Выступление на педагогическом совете школы "Повышение учебной мотивации школьников"
материал по теме

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в  условиях перехода к ФГОС

Содержание доклада:

1. Основные задачи исторического образования

2. Основные принципы  исторического образования

3. Мотивация. Причины низкой мотивации к обучению

4. Виды мотивационного стимулирования учащихся

5. Интерактивные методы, применяемые на уроках истории

6. Этапы интерактивной работы

7. Технология использования интерактивных методов на уроках                               истории

8. Заключение


Цель: формировать в процессе обучения установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников.

История изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное (поликультурное) и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека. Разумеется, цели и задачи истории как учебного предмета и конкретно учебного курса в данном случае гораздо шире. Основная цель исторического образования на современном этапе - воспитание и развитие личности - осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся.

Основные задачи исторического образования:

·ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;

·выработать у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;

·формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;

·формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;

·всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.

Основные принципы исторического образования:

·Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.

·Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения.

·Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе.

·Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы.

·Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге.

·Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Достаточно актуальна сейчас применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению.  Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации как внешней, так и внутренней.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация - один из критериев эффективности педагогического процесса.  Формирование учебной мотивации  - это одна  из центральных проблем современной школы. Ведь сегодня и школа, и общество сталкиваются с проблемой  демотивированности  не только основной массы школьников,  но и значительной части населения, особенно работающей молодежи, следовательно, со снижением базовых  показателей  экономического развития страны!  Значит, проблемы мотивирования школьников на сознательное и созидательное получение знаний – это проблема  и общества. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация - один из критериев эффективности педагогического процесса.  Формирование учебной мотивации  - это одна  из центральных проблем современной школы. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации  – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Мотивация представляет собой важный аспект личности, на котором замыкаются такие её качественные характеристики, как смысложизненные ценности, цели, направленность, воля. В роли мотивов могут выступать эмоции, идеалы, установки, потребности, влечения, интересы. Трудно  переоценить значение  мотивации в учебно-воспитательном процессе, когда закладываются основы дальнейшего развития учащихся, его творческого отношения к окружающей действительности, самообразованию и самосовершенствованию. Без должной мотивации учебная деятельность превращается в формальный процесс,  источник психических травм и комплексов.

Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности.

Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть:
1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем);
2) узколичностные (мотивы благополучия, престижа):
а) Получить хорошую оценку, избежать неприятностей;
б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.

Причины низкой мотивации к обучению:

 1) неумение учиться

Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

  • Недостаточный уровень интеллектуального развития, как правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.
  • Учебная деятельность так же включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
  • Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков.
  • Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой.      
  • Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться.

2) социальная дезадаптация

  • Трудности взаимодействия со сверстниками и учителями
  • Неумение адекватно выражать негативные чувства
  • Непринятие классным коллективом, конфликты

3) ошибки воспитательного характера

  • Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность
  • Завышенные требования – отсутствие требований
  • Отсутствие единых требований
  • Вовлечение ребенка в конфликт
  • Значимость образования в семье. Отношение к школе.

4) недостатки школьной системы

  • Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать трудности;
  • Отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.
  • Неумение ставить цели

Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся:

        1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций
                  2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
                 3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности
               
4. Социальные методы:
              - развитие желания быть полезным;
             - создание ситуации взаимопомощи;
             - сотрудничество и т. д.

      5. Методическая помощь родителям:

    -   Рекомендации по режиму дня

     -  Рекомендации по выполнению домашних заданий

     -  Формирование единства требований

     -  Обращение внимания родителей на недостатки учебно-подготовительной работы обучающегося дома

Интерактивные методы, применяемые на уроках истории, как средство повышения эффективности познавательного процесса

Высокой мотивации обучающихся к образованию можно добиться, создавая в ходе обучения ситуацию успеха для каждого учащегося, сопряжённую с повышением интереса  к изучению предмета и ростом их потребности к познанию. Таким требованиям отвечают современные интерактивные методы обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и учащихся. Сегодня перед школой стоит задача – создать благоприятные условия для организации учебной деятельности так, чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение при наибольшей мотивации учения и максимальном сохранении здоровья каждого ребёнка. Одним из вариантов решения данной проблемы являются широкое внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает «взаимодействие, воздействие»). Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и обучающихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение. Содержанием интерактивного воздействия учителя и обучающихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал.

Преимуществом интерактивных методов обучения является:

  • качественное восприятие и усвоение учебного материала;
  • межличностное познавательное общение и взаимодействие всех субъектов;
  • главной действующей фигурой на уроке становится  учащийся;
  • успешное формирование и развитие у школьников способностей и умений, позволяющих достигать результаты в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

Интерактивные методы обучения создают дидактические условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности. Они реализуют творческий потенциал учащихся, активизируют их познавательную активность.

 Практическое использование интерактивных методов обучения на уроках истории

Интерактивное обучение определяет способы продуктивного, критического осмысления информации. Важно, что интерактивные формы занятий основаны на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приёмах сбора, обработки и презентации результатов своей творческой поисковой деятельности, на вариативности способов коммуникации в учебных группах. К интерактивным формам и методам относят:

  • мозговой штурм;
  • игры (имитационные, ролевые, деловые, занимательные, комплексные и др.);
  • анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций;
  • исследовательскую деятельность;
  • проектную технологию, кейс-технологию, технологию развития критического мышления; технологию мультимедиа, технологию «Аквариум», «Дебаты», технологию дискуссии и др.

При отборе интерактивных методов обучения следует учитывать такой критерий как соответствие:

  • целям и задачам обучения и развития школьников;
  • дидактическим целям урока;
  • содержанию темы урока;
  • возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
  • временным рамкам обучения;
  • профессионализму и опыту конкретного учителя;
  • способу руководства учебной деятельностью;
  • логике учебного процесса.

  Для реализации данного критерия необходим    анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками.

При использовании интерактивных методов обучения отношения между учителем и обучающимися должны основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход, который требует соблюдения гуманной педагогической позиции, ценностного отношения к обучающемуся, его творчеству, создания культурно-информационной и предметно-развивающей среды, владения методикой и основами образовательной технологии. В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя обучающимся самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных учебных действий. Он лишь организует учебную деятельность, управляет ею, корректирует по необходимости и оценивает (часто с помощью самих обучающихся).

Наиболее эффективным способом организации занятий с применением интерактивных форм и методов обучения является коллективный способ организации занятий, который в большей степени отвечает задачам интерактивной деятельности обучаемых.

Групповая работа позволяет:

  • за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;
  • решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
  • продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;
  • оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

 Основным признаком групповых форм занятий является общность учебной ситуации, когда все обучающиеся класса выполняют одно и то же задание за определенный промежуток времени, одним и тем же способом и одинаковыми средствами. Второй признак групповых занятий — одинаковый маршрут освоения учебной программы, подразумевающий единство последовательности изучения разделов, тем учебного материала.

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у обучающихся формируются:

  • знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению;
  • активная жизненная позиция;
  • творческие способности;
  • развивается речь;
  • чувство ответственности за общее дело;
  • систематизируются, анализируются и корректируются представления и т.п.

Вопросы и задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения обучающимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера, разного уровня трудности и сложности.

Примерные этапы интерактивной работы: -этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению; -этап комплектования групп; -этап учебной деятельности обучающихся в группе; -этап презентации группового решения; -этап экспертизы (на усмотрение учителя); -этап рефлексии прошедшего занятия.

Технология использования интерактивных методов на уроках истории

1. Уроки с применением кейс-технологии. Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения (например, при изучении таких тем: «Гражданская война», «Феодальная раздробленность», «Смутное время», «Общественное движение 30-50-х годов XIX в. в России» и др.).

А) Путешествие в другое время

- Представьте, что у вас есть возможность отправиться на машине времени в любую страну Средневековья.

- Составьте программу полета: укажите век (год), в который вам хотелось бы перенестись.

- Назовите страну, которую вы хотели бы посетить.

- Выберите, в какой роли вам хотелось бы находиться во время путешествия: современного ученого-историка, писателя, искусствоведа, учащегося; средневекового крестьянина, владельца замка, мануфактуры, ученого, живописца, искусствоведа, рыцаря.

- Обоснуйте ваш выбор века (года), страны и роли. Определите цель вашего путешествия.

- По окончании путешествия составьте план-отчет. В зависимости от цели путешествия включите в него описание внешнего вида людей, орудий труда, оружия, а также архитектурных памятников, произведений искусства; характеристику выдающихся исторических личностей; беседы с людьми этой эпохи.

Как правило, учащиеся с интересом воспринимают подобные задания. Описание типичных эпизодов или введение в рассказ диалогов не вызывают у них затруднений.

Б) Очень увлекательным может быть урок-путешествие "Россия на пути становления гражданского общества".

Учебная группа делится на микрогруппы, выбираются лидеры.

Внутри микрогруппы распределяются роли: картограф готовит геополитическую характеристику России в начале XIX в., во время выступления использует карту; историк составляет краткую историческую справку о стране до начала XIX в.; экономист дает краткую характеристику состояния экономики, торговли, средств коммуникации; демограф анализирует демографическую ситуацию в России (численность, плотность населения, распределение по регионам, соотношение городских и сельских жителей, национальный и конфессиональный состав); социолог даёт характеристику сословно-классовому составу российского общества к началу XIX в., даёт оценку государственно-чиновничьему аппарату.  Каждому из участников предоставляется письменное задание. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с микрогруппами, с отдельными учащимися.

2. Уроки с применением технологии «Аквариум». Данная технология очень эффективна при изучении спорных вопросов истории, поскольку она позволяет создать ситуацию дебатов, когда обучающиеся не только занимают определенную позицию по спорному вопросу, но и отстаивают ее друг перед другом, убеждают в своей правоте.

Рекомендуемая памятка для учащихся:

 Диалог — это разговор между двумя или более людьми с использованием возражений и ответов.

Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения ведущая роль принадлежит вопросу. Благодаря вопросам отдельные высказывания приобретают смысл, мысли говорящего не только соприкасаются с мыслями слушающего, но и глубоко проникают в них.

Вопрос является требованием найти, сообщить, уточнить некоторые сведения. В вопросе выражается стремление ученика более точно понять текст или мысли собеседника.

Полезные вопросы

  1. Уточняющие: верно ли, что…, надо ли…, создавать ли…, должен ли…,
  2. Описательные: кто, как, что, где, когда?
  3. Вопросы для анализа: по какой причине? каковы сходства или различия? какова проблема (вопрос)? почему?
  4. Оценочные вопросы: правильно или нет? доказано или нет? каковы преимущества и недостатки? какие «за» и «против» чего-либо? каково лучшее решение?

Ответ — высказывание или действие, удовлетворяющее требование, заложенное в вопросе.

  • Предметом мысли в ответе должен быть предмет мысли заданного вопроса.
  • Содержание ответа должно относиться к заданной вопросом категории: причинности, сущности, количества, отношения и т. д.

Суждение — высказывание, выражающее мысль, которая является либо истинной, либо ложной.

Тезис — утверждение, которое защищается или опровергается.

Аргумент — суждение, проводимое в подтверждение тезиса.

Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения.

Права ученика

  1. Корректно ставить вопросы и ожидать на них обоснованные ответы.
  2. Выдвигать проблемы.
  3. Принимать и развивать ролевую позицию (докладчик, оппонент, эксперт, генератор идей и др.).
  4. Высказывать и защищать свою точку зрения.
  5. Эмоционально поддерживать партнера, способствуя развитию его позиции.

Рефлексия - анализ собственных мыслей, размышлений, переживаний.

Диалогические ситуации имеют различную природу. Рассматривая то или иное положение, человек может соглашаться с ним, подтверждать или дополнять его, отвергать или сомневаться в нем. Поэтому «выяснение отношений» обретает самые разнообразные формы. В наиболее отчетливой форме диалогичность проявляется в беседе, споре, дискуссии

 3. Уроки с применением игровой технологии.

В этом случае обучающиеся также могут поставить себя на место определенных исторических личностей, «прожить» какую-либо историческую ситуацию.

Данная технология эффективна, когда необходимо воссоздать какую-либо деятельность, поступки конкретной исторической личности, воспроизвести типичные социальные и политические ситуации в концентрированном виде. В ходе игровой деятельности даже ученики, в большинстве случаев не принимающие активного участия  в ходе урока, но желающие получить знания в готовом виде, с удовольствием включаются в процесс поиска информации и ответов.

Очень познавательна и эффективна на уроках истории Игра-путешествие:

   Учащимся 5 класса при изучении тем «Финикия. Палестина» предлагается   определить, о каких географических названиях говорится в тексте.

.. 1.. же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она ‘ примыкает к ..2..; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь ..3… После прекращения строительства канала из ..4.. в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ..5.., пока не достигнут ..6.. и таким образом не возвратятся в Египет. Финикийцы вышли из..   и затем поплыли по ..8… Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в ..1.. ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули .5.. и прибыли в ..3… По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг .Л., солнце оказывалось у них на правой стороне. (Геродот. История в девяти книгах.)

  1. Азия.
  2. Геракловы столпы (Гибралтарский пролив).
  3. Египет.
  4. Красное море.
  5. Ливия (Африка).
  6. Нил.
  7. Северное море (Средиземное море).
  8. Южное море (Индийский океан).

         При выполнении задания учащиеся не только развивают картографические умения и навыки, но и устанавливают по карте местоположение древних географических названий и соотносят их с современными, получая информацию об открытиях, сделанных финикийцами.

Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника, а особенно, на мой взгляд, на уроках истории. Именно на этих занятиях у него появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. 

У урока-игры масса преимуществ:

  • Обычно уроки-повторения ассоциируются у учащихся с контрольными работами, диктантами и т.д., на которых требуется полная сосредоточенность и направленность своих сил. Игра дает возможность педагогу проверить знания учащихся в более комфортной, естественной для детей среде, при этом эмоционально разгрузить их.
  • Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся.
  • Целесообразно проводить игровые уроки, объединяя детей в команды. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. Кроме того, это дает возможность высказываться нерешительным ученикам.
  • Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении.

Для учащихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов обучения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор.

   4. Уроки с применением проектной технологии.   Преимущество этой технологии состоит в том, что обучающиеся не только самостоятельны в выборе тем, исторического материала, форм представления, но и в том, что в этом случае та или иная историческая тема изучается более углубленно. Кроме того, данную технологию можно использовать практически на всех уроках, нужно лишь правильно подобрать темы проектов, (например, по следующим темам:  «Холокост», «Культура Древнего Рима»).

5.Уроки с применением технологии развития критического мышления. Данная технология позволяет глубоко осмыслить историческую информацию, «пропустить через себя», выработать определенное отношение к ней, поэтому ее уместно применять на уроках при изучении политики государственных деятелей, реформ, культурного развития стран.

6.Уроки с применением ИКТ. Поле деятельности с применением данной технологии обширно, поэтому ее можно применять буквально на всех уроках. Это уроки с использованием мультимедиа-презентаций (при изучении нового материала, защита проектов обучающихся), уроки с компьютерной поддержкой (проектная деятельность учащихся, проверка знаний).

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

Широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Использование ИТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Оживляет уроки по теме «Вторая мировая война» демонстрация кадров документального фильма «От Кремля до Рейхстага».
Применяю ИТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания.
Так, в старших классах на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.

Таким образом, для развития у учащихся познавательной устойчивой мотивации учения учителю необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути и действия в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся.

 Мотивацию обучающихся необходимо использовать, чтобы учебная деятельность не превратилась в формальный процесс. Находить способы мотивации нужно, учитывая требования и возможности сегодняшнего дня. Пришло время, когда обучающемуся не только необходимо, но и интересно использовать интерактивные технологии в процессе образования, и это обстоятельство должен использовать педагог для достижения наиболее высоких результатов. В современном обществе, где одним из важных этапов социализации являются не только знания, а еще и умение их применять в практической деятельности, школа должна учитывать все возможности и достоинства интерактивных методов обучения, а значит идти в ногу со временем. Это приводит к высоким образовательным результатам, удовлетворенности своей деятельностью, как учителя, так и учеников, повышению социального статуса обучающихся и росту их коммуникативных способностей. И если ученик легко выполняет свою работу, проявляет заинтересованность, удовлетворен ее результатами, то и мотивация к изучению такого предмета у него значительно вырастает.

Конечно, учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом. Этого можно достичь с помощью нескольких установок. 1) Ученик ставит сам цель урока и учебную задачу. Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги. 2) Предоставление ученику свободы выбора. Свобода выбора создает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30-е годы».  Учащимся предлагаются задания на выбор - составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала. Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень - обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Второй уровень - тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это - творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания).

Важна и личностная ориентация образовательного процесса, которая  предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно связана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.

Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

В педагогической практике существует множество методов формирования и развития мотивационной сферы. 

Среди основных современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  • создание ситуации успеха
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • нестандартные формы проведения урока
  • гибкая система поощрения и порицания
  • использование игровых технологий
  • использование информационных технологий

Таким образом, я пришла к следующим выводам:  Приемами деятельности учителя, способствующими развитию положительной мотивации учения у школьников в целом, являются:

  • общая атмосфера в школе и в классе;
  • включенность ученика в коллективные формы разных видов деятельности;
  • отношение сотрудничества учителя и ученика, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;
  • занимательность изложения материала ( примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся;
  • познавательные игры, ситуации спора и дискуссии;
  • самостоятельное выполнение учеником учебных действий, самоконтроль;
  • анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни;
  • умелое применение учителем поощрения и порицания.

Развитию положительной мотивации учения у школьников способствуют специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации:

1) упражнения на сотрудничество с взрослым сначала на материале недоступной задачи, на поиск новых подходов к задаче со скрытыми возможностями. Здесь поощряется готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому, стремление к самостоятельности;

2) задания с использованием ситуации выбора;

            3) упражнения на закрепление самооценки, на решение задач    повышенной трудности;

           4) упражнения на устойчивость целей;

           5) упражнения по снятию тревожности и напряженности, в укреплении положительных эмоций.

          Развитие положительной мотивации учения у школьников происходит на отдельных этапах урока:

на начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности и т. д.;

этап подкрепления и усиления возникшей мотивации: на данном этапе используются разные виды деятельности, выбирается учебный материал по степени трудности;

этап завершения урока: главным здесь является усиление оценочной деятельности учащихся в сочетании с дифференцированной отметкой учителя.

Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. 

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.

Мотивация является многофакторным явлением, поэтому на её уровень влияют самые различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.

Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Унификация учебно-методического комплекса"

В выступлении представлены требования к оформлению учебно-методического комплекса по написанию курсовых работ/проектов студентами колледжа...

Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"...

Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»

В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний»....