Эссе "НАШЕ СИБИРСКОЕ ДЕТСТВО"
презентация к уроку по истории на тему

Алибулатова Барият Бахмудовна

Министерство образования,культуры и науки РК

        Отдел образования администрации Ики-Бурульского РМО  РК

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   

                    "Ут-Салинская средняя общеобразовательная школа"

 

           Номинация: "Тринадцать лет, тринадцать дней...."

 

    Эссе "НАШЕ СИБИРСКОЕ            

                          ДЕТСТВО"               

 

                                                                              

                                                               

                                                                                                        

                                    Автор: Омарова Разият, ученица 6 класса                            

                     Дата рождения: 20 сентября 1997г.                                                                                                   

                         МБОУ " Ут- Салинская СОШ"                                                                                 

                    Руководитель : Алибулатова Б. Б.

                                Учитель истории и обществознания                            

                             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_nashe_sibirskoe.docx25.84 КБ
Файл nashe_sibirskoe_detstvo.pptx273.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                "Когда справедливость исчезает,          

                                                                 то не остаётся ничего, что могло  

                                                                 бы придать ценность жизни людей"                                                                  

                                                                                                     Иммануил Кант.                                        

           Депортация - в переводе с латинского языка означает изгнание, ссылка.  В 30 - 40 -е годы в  СССР  широко применялись репрессии и выселения больших масс людей и целых народов. Изгнанию в годы Великой Отечественной войны подверглись 58 народов и национальных групп населения.  Они были расселены на территории 6 союзных и 8 автономных республик, 5 краев и 23 областей. В Западной Сибири в годы войны находилось наибольшее количество спецпереселенцев : в Новосибирской области - 167800,  Омской - 130500. В этот край депортировали поляков,  немцев, калмыков, литовцев, эстонцев, латышей, молдаван, украинцев, корейцев.  Депортация калмыцкого населения и ликвидация  калмыцкой государственности  были проведены по Указу Президиуму Верховного Совета СССР (27 декабря 1943г.) и по постановлению СНК СССР (28 декабря 1943 г.). В соответствии с ними более 93 тысяч человек были обвинены в измене Родине и депортированы на восток страны. Омская область за годы войны приняла 35 тысяч калмыков. Непосредственными  руководителями операций  по насильственному переселению народов были заместители  Берии - Б. Кобулов и  И.Серов. Операция по выселению калмыков готовилась весьма тщательно и осуществлялась войсками НКВД (внутренними, конвойными, пограничными), которые были  подведены  заблаговременно, собран транспорт, утверждены маршруты движения колонн автомашин . Реализация задачи облегчалась тем, что подавляющая часть мужского населения находилась  в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах, в немецком плену, т.е. вне депортации. Эти люди и не подозревали, какая учесть  уготована их семьям и тем из них, кто останется в живых. Выселения проводились  внезапно.  Бывший председатель СНК Калмыцкой АССР Д. Пюрвеев с огорчением  писал Сталину, что на подготовку к выселению калмыкам  давали 1-2 часа, не разрешали брать с собой одежду, обувь и домашние принадлежности. Выселение началось зимой. Неделями ехали в закрытых вагонах, и больные, и мёртвые - вместе. По существу, в пути следования отсутствовало необходимое медицинское обслуживание, не было налажено продовольственное обеспечение, что приводило к большому количеству смертей в пути следования и по прибытии. К тому же эшелоны с калмыками прибывали в Омскую область с большим опозданием. Так, поезд № 429 опоздал на 4 суток и 13 часов. 9 января 1944 г. первым эшелоном прибыло Исилькульский район 2070 человек в числе которых оказалось умершими в пути следования 22 человека и по прибытии в больнице умерло 2 человека. Больных было принято 18 человек. 14 января вторым эшелоном № 430 прибыло 659 семей или 2203 человека: из них мужчин и женщин - 1105 человек, детей до 12 лет -1098. В этом эшелоне умерло 14 спецпереселенцев.  Доставка людей к дальнейшему месту следования - в колхозы и совхозы - производилась на грузовых автомашинах, лошадях, частично на быках. На автомашинах отправлялось по 12-14 человек, на парной подводе 5 - 6 человек. На автомашинах отправлялось по 12 - 14 человек, на парной подводе 5 - 6 человек.

             Учурова Любовь Ивановна вспоминает: " В Омск прибыли мои будущие родители 11 января 1944 года. Маму звали Учурова Зоя Манджиковна 1930 года рождения  ей было 13 лет. Отец, Учуров Иван  Боктынович 1929 года рождения, в 14 лет. Поженились в 1948 году, осенью. А через  четыре года родилась я, 4 октября 1949 года в селе Красноярка  Кагоновического района Омской области. Жили мы в избушке построенный моими родителями .Отцу было 20, а маме исполнилось только 19 лет. С нами жила бабушка (мамина мама). Дедушка погиб во время войны. С отца стороны, дедушка был попом, смотрел и лечил людей.  Молились все, по тихому, могли наказать. Мама с дядей собирали мёрзлую картошку, пока они несли, картошка вся оттаивала из-за этого спины промокали. Из мёрзлой картошки мама готовила лепёшки. Так же часто она ходила в лес. Там мама собирала ягоды: землянику, чернику, ежевику и облепиху. А еще и  грибы. Клюкву собирать было трудно, потому что она росла на болоте. Кроме меня в семье было ещё 2 сестренки и брат. Одежда была латаная и изношенная. Мы были вынуждены жить в тех же условиях. Вместе с родителями переносили все тяготы  депортации. Я  всегда слышала разговоры взрослых, про хорошую жизнь на Родине. В Сибири  зимы были очень суровые и холодные. И все мечтали вернутся и погреться  под горячим  Калмыцким солнцем. Я всегда спрашивала у мамы, а какая она Калмыкия? Мама рассказывала о широких калмыцких степях, о просторных пастбищах. Всё это, она вспоминала  со слезами на глазах .  Были разработанные нормы питания, выдача сухого пайка и мыла из расчёта 60 грамм на человека, фактически не выполнялись. Мы оставались по нескольку дней без продуктов и родители, ходили к местной администрации с просьбой о продовольствии. Каждый день кто-то умирал от голода и туберкулёза. Ясно было одно,  к таким условиям жизни, калмыки оказались малоприспособленными. Но не смотря на всё это, жили мы очень дружно".

          Степанов Владимир Тимофеевич так же рассказал о своем не простом детстве. Он родился 20 мая 1949 года в селе Красноярка Кагоновического района Омской области. У него в семье было 11 детей. Из них 3 умерло в Сибири и один  в Калмыкии от ДЦП. Семья была  большая, еды не хватало, приходилось  воровать. Основная еда была картошка и то мёрзлая.   Людей отправляли на работу, не учитывая их возраст и состояния здоровья. Они строили дороги и тротуары, рыли котлованы, ремонтировали  понтонные мосты и трамвайные пути. Тяжёлый физический труд, сухой холодный климат, дистрофия, голод тоска по родине - всё это было причиной высокой смертности. С Любовь Ивановной  мы были знакомы с детства, но пути наши разошлись  в 1957 году, кода возвращались на Родину - это было весной.  

              Любовь Ивановна с родителями уехала в Бурятию и прожили там 2 года. В Бурятии пошла в школу в первый класс, продолжить учёбу не смогла потому  что, сильно заболела. Они переехали из Бурятии в Городовиковск  и снова пошла в первый класс. В Городовиковске она закончила 10 классов. Так же закончила Элистинское педучилище. Во время учёбы в Элисте наши судьбы вновь сошлись и спустя  некоторое время мы поженились, это было в 1969 году.  Спустя некоторое время мы переехали в Ут-Салу, где у нас родились сын Игорь и дочь Эльвира.  И  по сей день  мы живем в    п.     Ут-Сала.

           Да, у каждого человека есть свобода выбора, но степень этой свободы определяется  обстоятельствами.  Сталин обладал неограниченной властью. Исходя из этого, события происходят  согласно диалектике  истории: мудрой, всезнающей, для которой нет не решаемых задач. И репрессии, и переселение калмыков, и всё остальное произошло по её воле. Согласно этой диалектике, у всего есть своя причина  и следствие. В чём же причина репрессий и депортаций? В личности Сталина? В историческом моменте? Она кроется во всех  предшествующих  им событиях. А следствие? А следствие вокруг нас, ведь никому неизвестно, как бы выглядел мир, если бы не произошли те или иные явления истории. Таким образом, объективно можно лишь определить причину события и его последствия: положительные и отрицательные. Ведь нет таких исторических явлений, у которых были бы только положительные или только отрицательные результаты, всегда есть баланс. Ну субъективно,  с позиции хорошо или плохо, оценивать событие - право каждого из нас. Я лично не могу однозначно оценить те процессы. Могу лишь сказать, что если это произошло, мне жаль невинно пострадавших людей но надеюсь, что все эти жертвы не зря были принесены на алтарь истории. Поэтому мы, сейчас живущие, должны всегда помнить о тех, кому обязаны сегодняшним днем: миром, согласием между людьми разных национальностей, материальным благополучием. Я горжусь, что одним из хороших последствий истории стала на нашей земле великая дружба народов.

    Министерство образования,культуры и науки РК

        Отдел образования администрации Ики-Бурульского РМО  РК

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение    

                    "Ут-Салинская средняя общеобразовательная школа"

           Номинация: "Тринадцать лет, тринадцать дней...."

    Эссе "НАШЕ СИБИРСКОЕ            

                          ДЕТСТВО"                          

                                                                              

                                                               

                                                                                                       

                                    Автор: Омарова Разият, ученица 6 класса                            

                     Дата рождения: 20 сентября 1997г.                                                                                                  

                         МБОУ " Ут- Салинская СОШ"                                                                                 

                    Руководитель : Алибулатова Б. Б.

                                Учитель истории и обществознания                            

                           

        П. Ут- Сала,2012 г.        

                          Содержание                                

1) Введение..................1/2                                                  

2) Основная часть......2/4                                                        

3) Заключение.............4.

                                                                                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭССЕ "НАШЕ СИБИРСКОЕ ДЕТСТВО" Омарова Разият , 16 лет Алибулатова Барият Бахмудовна Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение " Ут-Салинская средняя общеобразовательная школа" п.Ут Сала, ул.Школьная, 16 Районный конкурс "Тринадцать лет, тринадцать дней..."

Слайд 2

"Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей" Иммануил Кант.

Слайд 3

Депортация - в переводе с латинского языка означает изгнание, ссылка. В 30 - 40 -е годы в СССР широко применялись репрессии и выселения больших масс людей и целых народов. Изгнанию в годы Великой Отечественной войны подверглись 58 народов и национальных групп населения. Они были расселены на территории 6 союзных и 8 автономных республик, 5 краев и 23 областей. В Западной Сибири в годы войны находилось наибольшее количество спецпереселенцев : в Новосибирской области - 167800, Омской - 130500. В этот край депортировали поляков, немцев, калмыков, литовцев, эстонцев, латышей, молдаван, украинцев, корейцев. Депортация калмыцкого населения и ликвидация калмыцкой государственности были проведены по Указу Президиуму Верховного Совета СССР (27 декабря 1943г.) и по постановлению СНК СССР (28 декабря 1943 г.). В соответствии с ними более 93 тысяч человек были обвинены в измене Родине и депортированы на восток страны. Омская область за годы войны приняла 35 тысяч калмыков.

Слайд 4

Непосредственными руководителями операций по насильственному переселению народов были заместители Берии - Б. Кобулов и И.Серов. Операция по выселению калмыков готовилась весьма тщательно и осуществлялась войсками НКВД (внутренними, конвойными, пограничными), которые были подведены заблаговременно, собран транспорт, утверждены маршруты движения колонн автомашин . Реализация задачи облегчалась тем, что подавляющая часть мужского населения находилась в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах, в немецком плену, т.е. вне депортации. Эти люди и не подозревали, какая учесть уготована их семьям и тем из них, кто останется в живых. Выселения проводились внезапно. Бывший председатель СНК Калмыцкой АССР Д. Пюрвеев с огорчением писал Сталину, что на подготовку к выселению калмыкам давали 1-2 часа, не разрешали брать с собой одежду, обувь и домашние принадлежности.

Слайд 5

Выселение началось зимой. Неделями ехали в закрытых вагонах, и больные, и мёртвые - вместе. По существу, в пути следования отсутствовало необходимое медицинское обслуживание, не было налажено продовольственное обеспечение, что приводило к большому количеству смертей в пути следования и по прибытии. К тому же эшелоны с калмыками прибывали в Омскую область с большим опозданием. Так, поезд № 429 опоздал на 4 суток и 13 часов. 9 января 1944 г. первым эшелоном прибыло Исилькульский район 2070 человек в числе которых оказалось умершими в пути следования 22 человека и по прибытии в больнице умерло 2 человека. Больных было принято 18 человек. 14 января вторым эшелоном № 430 прибыло 659 семей или 2203 человека: из них мужчин и женщин - 1105 человек, детей до 12 лет -1098. В этом эшелоне умерло 14 спецпереселенцев.

Слайд 6

Доставка людей к дальнейшему месту следования - в колхозы и совхозы - производилась на грузовых автомашинах, лошадях, частично на быках. На автомашинах отправлялось по 12-14 человек, на парной подводе 5 - 6 человек. На автомашинах отправлялось по 12 - 14 человек, на парной подводе 5 - 6 человек.

Слайд 7

Учурова Любовь Ивановна вспоминает: " В Омск прибыли мои будущие родители 11 января 1944 года. Маму звали Учурова Зоя Манджиковна 1930 года рождения ей было 13 лет. Отец, Учуров Иван Боктынович 1929 года рождения, в 14 лет. Поженились в 1948 году, осенью. А через четыре года родилась я, 4 октября 1949 года в селе Красноярка Кагоновического района Омской области. Жили мы в избушке построенный моими родителями .Отцу было 20, а маме исполнилось только 19 лет. С нами жила бабушка (мамина мама). Дедушка погиб во время войны. С отца стороны, дедушка был попом, смотрел и лечил людей. Молились все, по тихому, могли наказать. Мама с дядей собирали мёрзлую картошку, пока они несли картошка вся оттаивала из-за этого спины промокали. Из мёрзлой картошки мама готовила лепёшки. Так же часто она ходила в лес. Там мама собирала ягоды: землянику, чернику, ежевику и облепиху. А еще и грибы. Клюкву собирать было трудно, потому что она росла на болоте.

Слайд 8

Кроме меня в семье было ещё 2 сестренки и брат. Одежда была латаная и изношенная. Мы были вынуждены жить в тех же условиях. Вместе с родителями переносили все тяготы депортации. Я всегда слышала разговоры взрослых, про хорошую жизнь на Родине. В Сибири зимы были очень суровые и холодные. И все мечтали вернутся и погреться под горячим Калмыцким солнцем. Я всегда спрашивала у мамы, а какая она Калмыкия? Мама рассказывала о широких калмыцких степях, о просторных пастбищах. Всё это, она вспоминала со слезами на глазах . Были разработанные нормы питания, выдача сухого пайка и мыла из расчёта 60 грамм на человека, фактически не выполнялись. Мы оставались по нескольку дней без продуктов и родители, ходили к местной администрации с просьбой о продовольствии. Каждый день кто-то умирал от голода и туберкулёза. Ясно было одно, к таким условиям жизни, калмыки оказались малоприспособленными. Но не смотря на всё это, жили мы очень дружно".

Слайд 9

Степанов Владимир Тимофеевич так же рассказал о своем не простом детстве. Он родился 20 мая 1949 года в селе Красноярка Кагоновического района Омской области. У него в семье было 11 детей. Из них 3 умерло в Сибири и один в Калмыкии от ДЦП. Семья была большая, еды не хватало, приходилось воровать. Основная еда была картошка и то мёрзлая. Людей отправляли на работу, не учитывая их возраст и состояния здоровья. Они строили дороги и тротуары, рыли котлованы, ремонтировали понтонные мосты и трамвайные пути. Тяжёлый физический труд, сухой холодный климат, дистрофия, голод тоска по родине - всё это было причиной высокой смертности. С Любовь Ивановной мы были знакомы с детства, но пути наши разошлись в 1957 году, кода возвращались на Родину - это было весной.

Слайд 10

Любовь Ивановна с родителями уехала в Бурятию и прожили там 2 года. В Бурятии пошла в школу в первый класс, продолжить учёбу не смогла потому что, сильно заболела. Они переехали из Бурятии в Городовиковск и снова пошла в первый класс. В Городовиковске она закончила 10 классов. Так же закончила Элистинское педучилище. Во время учёбы в Элисте наши судьбы вновь сошлись и спустя некоторое время мы поженились, это было в 1969 году. Спустя некоторое время мы переехали в Ут-Салу , где у нас родились сын Игорь и дочь Эльвира. И по сей день мы живем в Ут-Сале .

Слайд 11

Да, у каждого человека есть свобода выбора, но степень этой свободы определяется обстоятельствами. Сталин обладал неограниченной властью. Исходя из этого, события происходят согласно диалектике истории: мудрой, всезнающей, для которой нет не решаемых задач. И репрессии, и переселение калмыков, и всё остальное произошло по её воле. Согласно этой диалектике, у всего есть своя причина и следствие. В чём же причина репрессий и депортаций? В личности Сталин? В историческом моменте? Она кроется во всех предшествующих им событиях.

Слайд 12

А следствие? А следствие вокруг нас, ведь никому неизвестно, как бы выглядел мир, если бы не произошли те или иные явления истории. Таким образом, объективно можно лишь определить причину события и его последствия: положительные и отрицательные. Ведь нет таких исторических явлений, у которых были бы только положительные или только отрицательные результаты, всегда есть баланс. Ну субъективно, с позиции хорошо или плохо, оценивать событие - право каждого из нас. Я лично не могу однозначно оценить те процессы. Могу лишь сказать, что если это произошло, мне жаль невинно пострадавших людей но надеюсь, что все эти жертвы не зря были принесены на алтарь истории. Поэтому мы, сейчас живущие, должны всегда помнить о тех, кому обязаны сегодняшним днем: миром, согласием между людьми разных национальностей, материальным благополучием. Я горжусь, что одним из хороших последствий истории стала на нашей земле великая дружба народов.

Слайд 13

Содержание 1.Введение …………. 2.Основная часть…….. 3.Заключение……………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""

1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона         совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

статья "Детство – это мы с тобою, детство – это я и ты!"

«Добрый вечер, наши уважаемые…Обожаемые...Любимые...И любящие нас родители и учителя!» - этими словами началось общешкольное родительское собрание «Наша школьная жизнь», которое состоялось 27 января 2...

Последний звонок "Кораблик детства - уплывает в детство"

Праздник последнего звонка "Кораблик детства - уплывает в детство" проводился в гимназии "Эврика" 25 мая 2012 года, классный руководитель 11 "Б" класса - Атаманова Г.А....

Почему сибирский кедр так редок на Европейской территории. Проблемы интродукции и реинтродукции сосны сибирской (сибирского кедра) на территории европейской части нашей страны.

 В настоящей статье Вы узнаете, почему сибирский кедр очень редко встречается на европейской части Российской Федерации, почему он исчез в исторические времена. А так же, как можно восстан...