ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
статья по истории на тему

Валькова Светлана Леонидовна


Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому воспитанию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_valkova_s.l._rakova_m.v.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 Валькова С.Л., Ракова М.В.

Патриотизм, как таковой, довольно сложно измерить. Патриотизм – это особое психическое переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, «…патриотическое сознание личности представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к «малой» и «большой» Родине, сочетающее в себе совокупность знаний, убеждений, ценностных ориентаций в суждениях об истории своего Отечества» [1, 11]. За последнее время жизнь в нашей стране и за рубежом изменилась кардинальным образом. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием и их перспективы не так очевидны как ранее.  

 В качестве основных мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается: «… определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе; обогащение содержания патриотического воспитания; развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий»[2]

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная  исследовательская деятельность учащихся на базе школьного музея, в котором активно работают учащиеся.   Она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. В условиях  работы школьного музея   ученик оказывается в обстоятельствах, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирование тех качеств, которые не могут быть раскрыты и востребованы в социально нормативных сферах жизнедеятельности.

В  МБОУ СОШ №40 два музея: музей боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музей этнографии «Русская изба», которые помогают учителям осуществлять патриотическое воспитание в школе. Вот неполный перечень экскурсий, которые подготовили учителя истории совместно с учащимися:

«Улицы героев Великой Отечественной войны в нашем городе» (для учащихся начальной школы);   «Дорогами войны» экскурсия по пути 100-й стрелковой дивизии (5-9 кл.), «Ах, война, что ты подлая, сделала!» (о погибших героях   Курской битвы), «Афганистан болит в моей душе» (о выпускниках  40-й  школы, участниках войны в Афганистане», «Славный путь 100-й стрелковой дивизии» (10-11 кл.)

В основу учебно-воспитательного процесса нами была положена личностная деятельность ученика в школе, вне школы, в различных видах творческой и научно-исследовательской работы. Кроме предусмотренных программой уроков истории и музейной деятельности, нами проводились уроки-лекции, семинары для учащихся 9-10-х классов.   Ребята использовали материалы школьных музеев, для работы над докладами и рефератами, участвовали в конкурсах военной песни, Вахт памяти, выставках рисунков, научных викторинах, историко-краеведческих играх вечерах и концертах.  

 Есть в нашей школе и традиции, которые свято чтят все учащиеся. Это и  Волна Памяти 8-9 мая, когда учащиеся старших классов проводят небольшие интересные экскурсии для учащихся  младшего и среднего звена, рядом  с памятником Н.Ф. Ватутину, памятной  доской   Герою Советского Союза  В.С. Шаландину, памятной табличкой на доме, где жил Кореньков М.А., полный кавалер орденов Славы. Так же  стал традицией и  автопробег, посвящённый подвигу героев Курской битвы (Крапивенские  Дворы,  Яковлево, Крутой Лог, Прохоровка).

 На базе музеев проходили конкурсы плакатов между классами, разрабатывались и предлагались темы рефератов, организовывались внеклассные мероприятия, конкурсы и исторические вечера, руками учащихся готовились экспозиции, а также альбомы по темам: «Ветераны нашего района», «Праздник   Великой Победы». Так, например, учащиеся среднего звена получили задание провести исследовательскую работу на тему «Великая Отечественная война, глазами наших дедушек».  Учащиеся старших классов провели большую исследовательскую работу по изучению истории Курской битвы и работы  Мясоедовского подполья.  

 Учащиеся МБОУ «СОШ №40» г. Белгорода, которые входят в Совет музея 100-й стрелковой дивизии, активно занимаются исследовательской работой  по материалам архивов  г. Белгорода, письмам ветеранов, изучая специальную литературу,  материалы периодической печати.

Так, изучая славный путь 89-й  гвардейской стрелковой дивизии  и  100-й стрелковой дивизии в 1944-1945 годах, учащиеся-члены Совета музея хорошо поработали в архиве новейшей истории  Белгорода. Они установили, что в 1944-1945 годах дивизия принимала участие в Кировоградской наступательной операции и была награждена орденом Красного Знамени. Беспримерное мужество проявили бойцы 89-й стрелковой дивизии в операциях: Корсунь-Шевченковская, Усманская, Ясско-Кишинёвская, Висло-Одерская, Берлинская.

Изучая письма бойцов с фронта, например, учащиеся обратили внимание, что среди них много писем, адресованных в горком партии Белгорода, в органы советской власти. Учащиеся заинтересовались тем фактом, что рядовые бойцы 89-й стрелковой дивизии пишут с фронта не только своим родным и близким, но и ведут активную переписку с партийными органами. О чём? Например, письмо бойца Дьяченко Алексея Ефимовича 1944 г. секретарю городского комитета ВКП(б), посвящено просьбе поддержать сына, Дьяченко Льва, живущего в Белгороде, так как сын плохо учится, ворует и семья с ним не справляется. Боец просит устроить сына в ремесленное училище, наставить его на путь истинный, присмотреть за ним. Сам боец указывает на свои боевые заслуги (орден Отечественной войны 1-ой степени, медаль за боевые заслуги) и, как коммунист, просит горком партии, посодействовать в помощи семье.  В документах архива юные исследователи нашли продолжение этой истории. Горком партии г. Белгорода пишет, что сын был направлен в Суворовское училище, семье выделили брюки, пижаму, куртку, пиджаки, платье, туфли, а также муки 32 кг.  и сахарный песок. [3] Таким образом, ребята сделали вывод, что партийные органы были очень близки к рядовым членам партии, рядовой коммунист мог легко обратиться в горком партии, что говорит о реальной демократизации жизни общества. Изучая письма бойцов 89-й  и  100-й стрелковой дивизий домой, учащиеся отметили, что большинство бойцов считают, что в тылу родным тяжелее, чем на фронте, обещают скорую победу над фашизмом. Отмечается небывалый патриотический подъём.

  Учителя истории проводят в стенах школьного музея уроки-мужества, лекции, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, тем самым музейная педагогика оказывает серьёзное   воспитательное  влияние на личность учащихся.  

 Важность патриотического воспитания, участия школьников в деятельности школьных музеев нельзя переоценить. Изучая письма солдат, анализируя постановления партийных органов, обращения к солдатам советских органов власти и др. документы, учащиеся всё больше погружаются в историю страны 1941-1945 годов, в историю каждого бойца, учатся не только анализировать, обобщать, но и сопереживать нелёгкой судьбе своих дедов и прадедов.

  Литература

  1. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодёжи. // Педагогика, №9, 2010.
  2. Законодательные перспективы молодёжного патриотического воспитания / Материал к заседанию  государственно-патриотического клуба военно-патриотического воспитания «Единая Россия». – М., 2008, с. 3.  
  3. ГАНИБО Ф.№2080.Д.24. 12л./ГАНИБО Ф.№2080. Оп.5. Д2415.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"

Проектная работа, созданная группой  заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...

статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...

программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»

Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной педагогики"

      Проблема духовно - нравственного воспитания является одной из наиболее актуальных и сложных проблем нашего времени в силу того, что нравственность регулирует поведение чело...

ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ , ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОТДЕЛЕНИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ  ...