Гражданская война в России
материал по истории (9 класс) на тему

Гончаренко Оксана Юрьевна

Урок-дискуссия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область – история

Тема: «Гражданская война в России»

Урок проводится для учащихся 11 класса

Тип урока: урок повторения, систематизации знаний, умений и навыков
Вид урока: Урок - семинар с элементами дискуссии

Данный урок заключительный в блоке уроков посвященных теме

«Гражданская война в России».
Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Цель:

- Активизация познавательной деятельности учащихся через нестандартный урок истории с применением дискуссии.

Задачи:

        - Образовательные:

  • формирование знаний учащихся о гражданской войне 1918 – 1922 гг.; формирование умении анализировать и обобщать материал на основе знании об истории гражданской войны;
  • формирование умений применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
  • формирование умений конструирования альтернативных вопросов;
  • Формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи (промежуточные), искать пути их решения, корректировать деятельность;

- Развивающие:

  • способствование развитию умений работать с учебной литературой, документами как источниками знаний;
  • развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения периода гражданской войны;
  • развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории, умения вести дискуссию, соблюдая все правила;
  • развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

- Воспитательные:

  • воспитание чувства гордости за свою страну, чувства уважения к ее историческому прошлому;
  • воспитание объективности в самооценке, духа состязательности на основе уважения к чужому мнению;
  • способствование проявлению у детей чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Деятельность учащихся предполагает: отбор, систематизацию, определенное оформление с элементами творчества своей работы по материалу, проходящему в рамках заданной темы. Критическое отношение, выработку собственного мнения, решение задач с практическим содержанием. 

Подготовительный этап:

Класс делится на три команды. Каждая команда исследует одну из проблем урока - «Белые в Гражданской войне», «Красные в Гражданской войне» и «Зеленые в Гражданской войне», готовят презентации. В каждой группе выбирается «теоретик», «историк» и «оратор». Задача теоретика изложить программу своего движения, оратора – провозгласить манифест, историка – объяснить причины победы или поражения своего движения.

Ход урока

Эпиграф:

Все рядом лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал:

Смерть побелила.

М. Цветаева

I этап (Операционно-познавательный этап.)

Учитель: Мы уже знаем, как развивались события войны. Сегодня наша задача – проанализировать программы ее основных участников и попытаться понять, в чем заключались причины их победы или поражения. Сегодня мы ставим перед собой вопросы, на которые не существует однозначного ответа. Итак, что такое Гражданская война для вашего поколения?

Далее учитель организует работу с классом, в ходе которой группы представляют свои итоговые заключения и представляют созданные презентации.

Учитель: Лев Давыдович Троцкий в одной из речей говорил, что «Мы, т.е. большевики, ограбили Россию, ради того, чтобы победить белых. И мы их победили». Но так ли это? Наверное, группа, которая представляет сегодня лагерь «белых» думает совсем по-другому. Давайте посмотрим, какие аргументы в свою пользу нашла I группа.

Выступают представители  первой группы.

Учащиеся задают вопросы:

- В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

- Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

Ответы детей

Обобщение и корректировка ответов детей учителем.

Учитель подводит итоги выступления первой группы:

Итак, несмотря на временные успехи и значительную материальную  и военную помощь со стороны интервентов, белое движение потерпело поражение.

  1. Отсутствовала конструктивная программа
  2.  Отсутствовал сильный лидер
  3. Социально-экономическая политика белых оттолкнула крестьянство
  4. Моральное разложение армии и террор.
  5. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

        Учитель: Пришло время послушать представителей второй силы войны.

Выступают представители второй группы

Учащиеся задают вопросы:

- Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне?

-  Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?

Ответы детей

Обобщение и корректировка ответов детей учителем.

Учитель подводит итоги выступления второй группы:

    1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

  1. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть — их власть.
  2. Под властью красных находились центральные экономические развитие районы.

    4. На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Учитель: Почему зеленые предпочли все-таки большевиков, мы сейчас узнаем у представителей этого движения.

Выступление представителей третей группы

Учащиеся задают вопросы:

- Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне белых и на стороне красных, и как самостоятельная политическая сила?

-Кем вы склонны считать крестьянство, победителями или побежденными?

Учитель подводит итоги:

Зеленая армия была повстанческим движением. Крупнейшим его проявлением было крестьянское движение на Украине под руководством анархиста Нестора Махно. Крестьяне с готовностью защищали свое поле, деревню, волость. Крестьяне боялись восстановления монархических порядков, помещичьего землевладения, а ведь именно с этим ассоциировалась у них власть белых. Они даже готовы были мириться с тяготами большевистской продразверстки, лишь бы работать на своей земле.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

II Этап (организация дискуссии)

В ходе первого этапа урока у учащихся формируется собственная позиция  и взгляды на вопросы Гражданской войны, поэтому второй этап урока целесообразно провести в виде фронтальной работы с классом.

Учитель: Итак на обсуждение выносится проблема «За что боролись в Гражданской войне? Помните, мы должны соблюдать правила  дискуссии: уважение друг к другу, не кричать, не перебивать говорящего, дослушивать своего оппонента.

И помните одно, что вы должны критиковать не людей, а идеи.

Вопросы для фронтальной беседы с классом:

  • ''Если бы в гражданской войне победили ''белые''?,
  • ''Могли ли найти компромисс ''красные'' и ''белые''?,
  • ''Если бы вы жили в годы Гражданской войны, в каком бы лагере вы оказались и почему''?,
  • ''Может большевики поступали правильно конфискуя помещичьи земли, отбирая фабрики и заводы у капиталистов. Может необходимо и сегодня поступать по-большевистски, например, против олигархов.?»
  • Выскажите своё мнение?

Подведение итогов (Рефлексивно-оценочный этап)

Учитель: Ребята, я хочу поблагодарить всех за плодотворную работу. Сегодня мы поняли, что Гражданская война, борьба за бедующее страны, за торжество закона, обернулась страшными жертвами братоубийства. Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закреплялись в сознании людей переживших такую войну. Это наложит дальнейший отпечаток на всю последующую историю России.

Но представьте себе праздник: День победы в Гражданской войне:

  • Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов праздник День победы в гражданской войне?
  • А как отнесетесь к такому предложению вы?

Ответы учащихся

Учитель: Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. В такой войне нет победителей. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.

Домашнее задание :

Написать эссе на тему «Уроки Гражданской   войны» 

Ожидаемые результаты урока

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

  1. обобщить и расширить представления о Гражданской войне в России;
  2. анализировать статистический, документальный, другой текстовой материал;
  3. приобрести умения и навыки работы с учебной, научной, материалами СМИ по отбору материала;
  4. принимать участие в коллективной групповой работе;
  5. уметь высказывать свою точку зрения;
  6. формулировать определение, понятия;
  7. осознать свою сопричастность к истории России.

Использованная литература:

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод. Пособие. –М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. -400 стр. – (Конспекты уроков).
  2. Леонов С. В. Рождение советской империи и идеологии 1917 – 1922 гг. – М. 1997 г.
  3. Шубин А. Махно и махновское движение. М. 1998 г
  4. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940г.г.М.,1999г.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

БЕЛЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Документ № 1.

А.И. Деникин. "Из наказа Особому совещанию": 

"Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: -

  • Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.
  • Борьба с большевизмом до конца.
  • Военная диктатура. Всякое противодействие - справа и слева - карать. Вопрос о
    форме правления - дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.
  • Внешняя политика - только национально русская. За помощь - ни пяди русской земли.

Решение аграрного вопроса:

Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.

Решение рабочего вопроса:

Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.»

Приказ № 564 генерала Майковского о расправе над восставшими против колчаковцев крестьянами

30 сентября 1919 г.

I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

П. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.

  1. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский н Нерченский края,
    передавая их милиции.
  2. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их
    распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами,
    предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни
    включительно.

Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

.Из книги воспоминаний митрополита Вениамина «На рубеже двух эпох»

Какими же принципами руководствовалось белое движение?

…у нас не было не только подробной политико-социальной программы, но даже самые основные принципы были не ясны с положительной стороны... Мы боролись против большевиков - вот общая наша цель и психология. Предполагалось, будто всем ясно это. Но на деле было не так...

Что касается политического строя, то он был неясный: вот покончить бы лишь с большевиками, а так «все устроится». Как? Опять Учредительное собрание, прежде разогнанное? Нет! ...Что же? Монархия с династией Романовых? И об этом не говорилось... Конституция? Да... Но какая, кто, как — было неизвестно...

Каковы социально-экономические задачи? Тут было ясно: восстановление собственников

и собственности...

Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в

колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера... Я

думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего белого движения — в его безыдейности!

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19—25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни... Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество — на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие — настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества.... Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу...

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется... Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами... красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении — словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы... наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18—20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт».

ИЗ РЕЧИ А.И. ДЕНИКИНА ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА СЛ. МАРКОВА О ПРИЧИНАХ ПОБЕДЫ БОЛЬШЕВИКОВ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Ни одно из правительств (белых - Сост.) ... не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять других действовать. Большевики тоже не захватили народной души, тоже не стали национальным явлением, но бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, с петровской табелью о рангах не поспевали за ними...

Вопрос: Отберите факты, представляющие политическую программу белых. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне»

ЗЕЛЕНЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: 

«Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии "коммунистов-большевиков", не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:

  • Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
  • Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
  • Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
  • Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
  • Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
  • Бей белых - пока не покраснеют, бей красных - пока не побелеют!»

О создании "истинного советского социалистического строя".

Из депеши реввоенсовета повстанческой армии батьки Махно. 7 января 1920 г.

1. Все распоряжения деникинской (добровольческой) власти упраздняются. Те распоряжения коммунистической власти, которые шли вразрез с интересами крестьян и рабочих, тоже отменяются.

Примечание: относительно того, какие из распоряжений коммунистической власти вредны для трудящихся, должны решать сами трудящиеся - крестьяне на сходах, рабочие у себя на фабриках и заводах...

  1. Предлагается всем рабочим и крестьянским организациям приступить к строительству
    вольных рабоче-крестьянских советов. В советы должны избираться только труженики,
    участвующие в том или ином необходимом для народного хозяйства труде.
    Представители политических организаций не имеют места в рабоче-крестьянских
    советах, так как их участие в рабочем совете сделает из последнего совет партийных
    документов, что может привести дело советского строя к гибели.
  2. Существование чрезвычаек, партийных ревкомов и им подобных принудительных,
    дисциплинарных институтов недопустимо среди вольных крестьян и рабочих.
  3. Свобода слова, печати, сходок, союзов и прочее является неотъемлемым правом
    каждого труженика, и всякое ограничение оных является контрреволюционным актом.
  4. Государственная стража, полиция... упраздняются. Вместо них само население
    организует свою самоохрану. Самоохрану могут организовывать только рабочие и
    крестьяне...

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А, Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.: 

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши — михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова

27 марта 1919 г.

  1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей
    и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличности таковых
    имеются, - расстреливать десятого.
  2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать;
    взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки,
    хлеб и так далее отбирать в пользу казны...

6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно.

Из письма сибирских партизан генералу Розанову

Живодеру Розанову. Стоит ли говорить с вами, как с людьми и гражданами. Стоит ли убеждать диких зверей, не знающих ни голоса совести, ни чести гражданской... Полагаем, что нет... Можно было бы говорить с достойными политическими противниками, ставящими своей целью устройство общественной жизни в лучшую сторону. Можно было бы говорить с достойными воинами, соблюдающими должные правила войны. Но говорить с грабителями, поджигателями и насильниками женщин и девиц мы считаем низким и позорным для себя; говорить с разбойниками и палачами трудового крестьянства можно только посредством наших винтовок и пулеметов, отобранных у трусливой опричнины, продавшейся капиталистам...

Оружие мы сложим только тогда, когда не будет ни одного кровопийца на территории Сибири. Советуем "вашему превосходительству" с приказами обращаться к тем, кто идет с вами по пути, то есть кто рабски пресмыкается перед вашим кошельком и наганами, а мы свободные граждане, а не рабы.

Вопрос: На основании источников определите требования зеленых. Какие действия белых правительств вызывали возмущение крестьян? Сделайте выводы о силе и слабости  позиции зеленых. Какую роль сыграло крестьянство в победоносном для большевиков исходе войны?

КРАСНЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ

5 сентября 1918 г.

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной Комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения — Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных; людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Вопрос: Отберите факты, представляющие политическую программу красных. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости красного движения. Предложите материал по проблеме «Причины победы красных в Гражданской войне»

Вопросы и задания группа №1 «Белые»

  1. Из записок В. В Шульгина.

Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников.

2. Из статьи П. Н. Милюкова.

          Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.

3.Из мемуаров П. Н. Врангеля.

Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти».

4. Из записок участника белого движения, журналиста А. А. фон Лемке.

Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооруженного выступления белых? Первой и основной причиной я считаю настроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабженной и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец, самих людей! Все это сводилось к тому, что  неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинало мечтать об избавлении, которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные - население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые - население со злобой высчитывало, что у него взяли...

5. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».

Между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых... были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски «вернейшей» ориентации и «наилучших» форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

6 Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет... — расстреливать десятого.

2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество... отбирать в пользу казны...

5.... За добровольное снабжение разбойников не только оружием.., но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

6. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Вопросы:

  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
  3. На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс

Вопросы и задания группы № 2»красные»

1. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».

Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть - пролетариату, земля - крестьянам, предприятия - рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта - восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

2. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского.

Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха - все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.

3. Из воспоминаний П. Н. Милюкова.

...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

4. Из речи Л. Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

  5. Из постановления ВЦИК (29 мая 1918 г.):

Центральный Исполнительный Комитет считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней.

Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов

        6. Из сообщения газеты «Известия» (20 июля 1918 г.):

В ночь с 16 на 17 июля по постановлению президиума областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Урала расстрелян бывший царь Николай Романов. Этим актом революционной кары Советская Россия торжественно предупреждает всех своих врагов, которые мечтают вернуть царский режим и даже выступают с оружием в руках.

              7. Из приказа народного комиссара внутренних дел (4 сентября 1918г.):

Расхлябанности и миндальничанью должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейших попытках сопротивления или малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочно массовый расстрел.

8. Из постановления Совета народных комиссаров о красном терроре (5 сентября 1918 г.):

Совет народных комиссаров <...> находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью <...> что необходимо обезопасить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

    9.Из постановления ВЦИК (30 ноября 1918 г.):

Не только в армии и во флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности должен быть установлен военный режим, т.е. режим суровой трудовой дисциплины, отвечающий положению страны, которую бандиты империализма вынудили превратить в военный лагерь.

                     10. Из Программы РКП (б). Принята VIII съездом партии в марте 1919г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. ...Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...

В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводить неуклонное подавление сопротивления эксплуататоров ...

В ОБЛАСТИЭКОНОМИЧЕСКОЙ. ...Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей... По-головная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью... должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор...,»

Вопросы:

1. Проанализируйте документ

2.  Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне?

3.  Обратите внимание на высказывание П. Н. Милюкова (документ 3). Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?

4.  Как вы объясните слова Л. Д. Троцкого (документ 4)? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне? Аргументируйте свой ответ.

       


ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА        12 января 1918 г.

I. 1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

    2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.

    II. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

1) … Частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием, передается трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования.

2) Подтверждается переход фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики.

3) Подтверждается   переход   всех   банков   в   собственность   рабоче-крестьянского государства.

  1.  В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность. <...>

ИЗ ДЕКРЕТА СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О РАЗВЕРСТКЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДЯЩИМИ ГУБЕРНИЯМИ

ЗЕРНОВЫХ ХЛЕБОВ И ФУРАЖА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТЧУЖДЕНИЮ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 11 января 1919 г.

Один из важнейших документов политики "военного коммунизма", на основании которого правительство заставляло крестьян сдавать государству продукцию сельского хозяйства без учета реальных возможностей деревни и фактически безвозмездно.

В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.

     Ст. 1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, развёрстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.

Ст. 2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются Народным Комиссариатом Продовольствия в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.

Ст. 3. В разверстку зачисляется все количество семенного и продовольственного хлеба, а также зернового фуража, уже заготовленных продовольственными органами по нарядам Народного Комиссариата Продовольствия.

Ст. 4. К разверстке, установленной Народным Комиссариатом Продовольствия, распоряжением губернских продовольственных комитетов прибавляется количество хлеба и зернового фуража, необходимого для нужд местного как городского, так и крестьянского населения, не имеющего в потребной норме своего хлеба. <...>

    Ст. 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебо-фуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Тесты по теме "Гражданская война в России"

Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...

проектная работа "Гражданская война в России"

Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.   В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...