Викторина по истории России
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему

Рогач Ирина Егоровна

формирование устойчивого интереса к исторической науке,

выявление одаренных учащихся, развитие умения вести состязание,

воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_7.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по истории России

Внеурочное мероприятие для учащихся 7 класса

Цель:

формирование устойчивого интереса к исторической науке,

выявление одаренных учащихся, развитие умения вести состязание,

воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Правила:

Учащиеся делятся на 2 команды. Каждый правильный ответ оценивается определённым количеством баллов. За подсказки баллы снимаются.

Часть I (разминка)

1) Выберите из четырех вариантов один правильный ответ в каждом из поставленных вопросов.

2.1. В чем состояла суть указа о "заповедных летах", принятого в конце XVI века:

а) Учреждение заповедных мест на территории современного Подмосковья;

б) Установление пятилетнего срока сыска беглых крестьян;

в) Запрет свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому;

г) Безвременный запрет на посещение людей заповедных мест на территории России.

2.2. Как звали первого русского царя из династии Романовых?

а) Федор;

б) Михаил;

в) Алексей;

г) Иван.

2.3. Сколько классов чиновников в гражданской службе было изначально в Табели о рангах, принятом Петром I в 1722 году?

а) 12;

б) 13;

в) 14;

г) В гражданской службе количество рангов варьировалось в зависимости от статуса человека.

Часть II

2) Составьте из перечисленных букв слова и сопоставьте с их определениями из столбца справа:

менагт

Вид поселения

апьтод

Придворный, пользующийся благосклонностью монарха

сабоолд

Артиллерийское орудие

оартрми

Временный глава государства

такгора

Глава казаков на Украине

тафриов

Особо тяжелый вид наказания

нергте

Государственный налог

3) Вставьте в текст пропущенные слова и числа, подходящие по смыслу.

В ___________ (1) году в Ништадте был заключен мирный договор между Россией и ___________ (2), по которому Россия возвращала ___________ (3) Финляндию, но получала территории от Выборга до Риги. Мирный договор закрепил решение той исторической задачи, которая стояла перед Россией со времен Ивана III, - обеспечение выхода к ___________ (4) морю. Победа в ___________ (5) войне выдвинула Россию в разряд великих держав Европы, которая стала ___________ (6).

4) Догадайтесь, чему посвящено данное стихотворение. Укажите в каком году произошло это событие в истории России.

а) Продукты гнили, шёл измор,
Всех повсеместно тронул мор,
Волна дошла до слободы,
А там рукой и до Москвы.
Нехватка бунтом обернулась,
И всё - как будто содрогнулось.
Искра зажглась одним указом
И опустилась над посадом.
Зло исходило от Кремля -
Велико русского двора.
В указе надпись, говорила:
«Соль поднялась на пару гривен».

б) Два полководца понимали,
Что здесь решается судьба
России, Карла, и все силы
Так напрягли, как никогда...                                                                                                                              ...Ворскла-река. В неё прогал упрётся.
Южнее крепость, монастырь.
Здесь битва века состоится,
И в глубину, и в даль, и в ширь.

5) Ответьте, являются ли перечисленные исторические личности современниками.

а) Протопоп Аввакум и Стефан Яворский

б) Лжедмитрий  I и Василий Шуйский

в) Петр II и Иван Долгорукий

г)Афанасий Ордин-Нащокин и Емельян Пугачев

6) Установите соответствие между именами деятелей культуры и родом их деятельности:

А. П. Сумароков

композитор

Д. Г. Левицкий

скульптор

В. В. Растрелли

актёр и режиссёр

Ф. И. Шубин

архитектор

Ф. Г. Волков

драматург

Д. С. Бортнянский

художник

7) Установите соответствие между именами деятелей образования и науки  и родом их деятельности:

В. М. Татищев

изобретатель

И. П. Кулибин

физик

В. Беринг

биолог

М. И. Шейн

историк

Д. Бернулли

учёный-энциклопедист

М. В. Ломоносов

мореплаватель

8) Выберите из перечня правителей России тех, кто пришел к власти, не прибегая к дворцовому перевороту:

Елизавета Петровна

Петр III

Анна Иоанновна

Иван VI (при регентстве Бирона)

Екатерина II

9) Прочитайте следующий исторический документ и ответьте на вопросы.

...В то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. голландец, с которым Петр I иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр I, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере, лежавшем недалеко от Москвы. На них забавлялся плаванием в обществе нескольких купцов.

а) Чем объясняет автор записок тягу Петра к строительству кораблей?

б) Какое государственное преобразование стало следствием этих юношеских забав царя?

в) Предположите, какой национальности были купцы, с которыми Петр I плавал на Переяславском озере (укажите 2 национальности).

Ответы

1 задание:

2.1. в) Запрет свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому

2.2. б) Михаил

2.3. в) 14

2 задание:

Слобода - вид поселения;

фаворит - придворный, пользующийся благосклонностью монарха;

мортира - артиллерийское орудие;

регент - временный глава государства;

гетман - глава казаков на Украине;

каторга - особо тяжелый вид наказания;

подать - государственный налог.

3 задание:

1) 1721;

2-3) Швеция;

4) Балтийское;

5) Северная;

6) Империя.

4 задание:

а) Соляной бунт - 1648 год;

б) Полтавская битва - 1709 год.

5 задание:

а) Нет; б) Да;

в) Да; г) Нет.

6 задание:

А. П. Сумароков - драматург;

Д. Г. Левицкий - художник;

В. В. Растрелли - архитектор;

Ф. И. Шубин - скульптор;

Ф. Г. Волков - актер и режиссер;

Д. С. Бортнянский - композитор.

7 задание:

В. М. Татищев - историк;

И. П. Кулибин - изобретатель;

В. Беринг - мореплаватель;

М. И. Шейн - биолог;

Д. Бернулли - физик;

М. В. Ломоносов - ученый-энциклопедист.

8 задание:

Петр III и Иван VI (при регентстве Бирона).

9 задание.

Ответы могут различаться, однако в них должно содержаться следующее:

а) Автор записок объясняет тягу Петра к сторительству кораблей природной склонностью к механическим искусствам;

б) Юношеские забавы царя вылились в создание полноценного российского флота в 1696 году;

в) Петр I плавал с представителями ведущих морских европейских держав того времени - голландцами и англичанами.

Разбалловка по заданиям

Общее количество баллов: 90

1) по 1 баллу за правильный ответ (всего 3 балла);

2) по 1 баллу за правильную расшифровку слова и за каждое правильное сопоставление ( всего 12 баллов);

3) по 2 балла за каждое правильно подставленное слово или число (всего 10 баллов); примечание: за каждый ответ дается "Швеция" по одному баллу;

4) по 3 балла за каждое правильно указанное событие и за каждую дату (всего 12 баллов);

5) по 2 балла за правильный ответ "да-нет" в каждом из вариантов (всего 8 баллов);

6-7) по 2 балла за каждое правильное сопоставление (всего 12 баллов);

8) по 3 балла за каждый правильный выписанный вариант; примечание: при указании неправильного варианта вычитается по 2 балла, однако число не может быть отрицательным (всего 6 баллов);

9) 2 балла за правильный ответ на вопрос "а"; 5 баллов за указанное государственное преобразование и 2 балла за указание даты в вопросе "б"; 3 балла за каждую правильно указанную национальность в вопросе "в".

Подведение итогов, подсчёт результатов и награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по истории "Россия в 90-е"

Викторину  по истории "Россия в 90-е" можно провести в неделе истории...

Викторина по истории России 19 века "19 век- век перемен"

Данный материал может быть использован: как повторительно-обобщающий урок,  на внеклассном мероприятии,вопросы могут быть использованы в играх "Что? Где? Когда?", "Колесо истории" и других....

Викторина по истории России "История российской государственности"

Тур 1 «СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Тур 2 «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»Тур 3 «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ» Тур 4 «КРАЙ РОДНОЙ, ТЫ СЕРДЦУ ДОРОГ!»...

Викторина по истории России для 9 класса

Презентация для повторения материала по истории России (1900-1917 годы)...

Викторина "Знатоки истории России"

Викторина содержит вопросы по истории России. Рекомендуется для учащихся 7-8- классов....

Урок-викторина по истории России 9-8 класс

Урок-викторина "Ленинград. Возрождение." посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда.Можно использовать в сильных классах как викторину с подведением итогов по баллам, в классах со слабой успеваем...