Методическая разработка " Формирования средневековых городов"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Дубровская Елена Евгеньевна

Цели урока :

1.Обучающие:

 подвести учащихся к пониманию причин воз­никновения городов в  Средние века, способствовать пониманию сущности средневекового города.

2.Воспитательные:

умение работать в группе, уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения, толерантность в мировоззренческих позициях.

3.Развивающие:

 умение работать с текстом учебника, видео­материалами, отбирать необходимую информацию; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, делать обобщение на новой, незнакомой основе, способствовать развитию творческих способностей детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дубровская  Елена Евгеньевна ,учитель  истории и обществознания ГБОУ  школа № 643

Московского района Санкт-Петербурга

Предмет : история средних веков 6 класс

Тема урока :Формирование средневековых  городов..Городское ремесло.

Тип урока - изучение нового материала.

Технология - коллективная мыслительная деятельность; учебное исследование

с использованием  презентации и информации учебника «Средние века», авторов

 Е.В. Агибаловой  и  Г.В. Донского.- М. «Просвещение»,2013г.; рабочая тетрадь

по истории средних веков автор Е.А.Крючковаю-М. «Просвещение»,2013 г.

Цели урока :

1.Обучающие:

 подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в  Средние века, способствовать пониманию сущности средневекового города.

2.Воспитательные:

умение работать в группе, уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения, толерантность в мировоззренческих позициях.

3.Развивающие:

 умение работать с текстом учебника, видеоматериалами, отбирать необходимую информацию; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, делать обобщение на новой, незнакомой основе, способствовать развитию творческих способностей детей.

Задачи:

1.организовать индивидуальную и коллективную работу  обучающихся по анализу, синтезу, сравнению и обобщению учебного материала с целью получения нового знания;

2.проконтролировать умение устно и письменно излагать ответ в изменяющейся ситуации (с получением нового знания).

Контроль: групповая, парная, индивидуальная работа учащихся.

К концу урока учащиеся должны:

знать: причины возникновения и сущность средневекового города;

уметь: находить причины и следствия исторического процесса, определять особенности

средневековых городов, выстраивать устный ответ ;

понимать: взаимосвязь причин, происходящих в истории средневекового общества.

Ход  урока:

Определение целей урока.

Вопросы урока:        

Причины возникновения городов.

1.Места появления новых городов.

2.Борьба городов с сеньорами.

3.Значение появления городов.

Учитель раздает дидактический материал :

1. Прочитайте отрывки из сочинений историков. Речь идет о Европе в XI в.

Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, вырывают у враждебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря. Налицо невиданная внутренняя колонизация.

Для освоения обширных пространств постоянно требуются рабочие руки, орудующие киркой, плугом и мотыгой. Часто за неимением лучшего новых работников вербуют, трубя в рог на перекрестках и раздавая щедрые  посулы — принять и защитить каждого, «будь то вор или беглый».

Восстанавливаются пути сообщения и обустраиваются города, топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни.

Происходит явный взлет некоторых поселений, оказавшихся в более выгодном положении благодаря дорогам, рекам, морю, броду, крупному порту. Вокруг этих поселений появляются новые предместья, где селятся преимущественно торговцы.

Повсюду возникают новые дороги, люди кучками прокладывают себе путь между кустов и вереска. Округа покорно приобретает иной вид. Новая улица, Новая гостиница, Новый мост; и вот по этим дорогам уже идут новые люди.

Растет население, которому становится тесно в старых деревнях. Люди осваивают новые земли, строят новые деревни, переезжают в новые города.

 Российский историк О. А. Добиаш-Рождественская  назвала XI век «бодрым, проснувшимся к новому бытию».  «Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе», — утверждала она.

объяснить, что имела в виду историк,  называя XI век «бодрым, проснувшимся к новому бытию».

  Своими словами объясните причины возникновения средневековых        городов. Сделайте это устно, а в тетрадь выпишите шесть самых важных словосочетаний, которые помогут вам подготовить яркий, образный ответ:

1)                                                           4)        

2)                                                           5)        

3)                                                           6)        

Слайд 1

Исторические карты: «Франкское государство в V - начале XI в.» и «Европа в XI - XIV веках».

Давайте попробуем выступить в роли исследователей. Какие различия вы заметили?

Слайд 2

К карте «Франкское государство в V - начале XI в.»: одно большое государство.

Небольшое количество городов. Города построены еще в период римского владычества.

Слайд 3

К карте «Европа в XI - XIV веках»: вся Европа покрыта морскими и сухопутными торговыми путями. Появилось большое количество городов.

Почему произошли такие перемены? Это нам предстоит узнать.

Слайд 4

Тема урока: «Формирование  средневековых городов».

Назовите время возникновения городов как центров ремесла и торговли в Западной

 средние века. Почему в это время стали возникать города?

(ответ учащихся так как в это время  происходит отделение ремесла от сельского

хозяйства .Города возникали как поселения ремесленников, стали  центрами

центрами ремесла и торговли.)

Слайд 5

Почему в Европе в XI веке стали появляться города?

1.Используйте предложенную информацию и материал учебника, стр.103-105.

2.Составьте цепочку логических рассуждений.

Слайд 6

Объясните: почему?

1.Все земли в поместье делились на две части: господские и крестьянские наделы.

2.Крестьяне выполняли принудительные повинности (оброк, барщина).

3.Все работы крестьянина были для него бесплатны!

4.Все крестьяне были объединены в общину.

5.Все крестьяне пользовались одинаковыми пахотными наделами.

6.Все работы на полях начинались и заканчивались одно временно.

7.Крестьянам было запрещено охотиться в лесу феодала,

8.Печь хлеб можно было лишь в печи феодала.

9 .Восставших крестьян ждало жестокое наказание.

10.Община нужна была не только крестьянам.

11.Хозяйство и феодала, и крестьянина было натуральным

12.Все крестьяне обречены были жить в деревне и быть бедняками.

13.Аграрное общество должно было быть вечным.

  Слайд 7

   Как были связаны между собой  успехи в сельском  хозяйстве и ремесле ?

( работа с текстом учебника)

 

 Слайд 8

 (Проверим себя !)

  1.Совершенствование техники земледелия -трехполье

  2.Повышение производительности труда

  3.Улучшение орудий труда      

  4. Совершенствование трудовых навыков людей.

  5.Огородничество,которое дает разнообразие продуктов питания

  6.Увеличение количества продуктов питания, появление излишков.

  7.Возможность обмена.        

  8.Появление ремесленников.        

  9.Отделение ремесла от сельского хозяйства.

  10.Появление городов.

Запишите.Выделите главную причину изменений, произошедших в средневековом обществе.

Слайд 9

Главная причина возникновения средневековых городов?

Главная причина изменений: «Развитие хозяйства».

Отделение ремесла от сельского хозяйства и появление городов было настоящей революцией  обществе ? (ответ учащихся  : отток сельских умельцев из

деревень, усложнение орудий труда ,изготовление которых требовало особых

знаний и умений)

Слайд 10. Карта «Европа в Х1-Х1У веках».

Где же возникали города? Почему именно там?

Что не названо? Найдите в учебнике на стр. 105-106.

Слайд 11-14. Виды средневековых городов.

Слайд 15.

1.Но где бы ни возникал город, он всегда оказывался  на земле феодала.

2. Изучаем учебник  стр. 107-108 .

3. Подумайте к чему это приводило ?

4. Сделайте  вывод.

Слайд 16.

Проверим, что получилось.

1.Между городами и сеньорами велась борьба.

2.В городах, освободившихся от власти феодалов, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет во главе с мэром (в Англии и Франции) или бургомистром (в Германии).

3.Горожане становились свободными от феодальной зависимости

 («Городской воздух делает человека свободным»),

4.Население города росло за счет притока людей из деревни.

Основной вывод:

1.Города возникли как центры ремесла и торговли.

2. Город  формировал особое мировоззрение горожанина.

Слайд17.

 Вопросы.

 I. Что стало со старыми «римскими» городами?

 2. Почему короли поддерживали города?

 3.Объясните, почему феодальная зависимость крестьян в XI- ХШ веках продолжал

 существовать, а беглый крестьянин, проживший в городе год и один день, становился    свободным?

  Слайд 18.  

   Почему  средневековыми  городами были защищены частоколами и валами,а потом

 и каменными стенами ?(ответ учащихся города обычно были расположены  на земле

феодала ,который смотрел на ремесленников как на своих крепостных,брал с них оброк)

Слайд 19.

Выполняем задание ! Игра со словами

В этом квадрате вы должны найти названия 10 средневековых городов. Они могут располагаться справа налево, сверху вниз, по диагонали   (сверху вниз).

Слово-подсказка входит в названное число.

т

и

м

и

 й

ц

ы

в

г

3

а

р

о

м

 п

м

г

е

а

у

р

п

и

з

 а

л

а

н

у

б

б

ч

т

р

 р

т

м

е

з

р

л

б

у

у

 и

м

б

ц

и

ю

о

с

к

ч

 ж

н

у

и

н

г

н

и

т

ё

ж

р

р

я

ы

г

д

ь

ф

е

л

к

г

й

ц

е

о

ь

и

г

н

ь

г

е

н

т

н

л

ю

б

е

к

н

я

ф

е

 Домашнее задание.

 1.Выпишите   название 10 названий крупных европейских средневековых городов,     возникших в Х1-Х1У веках .

 2. Дайте краткую историческую характеристику одного из городов.

 3. Является ли главная  причина появления городов - развитие хозяйства - основной для изменения в нашем обществе?

Дидактический  материал(раздается на уроке учащимся):

После падения Западной Римской империи  под ударами варваров почти замерла жизнь в ее многочисленных городах. Рим,  Медиолан , Лютеция и многие другие, некогда цветущие города, пришли в упадок. Население их сократилось. Жизнь едва теплилась в нескольких кварталах. Величественные постройки постепенно разрушались; на городских площадях пасли скот; Люди предпочитали сельскую местность: там легче было прокормиться и спрятаться от набегов варваров.  Шло время. Бури раннего средневековья утихли. Жизнь в Западной Европе постепенно налаживалась. Развивались ремесла, восстанавливались торговые пути. Старые города начали понемногу оживать. Более того, в течение сравнительно короткого времени, с начала 12 до конца 13 века, возникло большое количество новых городов. Они появлялись на перекрестках дорог, у бродов и мостов, под стенами рыцарских замков и монастырей.  До сих пор в названиях многих европейских городов можно услышать отголоски той эпохи. То и дело в них повторяется “нью” или “нуово” (новый), “бридж” (мост), “форд” или “фурт” (брод), “касл” или “кастель” (замок), “сент” или “сан” (святой), “бург” (крепость). А один крупный город на территории нынешней Бельгии, возникший у моста, где велась бойкая торговля, назвали просто Брюгге, то есть “Мост”.

 Как, когда и где возникали города? Историки выделяют несколько путей их образования. Во-первых, средневековые города образовывались (вернее, восстанавливались) на месте старых античных городов. Как правило, там еще со времен Римской империи находились резиденции епископов и некоторых крупных светских феодалов. Вокруг них всегда жило достаточно много людей – придворных, военных, слуг, ремесленников.  Кроме того, древние города были построены в удобных для торговли местах – на берегах морей и крупных рек, перекрестках больших дорог. Почти все итальянские города, а также Париж (бывшая Лютеция), Кельн (бывшая римская колония Агриппина), Базель (Базилия), Лондон (Лондиний) и многие другие провинциальные города Западной Римской империи ведут свою историю с античных времен и пережили второе рождение в эпоху позднего средневековья.

 Иногда новые города основывались на месте древних варварских военных укреплений (бургов). Они со временем превратились в резиденции графов, центры их владений. Но одного только наличия военного лагеря было, как правило, недостаточно для того возникновения городов. Не менее важным было удобство географического положения.  Подходящими были места, которые располагались вблизи переправ, речных путей и находились на более или менее одинаковом расстоянии от нескольких окрестных деревень. Жители округи собирались здесь, чтобы обменяться произведенными ими продуктами и приобрести необходимые вещи: орудия труда, одежду, украшения. Там можно было встретить и купцов из дальних стран. Такие места, где постоянно велась торговля, назывались рынками.

 Некоторые люди стали жить вблизи рынков постоянно. Одни из них, купцы, занимались посреднической торговлей, то есть покупали товар, чтобы с выгодой продать его где-нибудь в другом месте. Другие, ремесленники, производили орудия труда, посуду, одежду и другие вещи на продажу.

 Откуда взялись эти люди? Ведь мы знаем, что средневековое хозяйство было натуральным, то есть каждая деревня и каждое феодальное поместье само обеспечивало себя всем необходимым. Это так. Но со временем “натуральность” становилась все слабее, происходило разделение труда.

 С одной стороны, появились нововведения в сельском хозяйстве, такие, как трехполье, упряжь с жестким хомутом, железный плуг. Все это позволяло производить больше продуктов, так что у крестьян нередко даже после уплаты всех оброков оставалось еще немного зерна, фруктов или вина. Излишки продуктов они могли продать или обменять на необходимые в хозяйстве вещи.

 С другой стороны, орудия труда и предметы утвари совершенствовались. Поэтому их производство усложнялось. Например, отковать железный плуг или соткать тонкое полотно мог далеко не каждый. Вот и появились люди, которые занимались только ремеслом и не тратили время на обработку земли. Прокормиться они могли, выменивая свои изделия на продукты у соседей. Затем некоторые из этих людей стали покидать свои родные деревни, чтобы обосновываться там, где можно было с наибольшей выгодой сбыть свои изделия, рядом с рынками.

 Обычно сеньор, владевший землей, на которой возникал рынок, покровительствовал ему. Рынок обеспечивал землевладельцу дополнительные доходы в виде пошлин с торговцев, земельной ренты, оброка с живущих вокруг рынка ремесленников. Сеньоры часто приглашали купцов и искусных ремесленников селиться близ своих замков, обещая им покровительство и защиту. Так возникали поселения, на месте которых вырастали города.

 Постепенно они становились административными, церковными и торговыми центрами. В городе или неподалеку от него находился замок местного сеньора. В городе же находилась резиденция епископа, а, следовательно, центр церковного округа – епархии. Наконец, как уже говорилось, в городе находился рынок (иногда не один), а если город стоял на берегу моря или реки – то еще и порт или торговые причалы. Для защиты от нападений вокруг городов выкапывали рвы и возводили стены, как вокруг замков феодалов.

Литература:

1.Агибалова Е.В.,  Донской Г.М.  История Средних веком 6 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений. - М.: Просвещение, 2013г.

2.Рабочая тетрадь по истории средних веков.автор Крючкова Е.А.

 3.Атлас по истории Средних веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование средневековых городов

Урок по теме Формирование средневековых городов...

"Формирование средневековых городов"

Тест по теме: "Формирование средневековых городов" 6 класс....

Тема урока " Формирование средневековых городов"

Технологическая карта урока по истории для 6 класса....

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Методическая разработка урока по истории в 6 классе...

Разработка урока истории в 6 классе "Формирование средневековых городов"

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока истории в 6 классе. На уроке использованы различные формы работы детей в классе:групповая, работа с картой, индивидуальная работа, "ожившая картина". Надеюсь...

Урок в 6-м классе по Истории Средних веков: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

Урок в 6-м классе по Истории Средних веков. Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»....