Когда тыл становится фронтом
классный час по истории (9 класс) на тему

Ситникова Ольга Анатольевна

Цели: 1.  Показать значение тыла в ходе Сталинградской битвы и в исходе Великой Отечественной войны. 
2. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа. 
3. Способствовать формированию патриотизма и гражданственности.

4. Познакомить учащихся с историей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kl.chas_2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ "Ленинская сош №1"

Ленинского района Волгоградской области

учитель истории,

 Ситникова Ольга Анатольевна

Уроки Победы

Классный час в 9 А классе (13 марта 2015 года)

Тема: "Когда тыл становится фронтом": начало оборонительного периода Сталинградской битвы"

Цели: 1.  Показать значение тыла в ходе Сталинградской битвы и в исходе Великой Отечественной войны. 
2. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа. 
3. Способствовать формированию патриотизма и гражданственности.

4. Познакомить учащихся с историей родного края.

Ход занятия:

Учитель:

Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный и наступательный. Оборонительный период начался 17 июля 1942 г. и завершился 18 ноября 1942 г. С 13 сентября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. в городе шли ожесточенные уличные бои.  Наступательный период начался с контрнаступления советских войск 19 ноября 1942 г. и завершился победой советских войск 2 февраля 1943 г.

Ведущий 1:

Однако не только бойцы армии участвовали в обороне Сталинграда. Мирное население сыграло огромную роль. Женщины, старики, подростки по-своему, как могли боролись с захватчиками и помогали фронту.

Ведущий 2:

Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на Тракторном заводе, писал: "В одном из цехов идет горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками - рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу.  Когда в дальний угол цеха ударил снаряд и осколки стекла, брызнув, упали им под руки, они даже не оглянулись, продолжая возиться в моторе танка. Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспаленных от бессонницы глаз".

Ведущий 3:

Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года.

На мельницу № 4 поступил учеником пионер Саша Килин. Когда мастер Подольский ушел на фронт, Саша сталь работать на его рабочем месте, успешно выполняя дневные нормы.

Ведущий 1:

 В одной из рыболовецких бригад трудился пионер Ваня Митрофанов. Ежедневно для бойцов Красной Армии на рыбозаводе "Молодогвардеец" мальчик заготавливал по 15 кг сушеной рыбы.

Братья Михаил и Максим Серегины (колхоз "Батрак" Чернышковского района) взяли к себе в бригаду пионера-пятиклассника Петю. Работая на комбайне, мальчик убрал зерновых на 400 гектарах и с экономил 300 кг горючего.

Ведущий 2:

Были у пионеров и свои передовики. Бригада Вити Пономарева из Нижнечирского района ежедневно выгружала на элеваторе или на току 60-70 центнеров зерна, а всего в районе трудилось 8 таких бригад с общим числом в них до 200 ребят.

Ведущий 3:

С начала войны и до ее окончания школьники занимались общественным трудом. Школы брали под свою ответственность  1-2 гектара пашни или плантации, проводили на них весь цикл сельхозработ. Урожай шел в фонд обороны страны. Эти гектары называли фронтовыми. В Киквидзенской школе выращено 2 га проса, 1 га ячменя. Подростки осваивали трактор и комбайн. Всего было подготовлено 35 тысяч механизаторов широкого профиля.

Учитель:

Дети заменяли отцов, братьев и сестер, ушедших на фронт или в партизаны. Учителя стремились опережать своих воспитанников в умении водить трактор или автомобиль. Ольга Санкина из Калачевского района одна из первых среди учителей овладела комбайном. В Ленинском районе 40 учителей работали механизаторами в грозное лето 1942 г.. В колхозах и совхозах области трудилось более 100 тыс. учащихся. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров.

Ведущий 1:

Юные сталинградцы не уступали сельским ребятам в труде. Для удобрения пионеры 11-й школы Сталинграда собрали каждый по 20-30 ведер золы.

Серьезная опасность нависла над элеватором Клетского района. Зерно могло достаться врагу, который уже подходил к границам области. И тогда все - от 5-летних до пожилых стариков вышли на строительство 12 переправ через Дон. На помощь Сталинградский комитет обороны прислал военных саперов, грузовики. В течение одной ночи навели переправы и началась эвакуация зерна.

Ведущий 2:

Словно муравьи, цепочки детей, подростков и взрослых передавали из рук в руки ведра, корзины с драгоценным грузом. Последний в цепочке высыпал на баржу или в машину, на подводы зерно. Пустая емкость таким же путем передавалась назад. В людском конвейере часто попадались пятилетние малыши. Они несли зерно в молочных бидончиках, но ни за что не хотели бросить работу. Так было спасено 770 тыс. центнеров хлеба.

Ведущий 3:

В машинно-тракторных станциях и мастерских совхозов самоотверженно трудились подростки. На расточке гильз и валов юный токарь Тужик из совхоза "Троргунский" Палласовского района не уходил от станка до тех пор, пока не выполнит плановое задание.  13-летний Володя Гатченко за короткое время лета 1942 г. перевез 400 ц. сена. Ваня Пенский 4 года проработал чабаном вместе с отцом. С 16 апреля по 3 мая 43-его года он сохранил 130 ягнят при норме 120 от 100 овцематок. От колхоза "Красное знамя" Эльтонского района мальчику была вручена премия в сумме 300 руб.

Ведущий1:

Свой вклад в оборону Сталинграда внесли и жители прифронтовых районов области. Фронт от города Фролово находился в 30 км, городу угрожала опасность. Подростки, женщины, старики создавали оборонительные рубежи. В материалах музея локомотивного депо ст. Арчеда сохранились следующее описание событий тех дней: "Ст. Арчеда противник бомбил непрерывно. Все здания на станции фашисты уничтожили, не осталось ни одного помещения. И все же составы шли к фронту. Днем фашисты разбомбят пути, а в сумерки путейцы их восстановят".

Ведущий 2:

В условиях, когда правый берег Волги фактически становился фронтом, а левый - тылом, волжские переправы стали жизненно важным фактором. Они осуществляли доставку боеприпасов, медикаментов, продовольствия, резервов с левого берега, а с правого - переправляли раненых в госпитали, оборудованные в неглубоком тылу.

Ведущий 3:

С началом войны школы города и области оказались в трудном положении. В них размещались эвакуированные семьи, воинские части. В городском Дворце пионеров 10 декабря 1941 г. находился штаб Харьковского военного округа. Из 113 школьных зданий в распоряжении Сталинградского гороно осталось 10. Усилия руководителей районов и области, учителей, вожатых направлялись на то, чтобы дети учились.

Учитель:

 Занятия переносились на квартиры детей и учителей, в красные уголки заводов и учреждений, в библиотеки, даже в помещения аптек. В Краснооктябрьском районе дети обучались в 129 неприспособленных помещениях, в Ерманском (ныне Центральный) - в 126. Везде, в селе и городе школы работали в три и более смен. Не хватало учителей. Несмотря на все усилия, отсев из школ учащихся был большой. В 1941-42 учебном году почти 25 тысяч учеников не посещали школы. Причины уважительные: заняли место отцов у станков или тракторов, большая семья - старшие должны обеспечить питание младших, у многих не стало обуви и одежды. В школах не топились печи. Неприспособленные помещения промерзали, стояла лютая стужа. Ученики не могли писать чернилами,  они тоже замерзали.

Ведущий 1:

В дни Сталинградской битвы и наш, Ленинский район стал ближайшим тылом для Красной Армии. Только в 1942 году в районе вступили в строй 10 новых промышленных предприятий, на которых выпускалось 46 видов военной продукции для фронта, на сумму более чем 2 млн.рублей. Здесь располагались тыловые части боевых соединений Сталинградского фронта, базировались части 8-ой Воздушной Армии.

Ведущий 2:

 Райцентр превратился в лазарет :школы, библиотеки, магазины и даже частные дома были заняты госпиталями.  В 1942 г. в Ленинске располагались 24 госпиталя, в которых лечились эвакуированные советские солдаты и офицеры. В госпиталях города получали медицинскую помощь свыше 15 тысяч человек. Всего через эвакуационные пункты Ленинска прошло около 250 тысяч человек.

Ведущий 3:

В райцентр были приняты на временное содержание десятки тысяч голов крупного рогатого скота. Жители района активно участвовали в строительстве оборонительных сооружений, железной дороги Владимировка - Сталинград, семи аэродромов.

Учитель:

12 сентября 1941 года было принято решение о строительстве железной дороги Владимировка - Сталинград. Жителям Ленинского района было поручено строительство 42 км железной дороги. В очень сжатые сроки построили железнодорожную ветку «Владимировка – Сталинград», связавшую Заволжскую территорию с железной дорогой Саратов – Астрахань. Новую дорогу решили проложить в первую очередь для стабилизации снабжения оборонных предприятиях юга СССР, в том числе Сталинградского тракторного завода, который с первых дней войны был переведён на производство новейших танков. 

Дорога позволила доставлять кратчайшим путем к Сталинграду войсковые части, боевую технику, боеприпасы и продовольствие. Основной строительной силой стали тысячи стариков, женщин и подростков Ленинского района, Владимировки, Заплавного.

Ведущий 1:

На стройке железной дороги побывал Маршал Советского Союза С. М. Будённый. Чтобы ускорить работы, Семён Михайлович предложил организовать встречную укладку пути. Из Сталинграда на левый берег паромами стали доставлять рельсы и шпалы, развозить по линии и укладывать в путь. Жители Ленинского района своими руками разгружали баржи, грузили шпалы и рельсы на гужевой транспорт( лошади, быки, волы, верблюды) и доставляли к месту строительства.

Ведущий 2:

10 тысяч жителей района строили дорогу. В основном это были женщины, и дорогу стали называть «женской». Лопаты, лом, кирка и деревянные носилки были главными орудиями труда. Не хватало одежды и обуви, питание было одноразовым, а рабочий день длился от зари до зари.

Ведущий 3:

Как только были проложены первые километры пути, на них начали выставлять переправленные вагоны с эвакогрузами. Это осложняло работу строителей, но иного выхода не было: Сталинградский узел забит.

Учитель:

 В конце декабря 1941 года был выполнен огромный объем работы: было перемещено в ручную боле миллиона кубометров земли, уложено около 200 км путей, построено более 50 временных мостов и водопропускных труб.

Несмотря на трудности, дорога была построена всего за 2,5 месяца (72 дня) и вошла в строй 27 декабря 1941 года.

Ведущий 1:

 С Урала и из Сибири по этой дороге подвозились сырьё и грузы для оборонной индустрии Сталинграда. В дни великой битвы на Волге эта железная дорога являлась единственной линией, подходящей непосредственно в ближайший тыл Сталинградского фронта. По этой дороге шли сотни эшелонов с боевой техникой, личным составом, продовольствием, горючим. Назад на восток шли поезда с ранеными, беженцами, заводским оборудованием.

Ведущий 2:

Железная дорога Сталинград — Владимировка являлась основной артерией доставки живой силы, техники и боеприпасов к Сталинграду в 1942—1943 годах и сыграла огромную роль в победе Красной армии в Сталинградской битве.

Учитель:

Наши земляки внесли немалый вклад в победу Сталинградской битвы ,они также храбро сражались и  на фронтах. Восемь человек удостоены высокого звания - Герой Советского Союза. Это уроженцы Ленинска, Заплавного, Царева, Солодовки: Битюцкий Петр Семенович, Зайцев Иван Николаевич, Коробов Александр Васильевич, Ломакин Василий Андреевич, Миловатский Василий Григорьевич, Шустов Михаил Павлович, Ястребов Василий Петрович, Сидоренко Ростислав Иванович.

И нам, ныне живущим, нужно знать и помнить историю своей страны и историю родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Если я когда-нибудь стану папой или мамой, то..."

Классный час для 8-9 кл. проводится на башкирском языке....

Когда трагедия становится судьбой

Презентация посвящена трагической странице в истории калмыцкого народа: тотальной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года....

Когда слова становятся крылатыми».

Интересное внеклассное мероприятие...

урок-память "Когда трагедия становится судьбой"

Урок-память посвящен депортации калмыцкого народа, изображения в произведениях калмыцких писателей и поэтов....

Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла (Лаптевой М....

Факультативный курс Когда общение становится профессией (для обучающихся 9-х классов)

Основное направление при построении курса направлено на знакомство обучающихся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и рассчитана на 34 часа, 1 час в неде...