Урок в 11 классе "США в конце XX - начале XXI века: становление сверхдержавы". Презентация к уроку.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Дмитриева Евгения Борисовна

Урок в 11 классе на тему: "США в конце XX - начале XXI века: становление сверхдержавы. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.65 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Оршинская СОШ»

«США в конце XX – начале XXI в.: становление сверхдержавы»

( урок в  11 м классе)

Подготовила и  провела:

                                                                         Дмитриева Е.Б.,

                                                                              учитель истории и

                                                                           обществознания.

Пгт Орша

2013

Тема урока: «США в конце XX – начале XXI в.: становление сверхдержавы»

 Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока 

  • Определить и усвоить понятие «сверхдержава»;
  • выяснить, что способствовало превращению США после 1945 года в мирового лидера (сверхдержаву).

Задачи урока

1.Обучающие: 

  • способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о США в к. XX- начале XXI века.

2.Образовательные:

  • изучить события, которые привели к возрастанию роли США в мировом сообществе;
  • рассмотреть деятельность американских президентов и проводимой ими политики;
  • познакомиться с общественными движениями изучаемого периода.

3. Воспитательные: 

  • формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;
  • воспитание гражданской позиции учащихся и ответственности каждого за сохранение мира.

4. Развивающие:

  •   развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника,

    дополнительный материал);                            

  •   развитие умения слушать;
  •   развитие умения сформулировать обобщенный вывод;
  •   развитие умения выступать перед аудиторией;
  •   активизация познавательной деятельности в группе.

Форма работы: индивидуальная и групповая работа учащихся.

Определения:

  • Сверхдержава, монополярность;

 Персоналии: Г. Трумен, Д. Эйзенхауэр, Л. Джонсон, Б. Клинтон, Б. Обама, Р. Рейган, Д. Кеннеди.

 Оборудование:  Учебник «История. Россия и мир в XX – начале XXIвека»                         Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, раздаточный материал, компьютерная презентация  «США в к. XX – начале XXI в.: становление сверхдержавы».

Педагогические технологии:

Деятельностная технология общего развития (развивающее обучение).

Методы, используемые на уроке:

  • метод Синквен;
  • метод клайстер;
  • метод  взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа  (работа с фрагментами документов, учебником).

Использованные программы:

  • Word.
  • Power Point.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Определение темы урока (3 мин)
  2. Ознакомление с целями и задачами урока. (1 мин)
  3. Актуализация знаний (5 мин)
  4. Этап изучения  нового материала (11 мин)
  5. Этап  закрепления материала  (20 мин)
  6. Этап применения полученных знаний (3 мин)
  7.  Заполнение карты самоанализа.(1 мин)
  8.  Домашнее задание.(1 мин)

                                 Ход урока.

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся.   Для того, что бы вы сразу же включились в работу, я предлагаю вам определить сегодняшнюю тему урока, для этого вам потребуется разгадать пару синквейнов и ответить на один вопрос

(Слайд 1)        ?                                      (слайд 3)     ?

Соединенные американские                 Мощная, всеподавляющая

Государство в Северной Америке       Доминирует, притягивает, раздражает

Занимает, граничит, образует               Все государства хотят стать ею

Страна                                                      Америка

Итак,  скрытое слово в первом синквейне вы предположили правильно – это США; со вторым синквейном вы тоже справились и скрытое слово здесь – сверхдержава. А теперь ответь мне на вопрос: историю какого периода мы с вами изучаем?  (слайд 2). Правильно – Новейшую – мир в XX – начале XXI века, следовательно, тема нашего с вами урока -  США в  XX – начале XXI века: становление сверхдержавы.

тема нашего урока (слайд 4).

2. Озвучивание целей и задач урока.  (слайд 5).

3. Актуализация знаний, составление клайстера (слайд 6).

А теперь давайте выясним, что такое сверхдержава? Какие древние сверхдержавы вы можете назвать? (Византийская империя, Древний Рим периода античности, Империя Карла Великого, Ассирия, Древний Египет, Персидская держава, Греция Александра Македонского, Британская империя в новой истории, монгольская империя Чингис-хана). Довольно, историю вы знаете хорошо, только мне очень интересно знать по каким признакам вы перечислили именно эти империи? (ученики перечисляют признаки) Идет составление клайстера. На основе составленного клайстера попробуйте самостоятельно дать определение сверхдержавы итак, современная СВЕРХДЕРЖАВА  – МОЩНОЕ ГОСУДАРСТВО С ОГРОМНЫМ ВОЕННЫМ, ЭКОНОМИЧЕСКИМ, КУЛЬТУРНЫМ И ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ  ЕМУ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГЕГЕМОНИЮ НЕ ТОЛЬКО В СВОЁМ РЕГИОНЕ, НО И В САМЫХ ОТДАЛЁННЫХ ТОЧКАХ ПЛАНЕТЫ.

4. Изучение нового материала (слайд 7, 8, 9, 10).

Работа в парах и индивидуально по выдаваемым карточкам. Ребята, я прошу открыть учебники на страницах, указанных в ваших карточках и выполнить задание, после этого мы с вами сравним то, что получилось

5. Закрепление нового материала (слайд 11-25).

после выполнения работы идет сравнительный анализ работ учащихся с мультимедийной презентацией

6. Этап применения полученных знаний (слайд 26, 27, 31).

    Дискуссия на тему XXI век – век монополярности?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Вы сейчас, в наше время знаете еще одну сверхдержаву, кроме США?

2. Как называется мир, в котором есть только одна сверхдержава?

3. Какой мир называется биполярным?

4. Скажите пожалуйста, какие две страны пытались стать сверхдержавами в 20 веке

5. К кокому выводу мы с вами пришли – что лучше для мирового равновесия: монополярность, биполярность, многополярность?

6. Как вы считаете какой должна быть внешняя политика России в монополярном мире?

7. Заполнение карты самоанализа.

Спасибо за ваше мнение,  прошу заполнить карту самоанализа и выставить  итоговую  оценку  за урок.

8. Дифференцированное Д/З (слайд 29) было роздано ребятам до начала урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

? Соединенные, американские; Занимают, граничат, образуют; Государство в Северной Америке; Страна.

Слайд 2

Какой период истории мы с вами изучаем?

Слайд 3

? Мощная, всеподавляющая ; Доминирует, притягивает, раздражает; Все государства хотят стать ею; Америка.

Слайд 4

США во второй половине XX – начале XXI в.: становление сверхдержавы

Слайд 5

ЦЕЛЬ УРОКА: ОПРЕДЕЛИТЬ И УСВОИТЬ ПОНЯТИЕ «СВЕРХДЕРЖАВА», ВЫЯСНИТЬ, ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ПРЕВРАЩЕНИЮ США ПОСЛЕ 1945 г. В МИРОВОГО ЛИДЕРА (СВЕРХДЕРЖАВУ)

Слайд 6

сверхдержава Военное доминирование, ядерный потенциал Культурное доминирование Политическое доминирование Экономическое доминирование

Слайд 7

СВЕРХДЕРЖАВА – МОЩНОЕ ГОСУДАРСТВО С ОГРОМНЫМ ВОЕННЫМ, ЭКОНОМИЧЕСКИМ, КУЛЬТУРНЫМ И ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ, КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГЕГЕМОНИЮ НЕ ТОЛЬКО В СВОЁМ РЕГИОНЕ, НО И В САМЫХ ОТДАЛЁННЫХ ТОЧКАХ ПЛАНЕТЫ.

Слайд 8

Становление США как сверхдержавы произошло раньше изучаемого нами сегодня периода. Укрепление политического, экономического, военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX – начале XXI в. В 1895 году США стали обладать самой развитой и мощной в мире экономикой, обогнав Британскую Империю. В 1922 году США сравнялись с Британской Империей по военной мощи. В 1945-м они закрепили свое положение окончательно. 1945 – 1965 гг. - это период деколонизации, когда капиталистические конкуренты США (главным образом, европейские державы) теряли контроль за миром и передавали его в руки Вашингтона.

Слайд 9

Мы выяснили, что такое сверхдержава, а теперь давайте разберемся, ЧТО способствовало превращению США после второй мировой войны в мирового лидера? Вы сейчас будете работать в парах и индивидуально Время выполнения задания – 10 минут! I ПАРА II ПАРА III ПАРА IV пара V пара Как США достигли военного могущества? Как США достигли экономического могущества? Как США достигли политического могущества? Общественные движения изучаемого периода в США Общественные движения изучаемого периода в США § 42, стр. 290-291 § 42, стр. 291-292 § 42, стр. 292-293 § 42, стр. 297 § 42, стр. 297-298

Слайд 10

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: ВЫЯСНИТЬ , КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЛИ ПРЕЗИДЕНТЫ НА ВНЕШНЮЮ И ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ США ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОГО ГОСПОДСТВА Время выполнения задания – 10 минут! 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕДЕНТА ГАРРИ ТРУМЭНА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕДЕНТА ДУАЙТА ЭЙЗЕНХАУЭРА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕДЕНТА ДЖОНА КЕННЕДИ 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗЕДЕНТА ЛИНДОНА ДЖОНСОНА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОНОЛЬДА РЕЙГАНА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА БИЛЛА КЛИНТОНА 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА БАРАКА ОБАМЫ

Слайд 11

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ РАБОТЫ В ПАРАХ: I ПАРА. УКРЕПЛЕНИЮ ВОЕННОГО ВЛИЯНИЯ США СПОСОБСТВОВАЛО: КЛЮЧЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США В ООН (в составе 5 государств – членов Совета Безопасности) АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ НАТО И СЕТИ ДРУГИХ ВОЕННО -ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПРОВЕДЕНИЕ В СТРАНЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ ВВЕДЕНИЕ ПОСТА МИНИСТРА ОБОРОНЫ СОЗДАНИЕ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ СОЗДАНИЕ ЦРУ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СЕТИ ВОЕННЫХ БАЗ И ОБЪЕКТОВ США В ЕВРОПЕ (в государствах – участников НАТО)

Слайд 12

II ПАРА УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ США СПОСОБСТВОВАЛО: НА ТЕРРИТОРИИ США НЕ ВЕЛИСЬ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ МИНИМАЛЬНЫ ПОСТАВКИ ВООРУЖЕНИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СОЮЗНИКАМ УКРЕПИЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И С/Х СТРАНЫ ЭКСПОРТ ТОВАРОВ ЭКСПОРТ КАПИТАЛОВ (займы и кредиты) ТНК СОЗДАЛИ ФИНАНСОВУЮ ИМПЕРИЮ, НЕ УСТУПАВШУЮ ПО ДОХОДНОСТИ ТОМУ, ЧТО ПОЛУЧАЛИ МЕТРОПОЛИИ ОТ СВОИХ КОЛОНИЙ С НАЧАЛА 80-Х ГОДОВ США ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИЛИ РАСХОДЫ НА НИОКР (научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки) ПРИНЯТИЕ КУРСА НА РАЗВИТИЕ НАУКОЁМКИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Слайд 13

III ПАРА УКРЕПЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ США СПОСОБСТВОВАЛО: ГИБКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ В МИРЕ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРОКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ (совмещение функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего и смещающего членов кабинета министров), ДЕЛАЮЩИЕ ЕГО КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ В ПРИНЯТИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕШЕНИЙ ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ СОЗДАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ», УРАВНОВЕШИВАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ

Слайд 14

IV пара ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В США Во второй половине 40х - массовые выступления рабочих в ответ на принятие закона Тафта Хартли В 50е гг. – борьба темнокожих за свои права. Возглавил движение Мартин Лютер Кинг В 60е гг. – новая волна борьбы темнокожего населения. Уже массовое неповиновение, произошли беспорядки

Слайд 15

V пара ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В США Во второй половине 60х гг. – движение за прекращение войны во Вьетнаме Весной 70х – протест университетов и колледжей против вторжения американских войск в Камбоджу В начале XXI века – выступления против войны в Ираке

Слайд 16

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ – ОДНА ИЗ ДВУХ КРУПНЕЙШИХ ПАРТИЙ США. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ, НЕ СКЛОННЫ К АКТИВНОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ – ОДНА ИЗ ДВУХ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ США. ВЫСТУПАЕТ ЗА ПЕРЕМЕНЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ, ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ – НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО , СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Неофициальный символ партии — слон (как олицетворение мощи) Неофициальный символ — осёл (символ упрямого преодоления препятствий) ПО ТРАДИЦИИ ПРЕЗИДЕНТЫ США ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДВУХ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ:

Слайд 17

После войны США взяли на себя «мировую ответственность» . Понеся минимальные потери в войне, США вышли из нее сверхдержавой, отодвинув всех на второй план. Обладая монополией на ядерное оружие, США умело этим пользовались. Президент США Гарри Трумен. 1945-1952 гг. Демократ. Внешняя политика: Переход к «Холодной войне» - конфронтации с СССР Начало корейской войны Укрепление капитализма Внутренняя политика: Отход демократической партии от рузвельтского курса В законе Тафта-Хартли «ограничение профсоюзной деятельности»

Слайд 18

США взяли на себя политику «отбрасывания коммунизма» - Доктрину Трумена и укрепления устоев капитализма в Европе, Латинской Америке, Азии. Стали создаваться военные блоки НАТО, АСЕАН, СЕАТО и др. Внутри самих США начинается «охота на ведьм» , поиск внутренних врагов, связанных с именем сенатора Д.Маккарти. Д.Маккарти. Конгресс США

Слайд 19

С началом президентства генерала Эйзенхауэра прекратилась непопулярная корейская война. Внешняя политика: Прекратил Корейскую войну Внутренняя политика: Умерил движение «маккартизма» Накопились сложные социальные , экономические и расовые проблемы. Президент Д.Эйзенхауэр. 1952- 1960 гг. Республиканец.

Слайд 20

С решением этих проблем выступил новый президент республиканец Д.Кеннеди, провозгласивший политику «Новых рубежей». Кеннеди подверг критики доктрину «массированного воздействия» коммунистическим режимам, заменив её концепцией «гибкого реагирования» Президент Д.Кеннеди. 1960- 1963 гг. Демократ. Внешняя политика: 1962 г. Благополучное разрешение Карибского кризиса Вьетнамская война Внутренняя политика: Преемственность с рузвельтскими реформами 1963 г. Основы нелиберального курса

Слайд 21

Президент Л.Джонсон. 1964- 1968 гг. Внешняя политика: Война во Вьетнаме Внутренняя политика: Меры по уменьшению социального неравенства. Расовая дискриминация была законодательно запрещена . Преемник Кеннеди на посту президента демократ Линдон Джонсон провозгласил политику «Великого общества».

Слайд 22

Внешняя политика Программа «звездных войн» Окончание холодной войны, договоры об разоружении. В 1975 г. США эвакуирует войска из Вьетнама. Выдвинул задачу СОИ (стратегическая оборонная инициатива). Внутренняя политика 1.Сокращение государственных расходов, сокращение налогов с 50 до 28%. 2. Снижение уровня инфляции и безработицы. 3. Антипрофсоюзная политика. Президент Р.Рейган 1980-1988 гг. Республиканец. С приходом к власти неоконсерватора Р.Рейгана в 1980 г. начинается знаменитая «рейганомика» . Его политика получила название «консервативной революции».

Слайд 23

С приходом к власти демократа Б.Клинтона начинается свертывание «рейганомики». На первое место был поставлен человек и его проблемы . При нем начался небывалый рост экономики. Уровень жизни в США стал самым высоким в мире. «Третий путь» Клинтона превратил США в экономического гиганта. Б.Клинтон. 1993-2003 гг. Демократ. Внешняя политика Осложнение отношений в персидском заливе Осложнение отношений в Европе, конфликт на Балканах (Югославия), расширение НАТО. Внутренняя политика 1. «Третий путь» - активная социальная политика: здравоохранение, образование. 2. Внедрение информационных технологий, борьба с безработицей. Повышение уровня жизни людей .

Слайд 24

На выборах 2008 г. республиканцы с грохотом провалились, президентом США стал впервые темнокожий Б.Обама . 8 апреля 2010 г. США и Россия после долгих переговоров подписали договор ОСНВ-3. с 20 января 2009 года ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА: доктрина «глобального доминирования» "перезагрузка" отношений с Россией борьба с терроризмом проведение иммиграционной реформы и ужесточение контроля за оружием. Снижение вдвое энергозатрат государства

Слайд 25

В 60-е годы в США прошли бурно. Продолжалась борьба черных за свои права. Активизировалось молодежное движение. Были приняты законы о борьбе с бедностью, о защите прав чернокожих. Возглавил борьбу священник М.Л.Кинг. Мартин Л.Кинг. Хиппи. 60-е годы.

Слайд 26

XXI ВЕК – ВЕК МОНОПОЛЯРНОСТИ ??? Слайды для дискуссии:

Слайд 27

На пороге XXI в.серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Под предлогом борьбы с терроризмом США вторглись в 2001 г. в Афганистан, а в2003 г. - в Ирак. Буш выступил инициатором продвижения НАТО на восток , стал «автором» российско-грузинского столкновения в 2008 г. Нью-Йорк 11 сентября 2001 г. флот США.

Слайд 28

РЕБЯТА, ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 29

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫБЕРЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС ИНТЕРЕСНЕЕ ПОДГОТОВИТЬ К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ: § 42 Написать эссе на тему: «Является ли лидерство США в современном мире абсолютным?» Провести мини исследование, используя информацию сети Internet , сделать выводы: какие меры должна предпринять РФ во внешней и внутренней политике для возвращения статуса сверхдержавы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Презентация "Невская Застава в конце XIX - начале ХХ веков

Презентация, иллюстрированная видами промышленных предприятий, культовыми сооружениями (утраченными и сохранившимися),фотографиями конца прошлого века...

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

"Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века" конспект и презентация

Разработка урока и презентация  проста в применении и помогает обучающимся лучше разобраться в не совсем  простой теме....

Презентация к уроку "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"

Данная презентация -  результат работы учащихся 11 класса над проектом "Поэзия русского модернизма конца 19-начала 20 веков"....

Презентация к уроку "Московское государство в конце 15-начале 16 века"

Данная презентация составлена в помощь учителю для проведения урока по теме " Московское государство в конце 15- начале 16 века"...

Задания к уроку "Московское государство в конце 14- начале 15 века"

Система заданий к уроку и к презентации "Московское государство в конце 14- начале 15 века"...