План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.

На уроке реализуются следующие задачи:

- повторить и закрепить знание фактического материала по истории Отечественной войны 1812 года;

- установить причинно - следственные связи событий войны;

- определить характер и значение Отечественной войны.

Урок проводится в виде игры, класс делится на команды. Форма работы на уроке - групповая игра. Урок проводится по нескольким разнообразным конкурсам.

Конкурсы оценивает жюри, созданное из учеников 11 класса. Результаты оценивания они выставляют в специально разработанные оценочные листы.

В конце урока подсчитываются баллы, объявляется команда - победитель. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_1812_godu._1.docx18.57 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку354.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по истории России в 10 классе. Профильный уровень

Тема: Отечественная война 1812 года

Учитель: Сетянова Елена Львовна

Задачи урока:

- повторить и закрепить знание фактического материала по истории Отечественной войны 1812 года;

- установить причинно - следственные связи событий войны;

- определить характер и значение Отечественной войны.

Тип: урок – игра

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года»

Ход урока

      Организационный момент. Класс делится на две команды, каждая выбирает себе название. Судьями в игре выступают ученики 11 класса. Они оценивают каждый конкурс в оценочном листе.

1 Конкурс Разминка. Назови даты.

Северная война

Семилетняя война

Полтавская битва

 Бородинское сражение

Падение ига монголо – татар на Руси

Битва у мыса Гангут

Ледовое побоище

Битва при Лесной

Куликовская битва

Ливонская война

Битва на реке Калке

Невская битва 

2 Конкурс. Домашнее задание

 Напишите сочинение – эссе на тему высказывания Федора Глинки: «Война народная час от часу является в новом блеске. Кажется, что сгорающие села возжигают огонь мщения в жителях. Тысячи поселян, укрываясь в леса и превратив серп и косу в оружия оборонительные, без искусства, одним мужеством отражают злодеев».

Напишите сочинение – эссе на тему высказывания рядового солдата, который на вопрос: «Отчего в Бородине дрались так храбро?» отвечал:

- Оттого, сударь, что тогда никто не ссылался и не надеялся на других, а всякий сам себе говорил: «Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все сдайся, а я умру, а не сдамся!» Оттого и стояли и умирали!»

3 Конкурс. Угадайте о ком это сказано:

- «рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины восторги не могли заменить ему семейное гнездо, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера»;

- «Канцелярским  Наполеоном» именовали его современники;

- «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой» А.С. Пушкин;

- «Меняю любое европейское княжество на вашего государственного секретаря» Н. Бонапарт;

- «Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же умываю руки»

Царь Александр 1;

- «Сфинкс не разгаданный до гроба…» П.А. Вяземский.

        4 Конкурс.  Исправь ошибку в документе

      Биограф  Демид Куролесин лихо разобрался с политическими проблемами первой четверти 19 века. По его словам: «После мирной кончины Павла 1 на престол взошел его сын - Александр Петрович – царь Александр 1. Это сильно обидело Наполеона 1, поскольку в мире не могут быть два первых государя, и он объявил войну России».

                               

      Из дорожного дневника французской писательницы Жермены де Сталь (1812): «Генерал, командовавший русской армией, Барклай де Толли… рожденный в России, был вполне славянского происхождения, и этого достаточно, чтобы вести ему русских к победе…»

5 Конкурс. Укажите недостающее звено:

  1. Приказы – Коллегии -  ?
  2. Вступление французов на территорию России – отступление русских армий -   ?  Бородинское сражение – совет в Филях – сдача французам Москвы
  3. 1 армия М.Б. Барклай де Толли 2 армия   ?   – 3 армия А.П. Тормасов             

     6 Конкурс. Проблемное задание

     После взятия Наполеоном Москвы в 1812 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна, великий князь Константин Павлович, императрица Елизавета Алексеевна и другие члены царской семьи убеждали Александра 1 заключить мир с французами.

     Назовите причины, вызывавшие подобное «миролюбие»

                                     

      В воспоминаниях современников наполеоновских войн есть такие строки: «Война 1812 г. возвысила мнение русских о самих себе и о своем отечестве… Во Франции русские были свидетелями свержения тяжкого гнета… утверждения конституционного правления и торжества либеральных идей. Возвращаются в Россию и что видят?»

      Дайте развернутый ответ на вопрос мемуариста.

                     

7 Конкурс. Соотнесите события и даты

1. убийство Павла 1;                                                        а) 1803 г.

2. годы царствования Александра 1;                             б) 26 августа 1812 г.

3. указ о вольных хлебопашцах;                                    в) 1801 г.

4. Бородинское сражение;                                              г) 12 июня 1812 г.

5. начало Отечественной войны;                                   д) 1 сентября 1812 г.

6. вступление Наполеона в Москву;                              е) 1807 г.

7. битва за Смоленск;                                                      ж) 2 сентября 1812 г.

8. Венский конгресс;                                                        з) 4-5 августа 1812 г.

9. Наполеон выводит свою армию из  Москвы;           и) 1801г. – 1825 г.

10. Военный совет в Филях.                                           к) 7 октября 1812 г.

11. Тильзитский мирный договор                                  л) 1814 г.

8 Конкурс. Выберите лишнее:                            

П.И. Багратион                                                                    М.М. Сперанский                          

 М.Б. Барклай де Толли                                                      А.П. Тормасов

Д.В. Давыдов                                                                       М.И. Кутузов                            

М.В. Ломоносов                                                                   Н.Н. Раевский                              

Ф.П. Уваров                                                                          М. И. Платов

Подведение итогов. Подсчет и оглашение баллов. Награждение победителей.

Вывод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – игра на тему: «Отечественная война 1812 года»

Слайд 2

Задачи урока: - повторить и закрепить знание фактического материала по истории Отечественной войны 1812 года; - установить причинно - следственные связи событий войны; - определить характер и значение Отечественной войны.

Слайд 3

Конкурс разминка Северная война Семилетняя война Полтавская битва Бородинское сражение Падение ига монголо – татар Битва у мыса Гангут Ледовое побоище Битва при Лесной Куликовская битва Ливонская война Битва на реке Калке Невская битва

Слайд 4

Домашнее задание : напишите сочинение – эссе на тему высказывания Федора Глинки: «Война народная час от часу является в новом блеске. Кажется, что сгорающие села возжигают огонь мщения в жителях. Тысячи поселян, укрываясь в леса и превратив серп и косу в оружия оборонительные, без искусства, одним мужеством отражают злодеев».

Слайд 5

Домашнее задание : напишите сочинение – эссе на тему высказывания рядового солдата, который на вопрос: - Отчего в Бородине дрались так храбро? отвечал: - Оттого, сударь, что тогда никто не ссылался и не надеялся на других, а всякий сам себе говорил : «Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все сдайся, а я умру, а не сдамся!» Оттого и стояли и умирали!»

Слайд 6

Угадайте о ком это сказано: - «рос вне семьи, вне материнской ласки, бабкины восторги не могли заменить ему семейное гнездо, а это, в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера»; - «Канцелярским Наполеоном» именовали его современники; - «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой» А.С. Пушкин;

Слайд 7

Угадайте о ком это сказано: - «Меняю любое европейское княжество на вашего государственного секретаря» Н. Бонапарт; - «Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же умываю руки» Царь Александр 1; - «Сфинкс не разгаданный до гроба…» П.А. Вяземский.

Слайд 8

Проблемное задание После взятия Наполеоном Москвы в 1812 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна, великий князь Константин Павлович, императрица Елизавета Алексеевна и другие члены царской семьи убеждали Александра 1 заключить мир с французами. Назовите причины, вызывавшие подобное «миролюбие».

Слайд 9

Проблемное задание В воспоминаниях современников наполеоновских войн есть такие строки: «Война 1812 г. возвысила мнение русских о самих себе и о своем отечестве… Во Франции русские были свидетелями свержения тяжкого гнета… утверждения конституционного правления и торжества либеральных идей. Возвращаются в Россию и что видят?» Дайте развернутый ответ на вопрос мемуариста.

Слайд 10

Укажите недостающее звено: 1. Приказы – Коллегии - ? 2. Вступление французов на территорию России – отступление русских армий - ? Бородинское сражение – совет в Филях – сдача французам Москвы 3. 1 армия М.Б. Барклай де Толли – 2 армия ? – 3 армия А.П. Тормасов

Слайд 11

Исправь ошибку в документе Демид Куролесин, биограф Александра 1 писал: «После мирной кончины Павла 1 на престол взошел его сын - Александр Петрович – царь Александр 1. Это сильно обидело Наполеона 1, поскольку в мире не могут быть два первых государя, и он объявил войну России».

Слайд 12

Исправь ошибку в документе Из дорожного дневника французской писательницы Жермены де Сталь (1812): «Генерал, командовавший русской армией, Барклай де Толли… рожденный в России, был вполне славянского происхождения, и этого достаточно, чтобы вести ему русских к победе…»

Слайд 13

Соотнесите события и даты 1. убийство Павла 1; а) 1803 г. 2. годы царствования Александра 1; б) 26 августа 1812 г. 3. указ о вольных хлебопашцах; в) 1801 г. 4. Бородинское сражение; г) 12 июня 1812 г. 5. начало Отечественной войны; д) 1 сентября 1812 г. 6. вступление Наполеона в Москву; е) 1807 г. 7. битва за Смоленск; ж) 2 сентября 1812 г. 8. Венский конгресс; з) 4-5 августа 1812 г. 9. Наполеон выводит свою армию и з Москвы; и) 1801г. – 1825 г. 10. Военный совет в Филях. к) 7 октября 1812 г. 11. Тильзитский мирный договор л) 1814 г.

Слайд 14

Выберите лишних : Н.Н. Раевский П.И. Багратион А.П. Тормасов М.Б. Барклай де Толли М.И. Платов Д.В. Давыдов М.И. Кутузов М.В. Ломоносов М.М. Сперанский Ф.П. Уваров

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по истории России 8 класс на тему "Отечественная война 1812 г"

Проверочная работа по истории России 8 класс на тему "Отечественная война 1812 г"...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе «Отечественная война 1812 года»

Тема: Отечественная война 1812 года. Класс: 8. Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли от...