Методическая разработка "Олимпийский игры в Греции"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Дубровская Елена Евгеньевна

Цели урока:

Предметные:

 -сформировать представление  о значении Олимпийских игр в жизни      древних греков

 -познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр;

показать связь древних игр с современностью

-формировать умение  анализировать текстовой материал

-познакомить учащихся с основными терминами и понятиями темы

  урока: ипподром, атлет ,стадион, олимпионик ,церемония

Метапредметные:

Формировать личностные универсальные личные действия :

-сформировать мировоззрение ,соответсвующее современному

уровню  развития науки

- осознавать значение  современного Олимпийского движения

воспитание чувства прекрасного, стремления к физическому совершенству;

пробудить интерес к занятиям спортом;

воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре стран и народов.

Формировать познавательные УУД:

-умение  определять понятия  и создавать обобщения, устанавливать

аналогии;

-формировать смысловое чтение как осмысление цели чтения и умение  

адекватно и осознанно  строить речевое высказывание в  устной

и письменной речи

 -продолжить развитие у учащихся навыков работы с учебником, историческим источником, умения выделять главное, составлять рассказ;

Формировать коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в   коллективном

обсуждении  вопроса ,строить взаимоотношения со сверстниками

 - развивать логическое мышление, память, устную монологическую речь при ответах на вопросы, ар­гументировать свою точку зрения.

воспитание чувства прекрасного, стремления к физическому совершенству;

Оборудование: карта «Древняя Греция», контурные карты, учебник, рабочая тетрадь; компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_olimpiyskie_igry_v_gretsii.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

                 Дубровская Елена Евгеньевна, учитель истории   и обществознания ГБОУ  №  643         Московского района Санкт-Петербурга

              Тема урока: Олимпийские игры в древности.5 класс (базовый уровень)

       Учебники  и учебные пособия:

       1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая  И.С. История Древнего мира.5 класс под ред  .А.А.Искандерова .-2-е изд.-М.Просвещение,2013

       2.Рабочая тетрадь по истории древнего мира ч.2

  Место урока в системе уроков:

   раздел  4 .Древняя Греция  Урок 43. Олимпийские игры

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы  работы на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная.  Используемые педагогические технологии: проблемного  обучения,

группового обучения, дифференцированного обучения, ИКТ.

Цели урока:

Предметные:

 -сформировать представление  о значении Олимпийских игр в жизни      древних греков

 -познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр;

показать связь древних игр с современностью

-формировать умение  анализировать текстовой материал

-познакомить учащихся с основными терминами и понятиями темы

  урока: ипподром, атлет ,стадион, олимпионик ,церемония

Метапредметные:

Формировать личностные универсальные личные действия :

-сформировать мировоззрение ,соответсвующее современному

уровню  развития науки

- осознавать значение  современного Олимпийского движения

воспитание чувства прекрасного, стремления к физическому совершенству;

пробудить интерес к занятиям спортом;

воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре стран и народов.

Формировать познавательные УУД:

-умение  определять понятия  и создавать обобщения, устанавливать

аналогии;

-формировать смысловое чтение как осмысление цели чтения и умение  

адекватно и осознанно  строить речевое высказывание в  устной

и письменной речи

 -продолжить развитие у учащихся навыков работы с учебником, историческим источником, умения выделять главное, составлять рассказ;

Формировать коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в   коллективном

обсуждении  вопроса ,строить взаимоотношения со сверстниками

 - развивать логическое мышление, память, устную монологическую речь при ответах на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

воспитание чувства прекрасного, стремления к физическому совершенству;

Оборудование: карта «Древняя Греция», контурные карты, учебник, рабочая тетрадь; компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

План:

Организационный момент — 1 мин.

Актуализация — 10 мин.

Изучение нового материала — 25 мин.

Закрепление — 4 мин.

Рефлексия — 4 мин.

Домашнее задание — 1 мин.

Слово учителя : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим  изучение   истории  Древней Греции.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснение нового материала учителем сопровождается демонстрацией презентации.

Слайд 1 — эмблемы олимпийских игр разных лет

Учитель. Итак, тема нашего сегодняшнего урока... А впрочем, попытайтесь сами догадаться, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Учитель. Всё верно, это эмблемы Олимпиад.

А родиной Олимпийских игр считается Древняя  Греция.

Тема нашего урока — «Олимпийские игры  в древности». (Слайд2)

Ознакомьтесь с планом нашего урока. (Слайд 3)

 Попытайтесь сформулировать основные  вопросы о том, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке .

Предполагаемые вопросы учащихся:

Где проводились первые Олимпийские игры?

Когда были проведены первые Олимпийские игры?

Кто принимал участие в первых Олимпийских играх?

Учитель. Прежде  чем мы начнём нашу работу  я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один  вопрос, ответ на который вы дадите в конце урок!

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим  праздником?

Ответы учеников.

Слово  учителя : «Да  победят сильнейшие»  -этим призывом греки приглашали принять участие в Олимпийских играх. День за днём 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводили их один раз в 4 года, проходили они летом и продолжались 5 дней.

      Раз в четыре года по всей Греции объявлялось священное перемирие. Все войны прекращались, и в город Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа. Начинались Олимпийские игры.

       Достоверно установлено, что  первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Однако, по мнению греков, в этот год состоялось возобновление Игр, а на самом деле самые первые Олимпийские игры организовал в глубокой древности великий герой Геракл. Просто из-за войн их долгое время не проводили.

      Ученик  ( который получил задание заранее) :

Представьте себе Олимпию в дни игр! По реке Алфей  поднимаются корабли до самой Олимпии. По дорогам идут пешком простые эллины, едут верхом или на повозках богачи. Вереницей тянутся священные посольства из разных городов, соперничая в пышности и великолепии. В долине пестреют разноцветные палатки, купцы торгуют съестными припасами. Учёные показывают свои изобретения, художники выставляют картины. На ступенях храмов поэты, ораторы, писатели читают свои произведения. Впереди — пять замечательных дней  

      Давайте представим себе, что мы с вами являемся участниками древнегреческих Олимпийских игр и направляемся в место  проведения  игр — Олимпию.

      Задания для работы в парах (Слайд 4 — карта):

      На контурной карте ( в рабочей тетради ) отметьте место проведения Олимпийских игр .

Вопросы для фронтального опроса (Слайд 5):

Где располагалась Олимпия? (Этот город располагался на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)

Почему центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Ответ на данный вопрос может быть предположительным)

Слово учителя  : (1297 м) на севере Греции. С ней связывают называние богов «олимпийцами». Но, разумеется, у Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления.

В честь кого древние греки устраивали Олимпийские игры? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр». Откройте учебник, найдите нужный отрывок и дайте ответ на вопрос.

Ученики работают с текстом на с. 151, дают ответ на вопрос. (Слайд 6)

Слово   учителя :. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. (Слайд 7)

Дату записывают в тетрадь.

Слово  учителя:

На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. И только женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.

 Почти за год до начала состязаний все участники игр обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. Уже за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжали подготовку.

Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, покровителем которых был Гермес — вестник богов. (Слайд 8)

 На Олимпийские игры со всей Греции съезжались атлеты и зрители состязаний. Лучшие атлеты Греции тщательно готовились к соревнования Уже за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжали подготовку.  (Слайд 9)

 В состязаниях могли участвовать только полноправные, свободнорождённые граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был.

Во время игр объявляли «священное перемирие». Войны прекращались. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться в Олимпии с оружием. Нарушителей карали большим денежным штрафом и только после того, как город, нарушивший мир, вносил штраф, атлетов из этого города допускали к состязаниям. Во время перемирия даже пираты и разбойники не нападали на путников. На короткое время праздник в Олимпии сплачивал всех греков. Итак, состязания начинались...

Порядок проведения Олимпиады был строгим: сначала открытие, затем проходили сами соревнования ,завершался праздник закрытием Олимпиады. (Слайд 10)

Во время открытия Олимпиады, атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Воросы  к учащимся  ;

Как вы думаете, что являлось обязательным ритуалом на открытии Олимпийских игр? (Зажигание огня)

Сохранился ли сейчас данный обычай?(Да)

Первый и последний дни, в основном, были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвёртый — включали только разного рода соревнования. Программа игр состояла из различных видов спорта: борьбу, бег, заезды на колесницах, метание диска и т. д. (Слайд 11)

      Место состязаний, как и сейчас, называлось стадионом. (Слайд 12)

Слово  учителя :

Праздник в Олимпии занимал пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Потом назначалась специальная комиссия. Это были главные судьи состязаний. Они следили за тем, чтобы соблюдались все правила игр. Запрещалось прибегать к незаконным приемам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.

 Следующие три дня были полностью посвящены соревнованиям. Олимпийские игры включали несколько видов спорта. Основные: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все вместе они назывались пятиборьем.

Итак  ,представим ,что соревнования начинаются.

Первый день

В первый день игр обычно проводили состязания бегунов. Выйдя на стадион, они вынимали из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Судья распределял спортсменов на группы в соответствии с номерами. Победителем объявляли того, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали судьи. После забегов всех групп атлетов начинались финальные состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого  олимпионика  — победителя в простом беге.

Второй день

      Во второй день проходили состязания пятиборцев. Они должны были показать своё мастерство сразу в пяти видах спорта: борьбе, беге, прыжках в длину, метании копья и метании диска. Интересно, что прыгунам в длину позволялось для усиления толчка использовать гири — спортсмен резко выбрасывал вперёд руки с гирями, когда отталкивался от земли. (Слайд 13)

       Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считали священным предметом. (Слайд 14)

      Обнажённые борцы, тела которых были натёрты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, также подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для поединка. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой,  пока не оставались двое сильнейших (такую форму проведения турнира до сих пор называют  олимпийской). Их схватка решала, кто же будет олимпиоником по борьбе. (Слайд 15)

Третий день

      Одним из самых зрелищных состязаний третьего дня были кулачные бои, следовавшие за борьбой и представлявшие собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, кулаки, обёрнутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносили серьёзные, а иногда и смертельные увечья. Победителем становился тот, чей противник признал себя побеждённым или был не в состоянии продолжать бой. (Слайд 16)

Четвёртый день

      Четвёртый день был посвящён состязаниям детей.

Пятый день

        Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Их устраивали на ипподроме — место для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки. (Слайд 17) На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы  сталкивались и возничие получали травмы.

      В этот же день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город.  Олимпиоников награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурными лентами. Зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Слава об олимпиони- ках переживала века. (Слайд 18)

      Учитель. Знаменитые атлеты жили долго: они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них участвовали в соревнованиях 8, а то и 10 олимпийских игр. А когда олимпионик  возвращался домой, все жители города выходили встречать его. (Слайд 19). В городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почётном месте, до конца жизни его кормили бесплатным обедом.

        В 394 году нашей эры император Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр, а в 426 году по приказу Феодосия II был сожжён город Олимпия. Казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь!

      Работа с лентой времени в тетради.

       Вопросы учащимся :

      Сколько лет  проводились античные Олимпийские игры?

      Олимпиады были возобновлены в 1896 году. Сколько лет они не проводились?

Слово  учителя  :

 Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. (Слайд 20)

       В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. 29 лет де Кубертен был бессменным президентом международного олимпийского комитета. В 1912 году он написал олимпийский гимн «Ода спорту». (Слайд21)

        В 1913 году появилась олимпийская символика в виде пяти переплетённых колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее». Переплетённые кольца символизируют объединённые в Олимпийское движение пять континентов. Цвета

       красный — Америка, жёлтый — Азия, зелёный — Австралия. (Слайд 22)

       Зажигание олимпийского огня — один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия игр, ему предшествует факельная эстафета, берущая начало в Греции. Впервые церемония зажигания олимпийского огня была проведена на играх XI Олимпиады в 1928 году в Амстердаме и на зимних играх в 1952 году в Осло. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия. У любой Олимпиады есть свой талисман. Обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. На летних играх 1968 года в Мехико талисманом был ягуар. Талисманом Монреальской  Олимпиады-76 был симпатичный бобёр. Московской  0лимпиады-80 — бурый медвежонок Миша. (Слайд 23)

      участие в играх, проходивших в Советском Союзе. Несмотря на это, в Играх приняли участие 5603 спортсмена из 81 страны. На играх было зарегистрировано 36 мировых, 76 олимпийских, 40 европейских рекордов.

       Столицей XXII зимних Олимпийских игр в 2014 году стал г. Сочи. Период проведения: с 7 по 23 февраля 2014 года.   Все   мы  смотрели   олимпиаду по телевизору и  радовались за  наших спортсменов.

(Слайд 24-  27)

Рефлексия :

       Сегодня на уроке я узнал, что... (Слайд  28 )

     Родиной Олимпийских игр является...

Первые в истории Олимпийские игры были проведены...

Город Древней Греции, в котором проводили Олимпийские игры, назывался...

Олимпийские игры устраивали в честь...

Олимпийские игры в Древней Греции продолжались...

Соревнование одного человека в пяти видах спорта называлось...

Участник состязаний, человек крепкого телосложения….

Слово  учителя : А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу: какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Ответы учащихся.

Слово  учителя :

. Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу..., которые получают оценки «хорошо» и «отлично». Всем остальным желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Вы  хорошо усвоили  материал .

      Хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, который развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Я надеюсь, что  может  быть  кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

Домашнее задание    : закрепить пройденный материал по параграфу  33. Также  вам необходимо выполнить задания  на выбор:

1.Составить рассказ  об Олимпийских играх от имени участника или  зрителя

2.Нарисовать рисунок «Иллюстрация к теме Олимпийские игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра Древняя Греция

Урок-игра представлен в виде презентации....

Урок-игра Древняя Греция

В данном материале включены тестовые задания, кроссворды, работа с понятийным материалом....

Урок-игра "Древняя греция"

Тест можно использовать как в качестве индивидуальной работы учащихся, помимо этого есть вариант использования теста в виде  презентации....

Макет проекта «Олимпийские игры Древней Греции»

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НПО и ООО...

Сценарий спортивного праздника «Олимпийские Игры Древней Греции».

Сценарий спортивного мероприятия, посвещенного олимпийскому движению....

Спортивные игры в Греции. Олимпийские игры

История о Олимпийских играх...