Урок в музее. Неугасима память поколений
классный час по истории (9 класс) на тему

Сучеленкова Людмила Николаевна

Урок памяти о войне 1941- 45 годов и людях, которые героически выстояли в суровое время.  Используется экспозиция школьного музея  и материал исследовательских работ обучающихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee.neugasima_pamyat_pokoleniy.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2075»

                 

      Неугасима память поколений
        

                  УРОК  В  ШКОЛЬНОМ    МУЗЕЕ

для учащихся основной школы

Учитель истории                                           Сучеленкова    Людмила     Николаевна

                                                     

2015год.

          Цель:   развитие активной гражданской позиции и патриотизма как высших духовно - нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений нашей Родины.

Задачи:

1.  Образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания школьников  по истории России и родного края в период 1941-45 г.;

- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке публичных выступлений.

2. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся гордость за свой народ, чувство благодарности и уважения к героическому прошлому нашей Родины;

- пробуждать национальное самосознание, ощущение своего исторического долга, преемственности поколений.

3.  Развивающие:

- реализовать умственный, духовный,  творческий потенциал учащихся;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли.

Оборудование:   музыкальный центр.

Место проведения: музей

Сопровождение  урока:  музейная экспозиция, непосредственное общение с участниками военного времени.

   

Учитель.

Про войну немало песен сложено,

Только вы не ставьте мне в вину,

Что опять, что я опять про это,

Про давно минувшую войну.

          Мы  - поколение, никогда не слышавшее  воя сирен, извещающих о военной тревоге.  Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Мы не видели домов, разрушенных фашистскими бомбами, не знаем, что такое нетопленое  жилище и скудный военный паек. Для нас война — история. И хотя время движется вперёд, оно не властно предать  забвению славную  победу нашего народа  в  Великой   Отечественной войне.

           Сегодня у нас в гостях очень дорогие и уважаемые люди.

Ученики.

Вам - ветераны яростных сражений

Чья молодость закалена в бою!

Вам – труженики  тыла,

Чьим трудом   ковалась  Победа!

Вам  -  дети  войны, лишенные  детства

И  своим детским   трудом

Приблизившие  Победу,

Приносим вам  любовь и уважение,

И светлую признательность свою.

Учитель

Где теплоты душевной столько взять,

Чтобы согреть израненные души

Тех, кто сумел Отчизну отстоять,

Кто рать фашистскую сумел порушить. 

Вот маленькой колонной входят в зал 

Как нам близки и дороги их лица.

Я попрошу, чтоб каждый в зале встал,

Чтоб эти людям низко поклониться.

 Все  обучающиеся  встают.  Вручают   цветы  гостям.

Звучит 1 куплет  песни «Вставай  страна  огромная»

Учитель.

        Навсегда останется в памяти народной полдень 22 июня. Всю страну облетела страшная весть. ВОЙНА.  Ни у кого не было сомнения: «НАШЕ ДЕЛО  ПРАВОЕ . ВРАГ  БУДЕТ  РАЗБИТ. ПОБЕДА  БУДЕТ  ЗА  НАМИ».  Но никто  не  мог  знать,  какова  будет цена  этой  победы.

        Ещё  30 марта  1941г.  на  Большом  заседании  Гитлер  сказал:

«ЭТА  ВОЙНА  БУДЕТ  РЕЗКО  ОТЛИЧАТЬСЯ  ОТ  ВОЙНЫ  НА ЗАПАДЕ.

 НА  ВОСТОКЕ  САМА ЖЕСТОКОСТЬ – БЛАГО ДЛЯ БУДУЩЕГО»

         Над советским народом нависла реальная угроза физического уничтожения. По плану «Барбаросса» война с Советским Союзом должна была стать молниеносной.  Всё должно совершиться за  1,5 - 2 месяца.

         Всё смог учесть противник, развязывая кровопролитную войну, но не предусмотрел одного - мужества и героизма советских людей, которые от мала до велика  встанут на защиту своей Родины. Враг и не догадывался,  какую силу он поднял против себя.

     Уже 22 июня в 4 часа 30минут  летчик  Дмитрий  Кокарев, после того как отказали  пулемёты  в  воздухе, пошёл на таран и отрубил хвостовое оперенье  «Мессершмитту» над брестской землёй.  Подобные примеры  мужества не единичны. Всей стране известен подвиг капитана Гастелло, направившего свой бомбардировщик на колонну вражеских машин.

      Ярким примером мужества явилась оборона Брестской крепости.

А что знаете  вы о  подвигах  наших  земляков  в  начале  войны?

Ученик.

      Рассказывает о Викторе Талалихине,  который вылетел с нашего подольского  аэродрома в Кузнечиках и совершил  первый ночной таран немецкого самолёта. (используется музейная экспозиция)

Ученик.

       Вспоминает  о подвиге  подольских  курсантов.  Еще  совсем мальчишками они  встали на защиту нашей столицы. (используется музейная экспозиция)

Ученик.

Стоит в Подольске памятник из стали,

На юных лицах «нержавейки» блеск

Они войны науку постигали

Под скрежет танков, автоматный треск.

К Москве рвалось фашистское  отродье,

Ползли к Угре, как льдины в половодье,

Их  танки с разрисованной броней.

Ученик.

Они спасли Москву ценою жизни,

Вступив с врагом в неравный смертный бой.

За честь столицы и за честь Отчизны

Пожертвовали мальчики собой.

 Учитель.

             В  первые дни войны  около 400  добровольцев Краснопахорского  района  вступило в народное ополчение. (используется музейная экспозиция)

            Из воспоминаний  нашей землячки   Голышевой  Евдокии Васильевны, которой в августе 2014 года исполнилось 100 лет:  « Одно слово «ВОЙНА»  изменило вмиг всю жизнь. Многие жители встретились у  школы.  Мужчины,  которых  призвали  на  фронт  проходили в здание школы,  а  родные  остались на улице. К крыльцу подъехал автобус, и будущие  защитники быстро заняли посадочные места. На всю жизнь запомнила   крики, стоны  и  плачь  провожающих. Кто-то сказал, что автобус  сделает  остановку в   Былово  и  все побежали туда,  чтобы ещё хоть на мгновение увидеть родное лицо. Но, к сожалению,  этой встрече не суждено сбыться».

      Ополченцы  прибыли в  Москву  и  составили  2-ой батальон  резервного  полка  5– ой  дивизии  народного  ополчения  Фрунзенского района столицы.

          В  сентябре  1941 дивизия  вошла  в состав 33 армии резервного фронта, где получила общевойсковой  номер 113 стрелковой дивизии. Командир  генерал- майор  И.А.Пресняков.

          Боевое крещение дивизия получила уже 2 октября 1941 в оборонительных  боях  на рубеже р.Шуйце, западнее Спас – Деменска.   Затем участвовали в боях за деревню Каширино, Красную Поляну,  мужественно сражалась под   Наро-Фоминском,   освобождали   Верею,  Вязьму.

          За  форсирование  Днепра  и  Буга  дивизия  получила название «Южно-Бугско-Днепровской»  и награждена  орденом Красного   Знамени.

          Освободив от фашистов Румынию, Болгарию,  Венгрию, боевые действия дивизия завершила лишь  9 мая 1945 года в г.  Грац.

         Наши  земляки  были  достойными  защитниками  Родины,  а подчас  и настоящими  героями.

          Об одном из таких героев ученики нашей школы решили узнать поподробнее. (используется музейная экспозиция)

           Это Крючков  Фёдор Антонович – Герой Советского Союза.  Сведений  о  нём было очень мало. Ребята организовали исследовательскую работу во главе  с учителем Емельяненко Л.Ф.  Обратились  в  Центральный  архив  Московской  области,  отправили письмо в комиссариат города Винница  и  в  село  Осичное  Винницкой  области,  где   погиб   наш   земляк.         Взяли   интервью   у    участницы трудового  фронта  Толкачёвой  Ольги  Владимировны,  которая  работала  в то  время  на  Рембазе.  Она  вспомнила  Фёдора  Антоновича  и  рассказала  о его семье.

Ученик

     Родился Фёдор Антонович в Липецкой области, в семье крестьянина.   После  окончания  им  начальной  школы, семья переехала в Краснопахорский  район. Крючков  работал  токарем, кочегаром,  строителем.  По состоянию  здоровья  был  освобождён  от службы  и  только  в 1943г.  Фёдор Антонович  был  отправлен  в  запасной  полк  и  зачислен  в пулемётный  батальон.

    Крючков  освобождал  Украину,  принимал  участие  в  битве  за  Днепр.   В боях этот человек проявлял удивительное мужество,  смелость и находчивость, был  награждён  2-мя  медалями  «За отвагу».  А в 1944 году 10  января  ему  было  присвоено звание Героя Советского Союза с вручением  ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Но герой не дожил до этой даты. 6 января 1944г. он погиб в Киевской области в посёлке Тетиев. Одна из улиц  города Тетиев названа его именем, а нам в школу из села Осичное  Винницкой  области пришло письмо  о  нашем  земляке  - герое и  две   фотографии  с  места  захоронения  Крючкова  Фёдора  Антоновича.  

Ученик.

К сырой земле, где братские могилы,

О Родина! Устами приложись.

Каких героев ты похоронила,

Чтоб никогда не умирала жизнь!

Учитель

         Имена  погибших  краснопахорцев  навсегда останутся не только на мемориальных  досках  памятников, но и в наших сердцах.

        « Легендарный односельчанин» -  так  назван исторический очерк учеников  нашей школы, посвящённый  Чистякову Анатолию Никифоровичу, который  встретил  час  победы  в  Германии  и  написал  на рейхстаге « Дошёл от Москвы до рейхстага». С первых дней войны танкистом  он участвовал  в  боях  под  Юхновым,  Сталинградом,  Курском  в знаменитом сражении под Прохоровкой, освобождал Киев, Варшаву, завоевал  Берлин.  Домой  вернулся в 1948 году. (используется музейная экспозиция)

        Видно  ангел  -  хранитель  оберегал  его.  Ни одна пуля, ни один осколок  не  задел  боевого  танкиста.        

       В  мирное  время этот человек стал прекрасным семьянином. Танк сменил  на трактор. Позже на КРМЗ работал мотористом, старшим механиком  и  получал  высокие  награды,  но  уже  за  трудовые  подвиги. Анатолий  Никифорович уделял много времени патриотическому воспитанию  детей,  был  частым  гостем нашей школы и Почетным пионером дружины.

          Можно  долго  рассказывать  о  мужестве  и  стойкости  наших земляков, которые  приближали  победу  на  фронте  и  в  тылу.

       Война  четко  разделила  время   на  "довоенное" и "военное",  на  "фронт" и  "тыл".

     Тыл –это женщины, старики, подростки. Люди  самоотверженно работали  на полях,  кормили  и  одевали  защитников  Родины. Не  жалея  сил, приближали час победы.

      К  счастью,  на территории  нашего поселения  фашистов не было. Но  наши  односельчане  испытали  все  тяготы   войны.

Ученик

        Из  воспоминаний Галицкой Надежды Иосифовны: « В эти дни получили  повестки  на рытьё окопов,  противотанковых рвов. Рыли лопатами, ломами , о рукавицах не было и речи. Калужское шоссе взрывали через каждые  несколько метров,  чтобы не прошёл враг.»

     Корчевали лес  для строительства площадки под аэродром,  строили противотанковые завалы. А было юным героиням 16-17 лет.

Ученик.

Не забывайте того поколенья,

Тех, кто на фронт не попал,

Но для фронта в 3-и  смены

Трудом  ту победу ковал.

Учитель.

        По инициативе совета ветеранов была составлен список тех юных героинь Красной Пахры, которые  осень и зиму 41 года мужественно держали свою трудовую линию обороны, защищая Москву.

       Ученик.

Сегодня у нас в гостях…………..

Короткое представление присутствующих участников трудового фронта.

Слово предоставляется участнице трудового фронта……………..

Учитель

          На территории нашего поселения проживают люди, которых мы относим к категории « дети войны». Вместо беззаботного и солнечного детства страшные испытания выпали на их судьбу.  Сейчас в этом зале находится  Рябова  Ванда Николаевна - узница концлагеря «Саласпилс», чудом спасшаяся от неминуемой смерти.

      Детство за колючей проволокой, на оккупированной  территории провели Ряднова Нина Петровна, Калягина Таисия Александровна, Газукина Валентина  Васильевна,  Иванова  Пелагея  Егоровна.  Их  воспоминания, всегда сопровождающиеся  надрывным плачем не могут оставить равнодушным никого.

       Мы все знаем учителя -  ветерана  педагогического труда Ивашкину Светлану Фёдоровну.  Родилась  она  в ноябре 1941года.  А уже  в  четыре с половиной  года  стала сиротой. И  скольких  людей  война лишила  материнской ласки,  беззаботного детства.

И сейчас мы предоставляем  слово……………..

Ученики.

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война

      Нам, внукам и правнукам героев ВОВ, нельзя забывать о суровых страницах  нашей  истории. И это не высокие слова,  когда встречаешься с  людьми военного времени, понимаешь – это наша совесть, наше  национальное достояние, наша гордость.

Слово предоставляется председателю Совета ветеранов  В.В.Солдатовой .

Учитель

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал.

Минута молчанья.

         У нас  в  школе  создан  музей,  активно   наполняются его фонды, организована  исследовательская  работа, материалы которой находят отражение в проектной деятельности, в докладах на районных, областных  конференциях.  (используется музейная экспозиция)

         И  эту  деятельность  продолжает  новое поколение.  2010 во время акции «Равнение  на  Знамя  Победы»  мы  организовали  свою «От  сердца  к сердцу», которая стала традиционной. Эти встречи  дают возможность живого общения с  ветеранами, проявления внимания, уважения к ним  и помогают созданию героической летописи о наших земляках.  (используется музейная экспозиция)  

    Наше ДПО «Возрождение»  совместно с советом ветеранов  принимают участие в  перезахоронении  останков  защитников  Родины  в  Кузовлёво , праздновании  Дня  Победы  у  памятника  В.Талалихину  и  в  парке  Победы нашего поселения, незабываемой акции «Свеча памяти».  В нашей школе ежегодно проходят смотр строя и песни, фестивали патриотической песни, исторические и краеведческие конференции, на которые приглашаются ветераны, организованы  вахты памяти - это далеко не весь перечень дел во имя святой памяти.

      На территории  Краснопахорского  поселения множество памятников с сотнями  имён героев,  не вернувшихся с войны, безмолвно напоминающих нам,  какою ценой завоёвано счастье.

(используется музейная экспозиция)

Звучит  мелодия песни «День Победы».

Ученики.

Уж отгремел последний бой когда-то,

И отыграл горнист войне отбой,

Но весь народ об этом помнит свято,

И вам обязаны мы этой тишиной!

Нет, не забыть нам, дорогие ветераны,

Ваш подвиг ратный на истерзанной земле.

Хоть мы сражались, глядя на экраны,

Внимали с гордостью рассказы о войне!

В Америке, в Европе все узнали,

Как побеждать умеет наш народ,

Как губы полумертвые шептали:

«За Родину! За Сталина! Вперед!»

Как наш народ умеет ненавидеть,

Как может сильно Родину любить!

И там пусть не стараются забыть,

Как всей Европе помогли мы выжить!

      Мы поздравляем вас с победным маем!

Здоровья вам желает вся страна!

Мы уберечь Отчизну обещаем,

Недаром носим ваши имена!

Учитель (без музыкального сопровождения).

Потомки, помните о них!

Их ратным подвигом гордитесь.

Храните с честью труд живых,

Могилам павших поклонитесь.

Молю вас, как своих детей,

Храните старость их с любовью.

За радость, счастье ваших дней-

Ценой заплачено  - их кровью.

Пройдут года,   не будет их.

Сгинут надгробные обломки.

Я заклинаю вас, живых,

Не забывайте их,  потомки!

Звучит  песня  « День Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неугасима память поколений

Несколько лет я являюсь руководителем музея боевой славы Асиновского военно-пехотного училища, созданного на базе нашей школы. В этом году мы отметили 70-летие АВПУ. Эта работа своего рода отчет о дея...

Устный журнал "Неугасима память поколений"

Устный журнал по патриотичесому воспитанию учащихся, на примере истории создания памятников героям ВОВ на территории Глинковского р-на Смоленской обл., а так же на примере работы результатов поисковог...

Живая память поколений

Вечер встречи воспитанников  с участниками  локальных войн и вооруженных конфликтов  в рамках окружной патриотической акции «Служили наши земляки»...

Святая память поколений

Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы. Концерт для учащихся 6-х классов...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Внеклассное мероприятие Урок мужества "Холокост- память поколений"

Внеклассное мероприятие  Урок мужества "Холокост- память поколений"...