Серебряный век русской культуры
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Елена Александровна Шевченко

План урока+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon serebryanyy_vek_russkoy_kultury.zip737.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Серебряный век русской культуры»

9 класс (история России)

Цель урока: охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества начала ХХ века, наиболее значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления литературы и живописи.

Задачи урока:

- доказать, что период к.19- н.20 в.в.  был действительно «серебряным веком русской культуры»

- познакомиться с новыми направлениями в искусстве и литературе

- охарактеризовать духовное состояние общества  и социокультурный феномен «серебряного века

План урока:

1. Просвещение

2. Наука

3. Литература

4. Живопись

5. Скульптура, Архитектура.

6. Музыка. Кино.

Ход урока.

I. Организационный момент.

      В начале урока учитель объявляет тему,  ставит цели и задачи (слайды 1-3).  Перед учащимися ставится вопрос: «Докажите, что был серебряным веком русской культуры?

II. Объяснение нового материала.

      Заранее подготовленные учащиеся сообщают о развитии просвещения  в России (слайд 4).

III. Наука.

      Учитель выясняет вместе с ребятами, какие научные открытия были сделаны в этот период. Работа сопровождается показом слайдов и выступлением заранее подготовленных учащихся (слайды 5-9). Заполняется таблица, которую необходимо завершить дома. Следует добавить материал об обучении в гимназии, образовании девочек и жизни русского студенчества. Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось около 6 млн. человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др. профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами. В н.20 в. в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах, за что получил Нобелевскую премию. Другой Нобелевский лауреат - И.Мечников, заложил основы иммунологии. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являясь центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

1

IV. Литература.

      Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранил яс в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. А.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли - С. Есенин, Н.Клюев и др. (слад 10-11). Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции.  Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна», «Пощечина  общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления - В.Маяковский, В. Хлебников и др., объединились в группу «Гилея» (слайд12). Следует привести отрывки из литературных произведений,  чтобы ярче понять дух эпохи, время появления пролеткульта  (прил.1). На уроке будет интересным провести мини-театрализованное представление, с использованием произведения Булгакова «Собачье сердце» (прил.2)  и диалог «о пленарном заседании»  из произведения М. Зощенко «Обезьяний язык» (прил.2).

V.  Живопись. Скульптура.  Архитектура. Музыка. Кино.

      Следует обсудить ведущие направления в искусстве. Дать определение понятиям с записью их в тетрадь: импрессионизм, авангардизм, символизм, реализм, модернизм, акмеизм, футуризм, эклектика. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III. А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»). В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова (слайд 13). В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность - неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С.Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну» (Банк Рябушинского). В.Валькотт, используя эклектику, построил в Москве здание гостиницы «Метрополь». Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма (слайд 14). В н.20 в. в музыке появились композиторы    новаторы - А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки Вокальная школа    дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершова (слайд 15). В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры - К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов (слайд 16). В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиком был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В 1908-9 г.г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в н. века появился кинематограф (слайд 17).    В 1908 г. вышла 1-я русская картина - «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя». Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры.

VI. Закрепление материала.

        Учащиеся приводят аргументы и доказывают, что начало 20 века действительно являлось «серебряным веко» русской культуры. Проблемное задание. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием стилей направлений, методов. В научной литературе 30-80-х гг. это обстоятельство было принято ставить культуре начала ХХ в. в упрек. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этой оценкой?

      Затем выполняется проверочный тест (слайд18-19).

Домашнее задание: пар. 8, закончить таблицу, синквейны (прил.3) (слайд 20).

2

Приложение № 1 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)

А.А. Ахматова «Вечером»                                                  

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: «Я верный друг!» -

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук!

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят стройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц

А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым».        

А.А. Блок «И очи синие...»

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

И. Северянин «Промельк»

Голубые голуби на просторной палубе,

А дождинки капали, - голуби их попили.

На просторной палубе голубые голуби

Все дождинки попили, а дождинки капали.

И. Северянин …

Сонным вечером жасминовым,

Под лимонный плеск луны

Повстречалась ты мне, грешница,

С белой лилией в руке.

Ландыши воздушные, реющие ландыши

Вечером зимеющим льдяно зацвели…  

Хлебников

Бобэоби пели губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови;

Лиээй пелся облик,

Гзи-гзи –гзэо пелась цепь.

Такм на холсте каких-то соответствий

Вне притяжений жило Лицо.

Маяковский «Загадка»

У Лица

Лица У

Догов годов

Резче через

Железных коней.

Приложение № 2 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)

М.А. Булгаков отрывок из произведения «Собачье сердце»

Голос: Глухой, смягченный потолками и коврами, хорал донесся откуда-то сбоку.

Филипп Филиппович (профессор Преображенский): Зинушка, что это такое означает?

Зина: Опять общее собрание сделали,  Филипп Филиппович.

Ф.Ф.(горестно восклицая): «Опять! Ну, теперь стало быть пошло…Вначале каждый вечер пение, затем в квартирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и т.д…Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!..разруха сидит не в клозетах, а в головах!...когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Н. Романова,  угнетенных малайцев и тому подобные галлюцинации, а займется чисткой сараев,  прямым своим делом – разруха исчезнет сама собой. … В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо – и никаких разрух!...»

        

М. Зощенко отрывок из произведения «Обезьяний язык»

Первый: «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта…Я вот на днях слышал разговор.

Второй: А что, товарищ, это заседание пленарное будет, али как?

Первый (небрежно отвечает): Пленарное

Второй (удивляясь): Ишь ты, то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

Первый (строго отвечает): Да уж будьте покойны. Сегодня пленарное и кворум такой подобрался – только держись.

Второй: Да ну? Неужели и кворум подобрался?

Первый: Ей – богу!

Второй: И что же он, кворум – то этот?

Первый (несколько растерявшись): Да ничего, подобрался, и все тут.

Второй (с огорчением): Скажи на милость. С чего бы это он?

Приложение № 3 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение  чему-либо.

Алгоритм написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка -  одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

Модернизм

Современный, свободный

Синтезирует, пытается понять

Отвечает на «вечные русские вопросы»

Искусство

Импрессионизм

Мимолетный, изменчивый

Развивает, впечатляет

Живописная система

Настроение

Символизм

Четкий, яркий

Предчувствует, страшится, тоскует

Сакральное действо

«Жизнетворчество»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Серебряный век Русской культуры"

Презентация к уроку - http://ifolder.ru/22123735...

Презентация "Серебряный век русской культуры "

Серебряный век русской культуры....

Серебряный век русской культуры

Презентация к уроку литературы "Серебряный век. Увенчанные славой" помогут создать проникновенную атмосферу.Творческие биографии и судьбы в истории страны....

Урок истории в 9 классе Серебряный век русской культуры

Начало  XX века вошло в русскую культуру  под названием «серебряного века». На примерах научных достижений и направлений показано искусство во второй половине  XIX века....

Тема урока: «Серебряный век русской культуры»

Цели: 1. Обучающая: познакомить учащихся с особенностями стилей культуры начала XX века, творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода; 2. Развивающая: развивать познавательн...

"Серебряный век русской культуры"

Интегрированный урок литературы и истории России в 11-ом классе....