси в «Истории государства Российского».

Учитель истории:

- Действительно, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой и многие другие писатели опирались на факты, собранные Н. М. Карамзиным, творчески осмысливали русскую историю.

Учитель русского языка и литературы:

- Сегодня мы рассмотрим фольклорную основу поэмы, картины быта XVI века в поэме, попытаемся сделать вывод о соответствии их исторической действительности, об их значении для раскрытия характеров и поступков героев.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель русского языка и литературы:

1.Индивидуальная самостоятельная работа с раздаточным материалом.

 - Кто главные герои песни? Каков сюжет произведения? Заполните  карточками соответствующие строчки таблицы.

Части произведения

Герои произведения

Сюжет произведения

1 часть

2 часть

3 часть

2. Самопроверка  (Слайд 8)

Части произведения

Герои произведения

Сюжет произведения

1 часть

Иван Грозный, Кирибеевич

Экспозиция. Завязка

2 часть

Алена Дмитревна, Калашников

Развитие действия

3 часть

Иван Грозный, Кирибеевич, Калашников

Развязка. Эпилог

3. Подведение итогов выполнения индивидуальной самостоятельной работы.

4. Выразительное чтение вступления поэмы учеником, получившим на предыдущем уроке индивидуальное задание.

5. Подведение итогов выполнения домашнего задания.

V. Введение новой информации.

1. Фольклорная основа «Песни…».

1)Беседа по вопросам.

 Учитель русского языка и литературы:

- Какие строки в прочитанном отрывке говорят о том, как сложена эта песня?

Ученики:

-…Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Учитель русского языка и литературы:

- Можем ли мы назвать гусляров  героями этого произведения?

Ответы учеников:

- Автор ведет рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ реальных, живущих в те времена, исполнителей старинных песен. Всех других героев «Песни..» мы видим глазами гусляров. 

Учитель русского языка и литературы: 

-Вступление поэмы переносит нас в далекий  XVI век: мы легко можем представить себе гусляров, начинающих под аккомпанемент гуслей свой интересный рассказ, точнее «Песню ...»  

- Почему М. Ю. Лермонтов  написал это произведение в духе народных исторических песен? Почему поэт выбрал форму исторической песни, близкой к былине? Сформулировать  ответы на эти вопросы поможет предназначенный для работы в парах тест.

2) Работа в парах постоянного состава.

1. Тест:

1. По какой причине народ слагает песни героям?

1) Испытывает сочувствие к герою

2) Не знает правды о герое

3) От безделья

2. О каких событиях рассказывает историческая песня?

1) О выдуманных событиях

2) О реальных или легендарных событиях

3) О событиях, которые будут

3. Какую цель преследует автор, выбирая форму исторической песни, близкой к былине?

1) Хочет повеселить слушателей

2) Формулирует свое отношение к героям произведения

3) Создает иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны

как бы глазами народа

3) Анализ ответов учащихся.

- Мы думаем, что народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, и с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям. Народное мнение выражают гусляры.

4) Подведение итога.

Учитель русского языка и литературы: 

- Михаил Юрьевич   знает, что читатели –  современники  Лермонтова - неизбежно будут соотносить его трактовку образа царя, бытия и сознания людей той эпохи с историческими фактами и трактовкой Н. М. Карамзина. В задачу  М. Ю.Лермонтова не входило   точное воспроизведение исторических фактов. Он выбрал форму исторической песни, близкой к былине, чтобы воспроизвести облик царя таким, каким его сохранила  народная память, чтобы правдиво рассказать о чертах характера людей, живущих в те времена.

2.   Картины быта XVI века в поэме. Соответствие исторической действительности.

1) Историческая справка.

Учитель истории:

- События в поэме происходят во времена Ивана Васильевича Грозного, о  царствовании которого говорится  в главах VIII и  IX  томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Сегодня мы убедимся, что многие факты, которые кажутся нам возмутительными в лермонтовской «Песне…», людьми  той эпохи воспринимались совершенно спокойно.  Начнем с Ивана Грозного и системы органов управления, созданных им. 

-Проанализируйте цитату (№ 1) из Карамзина и сделайте вывод.

2) Работа в группах.

Цитата (№ 1)

«Титул царя давал Иоанну право «властвовать над Россиею и давать отчет единому богу». [1]

3) Ответы учащихся.

3) Фронтальная работа с презентацией «Опричнина».

Учитель истории:

- Для усиления своей власти царь создал систему органов управления, которая вошла в историю под названием «опричнина».  

VI. Первичное  закрепление  материала. 

1) Игра «Верю - не верю»

Учитель русского языка и литературы:

- В « Песне..», с одной стороны, верно с исторической точки зрения, с другой стороны, в соответствии с духом народной традиции представлен быт и поступки героев. Убедимся в этом, следя за событиями по тексту. Играем в игру «Верю - не верю».

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что первая картина в поэме – картина кулачного боя?

Ученик: 

 - Нет, не верю: первая картина, которую мы видим, это картина пира, трапезы.

 Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что во время трапезы царь велел поднести вина из золотого ковша именно опричникам, оказывая им свое расположение?

Ученик:

-Да, верю:

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золоченый ковш

И поднесть его опричникам.

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что царь  хотел отравить опричников?

Ученик:

- Нет, не верю: царь  таким образом высказал опричникам свое предпочтение перед боярами и князьями.

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что  у Ивана Грозного действительно был окованный железом жезл, которым он в действительности однажды пробил ногу Василию Шибанову, слуге князя Курбского?

Ученик: 

-Да, верю.  В поэме сказано:

И дубовый пол на полчетверти

Он железным  пробил оконечником…

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что Иван Васильевич всегда следовал христианским обычаям?

Ученик:

- Нет, не верю: Иван Васильевич считал себя выше традиций, он с презрением относился к христианским обычаям.

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что Иван Васильевич требовал от опричников строгого соблюдения законов?

Ученик:

- Нет, не верю: опричники так же, как и царь, не следовали законам.

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что во второй главе есть детали, точно рисующие быт XVI века?

Ученик:

- Да, верю.

Отзвонили вечерню во святых церквях…

…Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною…

…И пошел он домой…за Москву- реку…

Учитель русского языка и литературы:

- Верите ли вы, что  раньше замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора?

Ученик:

- Да, верю.

Учитель русского языка и литературы:

-Верите ли вы, что слово «опростоволоситься» означает прославиться, стать успешным?

 Ученик:

- Нет, не верю.

Учитель русского языка и литературы:

- Не верите, и правильно делаете: слово «опростоволоситься» означает «опозориться, осрамиться».

V. Применение полученных знаний в стандартных ситуациях

1) Работа с  текстом «Песни…»

Учитель русского языка и литературы:

- Что Алена Дмитревна говорит мужу, вернувшись поздно домой?

Ученик:

- «Не боюся смерти лютыя,/ Не боюся я людской молвы,/ А боюся твоей немилости»

Учитель русского языка и литературы:

- Что мы узнаем об отношениях внутри обычной семьи?

Учитель истории:

- Во времена Ивана Грозного отношения в семье определяла книга, которая называлась «Домострой». Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой семьи.

Учитель русского языка и литературы:

- Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов запереть ее «за железный замок», чтобы она его « имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного. 

2)  Индивидуальная работа.

Учитель русского языка и литературы:

- Найдите цитаты, которые являются ответами на данные вопросы:

Вариант 1.

 - Почему позор женщины – это позор и ее мужа, и всей семьи?

Вариант 2.

- Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьет?

3) Ответы учащихся. Подведение итога.

Учитель литературы:

-В описываемое время существовало представление о Божьем промысле во всех, даже случайных, событиях. Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. Степан Парамонович задумал самочинно превратить охотницкий  бой, в котором дрались не на смерть, а для забавы, в подобный судебный поединок. Царь не давал на это своего благословения и вряд ли мог согласиться на это. Следовательно, убийство Кирибеевича  купцом  было воспринято как  преступление, которое каралось смертной казнью. По закону того времени решение царя казнить Калашникова выглядит как нормальное, естественное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца  причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда.

Учитель истории:

- Вот что писал по этому поводу Н. М. Карамзин: «Слова царя в лермонтов-ской «Песне…»:

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…

можно понять как издевательство Грозного  над купцом. В работах же историков имеются описания страшных  казней, которым русские люди подвергались во времена Иоанна Грозного.  Таким образом, можно сказать, что отсечение головы – самая «милостивая»  казнь, которая только была возможна в то жестокое время».

- Как видим, историческая действительность гораздо страшнее событий, изображенных  Лермонтовым.

VI. Диагностика процесса усвоения учебного материал. 

Вариант 1.

1. Цитата из Н. М. Карамзина (№ 2).

1) Куда принимали «молодых людей боярских…? Впишите  пропущенное  в цитате слово.

 «…в ...........................принимали «молодых детей боярских, отличных не достоинствами, но так называемым удальством,  распутством,  готовностью на все».

2. Цитата из Н. М. Карамзина (№ 4). 

2) На что указывает Н. М. Карамзин в данной цитате? Напишите ответ 2-3 предложениями.

 «доносы нравились царю и судия не требовал  улик  верных». 

    ________________________________________________________________

Вариант 2.

 1. Цитата из Н. М. Карамзина (№ 2).

1) Кто «были всегда правы в судах….?» Впишите  пропущенное слово.

…………….«были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы».

2. Цитата из Н. М. Карамзина (№ 3).

2) На что указывает Н. М. Карамзин в данной цитате? Напишите ответ 2-3 предложениями.

«Люди, осуждаемые чувством государя велемудрого, милостивого, не могут представить никакого законного оправдания». 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Объяснение дифференцированного домашнего задания.

Найдите в тексте поэмы цитаты, в которых:

Вариант 1.

…говорится о  Степане Парамоновиче.

Вариант 2.

…говорится о Кирибеевиче.

VIII. Подведение итогов урока. 

Слово учителя  русского языка и литературы:

- М. Ю. Лермонтову удалось передать характерные особенности жизни и уклада того времени. Он показал нам представление народа об устойчивых общественных отношениях, условиях и образе жизни, о мнениях и организации быта людей эпохи Ивана Грозного. Основные проблемы «Песни…» - социокультурные: проблема границ самодержавной власти и проблема отношения власти и народа. Они становятся явственными именно в соотнесенности «Песни…» с главами «Истории государства Российского». Мы увидели, что власть, которая позволяет себе выходить за рамки закона, заставляет простых людей преступать закон. По поводу того, что зло порождает зло, Лермонтов размышлял  и в драме в стихах «Маскарад»,  и в романе «Герой нашего времени».

Слово учителя истории:

- «В заключение скажем, - пишет Н. М. Карамзин, - что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти…История же злопамятнее народа!» 

C:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд6.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд5.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд7.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд4.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд3.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд2.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд8.JPGC:\Desktop\ОПРИЧНИНА\Слайд1.JPG